Урок по окружающему миру, 4 класс , "Иван III"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Демина Наталия Викторовна

Обобщение педагогического опыта по патриотическому и гражданственному воспитанию на уроках окружающего мира в 4 классе

Патриотическое воспитание – одно из важных направлений нравственного воспитания. Словом, патриотизм – это синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, своему дому и семье, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли [3].

Немаловажная роль в воспитании этих качеств принадлежит урокам по предмету «Окружающий мир». Курс «Окружающий мир» автора А.А. Плешакова  4 класс представлен одним из  разделов: «Страницы истории России». Данный раздел знакомит учащихся с жизнью древних славян, способствует осознанию роли важных исторических событий в истории России, проявлению интереса к поисковой и исследовательской деятельности. Учит осознавать ценность человеческой жизни, испытывать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы [6].

Мы считаем одним из важных условий повышения эффективности патриотического и гражданского воспитания в обучении истории – воспитание патриотизма на примере выдающихся исторических персоналий и определения их роли в важнейших событиях страны. Нравственные убеждения школьников во многом складываются под влиянием людей, на которых они хотели бы быть похожими. Поэтому очень важно на соответствующих уроках давать по возможности развернутые характеристики исторических личностей, показывать мотивы и результаты их деятельности и их вклад в развитие страны. Вся наша русская история дает богатейший материал для воспитания чувства любви к Отечеству. Мы хотим показать, как этого добиться на примере изучения исторической личности Ивана Третьего, человека, который  оказал существенный вклад в развитие нашего государства. При нем Русь стала называться Россией, был принят герб – двуглавый орел, свергнуто иго монголо-татар, объединены земли, построены храмы и др.[6].

Данный урок разработан с применением ЭОР.

Подробный конспект урока представлен в приложении 1. Мы же остановимся только на основных этапах урока.

На II этапе  актуализации первичного опыта учащихся на этапе введения новой учебной информации стоят задачи:

  • актуализировать опорные знания, необходимые при изучении новой темы;
  • сообщить учащимся тему и цель урока;
  • способствовать становлению личностного смысла учения;
  • поставить задачи урока посредством выявления субъектного опыта ученика.

На этом этапе ученикам предложено вспомнить полученные знания по разделу из предыдущих уроков, восстановить хронологию событий от первого упоминания в летописи города Москвы до правления Ивана Третьего. Учащиеся погружаются в мир исторического прошлого, отвечая на вопросы учителя, составляя ленту времени по датам правления московских князей, упоминая об их вкладе  в историю развития московского княжества.

На III этапе происходит  актуализация обогащаемого опыта на стадии освоения нового учебного  материала.

Задачи:

- познакомить учащихся с жизнью и деятельностью Ивана III, дать ей оценку, учить детей работать в группах.

Перед учащимися ставится проблемный вопрос, почему Ивана III величали «государем всея Руси»? Верные предположения учитель записывает на доске  (объединил земли Руси вокруг Москвы). Кто же из нас прав? Давайте проверим первое предположение: «Иван III объединил земли вокруг Москвы». Чтобы получить ответ, правы мы или нет, вы можете выбрать один из способов достижения цели: (самостоятельная работа с печатным материалом или  слушание сообщения руководителя группы).

