Открытый урок "Будь природе другом!"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Галина Сергеевна Дунаева

Конспект и анализ открытого урока по окружающему миру "Будь природе другом!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_urok.docx31.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: "Будь природе другом!"

Цель урока: обобщить представления о факторах, угрожающих живой природе; учить уважительному отношению к живым организмам; сформулировать важнейшие правила поведения в природе, направленные на её сбережение (правила друзей природы).

Задачи:

  1. Познакомить с Правилами друзей природы.
  2. Продолжить формирование универсальных учебных действий в выполнении Правил друзей природы.
  3. Обратить внимание детей на необходимость воспитания в себе чувства ответственности за свое поведение в природе.
  4. Развивать внимание, мышление и воображение, умение работать в парах.

Планируемые результаты

Личностные результаты: осознавать  практическую и личностную значимость результатов каждого этапа   урока; осознавать, что нельзя быть жестокими по отношению к любому живому существу; сформировать желание сохранить и приумножать природные богатства Родины; иметь мотивацию природоохранной деятельности; уметь  применять «Правила друзей природы» в жизни; проявлять бережное отношение к природе.  

 Метапредметные результаты:

регулятивные: принимать и сохранять цель урока; находить способы решения поставленной цели; планировать, контролировать и оценивать  свои действия; проводить рефлексию своих действий на уроке;

познавательные: создать ситуацию, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы; формулировать цель; группировать объекты, находить общее и различия; подробно отвечать на вопросы; самим задавать вопросы; соотносить объекты; использовать схемы при выполнении заданий; делать выводы на основе изученного материала;

коммуникативные: соблюдать нормы речевого этикета; отвечать на вопросы учителя, участвовать в групповой работе; формировать культуру общения на уроке, работу в группах постоянного состава; создать на уроке атмосферу сотворчества, взаимодействия и дискуссии; работать в паре, в группе; слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения.

Предметные результаты: научиться анализировать факторы, угрожающие живой природе; научиться читать и рисовать экологические знаки; учиться определять  и применять правила поведения в природе, обозначать их условными экологическими знаками; знать изучаемые виды растений и животных, занесённых в Красную книгу.
Уметь: объяснять экологические знаки; выполнять правила поведения в природе.

Тип  урока: открытие новых знаний

Методы обучения: наглядный, поисковый, словесный, метод сотрудничества, творческий.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в группе

Технические средства обучения: персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята!

- Что означает слово “здравствуйте”?

- Верно, пожелание здоровья, здравия.

- Я желаю здоровья всем присутствующим.

- А нам с вами хочется пожелать успешной работы.

2. Самоопределе-ние к деятельности

1) Организует фронтальную работу; ведёт диалог, подводящий к теме урока.

(Учитель)Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое, (Кирилл)

Солнце светит золотое, (Даша)

Ветер листьями играет,(Вова)

Тучка в небе проплывает.(Лена)

Поле, речка и трава,(Насаг)

Горы, воздух и листва,(Айлана)

Птицы, звери и леса,(Даниил)

Гром, туманы и роса.(Рома)

Человек и время года  - (Виолетта)

(Учитель) Это все вокруг - …  (природа- все).

- Но всегда ли наша планета может оставаться такой прекрасной?

- Всегда ли мы, люди, относимся к нашей планете, к ее природе бережно?

- Всегда ли мы делаем только хорошее окружающему нас миру?

2) В наше время жизнь природы стала «тревожной». Поэтому урок сегодня необычный.

А проходить он будет под таким девизом.

Наблюдай и восхищайся!  Изучай и береги!

Повторение пройденного материала.

 О чем шла речь на прошлом уроке? (О Красной книге) 

 Что такое Красная книга? (Красная книга – это книга, которая содержит сведения о редких и исчезающих растениях и животных)

 Почему для ее обложки выбрали красный цвет? (Красный цвет – сигнал опасности)

– Какие виды растений и животных заносятся в эту книгу? (Редкие и исчезающие)

Организует знакомство с проектами «Красная книга»

Узнав о Красной книге России ребята нашего класса составили свою Красную книгу. Вот какие растения и животные попали на их страницы.

