Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Попова Екатерина Александровна

В рабочей программе присутствуют такие разделы как:

1)содержание программы;

2)планируемые результаты;

3)календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_okruzhayushchiy_mir_3_klass.docx49.24 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗДЕЛ I

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебно – тематический план

3 класс

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

1

Как устроен мир

6

2

Эта удивительная природа

18

3

Мы и наше здоровье

9

4

Наша безопасность

8

5

Чему учит экономика

11

6

Путешествия по городам и странам

16

Итого:

68

            Как устроен мир (6 часов)

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей. Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение — ступеньки познания человеком окружающего мира. Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — часть общества. Человечество.Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
          Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.
Практические работы: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц.

Эта удивительная природа (18 часов)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
          Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
         Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
         Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
         Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
            Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.).
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
           Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.

Мы и наше здоровье (9 часов)

Организм человека. Органы и системы органов.
Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса.

Наша безопасность (8 часов)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.
Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.

Чему учит экономика (11 часов)

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в ХХI веке.
Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.

Путешествие по городам и странам (16 часов)

Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, — наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объекто
в.

         Формы работы

  1. Фронтальная
  2. Групповая
  3. Индивидуальная
  4. Работа в парах
  5. Практическая
  6. Проектная деятельность

     Виды  учебной деятельности

  • понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;- анализировать текст  учебника, извлекать из него необходимую информацию;
  • классифицировать  и сравнивать объекты неживой и живой природы;
  • оценивать ответы одноклассников;
  • осуществлять самопроверку;
  • формулировать выводы из изученного материала;
  • приводить примеры;
  • наблюдать опыт;
  • высказывать предположения,  объясняющие результат опыта;
  • использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в

рабочей тетради;

  • находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных,
  • различать внешность человека и его внутренний мир;
  • моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр;
  • определять место человека в мире;
  • характеризовать семью, народ, государство как части общества;
  • обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества;
  • сопоставлять формы правления  в государствах мира;
  • устанавливать причинно – следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды;
  • различать положительное и отрицательное влияние человека на природу;
  • готовить сообщение о заповедниках и национальных парках;
  • определять цель проекта;
  • распределять обязанности по проекту в группах;
  • собирать материал в дополнительной литературе, ИНТЕРНЕТЕ, подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки,  слайды),  изготавливать недостающие иллюстрации (ФОТОГРАФИИ, рисунки),
  • оформлять стенд, презентовать проект;
  • характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», классифицировать тела и вещества;
  • приводить примеры естественных и искусственных тел, твердых, жидких и газообразных веществ.

РАЗДЕЛ II

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  Программа обеспечивает достижение обучающимися 3 классов следующих  предметных результатов.

Обучающийся научится:

• находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;

•  осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;

•  находить на карте страны — соседи России и их столицы;

•  определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;

•  осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;

• различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;

• различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;

• проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;

• исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;

• классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;

•  пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;

• обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

• приводить примеры растений и животных из Красной книги России;

•  использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;

• устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;

•  использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;

•  оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

•  вырабатывать правильную осанку;

•  выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;

• понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;

•  правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;

• соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;

•  понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;

• соблюдать правила безопасного поведения в природе;

• понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;

• раскрывать роль экономики в нашей жизни;

• осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;•

различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;

•  понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;

•  объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;

• понимать, как ведётся хозяйство семьи;

• обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;

• рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);

•  приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;

•  использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.


РАЗДЕЛ III

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Количество       часов

Дата проведения

Примечание

по плану

фактически

Как устроен мир - 6 ч.

1

Царства живой природы (растения, грибы, бактерии, животные).

1

1.09

2

Человек – часть природы

1

4.09

3

Проект «Богатства, отданные людям»

1

8.09

4

Человек как член общества. Человечество

1

11.09

5

Мир глазами эколога.

1

15.09

6

Природа в опасности. Обобщение по теме "Как устроен мир". Тест.

1

18.09

Эта удивительная природа – 18 ч.

7

Тела, вещества, частицы.

1

22.09

8

Разнообразие веществ.

Практическая работа №1 «Исследуем продукты на содержание крахмала»

1

25.09

9

Воздух как смесь газов. Свойства воздуха. Охрана чистоты воздуха.

1

29.09

10

Вода как вещество Практическая работа №2 «Исследуем свойства воды»

1

2.10

11

Три состояния воды. Круговорот воды в природе 

1

6.10

12

Использование воды человеком. Источники загрязнения воды.