    Таким способом учитель погружает учащихся в изучение исторических документов, дает возможность самим найти ответ на вопрос, провести анализ прочитанных текстов и сделать вывод на основе прочитанного. Учащиеся высказывают свои мнения и предположения о роли Ивана III для развития государства Российского. При обсуждении исторической личности учащиеся раскрывают вклад в историческое значение для земли русской. Для эмоционального настроя на этом этапе урока дети рассматривают репродукции картин «Иван III разрывает ханскую басму», «Стояние на реке Угре». Раскрывается значение печати и герба для государства Российского. Учащиеся имеют возможность сопоставить изображение символов, принятых Иваном III и современных символов нашего государства. Особую гордость за свою родину учащиеся испытывают при совершении виртуальной экскурсии по Москве XV , где узнают Новые стены Кремля сложенные из красного кирпича,  новые башни. Главной башней Кремля стала Спасская, над воротами которой красовался герб города – Георгий Победоносец, поражающий копьем Змея. Сложившийся в конце XV века архитектурный ансамбль на Соборной площади в настоящее время является одним из самых красивых и гармоничных не только в России, но и во всем мире. Успенский собор (1475-1479), который  был построен Иваном III в 1475 – 1479 г. на месте старого собора времен Ивана Калиты. Архангельский собор (1506 – 1508 гг.) – усыпальница московских князей и царей до н. XVIII в, Колокольня Ивана Великого (1505 – 1508 гг.), Грановитая палата (1487 – 1491 гг.) - единственное гражданское здание на Соборной площади. Ее построили для великого князя для торжественных собраний и приемов иноземных послов. Благовещенский собор (1484 – 1489 гг.) – домовая церковь московских государей. После воображаемой экскурсии учащиеся с гордостью сообщают, какие изменения происходят в Москве в XV веке при правлении Ивана III. Все исторические участники   событий правления Ивана III - это наши предки, которые поднялись на защиту Родины, и все свои силы, талант, мужество беззаветно отдавали служению Отечеству. А мы, их потомки, являемся носителями исторических и патриотических традиций, и память о них дошла до нас, и не может быть предана забвению.

На этапе  актуализации закрепляемого опыта перед учащимися ставятся задачи:

  • закрепить и систематизировать полученные знания учащихся, содействовать развитию умений обучающихся осуществлять выбор задания, роли с учетом своих возможностей. А также умения работать в статической паре.

Учитель подводит учащихся к  обобщению, полученного опыта. (Ребята, вот мы и побывали в Москве XV века. А как вы думаете, прав ли народ, сложивший такую поговорку: «Кто в Москве не бывал, красоты не видал?». А представьте такую ситуацию: у вас есть машина времени, которая может перенести в любую эпоху, в любую страну. Например, в Россию XV-XVI вв.

- Выберите, в какой роли вам хотелось бы находиться в период путешествия:

  • историка;
  • ученика 4 класса;
  • представителя той эпохи (крестьянина; ремесленника);
  • иноземного купца.

По окончании путешествия составьте рассказ – отчет об увиденном. Включите в рассказ-отчет:

  • цель вашего путешествия;
  • название страны, ее символы;
  • характеристику выдающихся личностей, с которыми не удалось встретиться в период путешествия;
  • описание внешнего вида людей;
  • архитектурные памятники данной эпохи.

Можно в полет отправиться и вдвоем, и представить ваш отчет…

Урок заканчивается блиц-опросом,  рефлексией, самооценкой своих усилий и результатов, а также своего творчества и вклада в урок. Учитель может предложить завершить урок таким образом:

-А теперь оцените свою работу. Продолжите предложения:

* По данной теме я знал(а)…

* Но я сегодня узнал(а)…

* Сегодня я удивился …

* Сегодня я научился…

* Я бы поставил себе за работу на уроке оценку _______.

* Я считаю, что дома мне надо …

Домашнее задание учащимся можно дать на выбор.

-  Ребята, познание прошлого можно продолжить дома. Выберите себе два задания, которые вам интересны:

  • открыть ларец с историями стр. 79-80
  • задания «Проверь себя» стр. 79
  • подготовить сообщение об Успенском соборе

описать рисунок на печати Ивана III стр. 80

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Прошло 100 лет после Куликовской битвы. Московское княжество ещё более расширилось и усилилось, присоединив к себе большинство Русских земель. Важным событием правления Ивана III было присоединение Новгорода к Московскому государству.

Слайд 3

Через два года после покорения Новгорода Иван Васильевич вынужден был выступить против татар. Он был ещё данником Орды, хотя и не очень исправным, чем навлёк на себя ханский гнев. Он отказался платить дань хану Ахмату .