- Давайте послушаем проекты которые приготовили ребята! (выступают 2 человека)

- ребята , давайте мы попросим наших гостей оценить ваши проекты! Уважаемые гости , у вас есть смайлики и вы можете оценить каждую страничку нашей Красной книги . (гости оценивают)

3. Постановка учебной задачи

1) Организует фронтальную работу, ведёт диалог, подводящий к цели урока.

  • Ребята, кто догадался, о чем пойдёт речь на уроке?
  • Пользуясь кодом, расшифруйте название темы. («Будь природе другом!»)

169, 4585397 956230!

Ключ 

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

,

 М 

 Б 

 Г 

 О 

 П 

 Р 

 У 

 Е 

 И 

 Д 

 Ь 

- Какие задачи поставим перед собой?

- О чем мы будем говорить сегодня на уроке ?

2) Организует работу с учебником.

  • Прочитайте учебные задачи в учебнике стр. 92.
  • Вы хотите стать настоящим другом нашей родной природе?
  • А каким должен быть настоящий друг?
  • А кто считает себя настоящим другом природы?
  •  Охрана растений и животных – проблема государственная, а вот мы с вами можем ли помочь природе, стать ей другом? (Можем: не будем рвать цветы, ломать деревья, разорять гнезда и т.д.)

Вот сегодня мы это и узнаем. Сегодня у нас не простой урок, а урок – экзамен. А сдавать экзамен на право называться другом природы будете вы. Вот мы сегодня и проверим, кто из вас достоин называться этим высоким именем «Друг природы».

4. Открытие новых знаний .

-Ребята посмотрите внимательно на доску.

То, что вы видите – газета. Она называется «Человек и природа». Это необычная газета – живая. Её странички с экологическими проблемами зовут нас на помощь. посмотрите в центр газеты.

  • Что вы в нём видите?
  • Почему он грустный?

-Что же должен сделать человек, чтоб природа не умирала, а становилась все красивее, чтобы не исчезали навсегда с лица земли животные и растения?

-Стать природе другом или брать от неё всё возможное?

Организует работу с газетой «Человек и природа».  

Все вы сегодня будете представлять «Комитет по охране природы» где работают различные отделы. Каждая группа учеников – отдел по охране.

Каждый отдел символизирует цвет вашего галстука. (Голубой -воздух, синий -вода, растения-зеленый, животные -красный). Мы продолжим разговор об охране природы и подумаем о том, что зависит непосредственно от нас. В ходе урока мы выведем правила нашего поведения в природе, от которого зависит состояние окружающей среды.

Вам придётся самостоятельно составить «Свод законов о природопользовании» и отразить каждый закон в определённом запрещающем знаке.

 Прочитаем, какие отделы сегодня у нас работают. (Представление сотрудников отделов)

  • Отдел охраны воздуха
  • Отдел охраны воды
  • Отдел охраны растений
  • Отдел охраны животных

Организует составление свода законов о природопользовании, прослушивание отчётов групп. (По мере отчёта групп, правила прикрепляются на доску.)

Мы очистили с вами воздух. Посмотрите, какое чистое небо над нашими головами. Пусть оно всегда будет таким.

Мы с вами очистили воду. Вода – это - жизнь.

Как много стало растений в нашем лесу.

Мы с вами помогли животным.

Мы убрали все грязные пятна с нашей Земли. Посмотрите, она выздоровела! Ей хорошо в чистом мире. Появились птицы, звери, насекомые, расцвели красивые цветы. Закройте глазки и представьте, как хорошо в этом лесу. (Дети закрывают глазки, планета меняется.)

Посмотрите на нашу планету. У нее совсем другой вид. она улыбается. Ей хорошо в чистом мире.

5.Первичное закрепление.

Организует работу по учебнику (стр. 93)

Мы сделали свои запрещающие  знаки а теперь давайте познакомимся со знаками  которые придумали герои нашего учебника Сережа и Надя.

  • Скажите, что это?
  • О чем они нам говорят?

