Конспект урока по окружающему миру В ледяной пустыне (4 кл)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Назаретян Наталья Константиновна

План-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему "В ледяной пустыне" (раздел По родным просторам) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_v_ledyanoy_pustyne_4.docx25.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

УМК «Перспектива»

Учебник: Новицкая М.Ю.

Окружающий мир

4 класс

Тема: В ледяной пустыне

Цель: познакомить с зоной арктических пустынь.

Задачи:

  • Сформулировать представление о ледяной пустыне, природе Арктики;
  • Отточить навыки совместной и индивидуальной исследовательской работы (умение пользоваться справочниками, картами);
  • Закрепить умение логично и грамотно излагать мысли.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: слайды с изображением животных, экологических проблем, картой природных зон России, материалы для чтения (карточки).

Ход урока

1. Организационный момент (мотивация учебной деятельности)

- Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу. Пожелаем удачи себе и друг другу.

Проверка домашнего задания.

2. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений

- Ребята, хотя я и взрослый человек, но до сих пор в самом обычном могу найти что-то удивительное. Скажите, что сейчас вы видите на слайде? (демонстрация на слайде глобуса). Чем он примечателен? (глобус – это модель Земли)

- То есть мы сейчас вами можем видеть целую планету. Посмотрите, какая она красивая, разнообразная, цветущая. И сколько у нее красок.

- Давайте вспомним, какой мы раздел начали изучать? (По родным просторам)

- Чему вы удивились, изучая этот раздел?

- Сегодня мы продолжим удивляться родным просторам.

3. Этап самоопределения к деятельности

- Ребята, мы читали сказку «Цветик - семицветик», которую написал Валентин Катаев. Скажите, как звали девочку, главную героиню сказки? (Женя)

- Давайте вспомним сюжет (с помощью картинок на слайдах дети вспоминают сюжет произведения)

- Куда Женя попала после ссоры с мальчишками? (На Северный полюс)

- Чем вам запомнилось это место?

- По-другому Северный полюс называется Арктика. Как мы назовем природную зону? (Зона арктических пустынь)

- Верно. Тема нашего урока «Зона арктических пустынь».

- Предлагаю вам отправиться за полярный круг, в зону арктических пустынь, к бескрайним просторам Северного Ледовитого океана, к его островам. Посмотрите на карту (на слайде); где располагается Арктика?

- Молодцы. А сейчас посмотрим, с какими океанами граничат большие известные моря.

Игра «Моря – океаны» (соотнести устно, показать н карте)

Балтийское море                                               Северный Ледовитый океан

Море Лаптевых

Чукотское море

Берингово море                                                 Тихий океан

Карское море

Баренцево море

Восточно-Сибирское море                                 Атлантический океан

Чёрное море

Охотское море

- Вот, с направлением определились. Ребята, а знаете ли вы, что нам потребуется в путешествии? Подходит ли нам наша одежда?

- Итак, мы тепло одеты. С этой минуты вы полярники-исследователи.

4. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи)

- Давайте внимательнее рассмотрим на карте край, куда мы попали. Каким цветом обозначена зона арктических пустынь? Как вы думаете, почему именно этим цветом?

- Назовите острова, которые относятся к этой зоне (Острова: Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова и остров Врангеля. Острова показываются на карте)

- Зону арктических пустынь так же называют ледяной пустыней. Сегодня нам предстоит ответить на вопрос: «Почему арктическую зону называют ледяной пустыней?».

5.Этап открытия нового знания

- Чтобы нам быстрее разобраться с нашей задачей, мы будем работать в группах. Прочитайте, как называются ваши группы. (Географы, ботаники, зоологи.)

- На столах у вас лежит конверт синего цвета. Капитаны откройте его.

- В конверте находиться текст, карточка и инструкция. Сейчас изучив учебник и текст №1 в группе, вы заполните карточку, т.е. на месте пропусков впишите нужные слова. Каждая группа узнает много интересного о ледяной пустыне, а потом - обменяемся информацией.

Инструкция:

Прочитай текст №1 и учебник.

Обсудите в команде.

Подчеркни слова, соответствующие твоему заданию.

Заполни карточку-помогайку, для этого вставь нужные слова из текста №1.

Выберите докладчика. Доложите.

1 группа – географы, вы будете изучать погоду и суровые условия ледяной пустыни.

2 группа – ботаники, вы изучаете растения и как они приспособлены к природным условиям.

3 группа – зоологи, ваша задача изучить животных арктической пустыни, чем они питаются и как они приспосабливаются к условиям Арктики.

6.Физкультминутка

Звучит песня: «Про медведей»

Где-то на белом свете,

Там, где всегда мороз,

Трутся спиной медведи

О земную ось.

Мимо плывут столетья,

Спят подо льдом моря,

Трутся об ось медведи,

Вертится Земля.

7. Первичное закрепление

- Слушаем выступление географов.

Карточка для географов.

Арктика - это огромное пространство Северного Ледовитого океана, с морями и островами. Солнце никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла. Зимой в Арктике полярная ночь. Темноту освещают луна, звезды и северное сияние. Дуют ветры, бушует пурга. Температура опускается до -60. Летом в Арктике полярный день. Круглые сутки светло, но тепла тоже нет. Температура лишь на несколько градусов выше нуля.

Вывод: Таким образом, Арктика – это Северный Ледовитый океан, моря, острова. Здесь очень суровый климат, так как солнечные лучи только скользят по поверхности земли, не согревая её.

- Ребята, иногда в Арктике возникает удивительной красоты природное явление.

Что за чудо-чудеса:

Загорелись небеса.

Ой, горит – пылает пламя,

Над сверкающими льдами.

