Урок окружающего мира 3 класс: Тема "Охрана животных"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Сарыглар Анай-Хаак Кызыл-ооловна

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ohrana_zhivotnyh.docx38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Охрана животных».

Цель: Формирование бережного отношения к животным  через изучение  проблемы вымирания животных.

Задачи: 

1) Выяснить причины вымирания животных;

2) Собрать информацию об исчезающих видах;

3) Узнать о том, какие меры принимаются для решения данный проблемы;

4) Воспитывать правила поведения человека на природе .   

Оборудование: Плешаков А.А. «Мир вокруг нас» (учебник для 3 класса, ч.1) ,  презентация, рабочая тетрадь, жетоны с животными, заготовка на формате А3  « Правила в группе».

Этапы урока

   Ход урока

Примечание

1. Орг. момент.

Здравствуйте ребята! меня зовут   …..Я сегодня у вас буду проводить урок по окружающему миру.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Все ль на парте посмотрите?!

И друг другу улыбнитесь.

За каждый верный ответ учитель раздает детям жетон с животным.

2. Актуализация знаний

- Сегодня мы отправимся в новое путешествие.

-На прошлом уроке мы познакомились с размножением и развитием животных.

-Давайте вспомним, как размножаются и развиваются насекомые?

-  Давайте вспомним, как размножаются и развиваются  рыбы, земноводные и пресмыкающиеся?

- Давайте вспомним, как размножаются и развиваются птицы?

- Чем отличается размножение зверей от размножения всех других животных? Расскажите.

- Игра «Кто как развивается?». Вставь пропущенные слова.  

Яйцо- …- взрослая птица.

Икринка- …- взрослая лягушка.

… - малёк – взрослая рыба.

 Яйцо – личинка - …- бабочка.

Полные ответы детей.

Учитель добивается полных ответов от детей.

3. Подведение к теме  урока.

Чтобы узнать тему урока, давайте разгадаем кроссворд:

Очень ценный пушной зверек. Был на грани уничтожения, но люди предприняли меры и этот зверек был спасен. 

Владыка Арктики. 

В двух-трехлетнем возрасте эти птицы создают пары и больше никогда не расстаются

Эта большая белая птица служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. (Лебедь.)

Знахари готовили из частей его тела лекарства от слабости и трусости. (Тигр.)

Детеныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым красным клювом и ходят два года в сером оперении, а затем одеваются в розовый наряд. (Фламинго.)

-Какое же слово получилось в выделенных клеточках? (береги)

-Почему же у нас получилось такое волнующее слово?

- Как вы, думаете о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

Да . тема урока : « Охрана животных» 

Дети выводят тему урока.

(Соболь.)

(Белый медведь.)

 (Журавль.)

Цель урока

 - Попробуйте сформулируйте цель урока?

1 Чему мы должны сегодня научиться?

2.Что должны узнать? (-Узнать, что такое красная книга, для чего она создана)

3.Узнать какие  животные в нее внесены.)

6. Охрана животных

За последние 400 лет на нашей планете вымерло около 150 видов животных. Причём более половины из них – за последние 50 лет.. За малым исключением, все животные вымерли по вине человека. К началу 20-го века стало очевидно, что необходимо принимать специальные меры по спасению животного мира.

В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло на международной конференции был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов. Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба составила мировой список с пояснениями, в который входили животные и растения, находящиеся на грани исчезновения, редкие виды. В этом списке нужно было указать причину такого состояния. И учёные решили назвать этот список Красной книгой. Посмотрите на слайд. (Слайд)

У: Обратите внимание, сколько лет уже существует Красная книга? 

У: Для чего нужна Красная книга?

У: Красная книга нас информирует, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что то или иное животное, растение в беде. Его надо охранять.

У: Как вы думаете, почему именно Красной книгой назвали, а не синей, жёлтой?

Красная книга – это сигнал опасности. Это не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учёными о животных и растениях. Составление первого варианта Красной книги потребовало 14 лет. Позднее она переиздавалась.

У.: Международная Красная книга состоит из цветных страниц:

чёрные – списки тех животных, кого мы уже никогда не увидим, кто уже вымер;

красные – особо редкие и исчезающие животные;

жёлтые – животные, количество которых быстро снижается, которым грозит “переселение” на опасные красные страницы;

белые – животные, которые до сих пор мало изучены;

зелёные – животные, которых удалось сохранить, спасти от вымирания

-- Предлагаю вам просмотреть слайды редких животных из Красной книги.