Слайд 4

Изменилось русское войско. Появились пушки , ручное огне-стрельное оружие – пищали . Главной силой была кованная рать – хорошо вооружённая конница. В походах её поддер-живала судовая рать – пешее войско, которое к месту битвы доставляли на лодках.

Слайд 5

Летом 1480 года Иван III узнал, что на Русь ведёт свои войска ордынский хан Ахмат. Русская рать во главе с Иваном III выступила навстречу неприяте-лю . Противники встретились на реке Угре. Обе рати встали друг против друга на противоположных сторонах реки, и никто не решался первым начать наступление. Так продолжалось до октября. ʹ

Слайд 6

Пришли морозы. Татары страдали от холода и голо-да , гибли кони. А у русского народа на родной земле был надёжный тыл , запасы продовольствия, корм для коней. Иван III убедился, что татары не пройдут, ре-шил отвести свои войска на зимние квартиры. Неожи-данно татары обратились в бегство , решив, что если Русь отдаёт им берег, значит хочет с ними биться.

Слайд 7

Этот день – 11 ноября 1480 года – принято считать днём освобождения Руси от монголо-татарского ига.

Слайд 8

Работа по учебнику Прочитайте текст «Путешествие в древнюю Москву» на с.75-78 учебника. Какие изменения в облике Кремля произошли при Иване III ?

Слайд 9

В конце XV века началась перестройка Кремля. Были возведены новые стены из красного кирпича и башни. Башни располагались одна от другой на расстоянии ружейного выстрела. Вокруг стен были выкопаны рвы, соединённые с Москвой-рекой и рекой Неглинкой. ʹ

Слайд 10

В Москву были приглашены лучшие русские и иностранные зодчие. Центром Кремля стала Соборная площадь .

Слайд 11

В августе 1479 года на кремлёвском холме засиял массивный, изящ-ный и стройный Успенский собор . Он стал главным собором государства. Здесь короновали царей, оглашали самые важные сообщения.

Слайд 12

В 1491 году итальянские мастера возвели великолепную Грановитую палату . Палата вместительна – её пространство почти 500 м, а стены украшены фресками.

Слайд 13

В первом десятилетии XVI века итальянский зодчий Алевиз Фрязин построил новый Архангельский собор , ставший некрополем – усыпальницей московских великих князей и царей.

Слайд 14

Гордость Соборной площади – колокольня «Иван Великий» высотой около 80 метров. На её башне находилось 34 колокола общим весом свыше 16 тыс. пудов. Их звон любила вся Москва.

Слайд 15

Работа по учебнику Прочитайте текст на с.79-81 учебника. О ком этот текст? Что интересного вы о нём узнали? Почему его прозвали Грозным? Какие изменения произошли при его правлении?

Слайд 16

Иван IV стал первым в истории России царём. Он был лют и скор на расправу. Оттого и заслужил прозвище Грозного . При Иване Грозном Россия продолжала укреплять свои рубежи, вела борьбу с многими противниками. Царю удалось присоединить к России земли Казан-ского и Астраханского ханств .

Слайд 17

Подведём итоги: Какое событие произошло в 1480 году? Какое значение оно имело? Какие изменения в облике Кремля произошли при Иване III ?

Слайд 18

Источники: http://www.hrono.ru/biograf/bio_i/ivan3vas.php http://prometey-spb.su/svetochi/0/ivan_i_sofya0.html http://gkaf.narod.ru/rh-book/l-feod7/f07-01.html http://fotki.yandex.ru/users/a-ezeev/view/430365/?page=640 http://www.liveinternet.ru/users/3561375/post127660397/ http://www.ru-news.ru/art_desc.php?aid=7439 http://russkie-tsari.ru/index.php/razdel-ii/ivan-iii-vasilevich-1440-1505/item/17-usilenie-roli-moskvy-pri-ivane-iii http://artcyclopedia.ru/moskovskij_kreml_pri_ivane_iii_1921-vasnecov_apollinarij_mihajlovich.htm http://www.1salamandra1.ru/index/uspenskij_sobor_moskovskogo_kremlja/0-16 http://sc.tverobr.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/22101/?&onpage=20&page=4 http://www-2010.rsu.edu.ru/files/e-learning/History_of_Art/Pictures/Pict_35_85.html http://www.liveinternet.ru/users/2503343/post156074256/ http://chehovchess.ru/video/ivan-grozniy-interesnie-fakti.html



Предварительный просмотр:

Программа: А.А. Плешаков «МИР ВОКРУГ НАС». 

