"Наши органы чувств" урок окружающего мира 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

 

"Наши органы чувств"

Ход урока

 

I Мотивация к учебной деятельности.

Начинается урок

100 вопросов – 100 ответов

Отвечай по одному

И научишься всему.

 

II Актуализация знаний и постановка учебной задачи

Давайте проверим себя.

- Какие органы человека вы знаете?

- Какую работу они выполняют?

- Как называются все эти органы? (внутренние)

- . Орг. момент.

- Представь, что мы тихо вошли в лес. Остановились. Присмотрелись и увидели на опушке леса землянику. Подошли и по пути прикоснулись к стволу дерева, присели, потрогали камень, на котором только что сидела ящерица, сорвали и съели ягодки.

- Что мы узнали о ягоде, о стволе дерева, о камне? (Ягода красная, сладкая, ароматная, сочная. Ствол дерева белый, шершавый, холодный. Камень твердый, холодный.)

- Какие органы помогли нам узнать это? (Глаза, язык, нос …)- У человека есть еще и внешние органы. Назовите их.

- Для чего нам нужны эти органы?

- Как думаешь, о чем сегодня пойдет речь на уроке? ( Выявим, какие органы чувств есть у человека и как при их помощи человек получает информацию об окружающем мире.)

Изучение нового материала

- Какой объект в нашем обследовании будет первым, вы узнаете, отгадав загадку:

Брат с братом

Через дорогу живут,

А один другого не видит. (Глаза)

 - Глаза – орган зрения (показывается карточка).

Глаза – это окно в окружающий нас мир. Сам глаз круглый, как яблоко, за что его называют глазным яблоком. Глазное яблоко покрыто твердой оболочкой, как яйцо скорлупой. Эта оболочка называется роговицей. Если ее пробить, то с глазом может пройти то же, что и с разбитым яйцом. В центре глаза есть черная точка, это – зрачок. Он пропускает свет и может то расширяться, то сужаться. Цветное колечко вокруг зрачка – это радужка. От нее зависит цвет глаз. За зрачком находится хрусталик. Он помогает видеть далекие и близкие предметы. Глаз связан с мозгом. Предметы в глазах отображаются перевёрнутыми. Правильным изображение делает головной мозг. Глаз имеет сложное строение. Если глаз повредить, то восстановить зрение практически невозможно.

Природа заботливо оберегает глаз.

Потечёт со лба пот, его остановит густая изгородь бровей. Ветер понесёт в лицо пыль, её задержит плотный частокол ресниц. А если несколько пылинок и сядут на роговицу, их тотчас слизнёт непрерывно мигающее веко.

С внутренней стороны веки влажные. Они работают как «дворники» - стеклоочистители на смотровом стекле автомобиля. Лёгкими прикосновениями веки всё время обмывают поверхность роговицы, сметая с неё пылинки.

Если же в опасной близости от глаза появится какой-нибудь предмет – веки захлопнуться сами собой раньше, чем ты об этом подумаешь.

Что нужно делать, чтобы сберечь зрение?

Читать книгу и писать на расстоянии 35 см.

Если попала соринка, то нельзя тереть руками.

- Делать зарядку для глаз.

- Телевизор смотреть 1-1.5 часа.

Компьютер до 40минут в день с перерывом 10-15 минут (3 раза в неделю, через день)

- Проведем следующий опыт: Закрой глаза (учитель хлопает в ладоши).

- Что произошло?

- Как догадался?

- Какой орган в этом помог?

- Значит, уши – это орган …

- Уши – орган слуха (показывается карточка).

Ты думаешь, у тебя только два уха? Нет, на самом деле не два, а 6.Только два видимых, а четыре невидимых, спрятанных внутри.

Наши похожи на морские раковины. Поэтому внешняя часть уха называется ушной раковиной. Подобная форма ушей позволяет нам лучше слышать. Ушная раковина - это всего лишь внешняя часть нашего уха. А ещё у нас есть внутреннее ухо и среднее ухо. Наружная часть ловит звук и передаёт его в среднее ухо. Там находится тонкая плёночка - барабанная перепонка. Звук ударяется об барабанную перепонку и передаётся во внутреннее ухо. Во внутреннем ухе находится слуховой нерв, который передаёт сигнал в головной мозг. После этого звуки приобретают для нас смысловое значение. Мы их различаем, понимаем.

Нужно ли беречь орган слуха? Как? Выберите верные утверждения.

- Сильный шум портит слух.

- Не ковыряй в ушах острыми предметами;

- Почувствовал боль в ухе, обратись к врачу;

- Регулярно мой уши;

- Всегда ковыряй в ушах спичками, булавками и другими острыми предметами;

- Регулярно чисти уши туго скрученной ваткой.

Физминутка.

- Немного отдохнем. Зарядка для глаз.

Посмотри глазами в разные стороны, не поворачивая головы (4-5 раз).

Теперь посмотри в окно вдаль, закрой глаза и снова посмотри.

 

 

 

 

Изучение нового материала (продолжение).

О чем дальше пойдет речь, вы узнаете, отгадав загадки.

Запах, хлеба, запах меда,
Запах лука, запах роз
Различить поможет … (нос)

Чтоб попробовать компот, 
Есть у человека…(рот)

Нос – орган обоняния. Язык – орган вкуса. (Показывается карточка).

Нос – орган обоняния.

Некоторые считают, что нос – это украшение на лице.

Другие думают, что природа дала нам нос лишь для того, чтобы задирать его кверху, когда важничаешь, и вешать книзу, когда загрустишь. Недаром говорят:

- Ишь ты, нос задрал?

-Ну, что же ты нос повесил?

Это, конечно, шутка.

На самом деле даже самый маленький нос, похожий на кнопку, весьма важная часть тела.

Это одновременно и фильтр, и печка, и сторожевой пост.

Ты делаешь вдох и втягиваешь воздух ноздрями. Он попадает внутрь носа и пробегает по его извилистым каналам. Поверхность этих каналов усеяна множеством крохотных ресничек. Они всё время быстро колеблются, как трава на лугу, когда подует ветер. К этим ресничкам, как мухи к липкой бумаге, прилипают на лету пылинки. Так твой живой фильтр тщательно оберегает лёгкие, чтобы в них вместе с воздухом не попадала грязь.

Также воздух внутри носа согревается. Вот почему надо дышать не ртом, а носом – меньше опасности надышаться и простудиться.

Ну, а сторожевым постом организма твой нос можно назвать потому, что он единственный из твоих органов чувств умеет воспринимать разные запахи. А это очень важно.

Запахнет в воздухе дымом – и нос сразу сообщит об этом мозгу. А тот уже сообразит, что где загорелось.

Донесся из духовки вкусный запах зарумянившейся корочки – и хозяйка понимает: пирог готов, пора его вынимать.

Понюхает повар принесённое из кладовой мясо – услышит неприятный запах и узнает: мясо начало портиться.

А у химиков есть даже такие специальности, при которых чуткий нос важнее, чем глаза и уши.

Язык – немаловажный орган, которым ты пользуешься с утра до вечера.

О том, что язык помогает нам издавать нужные звуки, ты уже знаешь: без помощи языка невозможно произнести ни одного слова.

