Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Насонкина Марина Николаевна

материал содержит пояснительную записку и календарно-тематический план

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arp_okruzhayushchiy_mir.docx83.78 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Рассказовского района

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Платоновская средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»

Директор школы

______________    М.В.Филонов

Приказ № ____  от _____________ 2018 г.

Рассмотрена на заседании экспертного совета и рекомендована к утверждению

(протокол № ___ от ___________ 2018 г.)

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

учебного курса

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

для учащихся 4 б класса

на 2018 – 2019 учебный год

срок реализации: 1 год

                                                   составитель: учитель

МБОУ Платоновской СОШ

                                  Насонкина Марина Николаевна

2018 год

I.                       ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Данная адаптированная рабочая программа (вариант 7.1) разработана для учащихся с ЗПР Махлюевой Милены, Золотарева Дмитрия.

Самым общим результатом освоения адаптированной рабочей программы обучающихся с ЗПР должно стать полноценное начальное общее образование, развитие социальных (жизненных) компетенций.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с ЗПР адаптированной рабочей программы соответствуют ФГОС НОО.

Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР адаптированной рабочей программы дополняются результатами освоения программы коррекционной работы.

Результаты освоения программы коррекционной работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах:

  •  развитие адекватных представлений о собственных возможностях, проявляющихся: в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому,  в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю; в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми;
  •  овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющимися: в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей; в умении включаться в разнообразные повседневные дела;

     в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;

  • осмысление  и дифференциация картины мира, проявляющаяся: в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности; в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе; в развитии любознательности, наблюдательности, задавать вопросы; в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.
  • осмысление  социального окружения, проявляющееся: в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми.

Результаты специальной поддержки освоения адаптированной рабочей программы должны отражать:

  • способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные занятия и соответствовать общему темпу занятий;
  • способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других ситуациях общения, умение передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, умение задавать вопросы;
  • способность к наблюдательности, умение замечать новое;
  • овладение эффективными способами учебно-познавательной и предметно-практической деятельности;
  • стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметно-практической деятельности.

Требования к результатам освоения программы коррекционной работы конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями.

Изучение окружающего мира направлено на достижение следующих целей: 

  • формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  • расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающего мира, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде;
  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, умение прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения окружающего мира ученик должен научиться:

Человек и природа

  • узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
  • проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;
  • следовать инструкциями правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
  • использовать естественно­научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
  • использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
  • использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
  • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
  • использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
  • моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
  • пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
  • выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Человек и общество

  • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
  • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
  • используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;
  • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
  • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах  образовательной организации, социума, этноса, страны;
  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
  • определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

II.            СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Природа.

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Расположение предметов в пространстве (право, лево, верх, низ и пр.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество — то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд, болото); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Охрана, бережное использование  воздуха.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана, бережное использование  воды.

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Охрана, бережное использование почв.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие, культурные и комнатные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к дикорастущим растениям, уход за комнатными и культурными растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных. Размножение животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Охрана и бережное отношение человека к диким животным, уход за домашними животными. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Человек. Ребенок, взрослый, пожилой человек. Мужчины и женщины, мальчики и девочки. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно­двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена: уход за кожей, ногтями, волосами, зубами. Здоровый образ жизни, соблюдение режима, профилактика нарушений деятельности органов чувств, опорно-двигательной, пищеварительной, дыхательной, нервной систем.  Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Понимание состояния своего здоровья, личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.

Человек и общество

Общество - совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно­нравственные и культурные ценности  российского общества, отраженные в государственных праздниках и народных традициях региона.

Человек — член общества, создатель и носитель культуры. Могонациональность – особенность нашей страны. Общее представление о вкладе разных народов в многонациональную культуру нашей страны. Ценность каждого народа для него самого и для всей страны. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению.

Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Родословная. Свои фамилия, имя, отчество, возраст. Имена и фамилии членов семьи. Знаковые даты и события в истории семьи, участие семьи в событиях страны и региона (стройках, Великой отечественной войне, в работе в тылу и пр.) семейные праздники, традиции. День Матери. День любви, семьи  и верности.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Школьные праздники и торжественные даты. День учителя. Составление режима дня школьника.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. Правила взаимодействия со знакомыми и незнакомыми взрослыми и сверстниками. Культура поведения в школе и других общественных местах.  