Кто зажёг огонь чудесный,

Золотой костёр небесный?

Никого за тучей нет,

Это с неба льётся свет.

Что же это? (Северное сияние.)

- Сейчас слово предоставляется вашим коллегам, изучающим растительный мир Арктики.

Карточка для ботаников.

Растительный мир Арктики очень беден. На островах прямо на голых камнях встречаются лишайники. Также приспособились к жизни на камнях мхи. Существует такой вид мха, который приспособился к жизни на льду, в морях встречаются «зеленые льдины». Из цветковых растений встречаются полярные маки. Растения Крайнего севера растут в защищённых от ветра местах, низкорослые, часто стелются по поверхности. Используя летнее круглосуточное освещение, успевают прорости из семени, отцвести и образовать семена.

Вывод: Таким образом, в таких суровых условиях (лето очень короткое) беден растительный мир. Растут лишайники, мхи, водоросли, полярные маки. Они приспособились расти на камнях, в ледяной воде и даже на снегу и льду.

Карточка для зоологов.

Животных арктической зоны кормит море. Морскими водорослями питаются рачки, а ими – рыбы. Основная пища птиц и зверей - это рыба. На скалистых берегах собираются чайки, кайры и гагарки. Такие большие гнездовья называются «птичьими базарами». Интересно, что кайры откладывают яйца на голые скалы. Звери Арктики прекрасные пловцы. От холода их защищает слой жира. Например тюлени. Их близким родственником является морж. С помощью клыков моржи добывают на дне морских моллюсков. На тюленей охотятся белые медведи. У них длинная густая шерсть белого цвета. Широкие лапы помогают плавать и передвигаться по снегу и льду.

Общий вывод: Итак, все хорошо поработали.

- Давайте вспомним, какой вопрос мы задавали в начале урока. Почему арктическая зона получила название ледяная пустыня?

8. Применение полученных знаний и умений

- Мы с вами убедились, как суров климат Арктики, насколько разнообразен животный мир, несмотря на холод, узнали, какие представители растительного мира существуют в этой природной зоне. Давайте сейчас от каждой группы составим цепочку питания, характерную для данной местности.

- Давайте покажем всему классу, какие цепи получились у каждой группы.

Водоросли —> рачки —> рыбы —> птицы

Водоросли —> рачки —> рыбы —> тюлени

Водоросли —> рачки —> рыбы —> белые медведи

9. Включение нового знания в систему знаний и повторений

- Молодцы! Очень часто в Арктику отправляются различные экспедиции. Скажите, ребята, а живут ли в Арктике люди?

- Коренным жителем Арктики человек не является, но Арктика всегда привлекала людей. А где есть люди, там, к сожалению, могут возникнуть экологические проблемы.

- Посмотрите на слайд и скажите, какие проблемы могут быть в Арктике? (примеры: воды Северных морей загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов. Гибнет планктон – основная пища для рыб. Неумеренная охота привела к тому, что стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, гренландский кит. Они занесены в Красную книгу России. Под охрану взяты «птичьи базары», ограничена ловля рыбы)

- А теперь познакомимся с заметками одного начинающего путешественника. Возможно, он что-то перепутал, поэтому нужно проверить его записи. Сейчас я буду читать текст по предложениям, если вы согласны с высказыванием – поднимаете руки, если не согласны – просто сидите.

«Итак, я на Южном полюсе, в Арктике. Арктика – это огромное пространство, расположенное на площади Тихого океана. Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые лучи. Зимой морозы достигают 60 градусов, а летом воздух нагревается до 20 градусов. Растительный мир богат. Утром мне удалось сфотографировать бурого медведя, моржа, лося, волка, тюленя. После обеда началась гроза с ливнем, я поспешил в укрытие. Люди приезжают сюда отдыхать, так как здесь благоприятные климатические условия».

10. Итог урока

- Итак, мы добыли много различной информации, ответили на вопросы. А что вы сейчас себе представляете, когда я произношу слово Арктика?

11. Домашнее задание

- Сейчас вы выберите себе то домашнее задание, которое вам будет интересно выполнить. Первый вариант  – представить, что вы находитесь в зоне арктических пустынь в научной экспедиции. Вам нужно нарисовать себя и то, что вы видите вокруг. Второй вариант – подготовить сообщение или презентацию о представителях животного или растительного мира.

№1. Нарисуй, как ты представляешь себе Арктику.

№2. Подготовить сообщение (презентацию) о растениях или животных арктической зоны.

12. Рефлексия

- Нарисуйте в тетради солнышко, которое отражает уровень вашего понимания изученной темы (улыбающееся, нейтральное, грустное)

- Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру. 4 класс. "Пустыня".

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему  "Полезные ископаемые". УМК "Школа России". Учебник Плешаков А.А....

Конспект урока по окружающему миру. Арктика. Ледяная зона.

Урок с использованием технологии критического мышления....

Конспект урока по окружающему миру по теме "Пустыни" 4 класс

Урок изучения нового материала по теме "Пустыни" 4 класс по ФГОС с УУД...

Конспект урока по окружающему миру "Зона Арктических пустынь" ( с применением сингапурской методики обучения)

АННОТАЦИЯ:Цели урока:·         сформировать у учащихся представление о природной зоне Арктических пустынь;·...

Конспект урока по окружающему миру «Зона арктических пустынь» 4 класс

Конспект урока по окружающему миру «Зона арктических пустынь» 4 класс...

Конспект урока по окружающему миру "Зона арктических пустынь" 4 класс

Сформировать у учащихся представление о природной зоне арктической пустыни. Познакомить с географическим положением «ледяной зоны», её особенностями, животным и растительным миром, ролью человека....