Программа кружка "Истоки" 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

2019-2020

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_istoki_2_kl.docx43.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №  31

с углубленным изучением предметов художественно - эстетического профиля»

 

Рассмотрено на заседании    

предметного методического объединения                            

протокол №1 от «27» августа 2019 г

Руководитель МО:_________Г.Г. Рудько

Утверждаю

Директор школы:____________Е.В.Туренко

протокол педагогического совета № 1           от «27» августа 2019г.

Приказ № 454 от 27.08.2019

Рабочая  программа

курса

 «Истоки»

2  класс

Составитель рабочей программы:

Юркина Светлана Владимировна,

 учитель начальных классов.

Год составления: 2019

г. Нижневартовск

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы школы и ориентирована на работу во 2  классе МБОУ «СШ №31 с углубленным изучением предметов художественно - эстетического профиля».  

Программа направлена на развитие социокультурных ценностей личности с приоритетом духовной основы, формирование элементов управленческой культуры, эффективное общение на основе принципа диалогизма. Учебный курс сочетается с системой воспитания на социокультурной основе во внеурочной деятельности.

Целью курса «Истоки» является инициирование процесса становления социокультурной компетентности учащихся, их творческого саморазвития, приобщение к неизменным социокультурным ценностям Российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти ценности.

В качестве задач выдвигаются:

  • освоение и принятие духовно-нравственных категорий внутреннего мира человека и социума, в котором живет и развивается ребенок;
  • оснащение учащихся различными созидательными способами взаимодействия с осваиваемыми социокультурными ценностями;
  • личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к духовно-нравственным ценностям своего народа, к Православной культуре;
  • развитие мотивации к саморазвитию.

Особенностью данного курса является его интегративный межпредметный характер. Образование призвано обеспечивать и отражать становление системы личностных смыслов учащихся, что возможно на основе взаимодействия их с глубинными основами мира и личностного осознания этого взаимодействия. Узловыми точками данного процесса являются базовые социокультурные ценности, выступающие в качестве фундаментальных образовательных объектов. Отбор в качестве «узловых точек» содержания общего образования базовых ценностей отечественной культуры, вокруг которых концентрируется осваиваемое содержание курса, инициирует процесс духовного восхождения учащихся и предупреждает догматическое заучивание информации, не связанной с их личностной активностью.

Сроки реализации рабочей программы

На курс «Истоки» во 2 классе отводится 34 часа (1 час в неделю; 34 учебных недели).

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА "ИСТОКИ" внеурочной деятельности

В результате изучения данного курса во втором  классе обучающиеся получат возможность формирования:

Личностных результатов: уважительное отношение к вечным ценностям человека; формирование устойчивого интереса к Истокам; реализация творческого потенциала в процессе занятий.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

  • определять и формулировать цель деятельности;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать свое предположение;
  • учиться работать по предложенному плану;
  • соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;
  • корректировать выполнение задания в дальнейшем;
  • учиться давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
    Познавательные УУД
  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от учителя, и используя учебную литературу;
  • сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу;
  •  определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания;
  • находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях;
  • наблюдать и делать самостоятельные простые выводы 
    Коммуникативные УУД
  • участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
  • выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Содержание курса 34 часа

Родной очаг (9 часов)

ИМЯ. Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем?

СЕМЬЯ – мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?

РОД – люди, происходящие от одного предка. Род – твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Родовые занятия. Честь рода.

ДОМ – территория семьи, мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.

ДЕРЕВНЯ. Земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход. Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне?

ГОРОД. В чем его отличие от деревни. Как город рассказывает о себе. Улицы. Площади. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие.

Родные просторы (9 часов)

НИВА и ПОЛЕ. Труд земледельца. Золотая нива. Нива – творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяются сила и дух человека? Поле и воля.

ЛЕС. Как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса? Тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни.

РЕКА. О чем говорят названия рек? Как река служит человеку? В чем красота реки и ее берегов? Течение реки и ход времени. Вода живая, мертвая и святая.

