Урок по окружающему миру в 4 классе "Города России".
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс)

Чич Сусанна Арамбиевна

Совершенствовать умение составлять связное суждение о  городах России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_goroda_rossii.docx29.95 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №8» а.Нешукай

Тема урока: «Города России»

Раздел «Путешествия».

Технологическая карта урока окружающего мира (4 класс)

                                                                                             Выполнила учитель начальных классов  

                                                                      Чич Сусанна Арамбиевна

Цель урока: совершенствовать умение составлять связное суждение о  городах России.

Задачи:

Образовательные:

1. Сформировать у учащихся понятие о том, что в каждом городе есть достопримечательности, которые делают этот город известным.

2. Расширить знания о достопримечательностях городов России и Адыгеи (Ростов, Волгоград, Майкоп, Адыгейск).

Развивающие:

1. Развивать  речь учащихся, умение работать в группах,  развивать  внимание, мышление,  память.

2. Закрепить умений работать с информацией;

3. Развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к Родине, уважение и гордость за свою страну;

2. Воспитывать бережное отношение к  памятникам архитектуры, историческим ценностям.

Формируемые личностные УУД:
- формирование познавательных мотивов – интерес к новому;

-формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России и Адыгеи;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству;                                                                                                                                                    - развитие способности к рефлексивной самооценке собственных действий.

Предметные результаты:
- усвоение понятия: «город», «достопримечательности»;

-формирование понимания особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения, победы;

- осознание целостности окружающего мира, элементарных правил нравственного поведения в социальной среде;

--освоение доступных способов изучения природы и общества  (наблюдение, запись, сравнение, классификация, получение информации от окружающих людей, в открытом информационном пространстве)


Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- умение работать с полученной информацией: анализировать, классифицировать, систематизировать, представлять в виде таблицы;  

- активное использование речевых средств и средств информационных технологий для решения познавательных задач;

- договариваться о распределении функций в совместной деятельности;

- осваивать начальные формы познавательной рефлексии

Материально-техническое оснащение:

ПК, электронный носитель, экран для показа слайдов, презентация, видео, детские работы «продукты проектной деятельности», физическая карта России, таблички с названиями городов, маршрутный лист «Путевые заметки», тест «Проверь себя», таблица ЗХУ(знаю, хочу знать, узнал)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность логопеда

Деятельность обучающихся

I . Оргмомент

  • Приветственное слово учителя:

-  Ребята! Давайте улыбнемся друг другу, пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом.

-Сегодня на уроке вам предстоит говорить сложные слова.

Мы уже с вами тренировались и делали речевую зарядку. Сейчас её повторим. Поиграем в игру «Речевой волейбол».

Дети приветствуют гостей и друг друга.

Дети играют в игру с мячом «Речевой волейбол»

II. Определение темы и цели урока

-В течении 2-х недель мы работали над проектом «Города России», создали прекрасную книгу, которая так и называется «Города России». Сегодня мы совершим небольшое путешествие по интересным, красивым городам нашей родины, так же и нашей малой родины, и  познакомимся с их историей, памятными местами, традициями.

- Вам предстоит побыть путешественниками . А кто такой путешественник ?

Ответы детей:

Путешественник знакомятся с людьми, обычаями, культурой, языками, многочисленным разнообразием той или иной страны

 - Как вы думаете, какова же цель нашего урока?

Дети: Путешественник – это тот, кто совершает путешествие, путешествует с определенной целью.

Цель нашего урока: вертуальнно познакомиться с достопримечательностями, историческими и памятными  местами , учась красиво и грамотно рассказывая о городах России и Адыгеи.

Ребята, какой текст мы считаем красивым и грамотным? У нас есть специалист-эксперт, который прочитает памятку о тексте.

Ребенок-эксперт зачитывает памятку о тексте:

  1. Тема и содержание текста совпадают.
  2. Предложения не противоречат друг другу.
  3. Текст должен иметь законченную мысль.

-Прежде, чем начать путешествие, уточним сведения о нашей стране, родине.

-В какой стране мы с вами живем?

-Как она называется?

-А мы с вами где проживаем?

-Как она называется?

-Как называется столица нашей республики?

- Кто является главой государства?

-Как его зовут?

-Кто является главой РА.?

-Как его зовут?

-Каковы государственные символы России и Адыгеи?

-Посмотрите на флаг России  и Адыгеи.

(Слайд 1)

- Какой цвет символизирует благородство и откровенность?

- Верность и честность?

- Мужество и смелость?

-Какого цвета флаг РА ?

- Что мы видим на  флаге?

- Что они означают?

Открывается карта России и Адыгеи.

- Что изображено на карте?

Появляется название темы урока «Города России»

Дети:

-Наша страна – самая большая из всех стран мира.

- Столица нашей Родины – Москва.

- Глава государства – президент.

-В.В.Путин.

-М.К. Кумпилов.

- Государственные символы: герб, гимн и государственный флаг.

-Белый.

- Синий.

- Красный.\

Зеленый . Зеленый цвет символизирует жизнь, вечность, а так же одну из природных особенностей республики, в  которой почти 40% территории занимают леса.

