Наш край
материал по окружающему миру (4 класс)

Курганская Ольга Петровна

Внутрипредметный модуль

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nash_kray_4_klass.docx32.18 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ    ЗАПИСКА

Историческое краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, которую нужно прививать с младшего возраста. В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению прошлого и настоящего родного края, его истории, природы, литературы, культуры.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня - это одна из важных и актуальных проблем, от решения которой во многом зависит будущее нашей страны. Малая и большая Родина неразрывно связаны между собой. Любовь к Родине немыслима без любви к родному краю, богатому  своей историей, своими людьми.

Цель внутрипредметного модуля: воспитать калининградцев – патриотами своего края, любящих свою семью, школу, город, Россию.

Задачи внутрипредметного модуля:

-развитие интереса к истории, культуре, быту, языку родного края;

-развитие   интереса  к   поиску,   исследованиям,   научно-познавательной деятельности;

-развитие творческих способностей учащихся;

-воспитание чувства уважения, толерантности по отношению к русскому народу, так и народу живущему рядом;

-воспитание     бережного     отношения     к     плодам     труда,     опыту предшествующих поколений;

-сохранение исторического наследия и исторической памяти;

-сохранение лучших традиций школы, района, города;

Воспитательные задачи:

-Пробуждение интереса школьников к прошлому и настоящему Калининградской области

-Воспитание активной гражданской позиции

-Привить школьникам ответственности за будущее Калининградской области

Формы проведения занятий:

-лекции,

-беседы,

-экскурсии,

-работа в библиотеке, музее,

-подготовка сообщений.

Основные направления краеведческой работы:

-Историко-краеведческое: сбор материалов и фактов о жизни и обычаях народов Калининградской области; знакомство с культурой края; изучение истории нашего края.

-Эколого-краеведческое направление ориентировано на формирование экологической культуры подрастающего поколения, знакомство с растительным и животным миром области;

-Военно-историческое: ведение поисковой работы, сбор фактов и материалов об участниках различных военных событий.

Программа  рассчитана  на  10 часов

СОДЕРЖАНИЕ  ТЕМ   УЧЕБНОГО  КУРСА

1.  Путешествие по карте Калининградской области, географическое положение Калининградской области (1 ч)

Цель:  объяснить детям, что такое краеведение, зачем нужно изучать родной край,  знакомство с картой области.

2. Символы нашей области: герб, флаг, гимн (1 ч)

Цель: гражданско – патриотическое воспитание учащихся; знакомство с современной символикой Калининградской области.

3.  Полезные ископаемые (1 ч)

Янтарь и другие богатства нашей земли. Легенда о янтаре.

4.  Реки и озера нашей области. Балтийское море (1 ч)

 Главные реки и озера области: Преголя, Неман, о. Выштынец. Образование Балтийского моря.

5. Возникновение названий населенных пунктов (1 ч)

Герои Великой Отечественной войны, в честь которых названы улицы: А.И. Соммер, А.М. Иванников, К. К. Рокоссовский и др. Подготовить рассказ о названии улицы, на которой живешь.

6. Знаменитые люди Кенигсберга (1 ч)

Знаменитый ученый Кант. Рассказ о детстве Канта, его учебе в гимназии, взаимоотношениях с родителями. Писатель-романтик Э.Т. Гофман. Сказки Гофмана.

7.  Исторические места штурма Кенигсберга. Памятники и обелиски героям ВОВ (2 ч)

Рассказ о Великой Отечественной войне. Мужество и героизм русских солдат. Штурм Кенигсберга.

8.  Животный мир и растительный мир области (2 ч)

Животные нашей области и среда их обитания.

Растения лесов, лугов. Редкие растения нашего края. Красная книга.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

Внутрипредметного модуля  

 ««Наш край», 4 КЛАСС»

      базовый уровень

            УМК «Начальная школа 21 век»,10 часов

     Учитель Курганская О.П.

