урок Лес и человек
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Лес и человек

Цель: создать условия для  развития исследовательской, аналитической деятельности через групповую работу и взаимный обмен информацией, воспитывать защитников природы, дать экологические знания

Тип урока: урок изучения новых знаний

Оборудование:

Карта природных зон; Атлас- определитель «От земли до неба» Гербарий растений; Интерактивная доска; Мультимедийный проектор

Планируемые результаты:

Личностные:

- признавать важность учебы и познания нового; понимать, зачем нужно выполнять те или иные учебные действия;

- ориентировать на понимание принципа успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль, способность к самооценке;

Метапредметные:

 Регулятивные:  

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации;

-сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

-осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Познавательные:

- осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедии, интернета;

-умение извлекать информацию

- строить сообщение в устной форме;

Коммуникативные:  

- сотрудничать с одноклассниками при работе в паре, группе;

- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности

Звучит запись голосов птиц.

Учитель

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

II  Постановка целей и задач урока

Учитель

.      В этом стихотворении «спрятана» тема нашего урока

 Определите  основную мысль стихотворения и тему нашего урока.

 

Итак, тема урока: «Лес и человек».  Как вы думаете, какие цели мы поставим,  какие задачи стоят перед нами?  .

III  Актуализация знаний

Но вначале давайте повторим то, что проходили на прошлых уроках

1 Тест по природным зонам

1. Природная зона арктических пустынь расположена....

а) на островах Тихого океана

б) на островах Северного Ледовитого океана.

2.Территория зоны

Арктики

а) густо заселена людьми

б) не имеет коренного населения.

3.В Арктике для растений и животных

а) суровые условия

б) комфортные условия.

4.Большое скопление птиц на скалах называют

а) «птичьи базары»

б) «птичьи рынки».

5.Зона тундры расположена ....

а) севернее арктических пустынь

б) южнее арктических пустынь.

6.В тундре ....

a) длинная суровая зима и жаркое лето

б) длинная суровая зима и короткое прохладное лето.

7.Главное занятие коренного населения тундры....

а) рыболовство

б) оленеводство

8.Природная зона лесов состоит из....

 а) двух частей

б) трёх частей

9 Самую большую территорию занимают....

а) хвойные леса

б)смешанные леса

10.В Красную книгу занесены следующие животные лесной полосы:

а) овцебык, морж, розовая чайка

б) зубр, амурский тигр, утка-мандаринка.

11.Экологические проблемы лесной связаны....

а) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой леса

б) с участившимися лесными пожарами.

12.Охрана лесов — это

а) обязанность государства и долг каждого гражданина

б) забота самих обитателей леса.

2 Работа на интерактивной доске.

- Давайте расселим наших животных по природным зонам

IV Совместное открытие новых знаний

1. Организация работы с кейсами.

     - Вы становитесь учеными, разделитесь на 2 группы и с помощью дополнительного материала и своих учебников отправляетесь в экспедицию исследовать , чем являются леса для человека. Перед каждой группой «ученых» стоит определенная задача, у каждой группы есть карточки - «помогайки» с заданиями.

           

1 группа: Ботаники .

а) Участники расскажут нам о том, почему леса называют лёгкими планеты

б) лес – источник ягод, грибов и лекарственных растений

2 группа: Экологи.

а) об экологических проблемах в лесу

б) как мы можем помочь в охране леса

На столах у вас лежат несколько источников информации и проекты выступлений. Изучив источники, вы должны будете заполнить пропуски в основных листах. Затем вы озвучите свои выступления.

Ваша работа будет оцениваться по 2 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика.  Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы)

Оценивать работу группы мы будем по  5  бальной шкале. После каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу баллы по каждой группе.

Полнота информации

Слаженность работы группы

1-я группа

           

           

2-я группа

Кейс №1. Ботаники

Карточка - «помогайка»

1)  Почему зону лесов называют лёгкими нашей планеты?

2 )  В гербарии найдите лекарственные растения леса и расскажите о них

3) Гербарий

Источник №1: Учебник

Кейс №2  Экологи

Карточка - «помогайка»:

1 Экологические проблемы в лесу

2 Жизнь леса зависит от каждого из нас!

