Конспект урока по окружающему миру на тему "Воздух и его охрана" (УМК "Школа России")
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Цели: знакомство с составом и основными физическими свойствами воздуха; определение значения воздуха для человека, растений и животных, необходимость охраны воздуха от загрязнений.
Планируемые результаты
Предметные:
- знать состав и основные физические свойства воздуха;
- уметь выявлять причины загрязнения воздуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воздух и его охрана | 31.55 КБ |
Воздух и его охрана | 2.93 МБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА по окружающему миру
Тема урока: «Воздух и его охрана»
Цели деятельности учителя: знакомство с составом и основными физическими свойствами воздуха; определение значения воздуха для человека, растений и животных, необходимость охраны воздуха от загрязнений.
Планируемые результаты
Предметные:
- знать состав и основные физические свойства воздуха;
- уметь выявлять причины загрязнения воздуха.
Личностные:
- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
- высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами;
- понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.
Тип урока: «открытие» нового знания
Оборудование: УМК «ШР»; учебник: Окружающий мир: 3кл: Учебник В 2ч / А.А. Плешаков. - М: Просвещение, 2012. - Ч.1.; Окружающий мир: 3кл: Рабочая тетрадь – Ч.1.; видеоматериал, презентация.
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя, формы деятельности учащихся | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности Словесный Психологический настрой | 1 мин | - Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. | Р.: личностное включение в учебную деятельность. |
II. Актуализация знаний и мотивация Словесный: побуждающий диалог | 4-5 мин | Повторение изученного - Наш урок мы начнем с повторения изученного материала. - Как называется наш раздел? - Вспомните, каковы главные свойства поваренной соли и сахара? - Где эти вещества встречаются в природе? - Какие кислоты встречаются в природе? - Почему с кислотами нужно обращаться осторожно? - Молодцы, ребята, вы хорошо усвоили материал прошлого урока. | - Это удивительная природа. - Самое важное свойства поваренной соли – то, что она соленая на вкус. Сладкий вкус – главное свойство сахара. - В природе поваренная соль встречается под землей, в морской воде, в соленых озерах, в почве, в живых организмах. Сахар можно встретить в растениях. - Уксусная кислота, аскорбиновая кислота, лимонная кислота. - Многие кислоты очень едкие – они разрушают человека, одежду, бумагу, древесину. | П.: выделение известной информации и структурирование знаний. Р.: коррекция, контроль. |
III. Постановка учебной задачи Практиический: создание проблемной ситуации | 3 мин | - Для того, чтобы определить тему нашего урока, отгадайте загадку. Есть невидимка: в дом не просится, А прежде людей бежит, торопится. - Что у вас получилось? Какова тема нашего урока? - Верно, но, чтобы быть точнее, тема нашего урока: воздух и его охрана. - Каких целей нам нужно добиться? Что мы хотели бы узнать и чему научиться? - Сегодня мы не просто узнаем, что такое воздух, а познакомимся с его составом и свойствами, определим значение воздуха и поймем, от чего нам нужно защищать воздух. | - Воздух. - Узнаем, что такое воздух, как его нужно охранять, и какие он имеет свойства. | П.: самостоятельное формулирование темы и цели урока. |
IV. Открытие нового знания Практический: ответы на вопросы Наглядный:; презентация Словесный Наглядный:; презентация | 4 мин 2 мин 3 мин 2 мин 2 мин | - Что вы знаете о воздухе? - Как вы думаете, что такое воздух? - Воздух – это смесь газов. Рассмотрите схему на слайде. - Какие газы входят в состав воздуха? - Какого газа в воздухе больше всего? - Какого газа меньше всего? - При дыхании живые существа поглощают из воздуха кислород, а выделяют углекислый газ. - Ребята, а зачем нам нужен воздух? - Может воздуха и не существует, давайте это проверим. Проделаем опыт. - Наполните рот воздухом и, сомкнув губы, нажмите пальцами. - Что вы заметили? - Верно, как будто мы взяли шарик в рот. Так происходит потому, что воздух – это смесь невидимых газов. Вся наша планета укутана воздухом – прозрачным невидимым покрывалом. