Открытый урок: "Природа в опасности! Берегите природу!"
презентация урока для интерактивной доски по окружающему миру (3 класс) по теме
На этом открытом уроке использованы компьютерные технологиии, работа в группах, групповая работа, проектная деятельность по программе Школа России, 3 класс, Плешакков. Отличный урок, который можно использовать на открытых уроках, при аттестации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_gamova_s.a.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – закрепление по окружающему миру в 3-м классе по теме: « Природа в опасности. Охрана природы!».
Цели урока:
1.обучающие
- познакомить учащихся с тем, как человек влияет на природу;
- цель создания Красной книги;
- учить правильному поведению в природе.
2.развивающие
- развивать логическое мышление, память, воображение, речь.;
3. воспитательные
- воспитывать любовь к природе, своей Родине;
- бережное отношение к природе.
Оборудование:
- рисунок с изображением Лесовичка;
- карточки с изображением букв имени сказочного героя,
- музыка « Звуки леса», для физминутки;
- карточки с заданиями в парах по вариантам;
- карточки с разными заданиями по возможностям учащихся (дифференцированно);
- презентация на проекторе (кроссворд, картинки по правилам поведения в природе, название темы, эпиграф и т.д.)
Ход урока
1. Организационный момент
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Вот книжки на столе,
А вот – тетрадки.
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный!
2. Мотивация
а) Проверка готовности к уроку
б) Сообщение темы и целей урока (слайд 1).
Учитель:- Ребята, что вы видите на картинке?
- Что держат руки? Что это значит? ( природа в опасности, руки бережно держат Землю, с ней что – то случилось ?
- Почему её надо беречь? (природные богатства исчезают, погибают животные, растения, птицы и должны помочь планете сохранить для других)
Учитель: - Прочитайте тему и эпиграф нашего урока: «Природа в опасности. Охрана природы !»
Учитель: - Природа, как израненная птица, кричит, просит о помощи! Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас.
- Первым на Земле этот зов услышал человек, который ближе всех к природе. Он сегодня у нас в гостях. А кто это? Вы должны его узнать, выполнив задания.
3. Актуализация опорных знаний
а) Проверка домашнего задания
Игра « Поле чудес»
1 л | 2 е | 3 с | 4 о | 5 в | 6 и | 7 ч | 8 о | 9 к |
- Это слово - имя человечка. Для вас этот гость приготовил задания, выполнив которые вы имеете право открыть любую букву.
1 задание
- Что такое «окружающая среда»? (слайд 2).
(окружающая среда – это всё то, что окружает живое существо и с чем оно связано)
2 задание
- Что изучает наука экология?
(экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой). «Экология» образовалась из двух греческих слов: «экос», что значит «дом», и «логос»- наука. Экология – это наука о доме. Для человечества домом является вся наша огромная и маленькая планета Земля.
3 задание
3. Приведите примеры экологических связей
а) живое – неживое;
б) неживое – живое;
в) растение – животные;
г) человек – природа.
4 задание
- Какое значение для людей имеет экология?
- Так кто сегодня у нас в гостях ? (Лесовичок)
- А кто такой Лесовичок? ( сторож леса, который следит за порядком, охраняет его от злых людей)
На доску помещается изображение человечка Лесовичка.
5 задание
Учитель: - Лесовичок предлагает вам отгадать кроссворд.
2 карточка: Как на земле называется существо, обладающее сознанием и разумом? ( человек)
3 карточка: Как одним словом можно назвать насекомых, зверей Птиц и лягушек? (животные)
4 карточка: Какие живые организмы способны, поглощая углекислый газ, вырабатывать кислород? (растения)
5 карточка: Весь мир, в котором мы живём? ( природа)
6 карточка: Как называют природу, включающую в себя солнце, воздух, воду, камни? (неживая)
7 карточка: Как называют природу, объединяющую растения, грибы, животных и человека? ( живая)
4.Физминутка.
-Дети ложатся головой на парту, на руки .закрывают глаза и отдыхают под музыку звуки леса.
5. Восприятие и осмысление нового материала.
Учитель :- Мы отгадали кроссворд, а теперь подумайте и скажите, как связаны между собой человек и природа?