1

9.10

13

Почва как верхний плодородный слой земли. Состав почвы. Практическая работа №3 «Исследуем свойства почвы»

1

13.10

14

Разнообразие растений.

1

16.10

15

Дыхание и питание растений, связи между растениями и окружающей средой.

1

20.10

16

Размножение и развитие растений.

Практическая работа №4 «Изучаем способы распространения плодов»

1

23.10

17

Охрана растений. Тест.

1

27.10

18

Разнообразие  животных.

1

30.10

19

Приспособление животных к добыванию пищи, защите от врагов

1

10.11

20

Проект «Разнообразие природы нашего края».

1

13.11

21

Размножение  и развитие животных.

1

17.11

22

Охрана животных.

1

20.11

23

Разнообразие грибов.

1

24.11

24

Великий круговорот жизни. Обобщение по теме " Эта удивительная природа ". Тест.

1

27.11

«Мы и наше здоровье» - 9 ч.

25

Анатомия, физиология. Гигиена как наука. Практическая работа №5 «Измеряем свой рост и массу тела»

1

1.12

26

 Органы чувств.

1

4.12

27

Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий. Практическая работа №6 «Исследуем нашу кожу»

1

8.12

28

Опорно-двигательная система, ее роль в организме человека.

1

11.12

29

Питательные вещества. Пищеварительная система.

Практическая работа №7 «Изучаем состав продуктов» 

1

15.12

30

Проект «Школа кулинаров».

1

18.12

31

Дыхательная и кровеносная системы, их строение и работа. Практическая работа №8 «Учимся измерять пульс»

1

22.12

32

Закаливание как фактор предупреждения заболеваний, способы закаливания.  Умей предупреждать болезни.  

1

25.12

33

Здоровый образ жизни. Обобщение по разделу «Мы и наше здоровье».  Тест.

1

12.01

«Наша безопасность» - 8 ч.

34

Огонь, вода и газ. Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа.

15.01

35

Правила безопасного поведения пешехода, велосипедиста, пассажира.

1

19.01

36

Дорожные знаки.

1

22.01

37

Проект «Кто нас защищает».

1

26.01

38

Правила поведения в потенциально опасных местах.

1

29.01

39

Природа и наша безопасность.

1

2.02

40

Правила экологической безопасности.

Практическая работа №9 «Учимся пользоваться бытовым фильтром для воды».

1

5.02

41

Обобщение по разделу «Наша безопасность».  Тест.

1

9.02

«Чему учит экономика» - 11 ч.

42

Роль экономики в жизни человека.

1

12.02

43

Природные богатства и труд

людей – основа экономики.

1

16.02

44

Полезные ископаемые. Значение, способы добычи охрана полезных ископаемых

Практическая работа № 10 «Исследуем полезные ископаемые»

1

19.02

45

Растениеводство как отрасль сельского хозяйства.

Практическая работа №11 «Учимся сравнивать и описывать культурные растения»

1

23.02

Данная тема проведена 26.02

46

Животноводство как отрасль сельского хозяйства.

1

26.02

47

Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности.

1

2.03

48

Проект «Экономика родного края».

1

5.03

49

Роль денег в экономике. Виды денежных знаков.

Практическая работа №12 «Изучаем российские монеты»

1

9.03

50

Государственный бюджет.  Источники доходов.

1

12.03

51

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.

1

16.03

52

Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую  среду. Обобщение по разделу « Чему учит экономика ».  Тест.

1

19.03

«Путешествия по городам и странам» - 16 ч.

53

Золотое кольцо России – слава и гордость страны.

1

23.03

54

Золотое кольцо. Сергиев – Посад, Переславль – Залесский, Ростов.

1

2.04

55

Золотое кольцо России. Ярославль, Кострома   и их достопримечательности

1

6.04

56

Золотое кольцо России. Иваново, Суздаль, Владимир  и их достопримечательности.

1

9.04

57

Проект «Музей путешествий»

1

13.04

58

Государства, граничащие с Россией, их столицы.

1

16.04

59

Страны севера Европы.

1

20.04

60

Страны Бенилюкса.

1

23.04

61

Страны центра Европы

1

27.04

62

Путешествие по Франции.

1

30.04

63

Путешествие по Великобритании.

1

4.05

64

Страны на юге Европы.

1

7.05

65-66

Путешествие по  знаменитым местам Мира.

2

11.05

67

Обобщение по разделу

« Путешествия по городам и странам ».  Тест.

1

14.05

68

Проект « Путешествия по городам и странам»

1

18.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"

Рабочая программа окружающий мир  4 класс  составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....

рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"

календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...