Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 2 класс, УМК "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

Козлова Лариса Владимировна

Рабочая программа по ОМ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4._rp_okruzhayushchiy_mir_1_klass.docx41.78 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа начального общего образования по предмету «Окружающий мир» (предметная область обществознание и естествознание) для 1-4 общеобразовательных классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов общего образования,  Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир»; учебник «Окружающий мир» для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях: 1 класс. М.: Просвещение,2018. / Плешаков А. А. (учебно-методический комплект «Школа России») и соответствует учебному плану школы.

Нормативно-правовая база

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»
  • п.2.7, ст.32 – о разработке учебных программ;
  • п.6,7,8,ст.9,п.5 ст.14 – о содержании образовательных программ;
  • п.2.23, ст.32 – об определении списка учебников в соответствии с утверждёнными федеральными перечнями учебников;
  • п.3.2, ст. 32 – о реализации в полном объёме образовательных программ.
  • Федеральный стандарт  начального   общего образования по математике;
  • Примерная программа  начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения

Концепция (идея)  программы               

Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума содержания по предмету, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к окружающему миру.

Содержание курса базируется на следующих ведущих идеях: многообразие мира; экологическая целостность мира; уважение к миру. Благодаря им у ребенка воспитываются чувства патриотизма, гражданственности, своей общности со всем миром. Такая граждански ориентированная и глобалистическая позиция заложена в концепции комплекта "Школа России".

Обоснованность программы

Уважение к миру - это применяемая автором формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру. Развитие этой идеи , как и других идей курса, можно проследить с первых и до последних страниц учебника. Рассматривается значение каждого изучаемого природного компонента в жизни людей, анализируется отрицательное и положительное воздействие человека на все эти компоненты. Значительное внимание уделено формированию знаний о правильном, то есть экологически целесообразном поведении людей в природном окружении; эти знания помогут выработке у учащихся необходимых навыков поведения в природе, предполагающих её повседневное сбережение. Содержание курса связано со стремлением рассматривать природные компоненты в ракурсе современных экологических проблем. В учебном тексте достаточно материала о научном поиске, о науках (почвоведение, биология, зоология, экология и др.)

Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Цель учебного предмета — формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой; воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Задачи курса:

- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать  творческие задачи;

-освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях  природно социального; о человеке и его месте в природе и  в обществе;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Сроки реализации образовательной программы.

Программа рассчитана на 4 года обучения и адресована учащимся 1, 2, 3, 4 классов.

Характеристика предмета «Окружающий мир»

Рабочая программа предмета «Окружающий мир» составлена на основе Примерной программы начального общего образования по окружающему миру  для образовательных учреждений и авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» (учебно-методический комплект «Школа России»).

Учебный предмет по окружающему миру, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Для повышения эффективности образовательного процесса при изучении курса «Литературное чтение» используются следующие

образовательные технологии:

  • технология проблемного обучения
  • технология личностно-ориентированного обучения
  • исследовательская работа
  • игровые технологии
  • здоровье-сберегающие технологии
  • обучение в сотрудничестве  (работа в группах, работа в парах)
  • технология разно уровневого обучения и т.д.

Основным видом организации учебного процесса является урок.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах

Формы контроля:

  • стартовая диагностика;
  • текущее оценивание использует субъективные методы (наблюдение,  самооценку и самоанализ) и объективизированные методы, основанные на анализе устных ответов, работ учащихся, деятельности учащихся, результатов тестирования;
  • итоговое оценивание знаний и умений обучающихся проводится с помощью   контрольного диктанта с грамматическим заданием или итогового теста,  который включает вопросы (задания) по основным проблемам курса.

Особенности организации контроля по литературному чтению в 1 классе

Согласно нормам СанПиН 2.4.1178-02 и в соответствии с методическим письмом «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» от 19.11.98. № 1561/14-15 в 1 классе осуществляется текущая проверка знаний, умений и навыков без их оценки в баллах.

Режим занятий: продолжительность занятия для учеников 1-го класса: первое полугодие – 30 минут, второе полугодие – 45 минут; для учащихся 2 – 4 классов – 45 минут

Место курса в учебном плане

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Окружающий мир» основных задач образовательной области «Обществознание и естествознание»: 

Программа адресована обучающимся 1-4 классов общеобразовательной   школы, рассчитана на 270 учебных часа:

  • 1 класс – 66 учебных часов в год по 2 часа в неделю;
  • 2-4 класс - 68 учебных часов в год по 2 часа в неделю.

