Самоанализ урока по окружающему миру "Семейный бюджет". 3 класс.
материал по окружающему миру (3 класс)

Савина Светлана Николаевна

Самоанализ урока по  окружающему миру в 3 классе на тему "Семейный бюждет"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самоанализ учебного занятия по окружающему миру

Класс: 3

Тема: «Семейный бюджет»

Тип занятия: открытие новых знаний, обретение новых умений и навыков.

Цель: Создание условий для формирования у обучающихся элементарных экономических представлений о бюджете семьи.

Цель данного занятия соответствует стандартным требованиям программы и связана с предыдущими учебными занятиями.

Задачи: 

Предметные:

1. Формировать понятие «семейный бюджет».

2. Формировать представление о структуре семейного бюджета.

3. Анализировать, обобщать и делать выводы по результатам наблюдений.

Метапредметные:

Создавать условия для личностного развития ученика; активизации самостоятельной деятельности и работы в группе; развития наблюдательности, умения сравнивать и делать выводы.

Личностные:

Создавать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в группах, выслушивать и уважать мнение других; воспитание чувства взаимопомощи и поддержки.

Методы и приёмы обучения:

По виду источника информации:

Словесные: эмоциональное вхождение в занятие, подводящий диалог, создание учебной ситуации, создание проблемной ситуации, составление и формулировка вопросов, смысловое чтение, объяснение, беседа, работа над понятием, сравнение, приёмы «Копилка знаний» и « Как вы думаете».

Наглядные (доска «Сензина», презентация, сигнальные карточки «Экономики», экран (да, иногда, нет), процентики (для приёма «Как вы думаете»), текст про семью Ивановых, карточки для составления кластера и карточки для выбора).

Практические (фронтальная работа, работа в группе, самостоятельная работа, работа с учебниками и словарями, работа с интернетом, работа с текстом, с карточками, с интерактивной доской).

По виду учебной деятельности:

Использовался метод системно-деятельностного подхода, где ученик - активный участник учебного процесса.

Проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

Использование ИКТ активизировало мыслительную деятельность учащихся, повышало интерес к учебному занятию.

Дети ощущали «лёгкость» при изучении новой темы, узнавали новое, преодолевали трудности, но не замечали их благодаря активной работе, взаимопомощи, наглядности.

Ожидаемые планируемые результаты:

Личностные.

Формирование устойчивого учебно-познавательного интереса, формирование навыка работы в группе.

Метапредметные.

Умение извлекать необходимую информацию из текста, осознанно и произвольно строить речевые высказывания, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументировать своё мнение; анализировать, сравнивать, обобщать, выстраивать логические цепочки рассуждений.

Предметные.

Контролировать и корректировать свою работу и работу соседа. Формировать первоначальное представление о семейном бюджете и его составляющих частях, содействовать развитию внимания, мышления, познавательной активности учащихся, их интереса к предмету, умения составлять семейный бюджет условной семьи, соотносить доходы с расходами, работать с текстом.

На занятии были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. При подготовке к занятию старалась учесть работоспособность класса, индивидуальные особенности каждого ребенка и осуществить личностно-ориентированный подход.

Занятие строила на принципах сотрудничества, делового партнерства учителя и ученика. Старалась ставить такие вопросы, где у учащихся возникала необходимость обосновать свою точку зрения, т.е. использовала принцип обоснованного ответа.

На всех этапах занятия ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность. Учебный материал занятия соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников 3-4 классов. Учебное время на занятии использовалось эффективно, запланированный объем занятия выполнен.

Учащиеся показали умение организовывать свою деятельность, умение работать в группах, мобилизовать себя на восприятие и переработку новой информации. Показали хороший уровень применения новых терминов, эффективно использовали в устных ответах полученные знания о бюджете.

Выбранные мною формы и методы обучения способствовали созданию на занятии  благоприятной психологической атмосферы. Общение учащихся и учителя было доброжелательным и доверительным.

По моему мнению, занятие прошло успешно, реализовались цель и задачи урока. Занятие прошло на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения и совместной работы.

Краткое содержание занятия:

     Перед занятием обучающиеся разделились на группы с помощью доски «Сензина» (крутили барабан и доставали фигуру, которая выпадала).

     Организационный момент был выстроен так, чтобы дети максимально зарядились энергией и настроились на позитивное плодотворное общение.