12 звезд и 3 стрелы. 12 звезд означает

12 адыгских( черкесских племен, а 3 стрелы – 3 древнейших адыгских княжеских рода. 3 перекрещенные стрелы обозначают их единство.

- На карте изображены моря, реки, горы, города.

III. Лексическая работа

Повторим, что обозначает, что такое город.

При подготовке к уроку мы с вами разбирали слово город. Это определение вы наклеили в речевой блокнот, один лист  которого принесли на это занятие.

- Где нашли определение?

- Подберите однокоренные слова к слову город. Объясните их значение.

-Что такое достопримечательность?

Прочитайте определение в речевом блокноте.

- Город – это крупный населенный пункт, жители которого заняты не в сельском хозяйстве, где много архитектурных и инженерных сооружений, обеспечивающих жизнеобеспечение населения.

- Городок, городище, городской.

- Достопримечательность – это место, вещь или объект, заслуживающий особого внимания, знаменитые или замечательные чем-либо, например, исторические или памятные места: музеи, театры, памятники.

IV. Физминутка

Для разминки из-за парт поднимаемся на старт!

Бег на месте! Веселей! И быстрей, быстрей, быстрей! (бег на месте)

Делаем вперёд наклоны –

Раз, два, три, четыре, пять! (наклоны)

Мельницу руками крутим, чтобы плечики размять. (вращения прямыми руками)

Начинаем приседать –

Раз, два, три, четыре, пять! (приседания)

А потом прыжки на месте, выше прыгаем все вместе! (прыжки)

Руки к солнышку потянем,

Руки в стороны растянем. (потягивания-руки вверх, потом в стороны)

А теперь пора учиться,

Да прилежно! Не лениться! (дети садятся за парты)

V.  Представление «продуктов» проектной работы.

-Выясним маршрут нашего путешествия.

- Каждая группа назовет город, который готовила.

- Экскурсоводы каждой группы расскажут о своем городе. Все остальные – туристы. Чтобы лучше запомнить информацию каждая группа получила маршрутный лист «путевые заметки».

-Как работать с маршрутным листом? Путешествовать вы будете группой, состоящей из 2-3 человек. В конце каждого рассказа после совместного обсуждения, один участник заполняет маршрутный лист.

- Заполните первую строку о своем городе.

1 группа. «Ростов»

2 группа. «Волгоград»

3 группа «Майкоп»

4 группа «Адыгейск»

Повторим план вашего рассказа: название города, расположение, герб города, основные достопримечательности. Если экскурсовод что-то не рассказал, вы задайте ему свой вопрос.

  1. Группа – Ростов
  2. Группа – Волгоград
  3. Группа – Майкоп
  4. Группа – Адыгейск

Дети заполняют маршрутные листы.

Экскурсоводы рассказывают о своем городе.

Путешественники  задают вопросы.

 

  1 группа. «Ростов»

  Не путайте город Ростов с другим похожим городом – Ростов - на - Дону. (Показать на карте). Город Ростов – это небольшой город в        

  Ярославской области. Его площадь всего 32 квадратных километра. Несмотря на то, что  это совсем маленький город, но слава о нем известна  

  по всей России. Это туристический центр маршрута «Золотое кольцо России».

  Слайд 1 . Древний город Ростов называют Великим. Это один из старейших городов России. Он был основан более тысячи лет назад.  Город

  расположен на берегу озера Неро.

  Слайд 2. Герб города: На красном щите изображен серебряный олень с золотыми копытами, рогами и гривой.

  Слайд 3.  Ростов славится своим Кремлем. Особенно красива его Звонница. В Ростове снимались многие фильмы, например, «Иван Васильевич меняет профессию».

  2 группа. «Волгоград»

  Слайд 1. Крупный город, расположен в южной части России. Свое название получил в честь великой русской реки Волги, на берегах которой он и  

  расположен.

  Слайд 2. Герб Волгограда - представляет собой щит золотистого цвета, разделённый на две половины лентой медали «За оборону Сталинграда». Верхняя  

  половина герба  представлена в виде зубцов крепостной стены, окрашенной в красный цвет. Дополняет ее медаль «Золотая Звезда.   В нижней половине

  герба изображены шестерня и сноп пшеницы  золотистого цвета.  

  Слайд 3. Главной достопримечательностью Волгограда является Мамаев Курган, построенный в память о  великом сражении Великой Отечественной  

  войны. Главный монумент -  «Родина-мать». В этом году 9 мая наша страна отмечает 70-летие победы над фашистской Германией.  Этот комплекс входит в число 7 чудес России.

  1. группа «Майкоп» 

Слайд1.МАЙКОП - столица Республики Адыгея, её административный, промышленный и культурный центр, город с населением 180тыс. человек. Расположен в предгорье Западного Кавказа. Город Майкоп основан 25 мая 1857. Поселение, выросшее из крепости, было обустроено на правом берегу реки Белой. По наиболее распространенной версии, название города происходит от адыгейского слова «Мыекъуапэ» - урочище диких яблонь.

Слайд2.Герб города Майкопа входит в серию так называемых «неутверждённых гербов Российской империи». Его проект был разработан, по сведениям издания «Гербовед», гербовым отделением в 1873 году.