Знаешь ты и о том, что язык помогает нам есть. Он старательно переворачивает пищу, которую ты жуёшь, и подкладывает её то под одни, то под другие зубы.

Но есть у языка ещё одна важная обязанность. Это – наш единственный орган вкуса. Снаружи язык покрыт бесчисленным множеством крохотных сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в твой рот. Кислое или сладкое, солёное или пресное, вкусное или горькое.

Кончик языка наиболее чувствителен к сладкому. Достаточно лизнуть шарик мороженого, и сразу узнаешь его вкус. Края языка лучше всего ощущают кислое, а его основание – горькое.

Язык – это тоже один из твоих сторожей. Если ты ненароком возьмёшь в рот что-нибудь противное или несвежее, язык тотчас донесёт об этом мозгу, тот пошлёт приказ мышцам рта, и ты, не задумываясь, выплюнешь то, что вредно организму.

- Какие выводы можем сделать?

Беседа о коже.

- И еще одна загадка:

Мягкое и твердое, острое, тупое, 
Горячее, холодное, мокрое, сухое…
Разобраться в этом сложно.
Нам поможет наша… (кожа)

- Проведём последний опыт.

- Учитель просит закрыть глаза и на ощупь определить предметы: мячик, мандарин.

- Правильно ли он определил?

- Какой орган чувств помог определить предметы?

- Кожа – орган осязания. (Показывается карточка).

Кожа – очень тонкая оболочка, покрывающая все тело. Ее задача – защищать организм от повреждений, от жары и холода, от вредного воздействия химических веществ и от инфекционных заболеваний. Кроме того, в коже находятся нервные окончания, с помощью которых мы ощущаем боль, жар, холод, шероховатость или гладкость предметов. Также в ней находятся потовые железы, через которые в виде пота из организма выделяются различные отходы и лишняя влага, что позволяет поддерживать постоянную температуру тела. Наибольшей чувствительностью обладают кончики пальцев, середина ладони и средняя линия спины.

Кожа – орган осязания.

image

Хорошо бы обрести такую одежду, которая не промокала бы под самым сильным дождём, не впитывала в себя влагу, но свободно пропускала воздух. И к тому же, чтобы она не выцветала, не мялась, и её можно было бы носить 100 лет.

А ведь такая одежда существует. Это - твоя кожа.

Наша кожа не пропускает воду, как лучший непромокаемый плащ. Окунись с головой – вода покроет всё тело, а внутрь не попадёт. Вылезешь, оботрёшься полотенцем и снова будешь сухим.

Тонким защитным панцирем кожа покрывает всё тело: от пяток до затылка. Она надёжно предохраняет внутренние органы от повреждений, принимая на себя толчки и удары, царапины и ожоги.

Кожа бережёт тебя и от жары и от холода. Под горячими лучами солнца «она загорает» - делается более плотной и смуглой и не даёт перегреваться внутренним органам. От холодного ветра она покрывается пупырышками, закрывающими поры, и не даёт холоду проникать внутрь тела.

Но это ещё далеко не всё.

Кожа помогает тебе дышать. Через твои поры она впитывает воздух, который необходим каждой клеточке.

Кожа всё время сообщает тебе, что происходит с твоим телом: жарко ему или холодно, давит на него что-нибудь, царапает или жжёт. Скажем, сядет на лоб муха – и кожа тотчас об этом тебе доложит.

Но это, пожалуй, самое удивительное: твой живой панцирь – кожа постоянно обновляется. Её верхний слой стареет и осыпается, а под ним уже готов новый.

- Что нового вы узнали?

- Кожа позволяет нам осязать предметы, чувствовать их свойства.

- Какой вывод можно сделать?

 

Самостоятельная работа.

- Для людей определенных профессий очень важно чтобы был хорошо развит определенный орган чувств? Попробуй найти эти профессии.

1.     Людям, какой профессии, нужно острое чувство обоняния. (Создатели духов, вин, химики, работающие с газами.)

2.     Людям, какой профессии, нужно острое чувство вкуса? (Повара, селекционеры, выводящие новые сорта фруктов, ягод, овощей.)

3.     Людям, какой профессии, нужно острое чувство слуха? (Музыканты, охотники, пограничники)

Рефлексия.

- Какой орган самый главный?

- Может ли человек полно воспринимать окружающий мир, если у него нарушен какой-нибудь орган? Почему?

- Подведем итоги сегодняшнего занятия.

- Что нового узнали?

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема плана-задания

 

Объект исследования: орган зрения – глаз

Цель исследования: выяснить, что может различать человек с помощью  глаз; показать роль зрения в познании окружающего мира.

1.    Познакомьтесь с материалом учебника (с.60, 2-й абзац,с.62, 1-й абзац)

2.    Послушайте текс № 3 электронного приложения

3.    Заполните карточку «Строение глаза»

4.    Проведите опыты, сделайте выводы.  (Приложение)

5.    Познакомьтесь с информацией о данном органе в «Банке интересных фактов).

6.    Распределите обязанности, составьте отчет по плану:

 1) Название органа чувств                                                     

 2) Что воспринимает, какое значение имеет

 3)  Как устроен 

 4)  Выводы по результатам опытов

 5)  Интересные факты

 6)   Гигиена органа

 

IV Закрепление нового

1) Выполнение проверочных работ по электронному приложению

2)- Когда мы придём кушать в столовую, какие органы чувств нам помогут узнать, что мы будем есть?

– Какая опасность подстерегает человека, если он лишится способности определять вкус?

- Ребята, на какое место языка надо положить таблетку, чтобы проглотить её, не заметив вкуса. Покажите это место на рисунке.

- Все органы обладают памятью. Для чего это надо?

V  Рефлексия учебной деятельности

- Продолжи предложение.

- На уроке я узнал...

- Меня удивило...

- Было трудно...

- Я понял что...

- Мне захотелось...

- Я желаю  всем вам быть здоровыми и радоваться жизни. Берегите свое здоровье!

 

VI Домашнее задание

Учебник с. 60-63

Рабочая тетрадь с. 38-39

 

Приложение

Выводы формулируют ученики

 

 

 

 

 

Орган зрения -  глаз

 

1.Описать предметы используя только зрение

Вывод: с помощью зрения мы можем описать предметы по внешним признакам: цвет, форма, размер, месторасположения.

 

2. Описать по памяти внешний вид арбуза, березы, нашей школы.

Вывод: зрение обладает памятью (зрительная память)

 

3. Найти предметы, которые напоминают устройство глаза

Вывод: фотоаппарат – принцип работы глаза,  яблоко - глазное яблоко, линза – хрусталик.

 

4. Определить в какое отверстие на картоне проникает больше света от фонаря. 

Вывод: чем больше отверстие, тем больше  света.

 

5. Определить, как интенсивность света влияет на ширину зрачка.  Сравнить ширину зрачка при обычном освещении, уменьшить интенсивность света (прикрыть глаза ладонями), увеличить интенсивность света (посветить рядом фонарем, но не в глаза!)

Вывод: чем больше света, тем меньше становится ширина зрачка.

 

 

Орган слуха – ухо

 

1.  Заткнуть уши ватой. Подносить к уху будильник до тех пор, пока не услышите тиканье. Замерить расстояние (опыт проводится с 2-3 учениками)

Вывод: острота слуха у  людей разная.