МОРЕ – ОКЕАН. Как море служит человеку? В чем красота моря? Море – конец света? Тайны моря. Море учит мужеству. Поморы. Мореходы.

ПУТЬ – ДОРОГА. Путь к счастью, путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство.

Труд земной (8 часов)

СЕВ и ЖАТВА. Народные приметы земледельцев. Народная мудрость. Умей  все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни.

БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ. Какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и дети? Какие праздники связаны с животными?

ТКАЧИХИ – РУКОДЕЛЬНИЦЫ. Прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают?

МАСТЕРА – ПЛОТНИКИ. Что строили из дерева? Как рубили дом? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе.

КУЗНЕЦЫ – УМЕЛЬЦЫ. Кузнеца. Горн. Молот. Наковальня. Кузнечное дело учит силе и ловкости. Как кузнец вещи преображает?

ЯРМАРКА. Купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмарка – народный праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей.

Труд души (8 часов)

СЛОВО. Слова умные, добрые, меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово – молитва. Слово Библии.

СКАЗКА. Как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живет житейская мудрость.

ПЕСНЯ. Песня рождается, когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Частушки. Гимн. Песня задушевная.

ПРАЗДНИК. Смысл праздника. Почему праздник называют труд души? Главные праздники года.

КНИГА. Библия – Книга книг. Книга рукописная, книга печатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги?

ИКОНА – образ иного, преображенного мира. Как чтят икону? Лампада. Красный угол. Как икона помогает в жизни и чему учит человека?

ХРАМ. Почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человека. Храм хранит труд многих людей.

БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД

Имя. Семья. Род. Дом. Деревня. Город. Нива. Поле. Лес. Дорога. Река. Море. Сев. Жатва. Прядение. Ткачество. Кузнечное дело. Плотницкое дело. Строительство. Торговля. Домашние животные. Слово. Сказка. Песня. Праздник. Книга. Икона. Храм. Согласие. Забота. Добрая молва. Память. Взаимовыручка. Милосердие. Гостеприимство. Воля. Течение времени. Вечность. Трудолюбие. Добросовестность. Ловкость. Своевременность. Терпение. Преображение. Задушевность. Мудрость. Труд души. Тайна. Надежда.

ФОРМЫ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

- наблюдения, записи и фотографирования во время экскурсий;

- беседы, обсуждения;

- метод коллекционирования (сбор газетных статей о своей малой Родине);

- сбор материала для музея (краеведческие находки, экспозиции) и оформление их в постоянные и меняющиеся экспозиции;

- метод анкетирования и опроса для определения уровня знаний, умений и навыков по краеведению.

Форма подведения итогов работы.

  • Схема мониторинга;
  • папка «Достижения обучающихся»;
  • фестивали, тематические праздники, коллективно-творческие дела;
  • выставки художественного творчества учащихся;  
  • устные журналы, беседы;
  • выступления перед сверстниками, родителями по итогам проделанной работы;
  • проектная и исследовательская деятельность учащихся;
  • участие в краеведческих играх и мероприятиях школы, города, района;
  • презентации проектов учащихся и педагога перед общественностью;
  • анкетирование родителей и учащихся;
  • фотовыставки.
  1. Формы организации познавательной деятельности:
  • фронтальная работа – диалог;
  • работа в статистических и сменных парах;
  • индивидуальная работа;
  • нетрадиционная форма урока:
  • урок-игра (дидактические игры,  сюжетно-ролевые игры )
  • урок-экскурсия
  • урок-соревнование
  1.     Используемые методы обучения :
  • Объяснительно-иллюстративный;
  • Проблемно-поисковый;
  • Метод стимулирования интереса к учению;
  • Метод самоконтроля;
  • Метод самостоятельной деятельности учащихся:

- различие самостоятельных работ по характеру самостоятельной деятельности (репродуктивный, конструктивный,  творческий уровень заданий с различной мерой помощи).

