Наши органы чувств
план-конспект по окружающему миру

Конспект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashi_organy_chuvstv.docx232.95 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

УМК Перспектива

Предмет: Окружающий мир (автор: А.А.Плешаков, Новицкая)

Тема: «Наши органы чувств»

Класс: 3

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Цель:  формировать  знания об органах чувств, их строении, значении для человека  и гигиене.

Задачи:

- формировать представление об органах чувств;

- развивать умение наблюдать в процессе поисково-познавательной деятельности, умение работать в группе, умение оценивать;

- воспитывать заботливое отношение к своему организму.

Прогнозируемые результаты

Личностные:

  • осознавать значимость органов чувств и их гигиены.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя;
  • ставить учебную задачу с помощью учителя;
  • осуществлять контроль, коррекцию, оценку результатов деятельности;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные УУД:

  • извлекать информацию, представленную в разных формах ( текст, таблица, схема ); находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса на основе обобщения знаний.

Коммуникативные УУД:

  • планировать учебное сотрудничество со сверстниками (определение функций участников, способов взаимодействия);
  • строить монологическую речь в устной форме;
  • слушать другого ученика, учителя;
  • высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновывать, приводя аргументы;
  • совершенствовать умение оформлять свои мысли в устной форме;
  • уметь договариваться при работе в группе.

Предметные:

  • знать названия органов;
  • знать строение органов чувств;
  • знать правила ухода за органами чувств.

Дидактические средства: учебник.

Оборудование урока: ПК учителя, мультимедийное оборудование, презентация к уроку, тестовые задания, карточки для работы в группах, листы самооценки.

Содержание урока

Этапы урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Самоопределение к деятельности.

Организационный момент

Цель: Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Приветствие.

Коллективная

Учитель приветствует учащихся.

- Добрый день, ребята. Сегодня я буду вести урок окружающего мира. Зовут меня Алеся Дмитриевна.

- Для того чтобы  настроиться на хорошую работу, улыбнёмся друг другу, выдохнем и тихонько сядем.

Приветствие учителя.

Подготовка к работе.

Личностные:

формировать личностное жизненное самоопределение

2.Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для перехода к новым знаниям.

Фронтальная,

- На уроке мы с вами отправляемся в институт Здоровья.

 - Ребята, а что такое здоровье?

- Нам часто кажется, что мы здоровы, всегда будем такими, и не стоит об этом беспокоиться. Это не так. Каждый человек с детства должен заботиться о себе, своём здоровье, знать правила гигиены и первой медицинской помощи, не вредить своему здоровью. Какое настроение у людей, у которых что-то болит?

- Сегодня я пришла к вам на урок с хорошим настроением,  и я могу раскрыть свой секрет. Хотите его узнать?

- Все мои помощники здоровы. Кто догадался, о каких помощниках я говорю? Возьмите конверт с карточками и найдите моих помощников.

- Как назовем их одним словом?

Смотрят на слайд.

Отвечают на вопрос учителя.

Отвечают на вопросы учителя, опираясь на личный опыт.

Ответы детей.

Ученики высказывают свои предположения.

Органы чувств.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других;

строить монологическую речь в устной форме.

3.Формулирование темы и целей урока. Постановка учебной задачи.

Фронтальная

Объяснительно - иллюстрационный

- Итак, кто сформулирует тему нашего исследования?

На доске появляется тема урока.

- Для того чтобы понять какие задачи мы перед собой поставим, я познакомлю вас с детьми, чьи родители обратились в наш институт Здоровья за помощью.

Учитель демонстрирует  изображения детей, каждый из которых нарушает правила гигиены.

- Взгляните, пожалуйста, на изображения и скажите, с какими проблемами столкнулись родители?

- Итак, нам необходимо помочь родителям доказать их детям, что органы чувств нужно беречь.

- Что для этого нужно узнать об органах чувств?

- Используя ваши задачи, я составила план нашего урока.

На доске появляется план.

План:

1) строение и значение органов чувств;

2) правила гигиены органов чувств.

Ученики формулируют тему урока.

Ученики смотрят на изображения детей и определяют, с какими проблемами столкнулись их родители.

Ответы учеников.

Ученики формулируют задачи урока.

Познавательные: формировать умение самостоятельно выделять познавательную цель;

формулировать тему;

формулирование проблемы.

Регулятивные:

 планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

4.Открытие нового знания.

Цель: формировать  знания об органах чувств, их строении, значении для человека значении и гигиене.

Групповая

Проблемно – поисковый метод

Исследование

- Итак,  мы в институте Здоровья, я  ваш научный руководитель Алеся Дмитриевна, а вы  юные учёные. 

- Вы распределились на 5 групп. Каждая группа юных учёных работает на своей кафедре. Для того чтобы узнать их названия, отгадайте загадки, которые записаны на карточке №1.

Учитель просит взять карточки и отгадать загадку.