     Создание учебной ситуации строилось с учетом возрастных и психологических особенностей учеников, степени сформированности их УУД.

     Тема и задачи занятия были определены в совместной беседе с помощью наводящих вопросов. Было поставлено 3 задачи (вопроса), на которые обучающиеся в течение занятия должны были ответить.

     Чтобы ответить на 1 вопрос: «Что такое семейный бюджет?», обучающиеся искали информацию в различных источниках (книгах, учебниках, словарях и в интернете).

     После ответа на первый вопрос я убрала его с доски (это нужно было для того, чтобы в конце занятия проверить, как обучающиеся удержали учебную задачу и назвали все вопросы без подсказок).

    Далее мы узнали мнение обучающихся «Нужен ли семейный бюджет их семьям?». Я использовала приём «Как вы думаете»: на доску были выставлены наши помощники «процентики» в три поля: да, иногда, нет.

    Так как мнения детей разошлись, возник проблемный вопрос «Зачем нужен семейный бюджет?» (Данную проблему мы решали на протяжении всего занятия).

    Для ответа на 2 вопрос: «Из чего состоит семейный бюджет?» мы составляли кластер. Этому предшествовала домашняя работа (дети читали текст о бюджете семьи Ивановых).    

    На данном этапе обучающиеся работали в пяти группах самостоятельно по тексту (деление на группы осуществилось в начале занятия):

1 группа: дополняла кластер на интерактивной доске доходами семьи Ивановых (планетами и спутниками).

2 группа: дополняла кластер на интерактивной доске расходами семьи Ивановых (планетами и спутниками).

3 группа: составляла кластер на доске из предложенных карточек и сравнивала свою работу с работой первых двух групп.

4 группа: работала на ноутбуке. Им надо было в тексте выделить цветом только расходы семьи Ивановых (смысловое чтение).

5 группа: работала с текстом и калькулятором. Им надо было посчитать расходы семьи Ивановых (сумма доходов уже была дана в  тексте), сравнить доходы с расходами и сделать вывод.

    После выступления четырёх групп сделали вывод, что мы ответили на второй вопрос: «Из чего состоит семейный бюджет?».

    Затем выслушали пятую группу. С помощью наводящих вопросов они доказали, что семейный бюджет нужен (это был третий  проблемный вопрос).

    На следующем этапе детям было предложено подойти к экрану «Как ты думаешь» и переставить своих «процентиков», если они поменяли своё мнение по вопросу «Нужен ли семейный бюджет их семьям?». Такие обучающиеся нашлись. Остальные дети порадовались за них и даже поаплодировали им.

    На этапе рефлексии (включающей в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций) я проверила, как обучающиеся удержали учебную задачу: повторили цель (назвали все вопросы, на которые отвечали на протяжении всего занятия), проговорили, что нам помогло в достижении цели. Использовали приём «Копилка знаний»: обучающиеся, передавая кораблик, говорили о том, что они узнали, запомнили, чему научились, что расскажут родителям. Я тоже внесла свою лепту:  сказала детям, что с их помощью узнала, что надо делать, чтобы денег хватало до зарплаты.

    В  конце занятия я проговорила, о чём будет разговор на следующем занятии, заинтриговав детей новыми непонятными терминами «профицит» и «дефицит», после чего поблагодарила детей за занятие, и все пожали друг другу руки в знак благодарности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный бюджет. Урок по окружающему миру. 3 класс

Урок знакомит с понятием «семейный бюджет», воспитывает у учащихся экономное  отношение к семейному бюджету, чувство милосердия,развивает познавательный интерес, речь детей, логическое мышле...

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс, "Школа России" Тема: «Деньги. Семейный бюджет»

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс, "Школа России" Тема: «Деньги. Семейный бюджет"...

Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс по теме "Семейный Бюджет"

Цель урока: познакомить учащихся с понятием «семейный бюджет» Задачи урока: ·        Формировать представление о структуре семейного бюджета;·...

Самоанализ урока по окружающему миру 2 класс

Самоанализ урока по окружающему миру  во 2 классе  в сооответствии с требованиями ФГОС НОО...

Самоанализ урока по окружающему миру. 1 класс. (поэтапный)

Поэтапный самоанализ урока по окружающему миру "Почему нужно мыть руки и чистить зубы?"...