(человек является частью природы, природа даёт человеку возможность дышать, жить, питаться, материал для создания одежды и жилья, человек меняет природу, выращивая новые виды растений и животных, уничтожая вредных для себя животных, вырубая леса, загрязняя атмосферу)
а) Беседа
- Так почему же люди продолжают использовать природу, хотя понимают, что она в опасности? Может быть, лучше остановить все фабрики, заводы, превратить Землю в один большой заповедник ? (Высказывания детей).
- Как же надо относиться к природе, чтобы она не погибла?
- Если ты взял что-то от Земли, отдай ей. Посади дерево, почисти родник, подкорми птиц.
- А что можете сделать для охраны родной природы вы, дети? (Ответы детей.)
- Прежде всего, надо соблюдать правила поведения в лесу, на лугу, на реке. Давайте повторим эти правила.
1. (Слайд 4) На экскурсиях, во время походов и прогулок не ломайте ветви деревьев и кустарников! Растение – живое существо и ветви вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Там где много растений, легко дышится!
2.(Слайд 5) Не повреждайте кору деревьев. Поймите, им больно! Они перестают расти и долго мучительно умирают, только сказать об этом не могут.
3. (Слайд 6) Не рви цветов в лесу и на лугу! Ведь цветок в вазе – это пленник, приговорённый к смерти. Пусть это чудо радует глаз, омолаживает сердце, душу тех, кто придёт следом за нами. Именно привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений.
4. (Слайд 7) В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. Народная мудрость гласит: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысячи – пустырь».
5. (Слайд 8) Нельзя брать яйца из гнёзд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных обитателей.
6. (Слайд 9) Не разводите костёр в лесу, если в этом нет необходимости! Кострища – это раны в надпочвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15 – 20 лет. От костра может возникнуть пожар!
7. (Слайд 10) Не сбивайте грибы, даже несъедобные. Тот кто сшибает палкой мухоморы, не уважает лес, не понимает его. Мухоморы помогают расти деревьям, ими питаются белки, лоси, сороки.
8. (Слайд 11) В лесу запрещается включать на полную мощность магнитофоны, поднимать крик и шум. От этого звери и птицы покидают свои норы и гнёзда. Нужно ценить, охранять извечную мудрую тишину, уметь слушать волшебные звуки леса.
9. (Слайд 12) Не оставляйте после себя в лесу беспорядок. Помните! Брошенная бумага разлагается 2 года, консервная банка не менее 70 лет, полиэтиленовый пакет будет лежать очень долго, так как нет на Земле бактерий, которые могут его разрушить, а осколок стекла в солнечную погоду способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар.
6.Физминутка.
А сейчас Лесовичок приглашает всех нас в лес.
Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем - крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.
7 . Первичное закрепление.
Учитель: - на столе у каждого лежит карточка. Сначала сделайте свой вариант. Затем поменяйтесь и проверьте работу у своего соседа. Расскажите о воздействии человека на природу.
- К чему ведёт заготовка древесины? (ответы детей) и т. д.
а) Лекция учителя.
С давних пор люди занимаются на Земле хозяйством. Строят города, дороги, возделывают поля. Всё это необходимо. Но для этого приходится уничтожать леса. Вырубают деревья и ради древесины, нужной людям. Вот почему с каждым годом на Земле остаётся в сё меньше лесов.
Всё больше загрязняются воздух, вода. А мы знаем, что они необходимы для жизни растений, животных, человека. Но с заводов и фабрик в воздух попадает дым, а в реки и озёра – сточные воды с различными вредными веществами…
По вине людей уже исчезли или находятся на грани исчезновения многие виды растений и животных.
Установлено, что с 1600 по 1970 годы число видов млекопитающих и птиц уменьшилось соответственно на 36 и 94. В последние годы на Земле ежедневно исчезает от одного до десяти видов животных и еженедельно – по одному виду растений. Это больше, чем появляется новых.
Координацию работ по выявлению видов животных и растений, нуждающихся в первоочередных мерах защиты, взял на себя Международный союз охраны природы и природных ресурсов, созданный в 1948 году.
По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, какие растения и животные нуждаются в помощи в первую очередь. Были составлены их списки и изданы в виде книги. Это и была первая Красная книга.
В 1966 году Международная Красная книга была издана в очень необычном виде. У неё была красная обложка, а страницы – разноцветные. Красная книга – это не только сигнал бедствия, но и программа по спасению редких видов, находящихся под угрозой исчезновения.