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно­смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно­нравственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно­нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к государственному празднику.

Россия на карте, государственная граница России.

Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт­Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору).

Родной край — частица России. Родной город (населённый пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Знакомство с 3—4 (нескольки ми) странами (по выбору): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Правила безопасного поведения в природе.

Правило безопасного поведения в общественных местах. Правила взаимодействия с незнакомыми людьми.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.

III.          ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Проверочная работа

Экскурсии

ОБЖ

ПДД

1

Мы – граждане единого Отечества

13

1

-

2

2

2

По родным просторам.

20

1

-

2

2

3

Путешествие по реке времени.

26

1

1

2

2

4

Мы строим будущее России.

11

2

1

2

2

Итого

70

5

4

8

8

ПРИЛОЖЕНИЕ

Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира 4 класса на 2018-2019 учебный год

в соответствии с требованиями ФГОС (предметная линия «Перспектива»).

УМК: учебник: А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая, Окружающий мир. М.: Просвещение, 2018. (Образовательный стандарт). М.: Просвещение. Сборник рабочих программ. Система учебников "ПЕРСПЕКТИВА" 1-4 классы. Л.Ф.Климанова, А.А.Плешаков и др.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Универсальные учебные действия

Дата проведения

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Мы – граждане единого Отечества (13 ч)

1

Общество – это мы!

ПДД              «Правила перехода улиц и дорог»

1

Постановка учебной

задачи

Необходимость объединения людей в сообщества.

Уметь характеризо-вать общие цели и интересы различных сообществ.

Уметь характеризовать государственную символику России.

 текущий

Систематизиро-вать имеющиеся представления о необходимости объединения людей в сообщества, выявлять общее и различное.

2

Российский народ.

1

Решение частных задач

Российский народ как сообщество граждан.

 текущий

Систематизиро-вать имеющиеся представления о российском народе.

Оформлять Календарь памятных дат.

3

Конституция России.

1

Решение частных задач

Конституция РФ как документ, раскрывающий вопросы государственного устройства страны.

Знать Конституцию Российской Федерации.

текущий

Различать права и обязанности граж-дан  России.

Устанавливать соответствие статей Конституции РФ, употреблять специ-альную лексику Конституции РФ.

4

Права ребенка.

ОБЖ «Пожар в общественных местах, причина пожара»

1

Решение частных задач

Права ребенка, гарантиро-ванные Федеральным законом. Декларации прав ребенка ООН.

Знать о Всеобщей Декларации прав человека и Деклара-ции прав ребенка ООН.

текущий

Устанавливать соответствие внут-ренннго смысла статей о правах ребенка.

Объяснять связь между правами и обязанностями.

5

Государственное устройство России.

1

Постановка учебной

задачи

Особенности государственного устройства РФ. Президент  Российской Федерации.

Знать о государст-венной власти РФ, главе государста.

текущий

Устанавливать связь особенностей государственного устройства России.

Объяснять, в чем состоит роль Президента.

6

Российский союз равных.

1

Решение частных задач

Устройство региональных органов государственной власти.

Уметь показывать положение республи-ки на карте, называть и показывать столицу.

текущий

Характеризовать особенности субъе-ктов РФ в зависи-мости от их прина-длежности.

Составлять рассказ о культурных досто-примечательностях.

7

Государственная граница России.

1

Решение частных задач

Устройство государствен-ной границы в настоящее время и в старину.

Уметь определять  по карте границы России.

текущий

Определять по карте, с какими го-сударствами Россия граничит на суше и на море.

Показывать на карте  границу России.

8

Путешествие за границу России.

1

Решение частных задач

Путешествие в Беларусь и Монголию.

Уметь использовать источники дополнительной информации.

текущий

Рассказывать о важных природных и культурных объектах.

Определять по карте названия столиц

9

Сокровища России и их хранители.

1

Решение частных задач

Творческое сотрудничество как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира.

Уметь работать с дополнительной литературой.