 

2. Определить по звуку музыкальный инструмент, название птицы.

Вывод:  точно можем определить только то, что хорошо знаем. Слух обладает памятью.

 

3.   С закрытыми глазами по звуку определить материал, из которого сделан предмет (стекло, металл, дерево и т.д.)

Вывод: точно можно определить  только то, что хорошо знаем.

 

4.   На поверхность барабана (металлическая коробка, туго обтянутая пищевой пленкой) положить горсть крупу. Взяв крышку от жестяной банки и поднеся ее поближе к «барабану» (не касаясь), сильно ударить в нее.

Вывод: Когда мы стучим по крышке, возникает звук – невидимая звуковая волна. Когда она достигает пленки, происходит ее колебание, зернышки подпрыгивают (имитация работы барабанной перепонки)

 

 

Орган вкуса – язык

1.Определить вкус воды.

Вывод: язык определяет 4 вкуса: сладкий, соленый, горький, кислый. Язык позволяет определить степень вкуса (какая вода слаще, где соли больше)

2. С закрытыми глазами определить яблоко (пресное), картошку.

Вывод: отличить практически невозможно, пресный вкус не определяется.

3. С закрытыми глазами определить фрукты, овощи.

Вывод: точно определить можно только  знакомые продукты, вкус обладает памятью (вкусовая память).

4. Представьте, что вы режете лимон, из него течет сок. Что вы почувствовали? Почему?

Вывод:  вкус обладает памятью.

5.  Попробовать апельсин, затем съесть щепотку сахара, опять попробовать апельсин, съесть хлеб, снова попробовать апельсин.

Вывод: на ощущение нами вкуса влияют продукты, съеденные ранее.

Апельсин был сладким, после более сладкой пищи (сахара) сладость апельсина не ощущается. После того, как съели продукт  другого   вкуса или прополоскали рот, апельсин снова «стал» сладким

 

Орган осязания – кожа

1.С закрытыми глазами определить предметы на ощупь.

Вывод: осязание определяет свойства предметов (мягкий, холодный, гладкий, колючий и т.д.)

2. Потрогать металлическую кружку руками, приложить ее к щеке, лбу, плечу.

Вывод: кожа обладает чувствительностью по всему телу.

3. Определение чувствительности кожи (помогает проводить учитель!)

Завязать глаза испытуемому. Легонько уколоть кончик пальца двумя остриями измерителя, разведенными на 5 мм друг от друга. Если ребенок чувствует 1 укол, то повторить этот опыт, каждый раз разводя ножки измерителя  шире, пока ученик не почувствует два укола. Замерить расстояние.

Повторить тот же опыт в другой части руки, с другим учеником.

Вывод: чувствительность кожи у всех людей разная. У каждого человека чувствительность кожи на различных участках тоже отличается, самым чувствительным участком являются подушечки пальцев.

4. Определить с закрытыми глазами предмет.

Вывод: определить можем только то, что знаем.

5. Определить с закрытыми глазами предметы одинаковые по форме, но разные по фактуре.

Вывод: Можем определить, если раньше  трогали или видели и можем представить как  должны ощущаться. Кожа обладает памятью.

 

 

 

 

 

Орган обоняния – нос

 

1. Определить запах предметов

Вывод: не все предметы обладают выраженными запахами.

 

2. Понюхать смоченные ватные диски. Определить по запаху предмет.

Вывод: по запаху можем определить только знакомые предметы. Обоняние обладает памятью.

 

3. Определение чувствительности обоняния.  Замерить расстояние, на котором начинает чувствоваться запах.

Вывод: чувствительность обоняния у всех разная.

 

4. Понюхать ватные диски, смоченные духами.

Определить  самый приятный для себя запах. Выполняют 3-4 ученика, сравнивают свои предпочтения.

Вывод: у каждого человека есть свои предпочтения в запахах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Банк интересных фактов

 

Слух

    Барабанная перепонка очень маленькая, она размером с ноготь нашего мизинца.

    В слуховом канале вырабатывается ушная сера. Это желтоватое, немного липкое вещество, ropьковатое на вкус,  убивает микробов, попадающих в ухо вместе с пылью. Так что ушная сера полезна.

   Кость хорошо проводит звук. Вспомните, когда вы грызете сухарики, звуки кажутся вам очень сильными, а рядом сидящий человек слышит слабый треск.

Великий композитор Бетховен, когда оглох, слушал музыку с помощью трости, одним концом которой опирался на рояль, а другой ее конец он держал в зубах.

Ты думаешь, у тебя только два уха? Нет, на самом деле не два, а 6. Только два видимых, а четыре невидимых, спрятанных внутри. Наши похожи на морские раковины. Поэтому внешняя часть уха называется ушной раковиной. Подобная форма ушей позволяет нам лучше слышать. Ушная раковина - это всего лишь внешняя часть нашего уха. А ещё у нас есть внутреннее ухо и среднее ухо. Наружная часть ловит звук и передаёт его в среднее ухо. Там находится тонкая плёночка - барабанная перепонка. Звук ударяется об барабанную перепонку и передаётся во внутреннее ухо. Во внутреннем ухе находится слуховой нерв, который передаёт сигнал в головной мозг. После этого звуки приобретают для нас смысловое значение. Мы их различаем, понимаем.

Нужно ли беречь орган слуха?

- Сильный шум портит слух.

- Не ковыряй в ушах острыми предметами;

- Почувствовал боль в ухе, обратись к врачу;

- Регулярно чисти уши туго скрученной ваткой.

 

Составьте отчет по плану:

 1) Название органа чувств                                                     

 2) Что воспринимает, какое значение имеет

 3)  Как устроен  ( карточка в тетради)

 4)  Проведи свой опыт

 5)  Интересные факты

6)   Гигиена органа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зрение

 Изучая свойства хрусталика, арабские медики сотни лет назад изобрели увеличительную линзу из стекла. Так появились очки, подзорные трубы, бинокли и телескопы.

 Оказывается, мы можем видеть только при наличии света. Послушайте одну историю.

Русский солдат оставался девять лет в темном подземелье Брестской крепости. Он имел достаточное количество продовольствия и воды, но свечей и спичек хватило только на четыре года. Пять лет он провел в полной темноте. Отвыкнув от света, он ослеп.

Вверху наружного угла глаза есть слёзная железа, в ней хранится жидкость – слёзы. При моргании железа открывается, выделяется жидкость, которая смачивает глаз и защищает его от высыхания. Мы мигаем каждые 6 секунд, то есть в течение жизни мы опускаем и поднимаем веки около 250 млн. раз.

Глаза – это окно в окружающий нас мир. Сам глаз круглый, как яблоко, за что его называют глазным яблоком. Глазное яблоко покрыто твердой оболочкой, как яйцо скорлупой. Эта оболочка называется роговицей. Если ее пробить, то с глазом может пройти то же, что и с разбитым яйцом. В центре глаза есть черная точка, это – зрачок. Он пропускает свет и может то расширяться, то сужаться. Цветное колечко вокруг зрачка – это радужка. От нее зависит цвет глаз. За зрачком находится хрусталик. Он помогает видеть далекие и близкие предметы. Глаз связан с мозгом. Предметы в глазах отображаются перевёрнутыми. Правильным изображение делает головной мозг. Глаз имеет сложное строение. Если глаз повредить, то восстановить зрение практически невозможно.