Эти «экологические знаки» запрета придумали наши герои Сережа и Надя, потому что они тоже хотят быть друзьями природы.

  • Что обозначают эти знаки запрета?
  • Прочитайте правила, которые составили Сережа и Надя.
  • Что вы хотите сказать о правилах, составленных вами и правилах, которые составили Сережа и Надя.
  • Как вы думаете, они достойны называться друзьями природы? (Да)
  • Давайте посмотрим, какими значками они изобразили эти   правила.
  • Какой формы эти знаки? (Эти знаки круглой формы.)
  • Какого цвета у них окантовка? (Окантовка красного цвета.)
  • О чем это нам говорит? (Это запрещающие знаки.)

Правильно. Это запрещающие знаки.

Организует самостоятельную работу по учебнику (стр. 94).

  • Прочитайте рассказ Ю. Аракчеева «Сидел в траве кузнечик …».
  • О чём шла речь в тексте? (О том, как два жестоких мальчика издевались над кузнечиком, а третий добрый мальчик отпустил его на волю).
  • Какой поступок мальчиков вам понравился? Почему?
  • А какой не понравился? Чем?
  • Можно   назвать героев  рассказа друзьями природы? (Можно, но только одного мальчика.)
  • Почему?
  •  Почему второго не назовешь другом природы? (Он хотел сделать больно кузнечику.)
  • Как бы поступили вы?

6. Закрепление. Взаимоконтроль.

  • Может ли ежедневно каждый из нас делать маленький вклад в охрану природы?
  • Как же мы с вами можем помочь природе?

- давайте проверим как вы усвоили тему, поработаем в раб тетрадях стр.62. Мы должны к каждому правилу подобрать подходящий знак и приклеить его.

(ребята выполняют, обмениваются тетрадями и проводим взаимопроверку)

7. Подведение итогов, рефлексия .

Организует рефлексию деятельности.

На доске цветок без лепестков. Но он является частью нашей природы. Жизнь ему можете дать вы. Лепестки разного цвета. Вы должны выбрать то, что относится к вам.

Красный – для меня тема была важной и интересной, жёлтый – узнал много нового мне всё понятно, синий – мне не всё понятно.

-наши ребята приготовили стихи о правилах поведения в природе, давайте их послушаем

Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки. (Насаг)

Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять:
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?(Милана)

Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость,
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Помоги лесным зверушкам,
Приготовь для них кормушки.(Рома)

И тогда любой зверек – 
Будь то ласка иль хорек,
Еж лесной, речная рыба –
Скажет: «Ты – мой друг! Спасибо!»(Даша)

8. Контроль процесса и результата учебной деятельности.

-Оцените свою работу на уроке. На столе у вас есть кружочки , давайте нарисуем смайлики , если вам урок понравился веселый смайлик, если нет то грустный.

Вы все сегодня отлично работали , Вам всем присваивается почётное звание «Друг природы». Вот такой значок вы можете приклеить на свою раб .тет.

9. Дом.задание. раб тет.стр. 63

Самоанализ урока по окружающему миру по теме «Будь природе другом» 2 класс

Цели: 1.Продолжить знакомство с Красной книгой.

2.Расширить и углубить знания детей о животных и растениях, встречающихся в нашей местности.

3.Продолжить формирование ответственного отношения детей к природе на основе объяснения тесных взаимосвязей растений, животных, людей.

Задачи:

1. Познакомить с Правилами друзей природы.

2.Продолжить формирование универсальных учебных действий в выполнении Правил друзей природы.

3.Обратить внимание детей на необходимость воспитания в себе чувства ответственности за свое поведение в природе.

4.Развивать внимание, мышление и воображение, умение работать в парах.

Планируемые результаты:

1. Познавательные:добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема, иллюстрация, презентация).

2.Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

3.Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

4. Личностные: формировать ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.

По типу урока - это урок открытия нового знания, при использовании проблемно-диалогической технологии. (Открывают знания сами учащиеся в процессе самостоятельной исследовательской деятельности)

В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная, фронтальная и работа в группах. А также использовано оборудование: компьютер, справочный материал.