текущий

Подбирать в допол-нительных источни-ках пословицы и поговорки, анализировать их содержание.

10

Творческий союз.

ПДД «Детский дорожно-транспортный травматизм. Причины несчастных случаев на дороге»

1

Решение частных задач

Роль русского языка и культуры в творчестве выдающихся деятелей.

Уметь оценивать роль русского языка и культуры в их творчестве.

тематический

Высказывать мотивированное суждение о диалоге культур народов России.

Презентовать произведения пис-ателей своего края.

11

Обобщение по разделу «Мы – граждане единого Отечества»

1

Постановка учебной задачи

Обобщение по разделу

Нацелить на групповую работу

тематический

Организовать групповую деятельность, формировать коммуникативные умения.

12

Наши проекты.  «За страницами учебника»

ОБЖ «Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах»

1

Решение частных задач

Презентация рассказов о жизни и традициях народов оссии в творческой форме.

Способствовать формированию толерантного отношения к культуре, традициям народов России.

тематический

Организовать групповую деятельность, формировать коммуникативные умения.

13

Проверочная работа

1

Решение частных задач

Обобщение и проверка знаний и умений по разделу

Уметь применять на практике изученный материал.

тематический

Учиться контролировать и оценивать свою работу, ее результат; корректировать знания

По родным просторам (20 ч)

14

Карта – наш экскурсовод.

1

Постановка учебной

задачи

Физическая карта России. Общее представление о природе России.

Уметь находить на карте России природ-ные объекты.

текущий

Сравнивать масш-таб физической карты России и карты мира.

Анализировать текст учебника, отвечать на вопросы.

15

По равнинам и горам.

ОБЖ «Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии»

1

Решение частных задач

Формы земной поверхности. Равнины, горы, низменнос-ти, возвышенности, холмы.

Уметь ходить на физической карте рав-нины, горы, низмен-ности, возвышеннос-ти, холмы, балки, овраги.

текущий

Сравнивать формы земной поверхнос-ти: холм и гору, балку и овраг.

Моделировать формы земной по-верхности, исполь-зуя пластилин (глину).

16

В поисках подземных кладовых.

1

Решение частных задач

Полезные ископаемые России, их роль в хозяйстве страны. Бережное отношение к полезным ископаемым.

Уметь определять полезные ископаемые, их свойства.

текущий

Изучать полезные ископаемые разных регионов России.

В ходе практичес-кой работы изучать образцы полезных ископаемых, описы-вать их по плану из учебника.

17

Наши реки.

ПДД «Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов»

1

Решение частных задач

Реки России, их значение в жизни людей. Разнообразие рек России.

Уметь показывать реки на физической карте.

текущий

Раскрывать значение рек в жизни людей.

Характеризовать крупнейшие и наиболее известные реки России.

 18

Озера – краса Земли.

1

Решение частных задач

Озера России, их значение в жизни людей. Разнообразие озер России.

Уметь показывать озера на физической карте.

текущий

Раскрывать значение озер в жизни людей.

Характеризовать крупнейшие и наиболее известные озера России.

19

По морским просторам.

1

Решение частных задач

Моря,  омывающие берега России, их принадлежность к трем океанам.

Уметь различать озера и моря по существенному признаку (море – часть океана).

текущий

Раскрывать значение морей в жизни людей.

Соотносить моря с океанами, просле-живать по карте связь морей; разли-чать озера и моря.

20

С севера на юг.

1

Решение частных задач

Природные зоны России (общее представление, причины смены природных зон).

Уметь определять по карте природные зоны, рассказывать о них по карте.

текущий

Определять по карте природные зоны России, рассказывать о них по карте.

Анализировать схему нагревания поверхности Земли.

21

В ледяной пустыне.

1

Решение частных задач

Зона арктических пустынь. Природные условия, растительный и животный мир.

Уметь находить на карте природных зон России арктические пустыни, рассказывать о них по карте.

текущий

Устанавливать причинно-следст-венные связи между положением Солнца и природными условиями зоны.

Учиться показы-вать зоны на карте.

22

В холодной тундре.

1

Решение частных задач

Зона тундры.

Природные условия, растительный и животный мир.