Слайд 3. На территории Майкопа некогда был расположен памятник раннего бронзового века – Майкопский курган Ошад.

Долина, где ныне расположен Майкоп, называется адыгами «Ибгъу», что значит восьмисторонняя. С юга ее защищает Орлиная гора и река Белая, с востока – Махош-гора, с севера – Майкоп-гора.

В одной из адыгских легенд о происхождении кургана рассказывается следующее: жили некогда близ Майкопа 5 братьев – Арым, Чимдеж, Ошад, Колясижи и Ченчаушхо. Была у них красавица сестра – Сусао. Однажды в гостях у братьев был витязь Кужоб, он коварно похитил их сестру и поспешил в свой аул. Заметив пропажу сестры, братья бросились в погоню и настигли его на правом берегу реки Белой…. Кужоб не желал отдавать Сусао братьям, он выстрелил и убил Ошада. Оставшиеся братья продолжили погоню, но витязь Кужоб убивал по одному из братьев. Только один выжил – Чимдеж, он настиг Кужоба у его аула и убил. Получив смертельную рану, вскоре умер и Чимдеж. А на тех местах, где пали братья-герои, люди воздвигли курганы и дали им имена павших братьев. Так появилось 5 курганов – «Пять братьев»: Арым – Кужорский курган, Ченчаушхо – Хачемзийский курган, Ошад – Майкопский курган, Колясиж и Чимдеж - Кабехабльские курганы.

 4 группа «Адыгейск»

Слайд 1. Муниципальное образование «Город Адыгейск» расположено на живописных северных склонах Кавказского хребта в северо-западной части Республики Адыгея, в прибрежной зоне Краснодарского водохранилища, в 110 км от города Майкопа, 15 км от города Краснодара и 80 км от Черноморского побережья.

Слайд 2.Герб муниципального образования имеет традиционную форму щита (утвержден в 2005 году). Герб решен в двух цветах: изображения домиков, волны водохранилища (моря) и само обрамление даны под цвет золота, общий фон имеет красно-бордовый цвет. Изображения трех домиков с очагами и обнаженными турлучными стенами в центре герба символизируют затопленные населенные пункты, жители которых были переселены в будущий город. Выше расположена условная линия уровня воды Краснодарского моря с острыми закругленными концами. Абрис верхней части герба имеет форму двухскатной крыши, что является символом единого для всех переселенцев дома, каким стал город Адыгейск.

Слайд 3. Памятный знак с табличками на адыгейском и русском языках установлен в честь 140−летия окончания войны. На памятной табличке – надпись «Помни о прошлом, живи настоящим, думай о будущем».

VI. Первичное закрепление.

- Вот мы и познакомились с некоторыми городами России и Адыгеи.  Надеюсь, вы внимательно слушали и сумели все  правильно записать  в свои маршрутные листы. Это может помочь при выполнении следующих заданий.

- Составьте названия городов из букв.

- Разгадайте кроссворд.

- Выполните тест: «Проверь себя».

- Самопроверка теста. Укажите количество баллов в своем тесте.

VII. Обобщение и систематизация знаний.

- В какой из городов вам захотелось поехать? Почему?

-Скажите, что необходимо помнить каждому человеку, чтобы достопримечательности городов вновь и вновь радовали и восхищали туристов?

Игра «Доскажи словечко»:

Памятные, исторические знаменитые места города называются …. (достопримечательности)

Крупный населенный пункт, в котором жители не занимаются сельским хозяйством – это …(город)

Самая большая страна мира - … (Россия)

Памятники нужно… (охранять)

Ответы детей

Игра «Доскажи словечко»

VIII. Рефлексия  

Подведем итоги. (Слайд 25)

Таблица: ЗХУ

   -   Сегодня на уроке я  

  узнал….

   - Я испытывал затруднения, когда…

   -  Меня заинтересовало задание…

Дети продолжают предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру «Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов», 3 класс УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:-уметь находить на карте города Золотого ...

Конспект урока по окружающему миру «Золотое кольцо России. Углич, Ярославль, Кострома», 3 класс УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:-уметь находить на карте города Золотого ...

Конспект урока по окружающему миру:Золотое кольцо России(УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по окружающему миру:Золотое кольцо России(УМК "Школа России) 3 класс...

Конспект урока по окружающему миру:Золотое кольцо России(УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по окружающему миру:Золотое кольцо России(УМК "Школа России) 3 класс...

Конспект урока по окружающему миру "Золотое кольцо России" УМК "Школа России" 3 класс

Тема: «Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич»  Цель деятельности учителя: формирование представлений о старинных городах, которые образу...

Конспект урока по окружающему миру «Проект «Города России»» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: формирование знаний о городах России.Планируемые результаты:Предметные:Знать:крупные города России;особенности городов России;Уметь:самостоятельно выделять нужную информацию...

Конспект урока по окружающему миру"Золотое кольцо России", 1 урок (Школа России, 3 класс)

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с городами Золотого кольца России и некоторыми ихдостопримечательностями. Планируемые результаты:Предметные:- знать города, входящие в Золотое кол...