Конспект урока окружающего мира по теме "В берёзовой роще"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Оноприйчук Татьяна Алексеевна

Данный урок проведён во 2 классе. УМК "Планета знаний".  Формат фотографий в документе "Растения и животные берёзовой рощи" рекомендуется увеличить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_berezovoy_roshche.docx42.81 КБ
Файл zagadki_roshcha.docx13.37 КБ
Файл rasteniya_i_zhivotnye_berezovoy_roshchi.docx2.45 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира.

Учебный предмет:  Окружающий мир

Класс: 2«Д»

УМК:  « Начальная школа 21 века »

Тема урока: «В березовой роще»

Цель: способствовать ознакомлению с влиянием одних растений на другие, растений на примере берёзового леса; создать условия для развития умений характеризовать окружающую среду, выделять признаки приспособленности живых существ к условиям окружающей среды.

  • Образовательная:  учить понимать, что такое окружающая среда; приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей  в живой природе. 
  • Развивающая: развивать умение сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий; понимать и передавать содержание  прочитанных текстов; высказывать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе.
  • Воспитывающая:  воспитывать внимательное и бережное отношение к природе родного края; понимание важности соблюдения правил экологической безопасности.

Планируемые результаты:

Регулятивные: понимают своё продвижение в овладении содержанием курса 2 класса; осуществляют само и взаимопроверку работ, корректируют выполнение задания.

Познавательные: понимают информацию, представленную на страницах учебника; осуществляют описание объектов природы.

Коммуникативные: умение работать в группе, высказывать и аргументировать собственную точку зрения, выслушать мнение других, давать объективную оценку собственным действиям и действиям других.

Тип урока: урок-путешествие

Средства обучения: презентация, аудио и видео фрагменты, учебник.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

УУД

Л- личностные

П- познавательные

Р- регулятивные

К- коммуникативные

1.Мотивация к учебной деятельности.

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания положительной эмоциональной обстановки.

  1. Приветствие

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, меня зовут Татьяна Алексеевна.

2. Рефлексия

Мир этот полон красоты!

И то, что кажется привычным,

Иначе вдруг увидишь ты…

Всмотрись проникновенным взглядом

В природу…

В ней с тобою рядом,

В простых, обычных проявленьях

Так много прелести своей!

Скажи: “Остановись, мгновенье!...”

А теперь покажите мне ваши лица, улыбнитесь. И мы с улыбкой и хорошим настроением начнем наш урок.

Здороваются.

Настраивают друг друга на положительную атмосферу во время урока.

Л- Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

2.Актуализация знаний.

.

Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий

Сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие. Но какое это путешествие, я вам скажу, когда вы разгадаете кроссворд.

Кроссворд по теме «Насекомые опушки»

По горизонтали:

1.Муравей.

У пня суета, беготня:

Народ рабочий весь день хлопочет.

4. Пчела

Сок из цветов она берёт

И в сотах копит сладкий мёд.

-Кто ещё из жителей опушки, кроме насекомых, вам знаком?

6.Жук

На лужайке, на ромашке,

Он летал в цветной рубашке.

«Жу-жу-жу, жу-жу-жу» - я с ромашками дружу.

7. Комар

Нос долог,

Голос тонок.

Кто его убьёт,
тот кровь свою прольёт.

По вертикали:

2. Кузнечик

На миру живёт скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь

3. Стрекоза

Голубой аэропланчик

Сел на желтый одуванчик.

5. Бабочка

Пестренькие платьица

Присели на цветок.

Тронь - и вновь закружиться

Порхающий цветок.

Я вижу, что вы очень много знаете, значит, мы можем начать наше путешествие.

Отвечают на вопросы

П:Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде

К:Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета

3. Выявление места и причины затруднения

Соотнести свои действия с используемым способом действий, выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

-О чём будем говорить сегодня на уроке, вы узнаете, отгадав  загадку.