Уметь находить на карте природных зон России зону тундры, рассказывать о них по карте.

текущий

Устанавливать причинно-следст-венные связи между положением Солнца и природными условиями зоны.

Учиться показы-вать зоны на карте.

23

Среди лесов.

1

Решение частных задач

Лесотундра как переходная зона между тундрой и лесами.

Уметь находить на карте природных зон России лесные зоны, рассказывать о них по карте.

текущий

Устанавливать

причинно-следст-венные связи между положением Солнца и природными условиями зоны.

Учиться показы-вать природные зоны на карте.

24

В широкой степи.

1

Решение частных задач

Полупустыня как переходная зона между степями  и пустынями.

Уметь находить на карте природных зон России лесные зоны, рассказывать о них по карте.

текущий

Устанавливать

причинно-следст-венные связи между положением Солнца и природными условиями зоны.

Учиться показы-вать природные зоны на карте.

25

В жаркой пустыне.

1

Решение частных задач

Полупустыня как переходная зона между степями  и пустынями.

Уметьнаходить на карте природных зон России лесные зоны, рассказывать о них по карте.

текущий

Устанавливать

причинно-следст-венные связи между положением Солнца и природными условиями зоны.

Учитьсяпоказы-вать природные зоны на карте.

 

 

26

У теплого моря.

1

Решение частных задач

Черноморское побережье Кавказа. Субтропическая зона.

Уметь находить на карте природных зон России субтропики, рассказывать о них по карте.

текущий

Устанавливать зависимость приро-дных условий  на Черноморском побережье Кавказа от моря и гор.

Использовать ри-сунок и текст учеб-ника для характе-ристики.

27

Мы – дети родной земли.

ОБЖ «Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими  приборами»

1

Решение частных задач

Особенности хозяйственной жизни народов России.

Ландшафт.

Уметь анализировать загадки, пословицы, поговорки о родном крае.

текущий

Соотносить осо-бенности хозяйст-венной жизни с ха-рактерными черта-ми природных зон.

Анализировать растительный и животный мир родного края.

28

В содружестве с природой.

1

Решение частных задач

Особенности кочевого и оседлого образа жизни некоторых народов России.

Уметь показывать на карте места традиционного проживания некоторых народов России.

текущий

Рассказывать о древних занятиях одного из народов России.

Различать особе-нности бытового уклада,  занятий и обычаев народов кочевого и оседлого образа жизни.

29

Как сберечь природу России.

1

Решение частных задач

Экологические проблемы и охрана природных зон России.

Уметь высказывать аргументированные суждения об экологических проблемах.

текущий

Знакомиться по учебнику с экологи-ческими проблема-ми  и охраной природы.

Оценивать свое реальное участие в природной деятель-ности.

30

По страницам Красной книги.

1

Решение частных задач

Растения и животные из Красной книги России.

Уметь приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных своего края.

текущий

Знакомиться  с растениями и жи-вотными из Крас-ной книги России.

Формулировать соответствующие правила экологи-ческой этики.

31

По заповедникам и национальным паркам.

1

Решение частных задач

Заповедники и националь-ные парки России.

Уметь рассказывать о заповедниках и национальных парках России.

тематический

Знакомиться  с заповедниками и национальными парками России.

Формулировать соответствующие правила экологи-ческой этики.

32

Наши проекты.  «За страницами учебника»

ПДД «Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств»

1

Решение частных задач

Презентация рассказов о жизни и традициях народов оссии в творческой форме.

Способствовать формированию толерантного отношения к культуре, традициям народов России.

тематический

Организовать групповую деятельность, формировать коммуникативные умения.

33

Проверочная работа

1

Решение частных задач

Обобщение и проверка знаний и умений по разделу

Уметь применять на практике изученный материал.

тематический

Учиться контролировать и оценивать свою работу, ее результат; корректировать знания

Путешествие по Реке времени (26)

34

В путь по Реке времени.

1

Постановка учебной

задачи

Героико-эпические песни, предания, легенды, сказания как форма устной памяти о прошлом.

Уметь определять на основе устных рас-сказов о недавнем прошлом их значи-мость.

текущий

Определять по дате век события.