С каждым годом на Земле остается всё меньше нетронутых уголков природы, где можно увидеть первозданный облик лесов, степей и пустынь. Чтобы сохранить типичные или редкие участки природы со всеми видами растений и животных, государство объявляет их заповедниками. Территория заповедника навсегда останется в своём естественном виде, и наши потомки смогут увидеть здесь природу во всей красоте и богатстве.
Заповедники – это, прежде всего, научные лаборатории в природе. Здесь учёные исследуют сложные законы природы, не изменённой человеком.
В нашей стране около 155 заповедников.
Учитель: - Далее откроем тетради задание №2, стр.11и определим , что такое заповедники и национальные парки .
- Назовите какие вы знаете заповедники на территории России ?
(ответы детей)
б) -Учитель: мы с Вами создали свою Красную Книгу , с исчезающими видами животных, растений, насекомых. Сейчас послушаем выступления детей. Пожалуйста.(Иванов М. Вуколова В.)
- Учитель: Сейчас я Вам раздам карточки с заданием, нужно подумать и ответить на них ?
Слабым раздаю с вариантами ответов , а сильным без вариантов)
б) Тест «Природа в опасности!»
Выберите правильный вариант ответа:
- Из-за чего на Земле становится меньше лесов?
*а) из-за пожаров и стихийных бедствий;
б) из-за изменения климата на Земле;
*в)из-за строительства городов, дорог, возделывания полей.
- Какой воздух и какая вода необходимы для жизни растений, животных и человека?
а) прозрачные;
б) бесцветные;
*в) чистые.
- Отчего загрязняется вода в реках и озёрах?
а) от использования воды в быту;
*б) от использования воды в производстве;
*в) от слива сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм.
- Что люди делают для спасения живой природы?
*а) создают заповедники, ботанические сады;
*б) создают бульвары и скверы;
в) создают фермы, пасеки и птицефабрики.
- Что такое заповедники?
*а) заповедники – это участки земли, где всякая природа неприкосновенна;
б) заповедники – это участки земли, где выращивают редкие растения со всего мира;
в) заповедники – это участки земли, где обитает большое разнообразие зверей, птиц и насекомых.
8. Задание Лесовичка
- ПОМОГИ ПРИРОДЕ: ПОСАДИ ДЕРЕВО, СДЕЛАЙ КОРМУШКУ, ЗАПАСИ НА ЗИМУ КОРМ ДЛЯ ПТИЦ.
9. Итог урока
- О чём вы узнали сегодня на уроке?
- Используя природу, люди наносят ей вред. Необходимо охранять природу.
Вы должны всегда помнить слова замечательного русского писателя Михаила Михайловича Пришвина: « Охранять природу – значит охранять Родину»
- Как Вы понимаете значение этих слов?
- На перемене познакомьтесь с выставкой книг о природе. Они есть в нашей школьной библиотеке, Лесовичок прощается с вами и желает всем удачи, Он отправляется в свои владения.
10. Домашнее задание.
1. Прочитать текст на стр.27-32 учебника, ответить на вопросы раздела «Проверь себя»
11. Оценки .
Место урока: 5 урок в разделе « Как устроен мир»(последний)
Тип урока: закрепление изученного материала.
Цели урока:
1.обучающие
- познакомить учащихся с тем, как человек влияет на природу;
- создание Красной книги;
- учить правильному поведению в природе.
2.развивающие
- развивать логическое мышление, память, воображение, речь.;
3. воспитательные
- воспитывать любовь к природе, своей Родине;
- бережное отношение к природе.
Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия:
- личностные: нравственно- этическая ориентация, самоопределение;
- регулятивные: прогнозирование, оценка;
- познавательные : учила детей правильно оценивать поступки, логически рассуждать и делать умозаключения;
- коммуникативные: сотрудничество учитель и ученик, умение слушать и вступать в диалог;
Для формирования этих универсальных действий я использовала урок закрепления с элементами проектной деятельности , игровую технологию, информационно-компьютерную, дифференцирующую и здоровьесберегающую технологии.
Самоанализ урока.