- Итак, задача учёных каждой кафедры собрать информацию об органе чувств человека. План работы указан на карточке №2.

 - Взяли карточку. Внимательно ознакомьтесь с пунктами работы ваших кафедр. У вас есть вопросы?

- Помните о правилах работы в группах.

- Необходимые материалы для выполнения заданий вы найдете в конверте.

Демонстрация учителем материалов конверта.

- Далее ознакомьтесь с планом отчёта и по нему готовьте своё выступление.

Учитель консультирует юных учёных по ходу их работы в группах.

Далее учитель просит представить свои материалы. На доске в ходе выступлений каждой группы появляются изображения с органами чувств и их строением.

После выступления учёных первой кафедры учитель просит посмотреть на слайд и комментирует его.

 - В наш институт здоровья часто обращаются пациенты. Вот и сегодня в нашу рубрику «Посоветуйте, доктор!» обратились несколько человек. Давайте послушаем первого из них.

На слайде появляется видео ребёнка, который жалуется на проблемы со зрением.

Учитель просит все группы дать пациенту советы как сберечь орган зрения.

Учитель просит представить свои материалы вторую группу.

Рубрика «Посоветуйте, доктор!».

Учитель просит представить свои материалы третью группу.

Рубрика «Посоветуйте, доктор!».

Учитель просит представить свои материалы четвёртую группу.

Рубрика «Посоветуйте, доктор!».

Учитель просит представить свои материалы пятую группу.

Рубрика «Посоветуйте, доктор!».

Работают с карточкой №1, отгадывают загадки и ставят на стол таблички с названием кафедр.

Ученики каждой группы знакомятся с пунктами работы. Задают вопросы.

Вспоминают  правила работы в группах.

Ученики раскладывают перед собой по порядку 5 карточек.

Работа в группах по плану.

Представление группами информации.

Отчёт 1 кафедры.

Учёные кафедр смотрят видеообращение..

Все группы учёных обсуждают и дают советы.

Отчёт 2 кафедры.

Все группы учёных обсуждают и дают советы.

Отчёт 3 кафедры

Все группы учёных обсуждают и дают советы.

Отчёт 4 кафедры

Все группы учёных обсуждают и дают советы.

Отчёт 5 кафедры

Все группы учёных обсуждают и дают советы.

Познавательные:

 формировать умение искать и выделять необходимую информацию из иллюстраций и текста;

формировать умение на основе анализа объектов, информации делать выводы.

Коммуникативные:

совершенствовать умение слушать и понимать речь других;

совершенствовать умение оформлять свои мысли в устной форме;

формировать умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос;

планировать учебное сотрудничество со сверстниками (определение функций участников, способов взаимодействия);

совершенствовать умение работать в группе, учитывая позицию собеседника.

Личностные:

осознавать значимость органов чувств и их гигиены.

5.Рефлексия.

Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Групповая

- Теперь, пожалуйста, оцените работу каждого ученого кафедры, используя карточку №7.

Учитель просит главных учёных на кафедре рассказать об активности каждой группы.

Ученые кафедр обсуждают работу каждого ученика и отмечают необходимые пункты.

Регулятивные:

совершенствовать  навыки самооценки;

совершенствовать навыки рефлексии.

6.Итог.

Фронтальная

- А сейчас подведём итог нашей работы на уроке.

- Какие задачи мы перед собой ставили?

- Удалось решить задачи?

Ученики называют задачи урока и отчитываются о выполнении или невыполнении на уроке.

Регулятивные:формировать умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения

7. Домашнее задание.

Фронтальная

В подарок от нашего института Здоровья в вашем классе останется конверт, в котором для учёных приготовлены интересные опыты. Их вы можете провести дома или на внеурочной деятельности, а затем продемонстрировать для своих одноклассников или родителей.

А проверить ваши знания поможет самостоятельная работа, с которой вы, я уверена, легко справитесь!

- Молодцы! Вы все сегодня очень хорошо потрудились!

-  Желаю всем вам быть здоровыми и радоваться жизни. Берегите свое здоровье!

Приложение

Приложение 1

Приложение 2

Карточка  №2

План изучения объекта

Объект исследования: орган зрения – глаз

Цель исследования: 

  1. Познакомьтесь с материалом учебника (с.60, 2-й абзац)
  2. Заполните карточку «Строение глаза» (карточка №3)
  3. Познакомьтесь с информацией о данном органе в «Банке интересных фактов» (карточка № 4)
  4. Составьте вопросы учёным других кафедр (карточка №5)
  5. Распределите обязанности, составьте отчет по плану (карточка №6)

 

Карточка  №2

План изучения объекта

Объект исследования: орган обоняния -  нос

Цель исследования: 

  1. Познакомьтесь с материалом учебника (с.60, 4-й абзац)
  2. Заполните карточку «Строение носа» (карточка №3)
  3. Познакомьтесь с информацией о данном органе в «Банке интересных фактов (карточка № 4)
  4. Составьте вопросы учёным других кафедр (карточка №5)
  5. Составьте отчёт по плану (карточка №6)