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

Мотивация, проведенная в начале урока, сформировала у учащихся потребность изучения нового материала. Учебный материал не давался в готовом виде. На данном уроке я использовала задания развивающего характера. Цель: формирование коммуникативных УУД. Дети владели предложенным содержанием. Была выявлена содержательная область урока, и ученики смогли самостоятельно определить тему занятия. Были актуализированы знания учащихся, с целью восстановить знания, а также наладить контакт с детьми. В начале урока была создана проблемная ситуация с детьми, способствующая определению темы урока и цели урока. Цель: учить детей выражать свои мысли.

При изложении нового материала я использовала различные виды работы. Учебный материал не давался в готовом виде. Ребята находились в постоянном поиске, здесь развивались коммуникативные, регулятивные, а также познавательные УУД. Также я использовала задания развивающего характера, способствующие развитию творческих способностей ребенка. Учебная деятельность осуществлялась посредством индивидуальной, фронтальной и групповой формы работы. Важным аспектом урока является смена видов деятельности, а также проведение физминутки, которая направлена на соблюдение здоровьесберегающего режима.

Работа в парах позволила организовать взаимодействие между учащимися, создать условия для само – и взаимообучения детей, а также формированию коммуникативных и личностных УУД. Самооценка в течение всего урока была направлена на выражение своего «я», а также на формирование личностных качеств. Задания также носили практический характер, способствующий применять практические навыки, знания в реальных ситуациях. Использовала задания с экологическим уклоном, для развития экологического воспитания.

На этапе рефлексии каждый ребенок сам оценил свою работу.

Общая организация работы на уроке позволила создать в классе рабочую обстановку и рационально распределить время на каждом этапе. Была использована мультимедийная презентация, как средство наглядности.

На уроке были реализованы принципы наглядности, научности (дети оперировали научными понятиями), доступности (реализован в подборе материала), принцип связи обучения с жизнью. Для каждого ученика создавалась ситуация успеха, что поддерживало высокий уровень мотивации ребенка и позволило завершить урок на положительном эмоциональном уровне.

В конце своего анализа, мне еще раз хочется отметить, что дети не в готовом виде получали знания, а добывали их самостоятельно.

Мне удалось реализовать намеченный план урока, решить поставленные задачи и сделать выводы. Я считаю, что урок цели достиг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир 2 класс "Будь природе другом"

Урок окружающего мира во 2 классе с применением ИКТ. УМК "Гармония"....

Урок по окружающему миру "Будь природе другом"

На уроке я обобщала представления обучающихся о факторах, угрожающих живой природе. Способствовала умению понимать происходящее в природе процессы,  активному содействию животным. Прививала культ...

Открытый урок по теме: "Какой? Какая? Какое? Какие?" 2 кл; Окружающий мир для тув.школ "Будь природе другом" 2 класс А.А.Плещаков

1. Открытый урок русского языка во 2 классе национальной школы. Провела учитель начальных классов МОУ Суг-Аксынской СОШ 2 категории: Ондар А. Ч. Тема: Какой? Какая? Какое? Какие?    Ц...

Открытый урок: "Природа в опасности! Берегите природу!"

На этом открытом уроке использованы компьютерные технологиии, работа в группах, групповая работа, проектная деятельность по программе Школа России, 3 класс, Плешакков. Отличный урок, который можно исп...

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по проблеме "Человек друг или враг природе" в рамках темы "Будь природе другом". УМК "Школа России"

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по проблеме "Человек друг или враг природе" в рамках темы "Будь природе другом". УМК "Школа России"...

Открытый урок по окружающему миру "Будь природе другом!"

Данный открытый урок по окружающему миру составлен по программе Школа России для 2 класса. Дидактический материал: раздаточный материал, презентация к уроку, наглядный материал....

Открытый урок по окружающему миру во 2 классе "Школа России" "Будь природе другом" Тема: «Красная книга»

Цели:Продолжить знакомство с Красной книгой.Расширить и углубить знания детей о животных и растениях, встречающихся в нашей местности.Продолжить формирование ответственного отношения детей к природе н...