Класс: 4

Адрес публикации: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2020/02/04/urok-po-okruzhayushchemu-miru-4-klass-ivan-iii 

Дата проведения: 07.03.2017 г.

Вид урока: личностно-ориентированный

Тема «ИВАН III » 

Цель: 

  • знакомство с деятельностью московского князя Ивана III и обликом Москвы в период его правления.

Задачи: 

Образовательные: 

  • формирование представлений учащихся о личности Ивана III и его деятельности, используя повествование учителя и беседу;
  • используя исторические факты, показать обучающимся значение событий 1480 г. для развития Руси;
  • раскрыть созидательную деятельность Иван III для укрепления и развития государства в XV – XVI вв.;
  • развивать умения работать в малой группе, систематизировать информацию в таблицах и схемах, высказывать оценочные суждения о личности и деятельности Иван III.

Развивающие :

- развивать воссоздающее воображение, критическое мышление и историческую речь, пополняя новыми терминами.

Воспитательные :

- способность воспитанию гордости за деяния предков;

- содействовать воспитанию таких качеств личности как целеустремленности, трудолюбия и верности Родине на примере жизни и деятельности Иван III, неприязни к жестокости.

Оборудование: 

Интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация к уроку, электронный учебник по окружающему миру, документ камера.

Портрет Иван III, иллюстрации Успенский собор, «Иван III разрывает ханскую басму», «Стояние на реке Угре», печать Ивана III, печатный материал для работы в группах.

Структура урока 

I. Организационно-мотивационный этап.

II. Актуализация первичного опыта учащихся на этапе введения новой учебной информации.

III. Актуализация обогащаемого опыта на стадии усвоения нового учебного материала.

IV. Актуализация закрепляемого опыта, происходящая на этапе закрепления и проверки ЗУН учеников.

V. Оценочно-аналитический этап.

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП. 

Задачи: 

  • создание положительного эмоционального настроя учащихся на предстоящую деятельность;
  • сообщение учащимся формы организации деятельности на уроке.

Время 

Деятельность учителя 

Деятельность учащихся 

ЭОР

1-2 мин.

Урок обществознания .

Сегодня мы будем радовать своими знаниями друг друга. Работу построим в группах. А сейчас каждая группа поприветствует друг друга.

После приветствий :

Желаю всем личных достижений в познании истории нашего отечества.

1 гр. – хлопки над головой

2 гр. – хлопки в кругу по ладоням соседей

3 гр. – перекрестные хлопки с соседом

Счет 1, 2, 3, 4, 5.

Мы готовы историю познавать.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ПЕРВИЧНОГО ОПЫТА УЧАЩИХСЯ НА ЭТАПЕ ВВЕДЕНИЯ НОВОЙ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ. 

Задачи: 

  • актуализировать опорные знания, необходимые при изучении новой темы;
  • сообщить учащимся тему и цель урока;
  • способствовать становлению личностного смысла учения;
  • поставить задачи урока посредством выявления субъектного опыта ученика.

Методические приемы : беседа .

Методы: словесный. 

Оборудование: карточки «Иван I и Иван II », «Иван III ». 

Этап урока 

Деятельность учителя 

Деятельность учащихся 

ЭОР

Этап актуали-зации первич-ного опыта 

5-6 мин. 

беседа

Ребята, целью нашего урока будет знакомство с деятельностью еще одного московского князя и переменами на Руси, которые произошли в его правление.

Но сначала давайте вспомним: 

· Какой раздел мы с вами изучаем?