  3.    Используемые технологии:

  • игровые технологии
  • технология создания ситуации успеха на уроке
  • личностно-ориентированные   (разноуровневые задания)
  • здоровьесберегающие ( приём зрительных меток; интерактивные  физминутки, коррекционная гимнастика (самомассаж)
  • ИКТ (видеопрезентации к темам, видеофрагменты)

Основное содержание программы

Название раздела

1 ч.

2 ч.

3 ч.

4ч.

год

1

Родной очаг

9

9 ч

2

Родные просторы

7

2

9 ч

3

Труд земной

8

8 ч

4

Труд души

8

8 ч

5

Итого

9

7

10

8

34 ч

Календарно - тематическое планирование по курсу «Истоки»  с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Дата

Тема

Кол-во часов

Наименование разделов и тем

Виды деятельности ученика

Родной очаг – 9 часов.

1

Введение в предмет. Имя

1

Истоки. Родной очаг. Имя. Смысл имени. Именины - день имени. Традиции имя наречения. Родовое имя.

Выполнять различные роли в группе, сотрудничать. Развивать умение работать в ресурсном круге «Что я жду от уроков «Истоки» в этом учебном году?»  Ресурсный круг «Имя и доброе качество»

2

Семья

1

Семья – любовь, забота.

Согласие. Семейные традиции.

 Понимать, что семья-любовь, забота, согласие. Работать в паре «Принципы жизни в семье».

3

Семья

1

Родители. Почитание родителей.

Обязанности каждого в семье.

Ресурсный круг

«За что я благодарен

своим родителям»

4

Род

1

Родина. Род. Родня. Родственники.

Родственные отношения. Поколения. Родовое дерево.

Работа в паре

«Родовое дерево»

5

Дом

1

Порядок, уклад, ритм жизни дома. Чувство единения, заботы, любви. Родительский дом.

Ресурсный круг

«Дом»

6

Дом

1

Мир вещей. Святыни. Семейные реликвии. Традиции дома. Любимый праздник.

Работа в паре

«Родственные вещи»

7

Деревня

1

Деревня-кормилица. Земледельцы. Община (мир). Сход. Трудолюбие. Взаимовыручка.

Работа в паре

«Занятия жителей деревни»

8

Город

1

Город-труженик. Щит Отечества. Твердыня веры. Хранитель культуры.

Доброта и милосердие.

Ресурсный круг

«Город»

9

Обобщающий урок «Родной очаг»

1

Ценности. Вечные ценности. Духовные и материальные ценности. Родной очаг.

Работа в паре

«Вечные ценности»

(оценивающий тренинг)

Родные просторы – 9ч.

10

Нива и поле

1

Родные просторы. Поле. Нива. Жатва. Хлебороб. Поле битвы. Труд воина. Воля вольная.

Сотрудничать в четверке  .Работа

«Поле и школа»

11

Нива и поле

1

Труд земной и труд души на ниве. «Нива-Божья ладонь».

Ресурсный круг

«Чем похожи поле и школа»

12

Лес

1

Зелёный друг. Царство природы. Человек и лес. Дерево жизни. Лесник. Дары и тайны леса.

Ресурсный круг

«Лес»

13

Река

1

Название реки. Ручей-Река-Море-Океан. Течение времени. Живая, святая вода.

Работа в паре

«Вода-Живая вода-Святая вода»

14

Река

1

Истоки, жизнь и нрав реки. Красота и польза. Река - дорога.

Ресурсный круг

«Река»

15

Море-океан

1

Море-океан. Поморы. Мореходы. Соловки - Северная святыня.

1. Работа в паре

«Человек и море»

2. Ресурсный круг

«Как море воспитывает человека»

16

Путь-дорога

1

Дорога. Путь. Путники. Паломники. Уединение. Гостеприимство.

Работа в паре

«Путь-дорога»

17

Дорога жизни

1

Разлуки и встречи. Первые шаги и последний путь. Перекрёстки. Дорога в жизни.

Ресурсный круг

«Значимые цели жизни»

18

Обобщающий урок

«Родные просторы»

1

Родные просторы

Работа в паре

«Почему родные просторы значимы для человека»

Труд земной – 8ч.