        Ценностные ориентиры содержания курса

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  • Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

Результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты.

  • овладение начальными навыками адаптации динамично применяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • формирование установки на безопасный здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работа на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные  результаты.

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • овладение логическими действиями сравнения анализа, синтеза, обобщения, классификации  по родовым признакам установление аналогичных и причинно-следственных связей, причинно следственных связей построение рассуждений, отношение к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и весит диалог;
  • определение общих целей и путей ее достижения, осуществлять. взаимный контроль в совместной деятельности адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.  
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты.

  • понимание особой роли России в мировой истории, в мировой истории, воспитание особой чувства гордости свершения открытия, победы;
  • сформировать уважительное отношение к России,  к родному краю, своей семье, истории, культуре природе нашей страны, её современной жизни;
  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего  поведения в природной и социальной среде;
  • освоение доступных способов изучения природы и общества наблюдения, запись изменения, сравнения, классификация и др. с получением информации из смежных архивов, от окружающих людей, в информационном пространстве.

Содержание учебного предмета 1 КЛАСС (66 ч)

В 1 классе еще не выделяются и не структурируются в самостоятельные разделы программы те или иные предметные области действительности (например, живая природа, техника и т. д.).

Первый круг вопросов, сгруппированных в теме « Что и кто?», обеспечивает формирование у детей представлений об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах. Предпочтение отдается самому близкому, тому, что доступно непосредственному чувственному опыту детей. Второй круг вопросов (тема «Как, откуда и куда?») - это познание учащимися различных процессов, явлений окружающего мира, как естественных, так и связанных с деятельностью людей. Третий круг вопросов (тема «Где и когда?») развивает представления детей о пространстве и времени, а четвертый (тема «Почему и зачем?») - обеспечивает опыт причинного объяснения явлений окружающего мира, определения целей и смысла той или иной человеческой деятельности.

Учебное содержание в каждой теме выстраивается в основном по единой схеме: мир неживой природы; растения и животные; мир людей и созданных ими предметов; наше здоровье и безопасность; экология.

Задавайте вопросы

Мир вокруг нас и его многообразие. Задаём вопросы об окружающем мире. Знакомимся с учебником, пособиями

Экскурсия: знакомство со школой,  знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.

Что и кто 

Что можно увидеть на небе днём и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Луна и звёзды. Созвездия. Что можно увидеть под ногами. Камни их разнообразие. Гранит, кремень, известняк. Что растёт на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений. Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности. Части растений. Разнообразие плодов и семян. Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Разнообразие животных.

Экскурсии: Что у нас под ногами?, Что растёт на клумбе?, Что это за листья? Что такое хвоинки?, Что умеет компьютер?

Практические работы: знакомство с разнообразием камней, знакомство с комнатными растениями и растениями цветника, знакомство с лиственными деревьями, их распознавание по листьям, сравнительное исследование сосны и ели.

Как, откуда и куда

Река и море. Пресная и солёная вода. Путь воды в наш дом. Откуда в наш дом приходит электричество.  Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лёд.  Растения, их разнообразие. Части  растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена), их изображение на рисунке, схеме. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери: различение групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении (например, перья у птиц, шерсть у зверей).

Экскурсия: Как путешествует письмо?

Практические работы: изучение свойств снега и воды, уход за комнатными растениями, изготовление кормушки для птиц.

Где и когда 

Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года. Холодные и жаркие районы Земли. Перелётные птицы.

Почему и зачем

Почему идёт дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни человека. Звуки окружающего мира. Почему  бывает эхо.

Цвета радуги. Объяснение названий растений и животных. Разнообразие овощей и фруктов. Витамины.