Природа заботливо оберегает глаз. Потечёт со лба пот, его остановит густая изгородь бровей. Ветер понесёт в лицо пыль, её задержит плотный частокол ресниц. А если несколько пылинок и сядут на роговицу, их тотчас слизнёт непрерывно мигающее веко. С внутренней стороны веки влажные. Они работают как «дворники» - стеклоочистители на смотровом стекле автомобиля. Лёгкими прикосновениями веки всё время обмывают поверхность роговицы, сметая с неё пылинки.

Если же в опасной близости от глаза появится какой-нибудь предмет – веки захлопнуться сами собой раньше, чем ты об этом подумаешь.

Что нужно делать, чтобы сберечь зрение?

Читать книгу и писать на расстоянии 35 см.

Если попала соринка, то нельзя тереть руками.

- Делать зарядку для глаз.

- Телевизор смотреть 1-1.5 часа.

Компьютер до 40минут в день с перерывом 10-15 минут (3 раза в неделю, через день)

 

Составьте отчет по плану:

 1) Название органа чувств                                                     

 2) Что воспринимает, какое значение имеет

 3)  Как устроен  (тетрадь)

 4)  Придумай свои опыты

 5)  Интересные факты

6)   Гигиена органа

 

Обоняние

Нет запаха – нет вкуса.  Запах и вкус зависят друг от друга.  Они оба воспринимают химические вещества, нос – те, которые распространяются по воздуху, а язык – распространяющиеся в слюне. Они часто действуют вместе.

Если нос заложен из-за простуды, пища кажется нам безвкусной.

Человеческий нос способен различать 10 тысяч различных запахов.

А у животных обоняние развито гораздо больше. Обоняние собаки в 40 раз выше нашего. Акула  чувствует запах капли крови за много километров. Рыба лосось по запаху находит дорогу из моря в ту реку, где когда-то родилась.  А змея носом только дышит, а нюхает она языком.

Некоторые считают, что нос – это украшение на лице. Другие думают, что природа дала нам нос лишь для того, чтобы задирать его кверху, когда важничаешь, и вешать книзу, когда загрустишь. Недаром говорят:

- Ишь ты, нос задрал?

-Ну, что же ты нос повесил?

Это, конечно, шутка.

На самом деле даже самый маленький нос, похожий на кнопку, весьма важная часть тела. Это одновременно и фильтр, и печка, и сторожевой пост. Ты делаешь вдох и втягиваешь воздух ноздрями. Он попадает внутрь носа и пробегает по его извилистым каналам. Поверхность этих каналов усеяна множеством крохотных ресничек. Они всё время быстро колеблются, как трава на лугу, когда подует ветер. К этим ресничкам, как мухи к липкой бумаге, прилипают на лету пылинки. Так твой живой фильтр тщательно оберегает лёгкие, чтобы в них вместе с воздухом не попадала грязь.

Также воздух внутри носа согревается. Вот почему надо дышать не ртом, а носом – меньше опасности надышаться и простудиться. Ну, а сторожевым постом организма твой нос можно назвать потому, что он единственный из твоих органов чувств умеет воспринимать разные запахи. А это очень важно. Запахнет в воздухе дымом – и нос сразу сообщит об этом мозгу. А тот уже сообразит, что где загорелось.

Донесся из духовки вкусный запах зарумянившейся корочки – и хозяйка понимает: пирог готов, пора его вынимать. Понюхает повар принесённое из кладовой мясо – услышит неприятный запах и узнает: мясо начало портиться. А у химиков есть даже такие специальности, при которых чуткий нос важнее, чем глаза и уши.

 

 

Составьте отчет по плану:

 1) Название органа чувств                                                     

 2) Что воспринимает, какое значение имеет

 3)  Как устроен 

 4)  Проведи свои опыты

 5)  Интересные факты

6)   Гигиена органа

 

 

 

 

 

 

 

Осязание

На поверхности кожи находится около миллиона болевых точек. Боль — это защита организма. Человек, лишенный чувства боли, мог бы сгореть в огне, не ощущая его губительного действия, истек бы кровью незаметно для себя, не почувствовав пореза.

Известны, люди, которые совершенно не чувствуют боли на отдельных участках кожи. Различные уколы на этих участках не причиняя ему какого-либо беспокойства.

 Самая чувствительная кожа на ладонях. Мукомол на ощупь может определить сорт муки, глухонемые читают с помощью пальцев по особому выпуклому шрифту.

Кожа – очень тонкая оболочка, покрывающая все тело. Ее задача – защищать организм от повреждений, от жары и холода, от вредного воздействия химических веществ и от инфекционных заболеваний. Кроме того, в коже находятся нервные окончания, с помощью которых мы ощущаем боль, жар, холод, шероховатость или гладкость предметов. Также в ней находятся потовые железы, через которые в виде пота из организма выделяются различные отходы и лишняя влага, что позволяет поддерживать постоянную температуру тела. Наибольшей чувствительностью обладают кончики пальцев, середина ладони и средняя линия спины.

 

Составьте отчет по плану:

 1) Название органа чувств                                                     

 2) Что воспринимает, какое значение имеет

 3)  Как устроен 

 4)  Придумай свои опыты

 5)  Интересные факты

6)   Гигиена органа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вкус

Некоторые профессии требуют идеально развитого вкуса. Дегустаторы — специалисты по распознаванию ароматов — по глотку чая определяют его сорт, откуда привезён, как был упакован, нет ли в нём примесей.

Различать вкусы нам помогает слюна. Только когда сухая пища растворяется слюной, мы можем определить её вкус. Присутствие соли или сахара определяется очень быстро, т. к. они быстро растворяются в слюне, сухой язык практически не различает вкусов.

Язык – немаловажный орган, которым ты пользуешься с утра до вечера.

О том, что язык помогает нам издавать нужные звуки, ты уже знаешь: без помощи языка невозможно произнести ни одного слова. Знаешь ты и о том, что язык помогает нам есть. Он старательно переворачивает пищу, которую ты жуёшь, и подкладывает её то под одни, то под другие зубы.

Но есть у языка ещё одна важная обязанность. Это – наш единственный орган вкуса. Снаружи язык покрыт бесчисленным множеством крохотных сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в твой рот. Кислое или сладкое, солёное или пресное, вкусное или горькое. Кончик языка наиболее чувствителен к сладкому. Достаточно лизнуть шарик мороженого, и сразу узнаешь его вкус. Края языка лучше всего ощущают кислое, а его основание – горькое.

Язык – это тоже один из твоих сторожей. Если ты ненароком возьмёшь в рот что-нибудь противное или несвежее, язык тотчас донесёт об этом мозгу, тот пошлёт приказ мышцам рта, и ты, не задумываясь, выплюнешь то, что вредно организму.

         Составьте отчет по плану:

 1) Название органа чувств                                                      

 2) Что воспринимает, какое значение имеет

 3)  Как устроен 

 4)  Придумай опыты

 5)  Интересные факты

6)   Гигиена органа

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organy_chuvstv.docx62.03 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока

I Мотивация к учебной деятельности.

Начинается урок

100 вопросов – 100 ответов

Отвечай по одному

И научишься всему.