Русская красавица стоит на поляне,

В зеленой кофте, в белом сарафане. (Береза)

-Кто из вас знает, как называется место, в котором преобладающим растением являются берёзы? (берёзовая роща)

-Сегодня на уроке мы выясним, верно ли ваше мнение о той местности, где растут березы и ознакомимся с влиянием растений и животных друг на друга на примере берёзовой рощи, научимся давать характеристику окружающей среды ,

выделять признаки живых существ к условиям окружающей среды. Тема нашего урока –в березовой роще.  А реализовать все наши цели нам поможет план урока.

  1. Что такое – березовая роща?
  2. Особенности березовой рощи.
  3. Березовая роща в разные времена года.
  4. Экологические правила поведения.

5. Растения березовой рощи.

6.Обитатели березовой рощи.

7.Полезные свойства березы.

-

4.Вступитель-ная беседа

Вызвать у учащихся интерес к заданной теме урока путем рассказа учителя.

1.Рассказ учителя о березовой роще.

Весной, в берёзовой роще особенно светло. От обилия солнечного света, от белых стволов раскидистых русских красавиц кажется, что ты попал в волшебную сказку. И не просто в сказку, а в сказку с картинками, которые нарисовала сама госпожа Природа.

Есть в весенней природе необычный день, когда на берёзах появляются первые листочки. Казалось бы, ещё вчера веточки были пусты, а посмотришь сегодня и ахнешь: зелёными кружевами украсили себя берёзки.

Ароматы в берёзовой роще особенные. Клейкой нежной листвою пахнет там, где русские берёзки встали в хоровод.

Немало перелётных птиц любит проводить время в берёзовой роще. Распевают гаммы дрозды, снуют шустрые синицы, стараются голосистые соловьи, кукуют кукушки. Любят распуститься рядом с белоствольным красавицам и весенние первоцветы — подснежники.

Светлое дерево берёза, светлый у неё и сок. Не просто светлый. А кристально чистый. Кто-то говорит, что берёзовый сок – это слёзы белоствольной красавицы, а кто-то – щедрый напиток. Любит берёза не брать, а отдавать людям свою красоту, свою живительную силу.

Слушают.

5.Построение проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания)

Поставить цель учебной деятельности, организовать коммуникативное взаимодействие (фронтально) для построения нового способа действия; на этой основе построить алгоритм; зафиксировать новый способ действия.

Обратите внимание на презентацию. Здесь наш план, который поможет нам в осуществлении цели урока.

2.Выделение отличительных признаков берёзового леса.

Преобладающее растение-берёза.

 Береза- это единственное дерево в мире с белой корой. Поэтому березку называют “белоствольной”. В нашей стране очень много берез и поэтому береза – символ России. На белом стволе березы есть черные черточки. А как вы думаете, зачем они березе? - Береза через них дышит и называются они чечевички. У березы ветки тонкие, гибкие, нежные. В народе говорят, что у березы есть коса. Почему так говорят? – Когда дует ветерок , ветки у березы,  как косы, заплетаются. Кора у березы называется береста.

Берёза создаёт условия для всех других обитателей берёзового леса. Белые стволы берёз хорошо отражают солнечные лучи и рассеивают их, поэтому в берёзовом лесу светло и растут светолюбивые растения. 

  Россия – край белоствольных берез и бескрайних полей. Красивы берёзовые рощи в разные времена года.(показ слайдов-берёзовые рощи в разные времена года).

Добрый день, берёзовая роща,
Много лет встречаюсь я с тобой,
Красива ты в любое время года,
А особо нравишься весной.
Любо мне, как роща нарождает
Ярко изумрудную листву, 
Будто бы стыдливо укрывает
Белую девичью красоту.
Осенью берёзы в платье новом,
В царском платье, чисто золотом.
К роще подойдешь, она пылает,
Золотым божественным огнём.
А зимой бывают дни, как сказка,
В пору, как с берёз спадёт листва, 
Белый снег, и белые берёзы, – 
Чудо, неземная красота.

Красивые пейзажи, правда, ребята? Скажите, может ли природа быть такой же красивой без заботы человека? Если мы будем в березовой роще мусорить, рвать редкие цветы, сможем ли мы потом

в полной мере насладиться её красотой? Так вот, чтобы не губить природную красоту, давайте повторим экологические правила поведения в березовой роще.

3.Экологические правила поведения в березовой роще.

