НПК " Многоликая плесень"
проект по окружающему миру (3 класс)

Токарева Любовь Николаевна

Виды плесени, влияние плесени в жизни человека. Выращивание плесени в домашних условиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад24 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа

на научно-практическую конференцию

«МНОГОЛИКАЯ  ПЛЕСЕНЬ»

Автор: ученица 3 «Б» класса  - Токарева Полина

Руководитель: учитель начальных классов –

Комолова Людмила Петровна

Цель работы: Выяснить, что такое плесень. Изучить особенности жизнедеятельности плесени. Выяснить ее влияние на живой организм.

Задачи:

- изучить теоретический материал по данной теме, используя различные источники (книги, журналы, интернет);

- изучить особенности развития и размножения плесени, а также какую пользу и вред она приносит людям;

- выяснить и изучить влияние плесени на живой организм;

- практически понаблюдать, как растет плесень в домашних условиях.

Актуальность:

Тема  проекта возникла в результате случайного наблюдения за пищевыми продуктами. Многие ребята в классе рассказывали о своих наблюдениях, что после длительного хранения хлеба в целлофановых пакетах на нем образуется синеватый налет и что такой хлеб не используется в пищу, а почему-то выбрасывается.

Некоторые говорили, что иногда, когда открываешь банку с вареньем,  часто видели сверху небольшой слой плесени.

О вреде продуктов с этим налетом мне рассказали родители и учитель. После этого  в магазине я увидела в продаже дорогие сорта сыра с очень похожим по цвету и запаху налетом. Возник вопрос: кто прав в этой ситуации? Что это за налет? При каких условиях он образуется? Почему иногда он опасен, иногда полезен, а иногда считается деликатесом?

Я решила подробно изучить всё о плесени, провести опыты с некоторыми продуктами питания, вырастить плесень на них и понять: плесень приносит вред или пользу?

Моя гипотеза: Я предполагаю, что плесень относится к царству грибов. Она играет как отрицательную, так и положительную роль в жизни человека.

Для подтверждения своей гипотезы я провела несколько опытов.

Опыт №1

Цель опыта: выяснить, является ли плесень живым организмом

Оборудование: кусочек вареной моркови, кастрюля с крышкой

Отварив кусочек моркови, я оставила ее в кастрюле с закрытой крышкой. Через несколько дней я увидела, что появился маленький пушок. В течение четырех дней волосинки становились все больше и больше. На них стали видны черные шарики, т. е. образовались пятна плесени.

Вывод

Плесень растет. Значит плесень – это живой организм.

Предположим, плесень относится к царству растений. Значит, питание должно происходить через процесс фотосинтеза, но она выросла в полной темноте. Для ее питания не нужен солнечный свет.

Вывод: К царству растений плесень не относится.

Предположим, что плесень относится к царству животных. Значит, она должна заглатывать частицы пищи. Но плесень питалась за счет кусочка моркови, не заглатывая пищу, как животные, а всасывая всей своей поверхностью.

    Во-вторых, животные движутся, а плесень не может двигаться.

    В-третьих, у животных ограничен рост. А, наблюдая за плесенью, я убедилась, что она растет постоянно.

Вывод: Плесень не относится к царству животных.

Предположим, что плесень относится к бактериям. Я узнала, что бактерии имеют различную форму – шаровидную, палочковидную, спирали и т.д. Некоторые бактерии имеют жгутики. С помощью которых они движутся. А наша плесень напоминает пушок, состоящий из маленьких ниточек.

Вывод: Плесень к бактериям не относится.

Значит, плесень относится к царству грибов.

Общие выводы:

Плесень – это тоже гриб.

Грибы – часть живой природы!

Плесень (плесневые грибки) - особое царство живой природы.
Представители этого царства имеют сходства и различия как с бактериями, растениями, так и с животными.

Среди плесневых грибов наиболее известны и чаще всего встречаются в наших домах гриб мукор и гриб пеницилл. Они очень малы и их удается рассмотреть только под микроскопом.

Плесневые грибы очень опасны для человека. Они делают продукты питания непригодными для употребления и являются возбудителями заболеваний.
      Но плесневые  грибы могут  приносить и пользу.

В пищевой промышленности плесневые грибы используют для приготовления  хлеба, вина, йогурта, кефира, сметаны, творога, колбасы и других продуктов. Особый вид плесени необходим для производства деликатесных сортов сыра. Плесень участвует в солении огурцов, квашении капусты. Производство лимонной кислоты невозможно без плесневых грибов.

В авиастроении плесневые грибы используют для изготовления  смеси, защищающей крылья самолётов от обледенения.

В медицине из плесневых грибов был получен первый антибиотик — пенициллин, использование которого  спасло жизнь миллионам людей.

В 1928 году английский микробиолог Александр Флеминг случайно обнаружил антибактериальное свойство зеленой плесени. Это открытие положило начало производству пенициллина, который считается «самым действенным средством» в современной медицине. За это открытие в 1945 году он получил Нобелевскую премию в области медицины.