II Актуализация знаний и постановка учебной задачи

Давайте проверим себя.

- Какие органы человека вы знаете?

- Какую работу они выполняют?

- Как называются все эти органы? (внутренние)

- . Орг. момент.

- Представь, что мы тихо вошли в лес. Остановились. Присмотрелись и увидели на опушке леса землянику. Подошли и по пути прикоснулись к стволу дерева, присели, потрогали камень, на котором только что сидела ящерица, сорвали и съели ягодки.

- Что мы узнали о ягоде, о стволе дерева, о камне? (Ягода красная, сладкая, ароматная, сочная. Ствол дерева белый, шершавый, холодный. Камень твердый, холодный.)

- Какие органы помогли нам узнать это? (Глаза, язык, нос …)- У человека есть еще и внешние органы. Назовите их.

- Для чего нам нужны эти органы?

- Как думаешь, о чем сегодня пойдет речь на уроке? ( Выявим, какие органы чувств есть у человека и как при их помощи человек получает информацию об окружающем мире.)

Изучение нового материала

- Какой объект в нашем обследовании будет первым, вы узнаете, отгадав загадку:

Брат с братом

Через дорогу живут,

А один другого не видит. (Глаза)

 - Глаза – орган зрения (показывается карточка).

Глаза – это окно в окружающий нас мир. Сам глаз круглый, как яблоко, за что его называют глазным яблоком. Глазное яблоко покрыто твердой оболочкой, как яйцо скорлупой. Эта оболочка называется роговицей. Если ее пробить, то с глазом может пройти то же, что и с разбитым яйцом. В центре глаза есть черная точка, это – зрачок. Он пропускает свет и может то расширяться, то сужаться. Цветное колечко вокруг зрачка – это радужка. От нее зависит цвет глаз. За зрачком находится хрусталик. Он помогает видеть далекие и близкие предметы. Глаз связан с мозгом. Предметы в глазах отображаются перевёрнутыми. Правильным изображение делает головной мозг. Глаз имеет сложное строение. Если глаз повредить, то восстановить зрение практически невозможно.

Природа заботливо оберегает глаз.

Потечёт со лба пот, его остановит густая изгородь бровей. Ветер понесёт в лицо пыль, её задержит плотный частокол ресниц. А если несколько пылинок и сядут на роговицу, их тотчас слизнёт непрерывно мигающее веко.

С внутренней стороны веки влажные. Они работают как «дворники» - стеклоочистители на смотровом стекле автомобиля. Лёгкими прикосновениями веки всё время обмывают поверхность роговицы, сметая с неё пылинки.

Если же в опасной близости от глаза появится какой-нибудь предмет – веки захлопнуться сами собой раньше, чем ты об этом подумаешь.

Что нужно делать, чтобы сберечь зрение?

Читать книгу и писать на расстоянии 35 см.

Если попала соринка, то нельзя тереть руками.

- Делать зарядку для глаз.

- Телевизор смотреть 1-1.5 часа.

Компьютер до 40минут в день с перерывом 10-15 минут (3 раза в неделю, через день)

- Проведем следующий опыт: Закрой глаза (учитель хлопает в ладоши).

- Что произошло?

- Как догадался?

- Какой орган в этом помог?

- Значит, уши – это орган …

- Уши – орган слуха (показывается карточка).

Ты думаешь, у тебя только два уха? Нет, на самом деле не два, а 6.Только два видимых, а четыре невидимых, спрятанных внутри.

Наши похожи на морские раковины. Поэтому внешняя часть уха называется ушной раковиной. Подобная форма ушей позволяет нам лучше слышать. Ушная раковина - это всего лишь внешняя часть нашего уха. А ещё у нас есть внутреннее ухо и среднее ухо. Наружная часть ловит звук и передаёт его в среднее ухо. Там находится тонкая плёночка - барабанная перепонка. Звук ударяется об барабанную перепонку и передаётся во внутреннее ухо. Во внутреннем ухе находится слуховой нерв, который передаёт сигнал в головной мозг. После этого звуки приобретают для нас смысловое значение. Мы их различаем, понимаем.

Нужно ли беречь орган слуха? Как? Выберите верные утверждения.

- Сильный шум портит слух.

- Не ковыряй в ушах острыми предметами;

- Почувствовал боль в ухе, обратись к врачу;

- Регулярно мой уши;

- Всегда ковыряй в ушах спичками, булавками и другими острыми предметами;

- Регулярно чисти уши туго скрученной ваткой.

Физминутка.

- Немного отдохнем. Зарядка для глаз.

Посмотри глазами в разные стороны, не поворачивая головы (4-5 раз).

Теперь посмотри в окно вдаль, закрой глаза и снова посмотри.

Изучение нового материала (продолжение).

О чем дальше пойдет речь, вы узнаете, отгадав загадки.

Запах, хлеба, запах меда,
Запах лука, запах роз
Различить поможет … (
нос)

Чтоб попробовать компот, 
Есть у человека…(рот)

Нос – орган обоняния. Язык – орган вкуса. (Показывается карточка).

Нос – орган обоняния.

Некоторые считают, что нос – это украшение на лице.

Другие думают, что природа дала нам нос лишь для того, чтобы задирать его кверху, когда важничаешь, и вешать книзу, когда загрустишь. Недаром говорят:

- Ишь ты, нос задрал?

-Ну, что же ты нос повесил?

Это, конечно, шутка.

На самом деле даже самый маленький нос, похожий на кнопку, весьма важная часть тела.

Это одновременно и фильтр, и печка, и сторожевой пост.

Ты делаешь вдох и втягиваешь воздух ноздрями. Он попадает внутрь носа и пробегает по его извилистым каналам. Поверхность этих каналов усеяна множеством крохотных ресничек. Они всё время быстро колеблются, как трава на лугу, когда подует ветер. К этим ресничкам, как мухи к липкой бумаге, прилипают на лету пылинки. Так твой живой фильтр тщательно оберегает лёгкие, чтобы в них вместе с воздухом не попадала грязь.

Также воздух внутри носа согревается. Вот почему надо дышать не ртом, а носом – меньше опасности надышаться и простудиться.

Ну, а сторожевым постом организма твой нос можно назвать потому, что он единственный из твоих органов чувств умеет воспринимать разные запахи. А это очень важно.

Запахнет в воздухе дымом – и нос сразу сообщит об этом мозгу. А тот уже сообразит, что где загорелось.

Донесся из духовки вкусный запах зарумянившейся корочки – и хозяйка понимает: пирог готов, пора его вынимать.

Понюхает повар принесённое из кладовой мясо – услышит неприятный запах и узнает: мясо начало портиться.

А у химиков есть даже такие специальности, при которых чуткий нос важнее, чем глаза и уши.

Язык – немаловажный орган, которым ты пользуешься с утра до вечера.

О том, что язык помогает нам издавать нужные звуки, ты уже знаешь: без помощи языка невозможно произнести ни одного слова.

Знаешь ты и о том, что язык помогает нам есть. Он старательно переворачивает пищу, которую ты жуёшь, и подкладывает её то под одни, то под другие зубы.