· Вспомните, когда впервые в летописи была упомянута Москва?

· Назовите имя князя, при котором Москва особенно усилилась и окрепла?

· Назовите внука Ивана Калиты.

· Если Дмитрий Иванович – внук Ивана Калиты, то кто правил на Руси после смерти Ивана I?

· Да, но сначала его сын Семен Гордый, а потом Иван Красный.

· Значит после Ивана I, какой это по счету князь Иван? (второй ) – (появляется на доске карточка: Иван I I)

· Кто же управлял Московским княжеством в XV-XVI веках? Вот одно «белое пятно» в наших знаниях, которое нам предстоит открыть. (на доске появляется обратной стороной полоска с надписью: Иван III )

· Посмотрите на надписи: в чем их сходство и различие. Кто догадался: кто управлял Московским княжеством в XV-XVI вв.? (после правильного ответа детей, карточка открывается – Иван III )

· Так назовите тему нашего урока.

Ребята, давайте составим план, в которой включим те вопросы, которые вас интересуют.

Что вам хочется узнать по данной теме.

Да, ребята. Но он себя величал «Государем всея Руси».

Так как мы озаглавим первый пункт плана? 

· Как вы думаете? Что нам необходимо узнать о деятельности Ивана III? Для этого давайте вспомним: как Русь попала в зависимость к Золотой Орде?

· Значит какая задача стояла перед Иваном III?

· Сформулируйте второй пункт нашего плана. – (учитель пишет на доске) 

· А теперь вспомним: как выглядела Москва при Иване Калите? (рассказы детей )

· В каком веке правил Иван I?

· А в каком веке княжил Иван III?

· Сколько лет разделяло их правление ?

· Как вы думаете: изменился ли вид Москвы в XV веке?

· Значит какая стоит перед нами задачи?

· Попытайтесь сформулировать третий пункт плана урока.

А теперь, пользуясь планом, давайте поставим задачи урока. Продолжите предложения, записанные на доске:

По данной теме я хотел бы…. 

Мне это нужно, потому что…. 

Для этого я должен на уроке…. 

После ответов детей : 

Я согласна с вами, ребята, нам нужно узнать о личности и деятельности Ивана III, что он сделал для страны, за что его называли Государем всея Руси, будем учиться выделять главную мысль, слушать внимательно товарищей, самостоятельно работать в группах. Главный вопрос урока – какие перемены на Руси произошли во времена Ивана III ? 

В конце урока мы посмотрим как мы решили эти задачи.

(Страницы истории Отечества )

(1497 г .)

(Иван Калита, на доске появляется карточка Иван I )

(Дмитрий Иванович )

(сын Иван )

(второй) 

(Иван III (1462-1505) )

Каким был Иван III как князь

Иван III – Государь всея Руси .

(сбросить иго Золотой Орды )

Освобождение Руси от ига монголо-татар 

(в XIV – (1325-1340 )

(XV)

(более 100 лет )

(узнать как изменилась Москва при Иване III )

Москва в к. XV в. 

Хочу знать историю, это пригодится в старших классах и др., 

внимательно слушать, отвечать на вопросы и т.д. 

Презентация к уроку – по мере ответов детей на доске появляются  исторические даты

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОБОГАЩАЕМОГО ОПЫТА НА СТАДИИ ОСВОЕНИЯ НОВОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИЛА. 

Задачи: 

· познакомить учащихся с жизнью и деятельностью Ивана III, дать ей оценку, учить детей работать в группах.

Методы: словесно-печатный. 

Приемы: диалог, повествование, описание .

Оборудование: 

Иллюстрации «Иван III разрывает ханскую грамоту», Герб и печать Ивана III, портрет Ивана III, «Стояние на реке Угре», печатный материал для работы в группах.

Этап урока 

Деятельность учителя 

Деятельность учащихся 

ЭОР

Актуали-зация 

обогаща-емого 

опыта 

Ребята, как вы думаете, почему Ивана III величали «государем всея Руси» ? выскажите свои предположения.