Называть имена отца истории  и ро-доначальника древ-нерусского летопи-сания.

35

Путешествуем с археологами.

1

Решение частных задач

Роль археологии в изучении прошлого.

Особенности работы археологов.

Уметь описывать внешний вид архео-логических находок (по учебнику).

текущий

Рассказывать  о роли российских археологов.

Сравнивать образ оленя в сказках и в искусстве.

36

В путь по страницам летописи.

ОБЖ «Правила обеспечения сохранности личных вещей»

1

Решение частных задач

«Повесть временных лет» - древнерусская летопись.

Многообразие славянских и неславянских племен.

Уметь показать на исторической карте места обитания разных племен.

 текущий

Объяснять значение названий славянских племен.

Характеризовать внешний вид женских украшений (по учебнику).

37

Истоки Древней Руси.

1

Решение частных задач

Древние торговые пути. Роль городов в создании диной древнерусской культуры.

Знать о роли Великого Новгорода и Киева в истории Древней Руси.

текущий

Показывать на карте древние русские города, торговые пути.

Отмечать на  схеме «Река времени» век их первого упоминания.

38

Мудрый выбор.

1

Решение частных задач

Важнейшие деяния княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого. Последствия для истории и культуры России.

Уметь составить схему родственных отношений деяния княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого.

текущий

Обозначать век (дату) Крещения Руси на схеме «Река времени».

Характеризовать последствия для истории и культуры России выбора князя Владимира.

39

Наследница Киевской Руси.

1

Решение частных задач

Развитие Владимиро-Суздальской Руси.

Роль князей.

Уметь перечислять и находить на карте названия городов, положивших начало Золотому кольцу.

текущий

Составлять схему родственных отно-шений древнерус-ских князей.

Объяснять важ-ность преемствен-ности.

40

Москва – преемница Владимира.

1

Решение частных задач

Эпоха княжеских междоусобиц и монголо-татарское нашествие на Древнюю Русь.

Знать о роли князей и их потомков, важнос-ти преемственности в их государственных поступках.

текущий

Характеризовать роль князя Алексан-дра Невского, князя Даниила Московс-кого  и его потом-ков.

Объяснять важ-ность преемствен-ности.

41

Начало Московского царства.

1

Решение частных задач

Эпоха укрепления и расширения  Московского княжества при князе

Иване III.

Деятельность Ивана Грозного – первого царя Московской Руси.

Уметь составлять схему родственных правителей Московской Руси.

 текущий

Харктеризовать деятельность великого князя Ивана III и царя Ивана Грозного.

Объяснять важ-ность преемствен-ности князей.

42

Подвижники Руси и землепроходцы.

ПДД «Одностороннее и двустороннее движения. Дорожные знаки»

1

Решение частных задач

Соотечественники

 XVI-XVII вв.

Летописание, книгопечата-ние, открытие новых земель.

Уметь высказывать мотивированное суждение о роли общего летописания и книгопечатания.

текущий

Рассказывать об основании сибирских городов.

Характеризовать  лучшие человечес-кие качества пос-тупков соотечест-венников.

43

На пути к единству.

1

Решение частных задач

События Смутного времени в жизни страны.

Уметь показывать  на карте поволжские города.

текущий

Обсуждать значи-мость единства в интересах граждан.

Называть извест-ные памятники.

44

Начало Российской империи.

1

Решение частных задач

Преобразования в жизни страны  во времена первых царей.

Уметь высказывать мотивированное суждение о роли армии и флота, науки, промышленности.

текущий

Высказывать мне-ние о необходимос-ти  отечественных армии и флота.

Объяснять значение названия города.

45

«Жизнь – Отечеству, честь – никому».

1

Решение частных задач

Деятельность великих соотечественников в послепетровское время.

Уметь высказывать мотивированное суждение о роли деятельности великих людей.

текущий

Характеризовать преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху.

Обосновывать значительность дея-тельности М.Ломо-носова, А.Суворова.

46

Отечественная война 1812 года.

1

Решение частных задач

Ход войны, ее народный характер.

М.И.Кутузов как национальный полководец.

Уметь приводить примеры сохранения памяти об Отечест-венной  войне 1812 года.