- Не разорять птичьи гнёзда.

- В лесу стараться ходить по тропинкам, чтобы не вытоптать траву и почву.

- Не шуми в лесу.

- Не оставляй мусор.

- Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

- Не ломай ветки деревьев и кустарников.

- Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.

- Не разоряй муравейники.

- Не рви цветы.

Ребята, а как вы думаете, этих правил нужно придерживаться только в березовой роще? Если вы, например, придете на экскурсию с классом в сосновый бор, эти правила поменяются? Правильно!

Эти правила неизменны. Их нужно соблюдать в любой местности, и тогда окружающий нас мир живой природы будет таким же красивым и живописным.

Р:Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения.

6. Реализация построенного проекта

Зафиксировать алгоритм порядка выполнения действий в выражениях

Предлагаю вам, ребята, послушать, какие же растения «живут» в березовой роще.

3.Расширение знаний детей о растениях березовой рощи.

Иван – да – Марья – народное название травянистого растения, цветы которого отличаются двумя окрасками, желтой и синей или фиолетовой. Встречаются на полянах, опушках и в  светлых лесах. Семена его ядовиты, могут вызвать отравление домашних животных.

Если верить сказке, название Иван – да – Марья возникло так: судьба разлучила в детстве брата Ваню с сестрой  Машенькой. Когда они выросли и встретились, то полюбили друг друга и поженились. Но узнав о том, что они родственники, чтобы не разлучаться, превратились с цветок с двойной окраской.

Говоря о лютиках, вам наверняка представится маленький желтый цветок, растущий на газоне возле дома, на опушке леса или в светлом лесу.

Лютик обладает удивительными целебными свойствами. Только обращаться с растением нужно очень осторожно – оно ядовито.

Существует такая легенда: "Дочь одного купца, богатого, но жадного, очень хотела замуж. Отец отказался выдать ее за любимого парня, красивого, но бедного. В приступе отчаяния девушка раскидала отцовские золотые монеты, они проросли и превратились в лютики".

 Существует даже поверье, что тот, кто найдет лютик - тому он принесет богатство. Некоторые люди даже специально сажают в саду у себя лютики, чтобы богатство пришло.

Колокольчик

-На Руси было поверье, что раз в году в ночь на Ивана Купала леса и поля наполняются звоном колокольчиков.

-На самом деле колокольчики молчат.

- Так их назвали за форму венчика, листья которого срослись, образовав колокол.

На слайде изображение растений
1.О каких расстениях я сейчас вам рассказала?

2.Какой окрас может иметь растение  Иван-да-Марья? Лютик? Колокольчик?
3.Ребята, скажите, а почему колокольчик так назвали, неужели он – звенит?

4.Может кто-то запомнил легенду, связанную с каким-нибудь из этих трех растений?

Отлично, ребята! Вы очень внимательно меня слушали, спасибо вам за это.

Физминутка

П:Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде

К:Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета

7. Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи

Усвоить учащимися новый способ действия при решении типовые заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Все животные берёзовой рощи приспособились жить рядом, не мешая друг другу.

 Но мальчик  Жалейкин не знал этого и послушайте, что с ним случилось:

Жалейкин и дятел.

Пришёл Жалейкин в берёзовую рощу. Слышит: стучит кто-то как топором.

Подкрался и видит: сидит на берёзе дятел и долбит её изо всех сил. Только щепки летят! Жалко ему стало берёзу.

- Кыш!!! Вредная птица! – закричал Жалейкин – носищем своим все берёзы попортишь! – и запустил в дятла палкой.

Дятла прогнал, а не разглядел, что дятел-то сухую берёзу долбил. Очищал её от жуков, личинок и гусениц.

Расплодились жуки и короеды, лубоеды и древоточцы. Стали берёзы в роще болеть и сохнуть. А Жалейкин, знай, охраняет рощу от дятлов! То палкой в дятла, то из рогатки!

До  того доохранялся, что и охранять стало нечего.

Была живая, весёлая роща, а стал мёртвый сухостой да валежник.

- Ребята, правильно ли поступил Жалейкин? (нет)

- Почему?

Часто можно в лесу услышать короткий, отрывистый стук. Это работает дятел.