Верные предположения учитель записывает на доске.

- объединил земли Руси вокруг Москвы .

Кто же из нас прав? Давайте проверим первое предположение: «Иван III объединил земли вокруг Москвы».

Чтобы получить ответ, правы мы или нет, вы можете выбрать один из способов достижения цели:

· самостоятельная работа с печатным материалом;

· слушание сообщения руководителя группы.

Каждый выбирает свой путь, но на работу дается три минуты, после обсуждения вопросов в группе дается ответ «За что же Ивана III называли государем всея Руси?»

Знакомство с биографией Ивана III

А теперь, давайте выслушаем мнение представителей групп:

1 группа, как вы считаете, почему Иван III называется государем всея Руси?

2-я группа - ?

3-я группа - ?

Так, подтвердилось наше предположение или нет?

Ребята, а для решения какой внешнеполитической задачи надо было объединить земли?

Как вы думаете, сможет ли сейчас Русь сбросить иго монголо-татар?

Почему? Докажите.

Кто считает, что у Руси нет еще сил для борьбы с монголо-тарами?

Докажите свое мнение.

Кто же из нас прав?

Давайте проведем анализ иллюстрации.

Как называется первая иллюстрация?

Что требовал хан от русского князя?

Почему, как вы думаете, Иван III разрывает грамоту?

Почему Иван III решается на такие действия?

А как считаете, что сделает хан большой Орды?

Какие символы принимает Иван III аналогично европейским? 

Ваша задача: провести исследование одного атрибута: герба или печати. Результаты представить в виде таблицы и устного описания символа.

1) Рассмотрите изображение, опишите его.

2) Сравните свое описание с описанием в тексте.

3) Заполните таблицу.

4) Подготовьтесь устно описать эмблему.

Название атрибута

Кто изображен

Надписи

Что означают рисунки

Материал для групп 

I. ПЕЧАТЬ ИВАНА III 

Кто же изображен в образе воина? 

II. ГЕРБ «ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛ» ИВАНА III 

После проверки заданий .

Ребята, какие внешние символы подчеркивали положение Ивана III как государя всея Руси? Какое новое название страны введено Иваном III?

А почему называли страну Московской Русью?

Как вы думаете, а произойдут какие-то перемены в Москве при Иване III ? 

Чтобы получить ответ на вопрос «Какие перемены произошли в Москве при Иване III?», давайте совершим заочную (воображаемую) экскурсию в Москву XV века.

А экскурсоводами выступят представители от группы.

Дополнительная информация для экскурсоводов и учителя 

История строительства Московского кремля

Успенский собор (1475-1479) 

Архангельский собор (1506 – 1508 гг.) – усыпальница московских князей и царей до н. XVIII в., архитектор Алевиз Новый;

Колокольня Ивана Великого (1505 – 1508 гг.) , архитектор Бон Фрязин – самые высокие здания в Москве (81 метр) до XVIII века;

Грановитая палата (1487 – 1491 гг.) - единственное гражданское здание на Соборной площади

Благовещенский собор (1484 – 1489 гг.) – домовая церковь московских государей.

А теперь сформулируйте вывод – 

Какие главные перемены на Руси, по вашему мнению, произошли при Иване III ? 

Как вы оцениваете деятельность московского князя Ивана III ? Почему? 

Вот как об этом времени пишет Н. Кончаловская в стихотворении: 

Летописцы в толстых книгах

Записали в этот год:

«Нет над нами больше ига,

Сбросил иго наш народ!»

Славен город наших дедов,

В жизни многое изведав,

Много войн и много бед,

Много радостных побед.

И над всеми временами

 Древний Кремль, хранимый нами,

Нас хранит из года в год –

Наша гордость и оплот!

Ну-ка, снимем шапки, братцы,

Да поклонимся Кремлю:

Это он помог собраться

Городам в одну семью,

Это он нам всем на славу

Создал русскую державу,

И стоит она века

Нерушима и крепка.

Какие события XV века отражены в данном стихотворении? 