Источник №1: Учебник

2 Сообщения  учащихся

Учитель  A  теперь предоставим слово нашим исследователям

Слово учёным ботаникам. Они расскажут, почему леса называют лёгкими планеты. И одновременно мы будем смотреть презентацию

А теперь расскажем о лекарственных растениях леса

Слово учёным экологам.

Динамическая пауза Физминутка

V  Работа на интерактивной доске

Учитель

Вы прослушали выступления учёных.

На доске вы видите стихотворение. Давайте попробуем найти в  этом стихотворении значение леса для человека

Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.
А будет жажда мучить –
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок. 
Нагнусь к нему напиться -
И видно всё до дна.
Течёт вода-водица,
Вкусна и холодна


Нас ждут в лесу рябины,
Орехи и цветы,

Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану – 
Присяду на пенёк.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.

                                     С. Никулина


- О каких отношениях говорится в этом стихотворении?
Это стихотворение поможет нам закрепить , чем является лес для человека.
-Какие роли выполняет лес?

YI Творческая работа

 -А теперь я проверю, насколько хорошо вы усвоили тему. На столе у каждого из вас лежит листок с рассказом на экологическую тему «Поездка в лес».

Прочитайте внимательно рассказ и подчеркните карандашом ошибочные действия ребят.

«Поездка в лес»

«Мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про магнитофон.

Веселой музыкой мы оповестили лес — мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы — белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разложили костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбросил банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы все равно их разрушат!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой — в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки. Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно — мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятались под ним.

Оживленные мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. «Это гадюка», — закричал Петя и ударил ее палкой. «Это не гадюка, — тихо сказала Маша, — это уж».

С охапкой луговых и лесных цветов мы пошли к станции».

VII Самостоятельная работа

1)Запишите роль леса в природе и жизни людей

2)запишите экологические проблемы, выраженные этими знаками

VIII  Рефлексия. Подведение итогов урока

- Какие знания вы для себя открыли?

- Где могут в жизни пригодиться эти знания?

- Составим синквейн – это 5 нерифмованных строк

Синквейн –1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Пример

1 Лес

2 Красивый Дремучий

3 веселит, холодит, растёт, радует

4 Я люблю лес.  Берегите лес!

5 Богатство. Красота

 Итог урока

 Лес – наше богатство. Лес – лёгкие нашей планеты. Каждый человек должен думать о том, что он оставит своим детям.

 - конечно же, каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса ниши потомки через века, через тысячелетие и сможет ли лес дать и то, что дает нас сейчас.

 - Как же лес защищает почвы, водоёмы?

 - Мы очень хорошо потрудились. Какие роли выполняет лес?

      Вывод: Трудно представить себе землю без лесов. Лес – чудесное творение природы. Он прекрасен во все времена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2 класс. Урок окружающего мира. Тема урока: Строение тела человека.

Открытый урок  окружающего мира.Девизом урока были слова китайской мудрости : «Расскажи мне – и я забуду,Покажи мне – и я запомню,Дай мне попробовать – и я научусь.»...

Урок обучения грамоте. 1 класс. Тема урока: Одна у человека мать, одна и родина. К. Ушинский «Наше Отечество»

Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственной символике - воспитательные результаты одного из пяти Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственн...

Конспект урока. Тема урока: Выражение намерений человека через конструкцию и украшение (флот) 2 класс

Планируемые результаты:личностные: активизировать наблюдательность детей, развивать глазомер, образное мышление.метапредметные: создавать атмосферу для проникновения учащихся в сущность предметного ми...

Урок окружающего мира в 3 классе Тема урока: Сообщество луг. Человек и сообщество луг

Урок окружающего мира в 3 классе Тема урока:             Сообщество луг.     Человек и  сообщество луг...

Урок в 6 классе Тема урока: «У каждого человека свои звезды…»

Цели урока:Образовательные цели: раскрыть главную проблему сказки-повести “Маленький принц” – взаимоотношения детей и взрослых;расширить знания о личности писателя.Развивающие ...

Конспект урока по предмету Человек. Тема урока «Части лица»

Конспект урока разработан для обучающихся 1 дополнительного класса с умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушенияи в развитии (2 вариант)...