Отправляемся

Есть на речках лесорубы

В серебристо-белых шубах.

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины.

Нежнейший мех одет на нем,
Блестящий, шелковистый,
Лентяй и соня кроха днем,
А ночью ловкий, быстрый.

Соболь принадлежит к числу ценнейших пушных животных. Обитает- в тайге , на севере нашей страны. В дневное время соболь плохо видит, зато ночью очень ловок. Питается – мышами, птицами, мелкими зверьками, не брезгует ящерицами, лягушками, насекомыми, ягодами, кедровыми орешками. Соболь был на грани уничтожения, но предпринятые меры по охране спасли этот вид животных. Сейчас их насчитывается около 700 тыс. голов.

Живет он там, где холода,
И ловит рыбу из-под льда.
Он в шубе белой щеголяет,
Умеет плавать и ныряет.

Белые ледяные просторы, ни травинки, ни былинки круглый год. В таких условиях живёт владыка Арктики- белый медведь. Это самый крупный хищный зверь. Живёт он почти 40 лет. Белый медведь питается рыбой, тюленями, моржами, растительной пищей.

У медведя нет постоянного дома. Когда медведице приходит пора стать матерью, она вырывает в сугробе берлогу, сварачивается « калачиком», и ждет появления медвежат. А пока этот день настанет, метели, бури покрывают берлогу снежной крышей, толщина которой больше 1 м .

Издавна люди охотятся на белых медведей. Они используют их мясо в пищу, жир – для хозяйственных целей, шкуру – для одежды и предметов обихода. В результате началось сокращение численности белых медведей. Это послужило сигналом тревоги. Сейчас численность белых медведей медленно, но растёт.


Важная птица

Шагает по водице.

Розовое оперенье —

Всем на загляденье.

Птица стала редкой, поскольку многие десятилетия подвергалась преследованию ради вкусного мяса, красивого пера и пуха. Розовый фламинго занесён на страницы Красной книги. Охота на него запрещена.

Живут фламинго 25 – 30 лет. Это очень интересная птица. Тело её высотой до 1 м 50 см, вес 4 кг .  Фламинго высиживают 1-2 птенца. Птенцы появляются на свет очень смешные: ноги толстые, красные, клюв прямой – тоже красный. Одеты они в серый пух. Только через 3-4 месяца они надевают такой наряд как у родителей.

Полосатый,

Рыжий зверь,
Самый редкий он теперь. В семействе кошачьих тигр – самая крупная кошка. Тело его – 4 м длиной, вес – около 390 кг . Тигр очень чистоплотное животное. За день тигр, в поисках добычи может пройти от 20 до 30 км . Китайские и корейские знахари убивали тигров из-за суеверий. Они из разных частей тела тигра делали лекарства от трусости, слабости, когти служили талисманом.

Среди льдин рыбёшку ищет.
А пловец – каких не сыщешь!
До чего же зверь хорош –
Гладкий сильный этот.

. Моржей и белых медведей становится все меньше и  из-за резкого изменения климата.

Жук-красотел  (Презентация. Слайд 23 ) (красотел пахучий) живёт в лесах. Длина его тела около 3 см. Он поедает  опасных для леса гусениц. За летний период жук съедает в среднем 180 гусениц, за всю жизнь – до 900.  Продолжительность жизни жука-красотела - 2 - 4 года. В середине 20 века численность резко сократилась из-за применения ядохимикатов для борьбы с вредителями леса. Занесён в Красную книгу, нуждается в охране. 

Как можно, одним словом назвать этих животных? К какой группе относятся эти животные? (Млекопитающие).

Кто такие млекопитающие? ( Группа животных, которая вскармливает своих детенышей молоком).

Бобр

соболь

белый медведь

фламинго

тигр

морж

7. Игра

- Если я называю млекопитающее, то вы хлопаете, если я называю другой вид животных вы - топаете.

Морж, акула, лев, тигр, крокодил , окунь, сова, корова, медведь, попугай, петух, лягушка.

 Работа по учебнику

Откройте учебник на странице 110. Прочитайте, что такое зоопарк?

- Что узнали нового о зоопарке?  ( Не только музей для животных, но и убежище для редких животных).

 

10.Физкультминутка

 

Работа в группах

11.Работа в тетради

А теперь я предлагаю вам тест. У каждой группы на парте  лежит вот такая табличка.

Откройте рабочую тетрадь на странице 643

- Прочитайте задание. Почему многие виды диких животных становятся редкими?