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью органов чувств. Вдохните воздух. - Вы сейчас все абсолютно с любого места вдохнули воздух. - Что же это значит? - Посмотрите, что я сейчас делаю? - Я создаю ветер. Что же такое ветер? - Ветер – это движение воздуха. - Итак, мы с вами определили, что воздух – это смесь газов. Но какими же свойствами обладает воздух? Сейчас мы это с вами выясним. - Первый вопрос. Воздух прозрачен или нет? Проведем опыт. Возьмите карандаш или ручку. Вы хорошо их видите? Ничего на пути не мешает? - Как же так? Мы только что с вами выяснили, что воздух находится везде. Почему мы можем видеть ручку, карандаш, перед нами же есть воздух? - Первое свойство воздуха: воздух прозрачен. Об этом свидетельствует то, что мы видим через него все окружающие предметы. - Посмотрите вокруг. - Какого цвет шкаф? - Какого цвета классная доска? - А комнатные растения? - А цвет воздуха мы можем увидеть? - Почему? - Какой вывод делаем? - Кто из вас был в лесу, на море? Вы помните, какой был запах? Свежий, морской, лесной. А запах в столовой, в аптеке. Как вы думаете, это так воздух пахнет? - Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному? - А чистый воздух пахнет? - На самом деле воздух насыщен разными ароматами, приятными или нет, но чистый воздух не имеет запаха. Какой вывод сделаем? - Можно ли попробовать воздух на вкус? - Лизните воздух. Какое свойство воздуха мы откроем? - *, прочитай следующий вопрос. - И следующий вопрос, давайте тоже прочитаем. - Чтобы ответить на эти вопрос, посмотрите небольшой видеоролик. (1:30) - Посмотрите, когда ученый опустил бутылку с шариком в горячую воду, что произошло с шариком? - Когда опустили в холодную, что произошло. - И в третий раз, ученый опустил бутылку с шариком в горячую воду, что произошло? - Какой вывод из этого мы можем сделать? - Попробуйте дома проделать опыт: возьмите шарик, надуйте его, но не сильно, измерьте его диаметр. Затем, положите шарик в холодильник, через час проверьте диаметр шарика еще раз. Шарик должен стать меньше. - А почему он станет меньше? - Воздух – это вещество. - А из чего состоит вещество? - Проведен небольшой опыт. Мне нужно шесть человек. - Вы будете частицами. Итак, что же происходит с частицами, давайте сейчас выясним. - (Выставить шесть человек по кругу близко друг к другу). Когда воздух нагревается, частицы начинают двигаться быстрее, сталкиваться друг с другом и отскакивать на большие расстояния. - Что вы можете сказать о промежутке между частицами? - Что у нас стало с воздухом? Он расширился или сузился? - Делаем вывод: когда частицам «жарко – их нагревают», они отталкиваются «чтобы было больше пространства», тогда воздух расширяется. - А теперь подуйте на частицы. - Они сужаются. Почему? (Вспомогательные вопросы: что стало с промежутком между частицами, что происходит с воздухом при охлаждении). - Итак, подводя итоги, как мы можем охарактеризовать воздух? - Чистый воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, вкуса, при нагревании расширяется, при охлаждении сужается. Запомните это! | Высказывают свою точку зрения. - Кислород, азот, углекислый газ. - Больше всего в воздухе азота. - Меньше всего углекислого газа. - Чтобы дышать. - Мы не можем протолкнуть воздух. -Воздух есть повсюду: на улице, в классе, в земле, в воде. - Ветер – это поток воздуха. Высказывают свою точку зрения. - Все видно хорошо. - Потому что воздух прозрачен, и мы не может его увидеть. - Коричневого. - Зеленого. - Зеленые. - Нет. - Потому что он бесцветен. - Воздух бесцветен или не имеет цвета. - Да/нет. - Да. - Нет. - Воздух не имеет запаха. - Да/нет. - Воздух не имеет вкуса. - Что происходит с воздухом при нагревании? - Что происходит с воздухом при охлаждении? - Он надулся. - Шарик сдулся. - Шарик снова надулся. - При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении воздух сужается. - Потому что при охлаждении воздух сужается. - Из частиц. - Он увеличивается. - Воздух расширился. - Потому что при охлаждении частицы наоборот сужаются, пространства между ними становится меньше, поэтому воздух при охлаждении тоже сужается. - Воздух прозрачен, не имеет цвета, запаха и вкуса, при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении, наоборот, сужается. | П.: смысловое чтение, поиск и выделение информации. П: анализ объектов с выделением существенных признаков. П.: построение речевого высказывания. П.: анализ объектов с выделением существенных признаков. К.: умение полно и точно выражать мысли; вырабатывать общую точку зрения, отстаивать собственную, договариваться. |
Динамическая пауза | 1 мин | ФИЗМИНУТКА - Наклоны головы влево, вправо (2 раза). - Повороты туловища влево, вправо (2 раза). - Приседания 5 раз. - Наклоны вверх, вниз (2 раза). | Повторяют движения за учителем. | Л.: здоровье-сбережение. |
Первичное закрепление во внешней речи Словесный: ответы на вопросы. | 5 мин | - А сейчас откройте страницу 48. Прочитайте текст под названием «Воздух должен быть чистым!» - Кто прочитает, поставьте руку на локоток. - Как вы понимаете выражение: «Воздух должен быть чистым»? - Всегда ли воздух чист и прозрачен? - Почему происходит загрязнение воздуха? - Можно ли с этим бороться? - Что вы предлагаете предпринять для сохранения чистоты воздуха? - В мире для сохранения чистоты воздуха, планируют создавать экогорода. | Читают текст. - Воздух нельзя загрязнять, потому что им дышат человек и другие живые существа. Если вдыхать загрязненный воздух, можно отравиться, нужно вдыхать только чистый воздух, поэтому воздух должен быть чистым. - Нет. Воздух может выглядеть темным из-за вредных примесей. - Некоторые фабрики и заводы выбрасывают из своих труб ядовитые газы, сажу, пыль. Автомобили выделяют