Может он управлял всей Русью. 

Может он объединил всю Русь. 

Может за какую-то победу дали такой титул и др. 

Печатный материал. 

Да. 

Для борьбы с монголо-татарами. 

Да. Нет. 

Высказывают мнение 

Слушают. 

Иван III разрывает ханскую грамоту. 

Уплаты дани. 

Отказ от уплаты дани Орде. 

Считал, что пора дать отпор врагам. 

Решит наказать Русь. 

На берегу Угры 

На противоположном берегу реки 

Нет

В XII в Руси раздроблена, а в XV в. объединилась 

Герб и печать 

Описывают печать 

Герб, печать, Россия, Московская Русь. 

Столица Москва

Да, нет. 

Ответы детей 

· новые стены 

· соборы 

· колокольня 

Кто в Москве не бывал, красоты не видал. 

Высказывают мнение 

Освобождение от ига монголо-татар, объединение земель вокруг Москвы и расцвет Кремля. 

Используется материал электронного учебника

Презантация  к уроку «Иван III»

Учащиеся рассматривают иллюстрации картин, используется документ камера

Учащиеся рассматривают иллюстрации картин, используется документ камера

Интернет эксрукурсия по Москве XV века

http://russkie-tsari.ru/index.php/razdel-ii/ivan-iii-vasilevich-1440-1505/item/17-usilenie-roli-moskvy-pri-ivane-iii 

http://artcyclopedia.ru/moskovskij_kreml_pri_ivane_iii_1921-vasnecov_apollinarij_mihajlovich.htm 

http://www.1salamandra1.ru/index/uspenskij_sobor_moskovskogo_kremlja/0-16 

http://sc.tverobr.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/22101/?&onpage=20&page=4 

http://www-2010.rsu.edu.ru/files/e-learning/History_of_Art/Pictures/Pict_35_85.html 

http://www.liveinternet.ru/users/2503343/post156074256/

IV. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗАКРЕПЛЯЕМОГО ОПЫТА, ПРОИСХОДЯЩЕГО НА ЭТАПЕ ЗАКРЕПЛЕНИЯ И ПРОВЕРКИ ЗУН УЧЕНИКОВ. 

Задачи:

  • закрепить и систематизировать полученные знания учащихся, содействовать развитию умений обучающихся осуществлять выбор задания, роли с учетом своих возможностей. А также умения работать в статической паре.

Методы и приемы обучения: 

  • сюжетно-ролевая письменная самостоятельная работа, диалог.

Оборудование: 

  • карточки для индивидуальной работы в статической паре.

Время 

Деятельность учителя 

Деятельность учащихся 

ЭОР

8 мин. 

Время подготовки 1-1,5 мин. 

- Ребята, вот мы и побывали в Москве XV века. А как вы думаете, прав ли народ, сложивший такую поговорку: «Кто в Москве не бывал, красоты не видал?». А представьте такую ситуацию: у вас есть хронолет, который может перенести в любую эпоху, в любую страну. Например, в РоссиюXV-XVI вв.

- Выберите, в какой роли вам хотелось бы находится в период путешествия:

  • историка;
  • ученика 4 кл.;
  • представителя той эпохи (крестьянина; ремесленника);
  • иноземного купца.

По окончании путешествия составьте рассказ – отчет об увиденном.

Включите в рассказ-отчет:

  • цель вашего путешествия;
  • название страны, ее символы;
  • характеристику выдающихся личностей, с которыми не удалось встретиться в период путешествия;

Да. Нет.

Программа полета записана на слайде Выслушивают 2-3 отчета детей.

А остальные учащиеся анализируют отчет по плану отчета:

  • цель;
  • указана ли роль, страна, время;
  • полные ли представленные рассказы и т.д. описание внешнего вида людей;
  • архитектурные памятники данной эпохи.
  • Можно в полет отправиться и вдвоем, и представить ваш отчет…

Работа по презентации на  доске

Ребята, в путешествии и я побывала, и на острове увиденного и услышанного составила задания, вместо отчета – рассказа. Желающим раздаются карточки и они объединяются в пары.