Карточка  №2

План изучения объекта

Объект исследования: орган вкуса - язык

  1. Познакомьтесь с материалом учебника (с.61, 1-й абзац)
  2. Заполните карточку «Строение языка» (карточка №3)
  3. Познакомьтесь с информацией о данном органе в «Банке интересных фактов (карточка № 4)
  4. Составьте вопросы учёным других кафедр (карточка №5)
  5. Составьте отчёт по плану (карточка №6)

Карточка  №2

План изучения объекта

Объект исследования: орган слуха – уши 

  1. Познакомьтесь с материалом учебника (с.60, 3-й абзац)
  2. Заполните карточку «Строение уха» (карточка №3)
  3. Познакомьтесь с информацией о данном органе в «Банке интересных фактов (карточка № 4)
  4. Составьте вопросы учёным других кафедр (карточка №5)
  5. Составьте отчёт по плану (карточка № 6)

Карточка  №2

План изучения объекта

         Объект исследования: орган осязания – кожа

  1. Познакомьтесь с материалом учебника (с.61, 2-й абзац)
  2. Заполните карточку «Строение кожи» (карточка №3)
  3. Познакомьтесь с информацией о данном органе в «Банке интересных фактов (карточка № 4)
  4. Составьте вопросы учёным других кафедр (карточка №5)
  5. Составьте отчёт по плану (карточка № 6)

Приложение 3

http://cdn.thinglink.me/api/image/790632688842178560/1240/10/scaletowidth(размер А4) https://medportal.net/assets/images/otolaringologiya/1.0.jpg(размер А4)

Приложение 4

 

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Карточка  № 7

Фамилии

Работа на кафедре

Выдвигал(а) идеи

Представлял(а)

результаты перед классом

                    - активно участвовал в работе кафедры

Приложение 8

Домашнее задание

Орган вкуса – язык

1.Определить вкус воды.

Вывод: язык определяет __ вкуса (какие?)________________________________

2. С закрытыми глазами определить фрукты, овощи.

Вывод: точно определить можно только_______________________________

Орган зрения -  глаз

1.Описать предметы используя только зрение

Вывод: с помощью зрения мы можем описать предметы по _______ признакам:_______________________________________________________

2. Найти предметы, которые напоминают устройство глаза

Вывод: _______________________________________________________

3. Определить, как интенсивность света влияет на ширину зрачка.  

Сравнить ширину зрачка при обычном освещении, уменьшить интенсивность света (прикрыть глаза ладонями), увеличить интенсивность света (посветить рядом фонарем, но не в глаза!)

Вывод: чем больше света, тем ___________________________________

Орган слуха – ухо

С закрытыми глазами по звуку определить материал, из которого сделан предмет.

Один ученик закрывает глаза, второй издает звуки (предметы в мешочке)

Вывод: точно можно определить  только то,__________________________

Орган осязания – кожа

1.С закрытыми глазами определить предметы на ощупь.

Вывод: осязание определяет (что?)_________________________________

2. Потрогать металлическую кружку руками, приложить ее к щеке, лбу, плечу.

Вывод: кожа обладает___________________________________

Орган обоняния – нос

1. Определить запах предметов

Вывод: все / не все(выбрать одно) предметы обладают выраженными запахами.

2. Понюхать бумажные полоски с запахами духов. Определить  самый приятный для себя запах. Выполняют 3-4 ученика, сравнивают свои предпочтения.

Вывод: у каждого человека одинаковые предпочтения в запахах/ разные предпочтения в запахах (подчеркнуть нужное)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок"Наши помощники - органы чувств"

Интересный конспект урока. Урок - исследование....

Наши органы чувств.Глаза.

Технологическая карта урока по технологии развития критического мышления....

Конспект урока по окружающему миру на тему: " Наши органы чувств" (УМК "Перспектива")

Цель: формирование   знания об органах чувств, их строении, значении для человека  и гигиене.Планируемые результаты:предметные:-знать названия органов;-знать строение органов чувств;-зн...

"Наши органы чувств" урок окружающего мира 4 класс

quot;Наши органы чувств"Ход урока I Мотивация к учебной деятельности.Начинается урок100 вопросов – 100 ответовОтвечай по одномуИ научишься всему. II Актуализация знаний и п...

Восприятие мира (наши органы чувств)

Методическая разработка на тему "Восприятие мира (наши органы чувств)" для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 1 класса) В игровой форме ребята знакомятся с основными органами чувств...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС "НАШИ ОРГАНЫ ЧУВСТВ"

Учитель: Левицкая Татьяна ФёдоровнаУМК ПерспективаПредмет: Окружающий мир (автор: А.А.Плешаков, Новицкая)Тема: «Наши органы чувств»Класс: 3 бТип урока: Урок «открытия» нового з...