Дата

Темы программы

Количество  часов

1

Путешествие по карте Калининградской области, географическое положение Калининградской области

1

2

Символы нашей области: герб, флаг, гимн

1

3

Реки и озера нашей области. Балтийское море

1

4

Реки и озера нашей области. Балтийское море

1

5

Возникновение названий населенных пунктов

1

6

Знаменитые люди Кенигсберга

1

7

Исторические места штурма Кенигсберга. Памятники и обелиски героям ВОВ

2

8

Животный мир и растительный мир области

2

И Г 0 Г О

10

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

2. Уважать  свою семью, своих родственников, прививать любовь к родителям.

3. Освоить роль ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

4. Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

1. Владеть конкретно-историческими сведениями, касающимися различных аспектов развития области, города

2. Использование историко-биографической информации, касающейся выдающихся исторических личностей края;

3. Отработка элементов исследовательских процедур, связанных с поиском данных, их отбором, анализом, обобщением, представлением результатов самостоятельного микроисследования.

1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

2. приобретение навыков работы с научно-популярной и справочной литературой, СМИ, архивными материалами;

3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

4. Слушать и понимать речь других.

4. Участвовать в работе в паре.

ТРЕБОВАНИЯ   К  УРОВНЮ   ПОДГОТОВКИ  ОБУЧАЮЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

  • культуру и  быт области, в которой живут;
  • некоторые памятные  места, памятники  истории и культуры родного края;

     •   некоторые музеи,  библиотеки и театры города;

        основные города, водоемы, растения и животные края. 

Учащиеся должны уметь:

     • самостоятельно подбирать литературу по теме;

     • работать в читальном зале библиотеки;

     • готовить и выступать с мини-докладами и сообщениями;

     • работать в семейных архивах;

     • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

     • сравнивать и обобщать факты;

     • работать с атласом и контурной картой;

     • бережно относиться к природе;

     • испытывать чувство гордости за свой край, за успехи своих земляков.

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

     • самостоятельной творческой деятельности;

     • обогащения опыта восприятия окружающего мира;

СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Восточная Пруссия глазами советских переселенцев. Первые годы     Калининград: «Янтарный сказ», 2006

2. Губин А. Б., Строкин В. Н. Очерки истории Кёнигсберга. – Калининград, 1991.

    3.  Калининградской области в воспоминаниях и документах. - Калининград:   РГУ 2003

4. Сечко Л. Край, в котором мы живем. Очерки истории Калининградской области.    Калининград: «Янтарный сказ», 2008

5. Фёдоров  Е.А. Леса янтарного края. – Калининград: 1990.

6. Федоров Г.М. Знаете ли вы Калининградскую область? - Калининград: 2006.

7. Якшина Я. Прогулки по Кёнигсбергу. Калининград, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие факультатива "Наш край" по теме "Лекарственные растения нашего края"

занятие нацелено на систематизацию знаний учащихся о лекарственных растениях. Дети познакомятся с правилами сбора и использования лекарственных трав. Активные методы организации деятельности появлению...

Кубанский край - казачий край.

Тема. Устный журнал «Кубанский край - казачий край»Цель .Дать представление о казачестве, познакомить с традициями казаков; прививать любовь к малой Родине и её прошлому, развивать интерес учащи...

Классный час "Край ты мой, родимый край!"

Воспитание любви к малой Родине....

Об опыте работы по реализации задач краеведческого курса окружной программы «Люблю тебя, мой край родной» и апробации регионального курса «Наш край»

Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»...

Охрана природы родного края. Красная книга Краснодарского Края

1.  Познакомить  учащихся  с  Красной  книгой  края  и  животными, которые  в  нее  внесены, рассмотреть  экологические  правила,...

урок по окружающему миру "Наш край. Водоемы нашего края"

Цели:формировать представления о родном крае, о водоемах родного края; ознакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной;учить работать с картой Пензенской обла...