Тематическое планирование

Учебно-тематический план 1 класс

№ п/п

Раздел

Количество часов

Характеристика основных видов учебной деятельности

1

Задавайте вопросы

1 час

  • осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
  • осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в  делах и событиях современной российской жизни;
  • осознание своей этнической и культурной принадлежности  в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
  • способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
  • способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание
    (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа  (класс,  школа, семья, учреждения  культуры в городе (селе) и др.);
  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
  • Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение. Строить связное высказывание из  5-6 предложений по предложенной теме.
  • Принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в выработке путей её достижения, участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности.
  • Выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы погашения конфликтов. Употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога. Находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описываемых конфликтную ситуацию.

Требования к уровню подготовки учащихся,

оканчивающих I класс

(окружающий мир)

К концу 1 класса учащиеся должны знать/понимать:

  • растения дикорастущие и культурные;
  • животные дикие и домашние;
  • насекомые, рыбы, птицы, звери;
  • основные признаки времён года;
  • имена и отчества родителей, основные формы благодарности, просьбы, благодарности, извинения, культура поведения в общественных местах;
  • название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
  • государственную символику России: флаг, герб, гимн;
  • государственные праздники;
  • основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
  • общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
  • правила сохранения и укрепления здоровья;
  • основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);

К концу 1 класса учащиеся должны уметь:

  • уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
  • различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; называть их роль в жизни человека;
  • называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
  • вести наблюдения в природе под руководством учителя;
  • называть основные особенности каждого времени года, уметь определять свое отношение к миру; знать названия дней недели;
  • вырабатывать соответствующие нормы и правила по экологической этике;
  • выполнять посильную деятельность по охране окружающей среды;
  • объяснить, какое значение имеет окружающая природа для людей;
  • распознавать изученные растения, животных;
  • группы растений и животных (деревья, кустарники, травы; насекомых, рыб, птиц, зверей);
  • различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами; отображать их на рисунке (схеме);
  • различать овощи и фрукты;
  • выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, домашними животными (кошкой, собакой);
  • особенности труда людей наиболее распространенных профессий.
  • оценивать правильность поведения в быту (правила общения);
  • выполнять правила ОБЖ, уличного движения: знать безопасную дорогу от дома до школы; знать важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы; знать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств) и соблюдать их;
  • назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход.

К концу 1 класса учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
  • определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
  • установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  • ухода за растениями (животными);
  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
  • оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
  • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране.

Материально-технического обеспечения к УМК «Школа России»

Учебно-методический комплект

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
  2. Сборник рабочих программ «Школа России»
  3. Примерные программы начального общего образования.

Учебники

Плешаков А.А, Мир вокруг нас. Учебник. 1  класс, М.: Просвещение, 2018.

Тетради на печатной основе

Плешаков А.А, Крючкова Е.А. Окружающий мир, Рабочая тетрадь. 1 класс, М., Просвещение, 2017.

Дополнительная литература по предмету

1. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель. Пособие для учащихся начальных классов

2. Плешаков А. А. Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов.

3. Плешаков А. А., Румянцев А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.

Методические пособия

Поурочные разработки  по Окружающему  миру (к УМК А.А.Плешакова)

1-4 классы.

Технологические карты по Окружающему  миру (к УМК А.А.Плешакова)

1-4 классы.

Демонстрационные    пособия.

Таблицы по предмету «Окружающий мир», предметные картинки, гербарии растений, коллекция полезных ископаемых, глобус, карта России, политическая карта мира, карта полушарий и др.

Экранно-звуковые пособия:

Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир» 1 – 4 классы

Интернет-ресурсы:  

http://yandex.ru,

http://knigitut.net

http://festival.1september.ru

http://www.google.ru

http://nova.rambler.ru

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.

Интерактивная доска.

Мультимедийный проектор.

Компьютер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 4 класс "Школа России"

Рабочая программа по математике 4 класс "Школа России"...

Рабочая программа по математике 4 класс Школа России

Рабочая программа по математике 4 класс Школа России...

Рабочая программа по математике 2 класс "Школа России"

Рабочая программа по математике 2 класс "Школа России" Рабочая программа составлена на основе концепции и программы для начальных классов  «Школа России» в 2 ч. Ч.1., Бантова М.А.,  Бельтюк...

Рабочая программа по математике - 1 класс ("Школа России")

МАТЕМАТИКА ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс (132 ч) Программа: ШКОЛА РОССИИ. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика.// Рабочие программы. Предметная линия у...

Рабочая программа по технологии 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой

Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...