Ребята, задания выполнять будете таким образом:

  • 1-е задание каждый выполняет в своей тетради;
  • Затем обмениваетесь тетрадями с соседом и в его тетради выполняете второе задание;
  • Третье задание опять выполняют в своей тетради;
  • Вместе проверяете по эталону ответа и ставите оценку друг другу:
  • Все верно – 5;
  • 1 ошибка – 4;
  • 2 ошибки– 2.

Кто не пожелал принять участие в состязании будут беседовать со мной и моим помощником. Сегодня в роли учителя будет выступать (Ф.И.О. ученика). Ваша задача задать вопрос учителю, на который вы хотели бы услышать ответы.

Учащиеся задают вопрос, «учитель»-ученик отвечает. А потом меняются ролями.

По окончании беседы:

Оценка деятельности учителя и ответов детей.

Индивидуальные карточки 

1 – вариант 

1) Знаешь ли ты, когда Русь сбросила иго монголо-татар? 

а) в 1380 г.

б) в 1480 г.

в) 1240 г.

2) Прочитай, через сколько лет это произошло после Куликовской битвы? 

3) Исправь ошибку. 

При Иване III в Москве были построены Успенский и Покровский соборы.

2 – вариант .

1) При Иване III страна называлась :

А) Русью;

Б) Россией;

В) Российской Федерацией.

2) Как ты думаешь? Правда ли ученик, который утверждает, что Русь сбросила иго монголо-татар через 100 лет после Куликовской битвы . Докажи.

3) Исправь ошибку. При Иване III началась перестройка Кремля, были построены дубовые стены и башни.

Группа учащихся работает на ноутбуке, выполняя задания по электронному учебнику

V. ОЦЕНОЧНО-АНАЛИЧЕСКИЙ ЭТАП УРОКА. 

Задачи:

  • обучение учащихся рефлексии, самооценке усилий и результатов.

Оборудование: 

Время

Деятельность учителя 

Деятельность учащихся 

ЭОР

2-3 мин

* Я считаю, что дома мне надо …

Оценка деятельности Ивана III учителем.

Ребята, познание прошлого можно продолжить дома. Выберите себе два задания, которые вам интересны:

  • открыть ларец с историями стр. 79-80
  • задания «Проверь себя» стр. 79
  • подготовить сообщение об Успенском соборе
  • описать рисунок на печати Ивана III стр. 80

Русь стала называться Россией, принят герб – двуглавый орел, свергнуто иго монголо-татар, объединены земли, построены храмы и др.

Слайды по итогам урока

Заместитель руководителя ОО   ________________________ /___________________/

МП


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру по теме: "Московский князь Иван Калита"

Открытый урок по окружающему миру по теме: "Московский князь Иван Калита"...

Кейс-урок по окружающему миру класс "У Чёрного моря"

Данный конспект подготовлен к уроку окружающего мира в 4 классе (УМК «Школа России»). Кейс-урок - одна из форм современного урока, соответсвующих новому ФГОС НОО. Предполагает групповую работу, где уч...

технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"

« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов  по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока -  изучен...

Конспект урока по окружающему миру "Иван Третий" 4 класс

Конспект урока по окружающему миру "Иван Третий" 4 класс...

Конспект урока по окружающему миру в разделе истории в 4 классе на тему «Иван 3»

Данный урок был подготовлен студентом педагогического колледжа. Руководитель: Ванюшина Е.Е....

Конспект урока по окружающему миру. 4 класс. Иван Грозный.

Тема урока: Великий царь Иван ГрозныйТип урока: открытие нового знания.Цели: формировать представления учащихся о времени правления Ивана Грозного, его реформах.Задачи: 1. Образовательная &ndash...

Технологическая карта урока по окружающему миру. Класс: 4. Тема: Золотой век театра и музыки

Материал содержит технологическую карту урока, работу в парах и самостоятельную работу по теме урока....