В промышленности плесневые грибы используют при производстве бумаги и картона.

Опыт №2

Цель опыта: определить условия образования и роста плесени

Оборудование:  3 кусочка хлеба, 3 блюдца, холодильник, вода.

Для этого эксперимента я взяла три кусочка хлеба. Два из них увлажнила водой, а третий оставила сухим и поместила эти кусочки на разные блюдца.

Через неделю я увидела

Образец № 1. Плесень выросла почти по всей поверхности хлеба.

Образец № 2. Кусочек хлеба остался без изменений.

Образец № 3. Кусочек хлеба высох, плесень не появилась.

Из своего эксперимента я сделала вывод, что главным условием появления и роста плесени является влажность, повышенная температура воздуха и плохой воздухообмен.
     Чем выше температура воздуха, тем появление и развитие плесени происходит быстрее.
     Сухость воздуха  является главным препятствием для появления и развития плесени

Заключение:

  • Благодаря своей работе я узнала и поняла, что идеальные условия для появления и распространения плесени - температура плюс 200 С и относительная  влажность воздуха выше 95%. Поэтому надо соблюдать меры правильного хранения продуктов.
  • По возможности хранить хлеб в полиэтиленовой пакете в холодильнике не более 2 дней.
  • Соблюдать чистоту на кухне.
  • Не использовать в пищу хлеб и другие продукты, зараженные плесневым грибком
  • Плесень может быть красная, серая, желтая, белая, зеленая.
  • Плесень распространяется по воздуху в виде микроскопических спор. При попадании на сырую поверхность она прорастает.
  • Плесень размножается невероятно быстро.

Таким образом, плесень бывает разная. Есть плесень вредная. Она может разрушить даже бетон, кирпич и штукатурку. Существование «хорошей» (или полезной)  плесени тоже всем известно.

Плесень нужна и важна, но только в том случае, когда она находится в природе или контролируется человеком. Плесень в доме, на работе и других помещениях, появляющаяся своевольно, должна быть уничтожена.

Плесень – почти незаметна, всеядна и вездесуща. Плесень – это грибы, к тому же ещё достаточно плохо изученные.

В дополнение, хотелось бы вам раздать инструкцию по выращиванию плесени и полезные советы по уничтожению плесени. Надеюсь, вам было интересно.

Спасибо за внимание!

                                      Используемая литература

  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 10 издание 2005г. 
  • Детская энциклопедия. Кирилл и Мефодий. CD-ROM, 2002.
  • Ресурсы Интернет
  • Экспериментальная деятельность – детские проекты.
  • Энциклопедия «Я познаю мир. Ботаника». Автор Ю.Н. Касаткина. «Астрель» Москва 2006г.
  • Книга: «Плесень – лекарство или яд?». Автор: Рудницкий Л.В. Издательство: Питер. Год: 2010.
  • Книга: под редакцией А.М.Прохорова «Большая советская энциклопедия» (Издательство: «Советская энциклопедия» 1975 год; 3-е издание; Том 20).
  • Книга: под редакцией В.Славкина «Всё обо всем. Популярная энциклопедия для детей» (Издательство: АСТ. Москва 1995год; Том 1).
  • Книга: «Популярная медицинская энциклопедия». Москва. Издательство: «Советская энциклопедия" 1979 г.
  • Документальный фильм «Плесень» (2008 г.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие "Многоликая ложка" 3 класс

Тема  мероприятия «Многоликая ложка». Вы узнаете о многоликости, т.е. о разнообразии ложек, приметах, связанных с ложкой.Данное мероприятие поможет ответить на вопрос :  Почему л...

Исследовательская работа ученика "Многоликая загадка - плесень"

Исследовательская работа содержит вопросы возникновения, развития, вреда, пользы плесневых грибов, проведено 3 эксперимента....

"Югра Многоликая" к празднованию 900 лет Югры

Цели:    - сформировать у учащихся представление о Ханты-Мансийском автономном округе-Югра;- развивать познавательную активность, усидчивость, внимание, воспитывать бережное отношение к...

Игра брейн-ринг "Многоликая Россия"

Игра является итоговым делом тематического периода "Откуда пошла земля русская". При подготовке к игре классы изучают следующий материал: 1. народные промыслы (гжель, жостово, дымка, палех, хохлома), ...

Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству во 2 классе (с применением групповой технологии) Тема: «Осень многолика»

Материал содержит в себе интегрированный урок. На  этом уроке я использовала групповую технологию. Мне она очень нравится, ведь дети учатся работать в группах, в командах с лидером, учатся подчин...

«Путешествие в страну многоликого мяча»

Разработка  урока   по физической  культуре 2  класс. Раздел программы: «Подвижные игры с элементами баскетбола»....

Конспект урока по окружающему миру на тему "Многоликая Россия"

Конспект урока по теме "Многоликая Россия" для 3 класса. К учебнику: Мир и человек. Живые обитатели планеты. 3 класс. В 2 ч. Вахрушев А.А., Алхутов С.М., Раутиан А.С. М.: 2009. &md...