- Найдите рисунки в приложении к данному заданию. Вырежьте их и наклейте в соответствующие прямоугольники.
-Как вы думаете, необходимо охранять только те растения и животных, которые занесены в Красную книгу?
(нет. Надо охранять и всю природу)
-А что мы с вами можем сделать для охраны природы?
- Давайте поработаем в рабочей тетради и выведем некоторые правила друзей природы

РТ. №5 стр.65

  • Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки.
  • Какие правила зашифрованы этими условными знаками?
  • Запишите эти правила.

(после выполнения проводится проверка)
Защита правил
- не ломай ветки деревьев и кустарников;
- не рви много цветов на лугу и в лесу;
- не лови бабочек, кузнечиков, стрекоз и других насекомых;
- не подходи близко, не бери и не разоряй птичьих гнёзд;
-не мусори в лесу, у реки;
-не шуми в лесу.
- Молодцы. Вы придумали очень интересные правила друзей природы. Если мы с вами будем выполнять эти правила, то уже сможем немного помочь природе.

13.Подведение итогов урока.

Итак, мы возвращаемся с вами из путешествия в школу.

- Что узнали нового на уроке?

-  Какой совет дадите людям, чтобы животные никогда не попадали на черные страницы Красной книги?

- Для чего эти знания нам пригодятся в жизни?

- Кто все понял на уроке? Поднимите большой палец вверх.

- Кто не совсем что-то понял? Наклоните большой палец в сторону.

13. Рефлексия

-Давайте посмотрим с вами, чья команда спасла больше животных  сегодня на уроке.

-Ваша задача распределить своих собранных животных на участки и приклеить.  

.

14. Оценивание.

15. Домашнее задание.

- Урок окончен, вы проделали очень большую работу.

-Молодцы! Спасибо.

Нарисовать плакат на листе формата А4

«Береги животных!»

1

2

3

4

Я буду читать вопрос и давать 2 варианта ответа. Вы должны выбрать один ответ и записать буквой в таблицу.

1.Почему нельзя загрязнять воду?

  • Потому что будет некрасивый цвет воды (М)
  • Потому что в ней погибают живые организмы (Д)

2.Есть ли в природе ненужные и бесполезные живые существа?

  • Да, например, комар. Он больно кусается. (Б)
  • Нет, в природе нет ничего ненужного и бесполезного. (Р)

3.Почему человеку нужно заботиться о редких животных?

  • Потому что их осталось мало и они могут исчезнуть. (У)
  • Потому что их можно будет потом взять домой. (Я)

4. Какие животные занесены в Красную книгу?

  • Которым грозит полное исчезновение. (Г)
  • Красивые (П)

- Какое слово у вас получилось? (ДРУГ)

- Что это значит?

Человек должен стать настоящим другом всего живого на земле. И только тогда будет меньше исчезающих животных и не будет так грустно осознавать, что самые большие катастрофы – дело рук самих людей.

Памятка №1

«Правила работы в группе»

  1. Слушай, что говорят другие.
  2. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.
  3. Говори спокойно ясно, только по делу.
  4. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.
  5. Помогай товарищам, если они об этом просят.
  6. Точно выполняй возложенную на тебя роль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме "Животные маленькие и большие" в 3 классе

Урок окружающего мира по теме "Животные маленькие и большие" в 3 классе (ОС "Школа 2100")...

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

урок окружающего мира "Как живут животные" 1 класс

Конспект урока в технологии модерация и активные методы обучения для 1 класса по теме: "Как живут животные"...

Конспект урока окружающего мира "Какие бывают животные?" во 2 классе

Урок способствует воспитанию экологического мышления и поведения. На уроке работа организована в группах и в парах. Урок в системе уроков по УМК "Перспктива" ФГОС НОО. Присутс...

Презентация к уроку окружающего мира "Способы защиты животных" 2 класс по программе ПНШ

Презентация по этапно рассказывает о способах защиты животных в природе. К сожалению пришлось удалить  ролик, созданный по тексту учебника - хрестоматии  "Окружающий мир знакомый и загадочны...

Урок окружающего мира "Растения и животные" 1 класс.

Урок разработан на основе методических рекомендаций к учебнику Вахрушева по программе "Школа 2100"...

Урок окружающего мира на тему: «Животный мир зимой». (1 класс)

Эта разработка поможет расширить и углубить знания детей о жизни некоторых животных в зимний период времени....