Но есть у языка ещё одна важная обязанность. Это – наш единственный орган вкуса. Снаружи язык покрыт бесчисленным множеством крохотных сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в твой рот. Кислое или сладкое, солёное или пресное, вкусное или горькое.

Кончик языка наиболее чувствителен к сладкому. Достаточно лизнуть шарик мороженого, и сразу узнаешь его вкус. Края языка лучше всего ощущают кислое, а его основание – горькое.

Язык – это тоже один из твоих сторожей. Если ты ненароком возьмёшь в рот что-нибудь противное или несвежее, язык тотчас донесёт об этом мозгу, тот пошлёт приказ мышцам рта, и ты, не задумываясь, выплюнешь то, что вредно организму.

- Какие выводы можем сделать?

Беседа о коже.

- И еще одна загадка:

Мягкое и твердое, острое, тупое, 
Горячее, холодное, мокрое, сухое…
Разобраться в этом сложно.
Нам поможет наша…
 (кожа)

- Проведём последний опыт.

- Учитель просит закрыть глаза и на ощупь определить предметы: мячик, мандарин.

- Правильно ли он определил?

- Какой орган чувств помог определить предметы?

- Кожа – орган осязания. (Показывается карточка).

Кожа – очень тонкая оболочка, покрывающая все тело. Ее задача – защищать организм от повреждений, от жары и холода, от вредного воздействия химических веществ и от инфекционных заболеваний. Кроме того, в коже находятся нервные окончания, с помощью которых мы ощущаем боль, жар, холод, шероховатость или гладкость предметов. Также в ней находятся потовые железы, через которые в виде пота из организма выделяются различные отходы и лишняя влага, что позволяет поддерживать постоянную температуру тела. Наибольшей чувствительностью обладают кончики пальцев, середина ладони и средняя линия спины.

Кожа – орган осязания.

Хорошо бы обрести такую одежду, которая не промокала бы под самым сильным дождём, не впитывала в себя влагу, но свободно пропускала воздух. И к тому же, чтобы она не выцветала, не мялась, и её можно было бы носить 100 лет.

А ведь такая одежда существует. Это - твоя кожа.

Наша кожа не пропускает воду, как лучший непромокаемый плащ. Окунись с головой – вода покроет всё тело, а внутрь не попадёт. Вылезешь, оботрёшься полотенцем и снова будешь сухим.

Тонким защитным панцирем кожа покрывает всё тело: от пяток до затылка. Она надёжно предохраняет внутренние органы от повреждений, принимая на себя толчки и удары, царапины и ожоги.

Кожа бережёт тебя и от жары и от холода. Под горячими лучами солнца «она загорает» - делается более плотной и смуглой и не даёт перегреваться внутренним органам. От холодного ветра она покрывается пупырышками, закрывающими поры, и не даёт холоду проникать внутрь тела.

Но это ещё далеко не всё.

Кожа помогает тебе дышать. Через твои поры она впитывает воздух, который необходим каждой клеточке.

Кожа всё время сообщает тебе, что происходит с твоим телом: жарко ему или холодно, давит на него что-нибудь, царапает или жжёт. Скажем, сядет на лоб муха – и кожа тотчас об этом тебе доложит.

Но это, пожалуй, самое удивительное: твой живой панцирь – кожа постоянно обновляется. Её верхний слой стареет и осыпается, а под ним уже готов новый.

- Что нового вы узнали?

- Кожа позволяет нам осязать предметы, чувствовать их свойства.

- Какой вывод можно сделать?

Самостоятельная работа.

- Для людей определенных профессий очень важно чтобы был хорошо развит определенный орган чувств? Попробуй найти эти профессии.

  1. Людям, какой профессии, нужно острое чувство обоняния. (Создатели духов, вин, химики, работающие с газами.)
  2. Людям, какой профессии, нужно острое чувство вкуса? (Повара, селекционеры, выводящие новые сорта фруктов, ягод, овощей.)
  3. Людям, какой профессии, нужно острое чувство слуха? (Музыканты, охотники, пограничники)

Рефлексия.

- Какой орган самый главный?

- Может ли человек полно воспринимать окружающий мир, если у него нарушен какой-нибудь орган? Почему?

- Подведем итоги сегодняшнего занятия.

- Что нового узнали?

Схема плана-задания

Объект исследования: орган зрения – глаз 

Цель исследования: выяснить, что может различать человек с помощью  глаз; показать роль зрения в познании окружающего мира.

  1. Познакомьтесь с материалом учебника (с.60, 2-й абзац,с.62, 1-й абзац)
  2. Послушайте текс № 3 электронного приложения
  3. Заполните карточку «Строение глаза»
  4. Проведите опыты, сделайте выводы.  (Приложение)
  5. Познакомьтесь с информацией о данном органе в «Банке интересных фактов).
  6. Распределите обязанности, составьте отчет по плану:

 1) Название органа чувств                                                      

 2) Что воспринимает, какое значение имеет

 3)  Как устроен  

 4)  Выводы по результатам опытов

 5)  Интересные факты

 6)   Гигиена органа

IV Закрепление нового

1) Выполнение проверочных работ по электронному приложению

2)- Когда мы придём кушать в столовую, какие органы чувств нам помогут узнать, что мы будем есть?

– Какая опасность подстерегает человека, если он лишится способности определять вкус?

- Ребята, на какое место языка надо положить таблетку, чтобы проглотить её, не заметив вкуса. Покажите это место на рисунке.

- Все органы обладают памятью. Для чего это надо?

V  Рефлексия учебной деятельности

- Продолжи предложение.

- На уроке я узнал...

- Меня удивило...

- Было трудно...

- Я понял что...

- Мне захотелось...

- Я желаю  всем вам быть здоровыми и радоваться жизни. Берегите свое здоровье!

VI Домашнее задание

Учебник с. 60-63

Рабочая тетрадь с. 38-39

Приложение

Выводы формулируют ученики

Орган зрения -  глаз

1.Описать предметы используя только зрение

Вывод: с помощью зрения мы можем описать предметы по внешним признакам: цвет, форма, размер, месторасположения.

2. Описать по памяти внешний вид арбуза, березы, нашей школы.

Вывод: зрение обладает памятью (зрительная память)

3. Найти предметы, которые напоминают устройство глаза

Вывод: фотоаппарат – принцип работы глаза,  яблоко - глазное яблоко, линза – хрусталик.

4. Определить в какое отверстие на картоне проникает больше света от фонаря.  

Вывод: чем больше отверстие, тем больше  света.

5. Определить, как интенсивность света влияет на ширину зрачка.  Сравнить ширину зрачка при обычном освещении, уменьшить интенсивность света (прикрыть глаза ладонями), увеличить интенсивность света (посветить рядом фонарем, но не в глаза!)

Вывод: чем больше света, тем меньше становится ширина зрачка.

Орган слуха – ухо

1.  Заткнуть уши ватой. Подносить к уху будильник до тех пор, пока не услышите тиканье. Замерить расстояние (опыт проводится с 2-3 учениками)

Вывод: острота слуха у  людей разная.

2. Определить по звуку музыкальный инструмент, название птицы.

Вывод:  точно можем определить только то, что хорошо знаем. Слух обладает памятью.

3.   С закрытыми глазами по звуку определить материал, из которого сделан предмет (стекло, металл, дерево и т.д.)