19

Сев и жатва

1

Труд земной. Пахота, пашня. Сев и жатва. Пахарь, сеятель. Страда. Народные примеры.

1. Работа в паре

«Полевые работы»

2.  Работа в паре

«Пословицы и

поговорки»

20

Братья меньшие

1

Домашние животные.

Забота о животных.

Любовь к животному.

1. Работа в паре

«Про кого так говорят»

2. Ресурсный круг

«Кто важнее?»

21

Ткачихи-рукодельницы

1

Ткачихи. Женский труд. Посиделки. Прядение. Ткачество. Терпение.

Ресурсный круг

«Ткачихи-рукодельницы»

22

Ткачихи-рукодельницы

1

Лён. Полотно. Терпение. Сноровка.

Работа в четвёрке

«Как рубашка в поле выросла»

23

Мастера-плотники

1

Плотницкое дело. Сруб. Топор. Артель. Добросовестность. Рассудительность. Мастерство.

1. Работа в четвёрке

«Инструменты плотника»

2. Ресурсный круг

«Мастера-плотники»

24

Кузнецы-умельцы

1

Мастер-кузнец. Кузница. Горн. Мечи. Молот. Наковальня. Сила и ловкость.

1. Работа в тройке

«Подкуём лошадку»

2. Ресурсный круг

«Кузница»

25

Ярмарка

1

Ярмарка. Купец. Покупатель. Зазывала. Товар. Честная торговля. Праздник.

Ресурсный круг

«Ярмарка»

26

Обобщающий урок  «Труд земной»

1

Труд земной

1. Работа в четвёрке

«Труд земной и орудия труда»

2. Ресурсный круг

«Ценности труда земного»

Труд души – 8 ч.

27

Слово

1

Труд души. Слово. Слово Истины. Мудрое слово. Меткое слово. Задушевное слово. Слова покаяния. Молитва.

1. Работа в четвёрке «Какое бывает слово»

2. Ресурсный круг

«Подари доброе слово»

28

Сказка

1

Сказка. Сказочное слово. Сказочник. Житейская мудрость.

1. Работа в четвёрке

«Уроки сказки»

2. Ресурсный круг

«Любимый сказочный герой»

29

Песня

1

«Душа поёт». Песня. Народная песня. Духовные песнопения. Гимн. Частушка.

1. Работа в четвёрке

«Праздничная песня»

2. Ресурсный круг

«Душа поёт»

30

Праздник

1

Будни и праздники. Смысл праздника. Радостный труд души.

1. Работа в четвёрке

«Смысл праздника»

2. Ресурсный круг

«Любимый праздник»

31

Книга

1

Книга книг – Библия.

Книга рукописная и печатная. Книжное слово. Читатель. Книголюб.

Ресурсный круг

«Любимая книга»

32

Икона

1

Икона. Лампада. Красный угол. Горний мир. Слово в образе.

1. Ресурсный круг

«Икона»

2.  Работа в четвёрке

«Иконописный образ»

33

Храм

1

Храм – дом Божий. Купол. Крест. Внутреннее убранство. Храм и человек.

1. Работа в четвёрке

«Храм души»

(оценивающий тренинг)

2. Ресурсный круг

«Храм души»

34

Обобщающий урок «Труд души»

1

Труд души

Ресурсный круг

«Мир, в котором мы живём»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"

Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....

рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива

Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...

Рабочая программа. 1 класс. По программе "Школа 21 века"

Рабочая программа для 1 класса по программе "Школа 21 века" разработана мною в соответствии с требованиями новых стандартов....

Рабочая программа 2 класс по программе "Школа России" ФГОС

При составлении программы, я руководствовалась рекомендациями ФГОС. Здесь представлено календарно-тематическое планирование по предметам: русский язык, литер...

Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"

Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"...

Рабочая программа 3 класс программа "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа 3 класс программа "Начальная школа 21 век" с учетом ФГОС....

рабочие программы 3 класс по программе "Начальная школа 21 века"

данные рабочие программы соответствуют ФГОС...