Он раздалбливает клювом ствол повреждённого насекомыми дерева и  длинным липким языком  достаёт их личинок. Оперение дятла чёрное, с белыми полосами.

 На голове и под хвостом имеются ярко-красные пятна.

Дятел хорошо приспособлен к жизни на деревьях. У него большая голова с крепким долотообразным клювом и короткие ноги, пальцы которых вооружены загнутыми острыми когтями. Такие когти легко вонзаются в кору и цепляются за её неровности. Когда дятел сидит на стволе дерева, опорой ему служит хвост.

Осенью и зимой дятел питается ещё и семенами хвойных растений. Для этого он засовывает шишку в расщелину, а затем клювом раздалбливает её.

- Так почему же Жалейкин навредил лесу?

- А можно ли, прослушав этот рассказ, сказать, что берёзовый  лес –

среда обитания? Почему?

- Какой вывод мы можем из этого сделать?

(В лесу, как и во всей природе, всё взаимосвязано. Без одних лесных жителей невозможно существование других.)

П:Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде

К:Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета

8.Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Закрепить учащимися порядок действий в выражениях и осуществить самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, провести рефлексию достижения цели пробного учебного действия.

-Посмотрите на берёзовую рощу, которая нарисована на плакате  для нашего урока (на плакате берёзы и трава, не хватает животных и других растений).

-Что вы видите?

-Как вы думаете, чего не хватает на рисунке?

-Что же мы с вами должны добавить на этот рисунок?

-А чтобы узнать, какие животные и растения живут в берёзовой роще, мы должны хорошо поработать на уроке.

Для этого мы разделимся на две группы и проведём небольшое исследование в роще, а поможет нам в этом наш учебник.

4.Работа в группах

Предлагаю вам поработать в группах. Но для начала, давайте вспомним правила работы в группах. Я прочитаю стихотворение, а вы мне скажете, какие правила там спрятаны.

Команда – это значит вместе,

Команда – все за одного.

Здесь всё по совести и чести,

Здесь не обидят никого.

Команда нас объединяет

Не испугаемся преград,

Здесь каждый свое дело знает,

Работает на результат.

А если возникают споры,

Они решаются тотчас,

И никакие разговоры

Не отвлекут от дела нас.

В своей команде нам уютно

Мы оказались в ней не вдруг,

Когда кому-то станет трудно,

Свое плечо подставит друг.

Правила:

  1. Слушай, что говорят другие.
  2. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.
  3. Говори спокойно ясно, только по делу.
  4. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.
  5. Помогай товарищам, если они об этом просят.
  6. Точно выполняй возложенную на тебя роль.

 (на слайде)

1.Ознакомление с типичными животными и растениями берёзового леса.

-Откройте учебник на странице 36 и прочитайте   текст « В берёзовой роще», после этого выполните задания:

-1.Найдите в конвертах, которые находятся у вас на столе ( 1 группа-животных, 2-растения берёзовой рощи), в конвертах есть растения и животные из другой среды обитания.

-2.Выполните задания 1 и 2 на странице 37.

- По окончанию работы дети  прикрепляют к нашему плакату рисунки

животных и растений.

(Вывод: на нашем плакате мы создали среду обитания берёзового леса.)

Ребята, в березовой роще очень часто можно услышать, как поет иволга. Предлагаю и вам послушать. Аудио-фрагмент с пением иволги.

5.Работа в парах

Предлагаю вам, разгадать загадки. У каждой пары они будут разные. Я буду следить, как вы тихонько работаете, а когда будете готовы, просто поднимите руку.

- Береза имеет большое значение в жизни россиян. Сейчас мы с вами попробуем выяснить, чем же так важна и полезна береза в нашей жизни.

Березовый лист

- Полезные свойства березы сосредоточены в ее уникальных листьях, содержащих серебро.  Они идеально очищают воздух, в том числе от болезнетворных бактерий.    Они богаты эфирным маслом и аскорбиновой кислотой. Настой листьев березы принимают при заболеваниях нервной системы и почек.