отработанные газы, в которых очень много вредных веществ. - Да, на многих предприятиях работают установки, которые улавливают пыль, сажу, ядовитые газы. А также, ученые разработали электромобили – которые не будут загрязнять воздух. Предлагают свои варианты ответа. | Л: понимание и выражение в речи цели задания. П: структурирование знаний. К: планирование учебного сотрудничества с учителем Р.: контроль, коррекция. |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой Практический: ответы на вопросы. Наглядный: презентация | 5-6 мин | - Откройте рабочую тетрадь на странице 27. - Выполните самостоятельно задания 1 и 2. - Поменяйтесь с соседом по парте, оцените его работу. Проверка по алгоритму. - 0-1 ошибка – 5 2-3 ошибки – 4 4 ошибки – 3 5 ошибок - 2 | Выполняют самостоятельную работу. | П.: поиск и выделение необходимой информации. Р.: контроль и оценка. |
Домашнее задание | 1 мин | - Откройте дневники и запишите домашнее задание: Рабочая тетрадь: страница 28 – 29. | Записывают домашнее задание. | |
VII. Включение в систему знаний Практический: ответы на вопросы Наглядный: презентация | 5-6 мин | - Закройте рабочую тетрадь. - Какой газ мы поглощаем из воздуха при дыхании? - Перечислите свойства воздуха. - Почему при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается? - Отчего загрязняется воздух? - Что надо делать для охраны чистоты воздуха? - Молодцы, вы хорошо усвоили материал. | - Кислород. - Чистый воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, при охлаждении сужается. - Воздух, как и все вещества, состоит из частиц. Частицы постоянно движутся, часто сталкиваются. Когда воздух нагревается, они начинают двигаться быстрее, сталкиваться сильнее и отскакивать друг от друга на большие расстояния. Промежутки между ними увеличиваются, и воздух расширяется. При охлаждении воздуха все происходит наоборот. - От заводов, машин, пыли, грязи, ядовитых газов. - Использовать специальные установки для отчистки воздуха. | П.: обобщение и структурирование знаний. К.: планирование учебного сотрудничества с учителем. Р.: контроль, коррекция. |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный: формулирование выводов, обобщений. | 2 мин | А. Деятельностная - Вы узнали о составе и свойствах воздуха? - Определили для чего человеку, растениям и животным нужен воздух? - Вы теперь знаете от чего нужно охранять воздух? - Если вы все узнали, значит вы полностью изучили материл и были внимательны на уроке. Б. Эмоциональная - Всё ли было понятно? - Что было интересным? - Всем спасибо за урок. Урок окончен. | Проводят самоанализ деятельности. | К.: умение полно и точно выражать своё мнение. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: воздух и его охрана Цели: - узнаем что такое воздух, его состав и физические свойства; - научимся о пределять причины загрязнения воздуха
Учебник: стр.48 «Воздух должен быть чистым!»
Воздух должен быть чистым!
Самостоятельная работа: Р . т.: стр. 27 № 1, 2
Задание 1
Задание 2
Критерии оценивания 0-1 ошибка – 5 2-3 ошибки – 4 4 ошибки – 3 5 ошибок - 2
Домашнее задание: Р . т.: стр. 28-29
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру 1 класс Тема "Птицы". УМК "Школа России"
Урок по окружающему миру в 1 классе. Тема: "Птицы" Программа "Школа России". Учебник А.А. Плешакова.Цели:1. Познакомить детей с птицами.2. Учить определять принадлежность животного к своей группе.3.Во...
УМК: «Начальная школа ХХI века» План - конспект урока по окружающему миру в 1 классе. Тема: «Наша страна - Россия».
План - конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе на тему "Наша страна - Россия". УМК "Начальная школа 21 века"...
План-конспект урока по окружающему миру в 3 классе по программе «Школа России»
Тема урока: Экологическая безопасность.Цели урока: организовать деятельность по восприятию, осмыслению, запоминанию знаний по экологической безопасности (экология, цепь загряз...
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по УМК «Школа России» Тема: что такое экономика
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по УМК «Школа России»Тема: что такое экономикаУрок №25 стр.104-107 (уч.)Цель урока: Формирование знаний об экономике, как части жизни человека, о значени...
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по УМК «Школа России» Тема: Будь природе другом.
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по УМК «Школа России»Тема: Будь природе другом.Урок №58 стр.92-93 (уч.) Цель урока: Формирование знаний о правильном поведении на природе, средствах...
Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему: "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «Золотое кольцо России. Углич, Ярославль, Кострома, Плёс» Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, кото...
Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему: "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «Золотое кольцо России. Иваново, Суздаль, Владимир» Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые вх...