Вывод: точно можно определить  только то, что хорошо знаем.

4.   На поверхность барабана (металлическая коробка, туго обтянутая пищевой пленкой) положить горсть крупу. Взяв крышку от жестяной банки и поднеся ее поближе к «барабану» (не касаясь), сильно ударить в нее.

Вывод: Когда мы стучим по крышке, возникает звук – невидимая звуковая волна. Когда она достигает пленки, происходит ее колебание, зернышки подпрыгивают (имитация работы барабанной перепонки)

Орган вкуса – язык

1.Определить вкус воды.

Вывод: язык определяет 4 вкуса: сладкий, соленый, горький, кислый. Язык позволяет определить степень вкуса (какая вода слаще, где соли больше)

2. С закрытыми глазами определить яблоко (пресное), картошку.

Вывод: отличить практически невозможно, пресный вкус не определяется.

3. С закрытыми глазами определить фрукты, овощи.

Вывод: точно определить можно только  знакомые продукты, вкус обладает памятью (вкусовая память).

4. Представьте, что вы режете лимон, из него течет сок. Что вы почувствовали? Почему?

Вывод:  вкус обладает памятью.

5.  Попробовать апельсин, затем съесть щепотку сахара, опять попробовать апельсин, съесть хлеб, снова попробовать апельсин.

Вывод: на ощущение нами вкуса влияют продукты, съеденные ранее.

Апельсин был сладким, после более сладкой пищи (сахара) сладость апельсина не ощущается. После того, как съели продукт  другого   вкуса или прополоскали рот, апельсин снова «стал» сладким

Орган осязания – кожа

1.С закрытыми глазами определить предметы на ощупь.

Вывод: осязание определяет свойства предметов (мягкий, холодный, гладкий, колючий и т.д.)

2. Потрогать металлическую кружку руками, приложить ее к щеке, лбу, плечу.

Вывод: кожа обладает чувствительностью по всему телу.

3. Определение чувствительности кожи (помогает проводить учитель!)

Завязать глаза испытуемому. Легонько уколоть кончик пальца двумя остриями измерителя, разведенными на 5 мм друг от друга. Если ребенок чувствует 1 укол, то повторить этот опыт, каждый раз разводя ножки измерителя  шире, пока ученик не почувствует два укола. Замерить расстояние.

Повторить тот же опыт в другой части руки, с другим учеником.

Вывод: чувствительность кожи у всех людей разная. У каждого человека чувствительность кожи на различных участках тоже отличается, самым чувствительным участком являются подушечки пальцев.

4. Определить с закрытыми глазами предмет.

Вывод: определить можем только то, что знаем.

5. Определить с закрытыми глазами предметы одинаковые по форме, но разные по фактуре.

Вывод: Можем определить, если раньше  трогали или видели и можем представить как  должны ощущаться. Кожа обладает памятью.

Орган обоняния – нос

1. Определить запах предметов

Вывод: не все предметы обладают выраженными запахами.

2. Понюхать смоченные ватные диски. Определить по запаху предмет.

Вывод: по запаху можем определить только знакомые предметы. Обоняние обладает памятью.

3. Определение чувствительности обоняния.  Замерить расстояние, на котором начинает чувствоваться запах.

Вывод: чувствительность обоняния у всех разная.

4. Понюхать ватные диски, смоченные духами.

Определить  самый приятный для себя запах. Выполняют 3-4 ученика, сравнивают свои предпочтения.

Вывод: у каждого человека есть свои предпочтения в запахах.

Банк интересных фактов

Слух

    Барабанная перепонка очень маленькая, она размером с ноготь нашего мизинца.

    В слуховом канале вырабатывается ушная сера. Это желтоватое, немного липкое вещество, ropьковатое на вкус,  убивает микробов, попадающих в ухо вместе с пылью. Так что ушная сера полезна.

   Кость хорошо проводит звук. Вспомните, когда вы грызете сухарики, звуки кажутся вам очень сильными, а рядом сидящий человек слышит слабый треск.

Великий композитор Бетховен, когда оглох, слушал музыку с помощью трости, одним концом которой опирался на рояль, а другой ее конец он держал в зубах.

Ты думаешь, у тебя только два уха? Нет, на самом деле не два, а 6. Только два видимых, а четыре невидимых, спрятанных внутри. Наши похожи на морские раковины. Поэтому внешняя часть уха называется ушной раковиной. Подобная форма ушей позволяет нам лучше слышать. Ушная раковина - это всего лишь внешняя часть нашего уха. А ещё у нас есть внутреннее ухо и среднее ухо. Наружная часть ловит звук и передаёт его в среднее ухо. Там находится тонкая плёночка - барабанная перепонка. Звук ударяется об барабанную перепонку и передаётся во внутреннее ухо. Во внутреннем ухе находится слуховой нерв, который передаёт сигнал в головной мозг. После этого звуки приобретают для нас смысловое значение. Мы их различаем, понимаем.

Нужно ли беречь орган слуха?

- Сильный шум портит слух.

- Не ковыряй в ушах острыми предметами;

- Почувствовал боль в ухе, обратись к врачу;

- Регулярно чисти уши туго скрученной ваткой.

Составьте отчет по плану:

 1) Название органа чувств                                                      

 2) Что воспринимает, какое значение имеет

 3)  Как устроен  ( карточка в тетради)

 4)  Проведи свой опыт

 5)  Интересные факты

6)   Гигиена органа

Зрение

 Изучая свойства хрусталика, арабские медики сотни лет назад изобрели увеличительную линзу из стекла. Так появились очки, подзорные трубы, бинокли и телескопы.

 Оказывается, мы можем видеть только при наличии света. Послушайте одну историю.

Русский солдат оставался девять лет в темном подземелье Брестской крепости. Он имел достаточное количество продовольствия и воды, но свечей и спичек хватило только на четыре года. Пять лет он провел в полной темноте. Отвыкнув от света, он ослеп.

Вверху наружного угла глаза есть слёзная железа, в ней хранится жидкость – слёзы. При моргании железа открывается, выделяется жидкость, которая смачивает глаз и защищает его от высыхания. Мы мигаем каждые 6 секунд, то есть в течение жизни мы опускаем и поднимаем веки около 250 млн. раз.

Глаза – это окно в окружающий нас мир. Сам глаз круглый, как яблоко, за что его называют глазным яблоком. Глазное яблоко покрыто твердой оболочкой, как яйцо скорлупой. Эта оболочка называется роговицей. Если ее пробить, то с глазом может пройти то же, что и с разбитым яйцом. В центре глаза есть черная точка, это – зрачок. Он пропускает свет и может то расширяться, то сужаться. Цветное колечко вокруг зрачка – это радужка. От нее зависит цвет глаз. За зрачком находится хрусталик. Он помогает видеть далекие и близкие предметы. Глаз связан с мозгом. Предметы в глазах отображаются перевёрнутыми. Правильным изображение делает головной мозг. Глаз имеет сложное строение. Если глаз повредить, то восстановить зрение практически невозможно.

Природа заботливо оберегает глаз. Потечёт со лба пот, его остановит густая изгородь бровей. Ветер понесёт в лицо пыль, её задержит плотный частокол ресниц. А если несколько пылинок и сядут на роговицу, их тотчас слизнёт непрерывно мигающее веко. С внутренней стороны веки влажные. Они работают как «дворники» - стеклоочистители на смотровом стекле автомобиля. Лёгкими прикосновениями веки всё время обмывают поверхность роговицы, сметая с неё пылинки.