Березовой веник очень прочный, гибкий и удобный. Издавна на Руси отдавали предпочтение при посещении русской бани березовым веникам, ценя их целебные свойства.   Березовые веники – это кладезь полезных веществ. Запаренный кипятком веник издает чудесный аромат.

Березовая древесина

Древесина березы светлого цвета, очень красива и хорошо полируется. Она используется для изготовления паркета, лыж и мебели.   Из бересты в России издавна делают кухонную посуду.

Берёзовые почки.   Березовые сережки

- В почках березы содержится виноградный сахар, аскорбиновая кислота,   многие другие элементы.  Березовые почки можно использовать в качестве приправы в кулинарии, они придают блюдам тонкий аромат и легкую горчинку. Настой березовых почек или сережек применяют для лечения печени и  простудных заболеваний.

- Как русский народ использует березу?

К: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою

9.Рефлексия деятельности

Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, и организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности, наметить дальнейшие цели деятельности.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

-О чем мы говорили на уроке?
-Что понравилось больше всего?

-Поднимите руку те, кому понравился сегодняшний урок.
-Поднимите руку те, у кого были затруднения.

VIII.Домашнее задание: подбери стихи, рассказы, сказки, песни о берёзе.

Повторяют и закрепляют новый материал.

П: Рефлексия способов и условий действий.

К:Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Учитель ____________   Сопрунова И.П.

Методист ___________  Орлова С.П.



Предварительный просмотр:

1. Ствол белеет,

шапочка зеленеет, 

стоит в белой одёжке,

свесив серёжки.

2. По дереву стучу,

Что-то я достать хочу.

Хоть и скрылся под корой –

Червячок-то будет мой!

3. Синенький звонок висит,

Никогда он не звенит.

1. Стоят столбы белы,

На них шапки зелены

2. Сколько есть на свете птиц,

Птичек самых разных – 

Уток, воробьёв, синиц,

И больших и малых.

Но меня не спутать вам,

Я - лесной ваятель.

Я стучу - бам, бам, бам, бам,

И зовусь я ...

3. Все изрыл — и луг, и сад —

Землеройный аппарат,

В темноте в часы прогулки

Рыл под полем переулки. 

1. Стукнет дробью – замолчит

Барабанщик странный.

Он деревья не калечит.

Он в лесу деревья лечит.

2. В одежде богатой,

Да сам слеповатый,

Живет без оконца,

Не видывал солнца.

3. Белый чёрным шит

Сарафан на ней.

Ветер к ней спешит,

Чешет кудри ей,

Зелена коса развивается,

В ярком солнышке купается.

1. Под землею коридоров, переходов целых сто!

Там сидит хозяин в черном меховом своем пальто.

2. Стоит Алёнка: 

платок зелёный, 

Тонкий стан, 

и белый сарафан.

3. Тонкий длинный язычок,

Прочен клюв, как молоток,

На головке шапочка, 

До личинок – лакомка.

1. Тонкий длинный язычок,

Прочен клюв, как молоток,

На головке шапочка, 

До личинок – лакомка.

2. И красива, и стройна

Средь подруг стоит она.

Вся в кудряшках и серёжках.

Это белая...

3. Жёлтые цветочки –

Лаковые щёчки,

Пятерные венчики,

А листья изменчивы.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоёма" для 4 класса

Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоёма" (УМК "Школа России", 4 класс)...

Конспект урока окружающего мира по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний" 2 класс.

Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука....

Аннотация к уроку и конспект урока окружающего мира по теме «Тур по Золотому кольцу России».

Расширить кругозор учащихся в области достопримечательности городов....

Конспект урока окружающего мира на тему "Наше отношение к миру"

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования представлений о человеке, как части природы.Тип урока: Комбинированный.Оборудование: УМК «Школа России»; раздаточный материал....

Конспект урока окружающего мира по теме: "Как мы общаемся с миром", 1 класс, УМК "Перспектива"

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с  органами чувств и признаками, отличающих человека от других живых существ.Планируемые результаты:Предметные:Знать:-органы чувств;- признаки, от...

Презентация урока окружающего мира "Конспект урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы" 2 класс

Презентация урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание" 2 класс Урок разработан, исходя из новой пр...