текущий

Обосновывать роль М.И.Кутузова как народный полководец.

Находить сведения о войне их дополнительных источников.

47

Великий путь.

1

Решение частных задач

Российская империя в XIXв.

Развитие промышленности и торговли. Строительство первых железных дорог.

Уметь приводить примеры достижений России.

текущий

Характеризовать развитие промыш-ленности и сети железных дорог в XIX веке.

Рассказать об учас-тии родственников  в работе промышле-нности.

48

Золотой век театра и музыки.

1

Решение частных задач

Развитие театрального и музыкального искусства России.

Уметь передавать впечатление от восприятий музыкального произведения.

текущий

Характеризовать развитие театраль-ного и музыкаль-ного искусства России в XIX в.

49

Расцвет изобразительного искусства и литературы.

1

Решение частных задач

Развитие изобразительного искусства и литературы.

Уметь называть имена и названия любимых произведений.

текущий

Обобщать знания о произведениях великих русских художников и писателей.

50

В поисках справедливости.

1

Решение частных задач

События в истории России начала XX  в..

Гражданская война, образование СССР.

Уметь составлять рассказ о воздействии этих событий на жизнь людей.

текущий

Характеризовать

переустройство общественной и частной жизни людей.

Приводить приме-ры изменения на-званий городов и улиц.

51

Век бед и побед.

1

Решение частных задач

СССР в период до начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Уметь составлять рассказ о воздействии этих событий на жизнь людей.

текущий

Характеризовать особенности развития страны (в том числе в своем крае).

52

«Вставай, страна огромная!»

1

Решение частных задач

Основные этапы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Уметь составлять рассказы о членах своей семьи – ветеранах Великой Отечественной войны.

текущий

Характеризовать основные этапы Великой Отечест-венной войны 1941-1945 гг.

Приводить приме-ры героизма фрон-товиков в борьбе с фашизмом.

53

Трудовой фронт России.

1

Решение частных задач

Перестройка промышлен-ности на военный лад, тяжелый крестьянский труд.

Уметь составлять рассказы о жизни и труде в тылу членов своей семьи  во время Великой Отечестве-нной войны.

текущий

Характеризовать подвиги советских людей в тылу во время ВОВ.

Раскрывать поня-тие «трудовой фронт».

54

«Нет в России семьи такой…»

1

Решение частных задач

Семейная память – основа исторической памяти народа. Документы (письма, фотографии) и реликвии ВОВ.

Уметь записывать воспоминания старших родствен-ников о военном времени.

текущий

Обсуждать значе-ние семейных воспоминаний как основы историчес-кой памяти.

Раскрывать глубину человечес-ких переживаний.

55

После Великой войны.

ОБЖ «Чрезвычайные ситуации природного происхождения»

1

Решение частных задач

Восстановление разрушенного войной народного хозяйства в первые пять лет после ВОВ.

Уметь рассказывать о земляках- тружениках  первой послевоенной пятилетки, о членах своей семьи.

текущий

Характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в первые пять лет после войны.

Приводить примеры разруше-ний и потерь в ВОВ.

56

Экскурсия в музей боевой славы

1

Постановка учебной

задачи

Экскурсия в школьный краеведческий музей.

Знать правила поведения  на экскурсии, в музее.

тематический

Формировать ответственность за Всемирное природ-ное и культурное наследие.

Знакомить

 с традиционной культурой народов своего края.

57

Достижения

 1950-1970-х гг.

1

Решение частных задач

Достижения СССР в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте в 1950-1970-х гг.

Уметь рассказывать о земляках- тружени-ках второй половины XX века, о членах своей семьи.

тематический

Характеризовать созидательную деятельность страны в 50-70-е гг.

Приводить приме-ры достижений в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте.

58

Наши проекты.  «За страницами учебника»

ПДД            «Наиболее опасные для пешехода  участки улиц и дорог (практическое занятие)»

1

Решение частных задач

Презентация рассказов о жизни и традициях народов оссии в творческой форме.

Способствовать формированию толерантного отношения к культуре, традициям народов России.

тематический

Организовать групповую деятельность, формировать коммуникативные умения.