Если же в опасной близости от глаза появится какой-нибудь предмет – веки захлопнуться сами собой раньше, чем ты об этом подумаешь.

Что нужно делать, чтобы сберечь зрение?

Читать книгу и писать на расстоянии 35 см.

Если попала соринка, то нельзя тереть руками.

- Делать зарядку для глаз.

- Телевизор смотреть 1-1.5 часа.

Компьютер до 40минут в день с перерывом 10-15 минут (3 раза в неделю, через день)

Составьте отчет по плану:

 1) Название органа чувств                                                      

 2) Что воспринимает, какое значение имеет

 3)  Как устроен  (тетрадь)

 4)  Придумай свои опыты

 5)  Интересные факты

6)   Гигиена органа

Обоняние

Нет запаха – нет вкуса.  Запах и вкус зависят друг от друга.  Они оба воспринимают химические вещества, нос – те, которые распространяются по воздуху, а язык – распространяющиеся в слюне. Они часто действуют вместе.

Если нос заложен из-за простуды, пища кажется нам безвкусной.

Человеческий нос способен различать 10 тысяч различных запахов.

А у животных обоняние развито гораздо больше. Обоняние собаки в 40 раз выше нашего. Акула  чувствует запах капли крови за много километров. Рыба лосось по запаху находит дорогу из моря в ту реку, где когда-то родилась.  А змея носом только дышит, а нюхает она языком.

Некоторые считают, что нос – это украшение на лице. Другие думают, что природа дала нам нос лишь для того, чтобы задирать его кверху, когда важничаешь, и вешать книзу, когда загрустишь. Недаром говорят:

- Ишь ты, нос задрал?

-Ну, что же ты нос повесил?

Это, конечно, шутка.

На самом деле даже самый маленький нос, похожий на кнопку, весьма важная часть тела. Это одновременно и фильтр, и печка, и сторожевой пост. Ты делаешь вдох и втягиваешь воздух ноздрями. Он попадает внутрь носа и пробегает по его извилистым каналам. Поверхность этих каналов усеяна множеством крохотных ресничек. Они всё время быстро колеблются, как трава на лугу, когда подует ветер. К этим ресничкам, как мухи к липкой бумаге, прилипают на лету пылинки. Так твой живой фильтр тщательно оберегает лёгкие, чтобы в них вместе с воздухом не попадала грязь.

Также воздух внутри носа согревается. Вот почему надо дышать не ртом, а носом – меньше опасности надышаться и простудиться. Ну, а сторожевым постом организма твой нос можно назвать потому, что он единственный из твоих органов чувств умеет воспринимать разные запахи. А это очень важно. Запахнет в воздухе дымом – и нос сразу сообщит об этом мозгу. А тот уже сообразит, что где загорелось.

Донесся из духовки вкусный запах зарумянившейся корочки – и хозяйка понимает: пирог готов, пора его вынимать. Понюхает повар принесённое из кладовой мясо – услышит неприятный запах и узнает: мясо начало портиться. А у химиков есть даже такие специальности, при которых чуткий нос важнее, чем глаза и уши.

Составьте отчет по плану:

 1) Название органа чувств                                                      

 2) Что воспринимает, какое значение имеет

 3)  Как устроен  

 4)  Проведи свои опыты

 5)  Интересные факты

6)   Гигиена органа

Осязание

На поверхности кожи находится около миллиона болевых точек. Боль — это защита организма. Человек, лишенный чувства боли, мог бы сгореть в огне, не ощущая его губительного действия, истек бы кровью незаметно для себя, не почувствовав пореза.

Известны, люди, которые совершенно не чувствуют боли на отдельных участках кожи. Различные уколы на этих участках не причиняя ему какого-либо беспокойства.

 Самая чувствительная кожа на ладонях. Мукомол на ощупь может определить сорт муки, глухонемые читают с помощью пальцев по особому выпуклому шрифту.

Кожа – очень тонкая оболочка, покрывающая все тело. Ее задача – защищать организм от повреждений, от жары и холода, от вредного воздействия химических веществ и от инфекционных заболеваний. Кроме того, в коже находятся нервные окончания, с помощью которых мы ощущаем боль, жар, холод, шероховатость или гладкость предметов. Также в ней находятся потовые железы, через которые в виде пота из организма выделяются различные отходы и лишняя влага, что позволяет поддерживать постоянную температуру тела. Наибольшей чувствительностью обладают кончики пальцев, середина ладони и средняя линия спины.

Составьте отчет по плану:

 1) Название органа чувств                                                      

 2) Что воспринимает, какое значение имеет

 3)  Как устроен  

 4)  Придумай свои опыты

 5)  Интересные факты

6)   Гигиена органа

Вкус

Некоторые профессии требуют идеально развитого вкуса. Дегустаторы — специалисты по распознаванию ароматов — по глотку чая определяют его сорт, откуда привезён, как был упакован, нет ли в нём примесей.

Различать вкусы нам помогает слюна. Только когда сухая пища растворяется слюной, мы можем определить её вкус. Присутствие соли или сахара определяется очень быстро, т. к. они быстро растворяются в слюне, сухой язык практически не различает вкусов.

Язык – немаловажный орган, которым ты пользуешься с утра до вечера.

О том, что язык помогает нам издавать нужные звуки, ты уже знаешь: без помощи языка невозможно произнести ни одного слова. Знаешь ты и о том, что язык помогает нам есть. Он старательно переворачивает пищу, которую ты жуёшь, и подкладывает её то под одни, то под другие зубы.

Но есть у языка ещё одна важная обязанность. Это – наш единственный орган вкуса. Снаружи язык покрыт бесчисленным множеством крохотных сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в твой рот. Кислое или сладкое, солёное или пресное, вкусное или горькое. Кончик языка наиболее чувствителен к сладкому. Достаточно лизнуть шарик мороженого, и сразу узнаешь его вкус. Края языка лучше всего ощущают кислое, а его основание – горькое.

Язык – это тоже один из твоих сторожей. Если ты ненароком возьмёшь в рот что-нибудь противное или несвежее, язык тотчас донесёт об этом мозгу, тот пошлёт приказ мышцам рта, и ты, не задумываясь, выплюнешь то, что вредно организму.

        Составьте отчет по плану:

 1) Название органа чувств                                                      

 2) Что воспринимает, какое значение имеет

 3)  Как устроен  

 4)  Придумай опыты

 5)  Интересные факты

6)   Гигиена органа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Кейс-урок по окружающему миру класс "У Чёрного моря"

Данный конспект подготовлен к уроку окружающего мира в 4 классе (УМК «Школа России»). Кейс-урок - одна из форм современного урока, соответсвующих новому ФГОС НОО. Предполагает групповую работу, где уч...

технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"

« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов  по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока -  изучен...

Презентация к уроку окружающего мира "Классы животных"

Презентация к уроку окружающего мира во втором классе по системе Л.В.Занкова. Деление животных на группы, определение основных признаков каждой группы. Вывод: все животные разделены на классы (расматр...