Согласно теме семинара старалась формировать на уроке следующие универсальные действия:
1.Личностные универсальные действия:
- нравственно – этическая ориентация
На протяжение всего урока дети старались помочь нашей планете сохранить природные богатства;
- самоопределение
В конце урока каждый ребёнок для себя сделал вывод о значимости самого себя в природе (что он должен делать и как поступать с природой)
2.Регулятивные универсальные действия:
-прогнозирование
В работе в парах дети старались отследить цепочку причина – следствие;
-оценка
Сверяли свою работу с работой соседа по парте, насколько правильно выполнена эта работа;
- У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся ее аргументировать, отстаивать свое мнение.
3.Познавательные универсальные действия;
- учила детей правильно оценивать поступки;
- учила логически рассуждать и делать умозаключения;
4.Коммуникативные универсальные действия;
- Сотрудничество учителя и ученика, желаю детям удачи, тон доброжелательный, спокойный.
Для формирования этих универсальных действий я использовала урок закрепления с элементами проектной деятельности , игровую технологию, информационно-компьютерную, дифференцирующую и здоровьесберегающую технологии.
1.Подвела детей к названию темы урока (важности урока), при помощи вопросов определили важность этого урока. « Природа в опасности. Охрана природы!»
2.Старалась заинтересовать детей в начале урока (стихи и эпиграф) , далее использовала игровую технологию игра « Поле чудес» с помощью сказочного персонажа Лесовичка, который на протяжении всего урока сопровождал нас и давал задания.
Цель: игровые технологии способствует воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:
1. игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки
2. игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и интерес к предмету;
3. игра – один из приёмов преодоления пассивности учеников;
4. облегчает решение учебной задачи;
3.Далее использовала информационно-компьютерную технологию с использованием кроссворда. Цель: обобщить темы по изученному разделу « Как устроен мир».
Цель: позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, у учащихся появляется интерес к процессу обучения, решает сразу несколько задач: наглядность, доступность, контроль, урок от этого становится интереснее.
4.Затем здоровье сберегающую технологию с физминуткой для расслабления «Звуки леса» и упражнения общеукрепляющие (тематическая о лесе).
В результате использования этой технологии дети стали меньше уставать на уроках, снизилась заболеваемость, профилактика гиподиномии.
5.Ребята искали дополнительный материал по исчезнувшим видам животных, птиц и растений, которые занесены в Красную книгу, искали заповедники и национальные парки на территории России. Создание книги готовит детей к элементам проектной деятельности. Выступление трёх человек о редких животных.
- Подведением итога послужила работа в парах, дети друг у друга проверяли задания (закрепление материала).
Цель: при работе в парах ученики выясняют друг у друга все, что им не ясно. Учащиеся учатся сами видеть проблемы окружающего мира и находить способы их решения.
У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся ее аргументировать, отстаивать свое мнение.
Ученики начинают понимать, где и как они смогут применить полученные на уроках знания.
Ребята учатся общаться между собой, с учитем, овладевают коммуникативными умениями.
Развивается чувство товарищества и взаимопомощи.
7. Далее работа велась с использованием дифференцированной технологии, детям давались карточки по уровню развития (слабым с вариантами ответов, а сильным без ответов).
Целевыми ориентациями данной технологии является:
- обучение каждого на уровне его возможностей;
- приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп обучения.
8.Подведением итога был призыв сделать что –то для природы, беречь ,помогать, сохранять. Пояснение девиза: «Охранять природ у - значит охранять Родину!» Вывод .
9.Домашнее задание и оценки за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический урок. Природа в опасности. Охрана природы.
Познакомить учащихся с понятием «экология»; помочь...
Урок "Природа в опасности! Охрана природы"
Урок окружающего мира...
Конспект урока "Природа в опасности!" по окружающему миру
Урок окружающего мира по теме " Природа в опасности! Охрана природы. " 3-й классТип урока. Урок объяснения нового материалаЦели деятельности педагога:1.Обучающие:- познакомить учащихся с т...
Открытый урок " Природу-мать учить воспевать"
Конспект урока по Нижегородской стороне 2класс...
Конспект урока окружающий мир 3 класс УМК "Школа России", тема урока : "Природа в опасности"
Урок окружающего мира с формирующим оцениванием.Тема : "Природа в опасности!" УМК "Школа России"3 классРабота на уроке работа начинается с актуализации опорных знаний, д...
Открытый урок "Природа и мы"
Открытый урок в 1 классе по окружающему миру...
Конспект урока " Природа в опасности"
Материал к уроку окружающего мира....