59

Проверочная работа

1

Решение частных задач

Обобщение и проверка знаний и умений по разделу

Уметь применять на практике изученный материал.

тематический

Учиться контролировать и оценивать свою работу, ее результат; корректировать знания

Мы строим будущее России (11ч)

60

Современная Россия.

1

Постановка учебной

задачи

Особенности периода перестройки, образования Российской Федерации в 1991 г.

Уметь приводить примеры преобразо-ваний в стране.

текущий

Характеризовать особенности жизни страны во второй половине 80-90-х гг. и первое десятиле-тие XXI в.

61

«Хороша честь, когда есть, что есть».

ПДД «Обязанности пассажиров и знание правил перехода улицы при высадке из общественного транспорт»

1

Решение частных задач

Продовольственная безопасность страны- важнейшая задача современности.

Уметь приводить примеры благотвор-ного воздействия культурных растений, дикоросов,  домашних животных.

текущий

Выявлять связь успехов в производ-стве отечественных продуктов питания с улучшением качества жизни.

62

Умная сила России.

ОБЖ «Лесные пожары»

1

Решение частных задач

Сотрудничество науки и промышленности, развитие городского хозяйства.

Уметь устанавливать зависимость успехов в производстве от результатов научных разработок.

текущий

Характеризовать положительный опыт сотрудничес-тва промышленнос-ти и науки для улучшения условий жизни людей.

63

Светлая душа России.

1

Решение частных задач

Выдающиеся явления  в современной культурной жизни России, их значение для нашей страны.

Уметь приводить примеры выдающихся явлений и событий (втом числе и в своем крае).

текущий

Характеризовать  выдающиеся явле-ния  в современной и  культурной жизни России.

Составлять расска-зы о событиях в сопровождении фотографий.

64

Начни с себя!

ОБЖ «Особенности поведения с незнакомыми людьми»

1

Постановка учебной

задачи

Положительный опыт развития творческих  способностей и лучших качеств  сверстников.

Уметь оценивать уровень личных достижений и ставить достойные цели на будущее.

текущий

Аргументировать необходимость личной ответствен-ности каждого за будущее Отечества.

Высказывать суж-дение о взаимной зависимости между собственным бла-гом и процветанием России.

65

Наши проекты. «За страницами учебника» (экскурсия)

1

Решение частных задач

Презентация рассказов о жизни и традициях народов оссии в творческой форме.

Способствовать формированию толерантного отношения к культуре, традициям народов России.

тематический

Организовать групповую деятельность, формировать коммуникативные умения.

66

Проверочная работа

ПДД Викторина «Проверь себя».

Решение частных задач

Обобщение и проверка знаний и умений по разделу

Уметь применять на практике изученный материал.

тематический

Учиться контролировать и оценивать свою работу, ее результат; корректировать знания

67

Итоговая контрольная работа

1

Решение частных задач

Обобщение и проверка знаний и умений, полученных за год

Уметь применять на практике изученный материал.

тематический

Учиться контролировать и оценивать свою работу, ее результат; корректировать знания

68

Обобщение пройденного за год. Игра «Брейн - ринг»

1

Постановка учебной

задачи

Обобщение и проверка знаний по разделам, изученным за год

Уметь применять на практике изученный материал.

тематический

Организовать групповую деятельность, формировать коммуникативные умения.

69 - 70

Повторение

 и закрепление изученного материала.

2

Решение частных задач

Повторение и закрепление изученного материала

 за 4 класс.

Уметь применять полученные знания в жизни.

итоговый

Формировать навыки наблюдения за природными явлениями, соблю-дать правила пове-дения в мире приро-ды и людей и  здо-рового образа жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа России для детей с овз

адаптированная рабочая программа для детей с овз 3 класс Школа Росии + КТП...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа учебного предмета «Живой мир» для обучающегося 4 класса, учебный план, которой реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможност...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с задержкой психического развития .4 класс.

Пояснительная записка. Планируемые результаты. Содержание.Тематическое планирование....

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс вариант 7.1 УМК "Перспектива"

Адаптированная рабочая программа  составлена для обучающегося третьего класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы в соответствии с вариантом 7.1 Федерального государственного образо...