Игра Звездный час " Животные Норского заповедника"
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс)

Людмила Семеновна Мерзлякова провела  занятия с учащимися 2 «А» класса и презентовала книгу « Животные  Норского заповедника». Учащиеся увлеклись интересным  рассказом Людмилы Семеновны. Они  продолжили самостоятельно изучать животный мир заповедника. Определить уровень знаний у учащихся о животных поможет интерактивная  игра.   Игра состоит из четырех  туров:  птицы, рыбы, пресмыкающиеся и земноводные, звери. Каждый тур игры состоит из 6 вопросов и 6 карточек с рисунками животных .  Дети, отвечая на вопрос, определяют животное и поднимают карточку с цифрой. Учащиеся, набравшие  большее количество баллов, выходят в финал. Победители финала составляют из букв слова.  Победителем игры  станет учащийся составивший длинное слово.

Игра снабжена  информацией о животном  и видеороликом. Иллюстрации животных и стихотворения взяты из книги Л.С. Мерзляковой «Животные Норского заповедника».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvezdnyy_chas.docx74.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей №6 г.Благовещенска»

    Внеклассное мероприятие

                                    Интерактивная игра

                                      «Звездный час»

                                              Тема:

        «Животные Норского заповедника»

                                                    Автор: Казакова Лариса Николаевна,

учитель начальных классов

Цель: расширение  представления у учащихся о разнообразии животного мира Амурской области

Задачи:

Обучающая: определить  уровень  знаний  у  учащихся  о животных  Норского заповедника;  

расширить представления у учащихся о животных Амурской области.

Развивающая: развивать познавательный интерес к природе Амурской области, мыслительные способности учащихся, логическое и творческое мышления, экологическое сознание.

Воспитательная: формировать бережное отношение к природе, чувство гордости и ответственности за сохранение природы родного края

                                         

                                         

                                     

                                       Ход мероприятия:

   Слайд1  

Природа, Родина, народ-

Мой друг, слова давно не новые!

Ты видишь: общий корень»Род»

Для них является основой!

Для них, а значит и для нас -

Основа, стержень нашей жизни!

Так было прежде и сейчас:

Природа – Родина –Отчизна!

  1. Организационный момент. Погружение в атмосферу игры.

Здравствуйте, дорогие ребята!  Катя прочитала стихотворение  Людмилы Семеновны Мерзляковой  из книги “Песня о Норском заповеднике”

Людмила Семеновна Мерзлякова родилась в 1946 году. В 1973 году окончила Благовещенский пединститут. Работала учителем биологии и географии. Автор и иллюстратор детских книг «Мои друзья», «Живая радуга», «Песня о Норском заповеднике»…

Государственный природный заповедник «Норский»  создан в 1998 году. Он расположен в Селемджинском районе Амурской области в междуречье Норы и Селимджи. Площадь его – 211.2 тысячи гектаров. В заповеднике насчитывается до 30 видов рыб, 5 видов амфибий, 4 – рептилии, более 145 птиц и до 40 видов млекопитающих.

Вы изучали  животных Норского заповедника.  Сегодня вы проверите насколько хорошо  знаете повадки этих животных.

Наше мероприятие мы проведём в форме игры «Звездный час». Послушайте правила игры:

Ответы сопровождаются дополнительной информацией о животных, видеороликом, чтобы дети могли увидеть животного не только на картинке и получить новые сведения о животном.

 Помогать проводить игру будут учащиеся нашего класса. Одноклассники выучили стихотворения о  животных -  автор Л.С.Мерзлякова.

  1. Проведение игры.

Игра проводится в четыре тура:

I тур - “О рыбах”

II тур - “О пресмыкающихся и земноводных”

          III тур - “О птицах”

IV тур – “О зверях”

V тур - Финал

                - Перед началом игры необходимо познакомиться с правилами:

- На столах каждого игрока лежат таблички с цифрами от 1 до 6, ручки, бумага. Все это понадобится вам при игре.

- Игра состоит из четырех туров. В каждом туре 6 вопросов.

- В трех турах  каждый игрок будет работать с табличками. Нужно поднимать табличку с тем номером, под которым находиться правильный на ваш взгляд ответ.

- За каждый правильный ответ игрок получает звезду.

-Победители  трех туров выходят в финал.

- Финалисты выходят в 4 тур. Два победителя  четвертого тура, составляют из букв слова. Участник  составивший, больше слов станет победителем тгры.

Думаю, что на этой игре никто из вас не будет скучать, а получит заряд бодрости и хорошего настроения. А знания, ум, сообразительность и активность будут вашими главными помощниками.

Итак, перед нами все игроки – все они сообразительны и самое главное – хотят победить. А насколько им это удастся - мы сейчас посмотрим.

Также нажимаем на картинку по каждой с цифрой, и мы прочитаем описание её.

  1.         Этот знак означает – переход на следующий слайд. Там о каждом видео.
  2.         Этот знак означает – возвращение к табло вопросов.

http://www.permmag.ru/illustrations/news/news_202_1332270552.jpgЭтот знак означает – время.

Awesome SS - Вопросы (Question images) " NIFIGA-SEBE.RU - фо…Этот знак означает – вопрос.

       

                        1 тур   Рыбы

1.Вопрос:  Он всегда держится под камнями, отчего, и произошло его название.  

Ответ : Бычок подкаменщик.  Подкаменщики очень редко имеют в длину более 10-13 см. Он всегда держится под камнями, отчего, конечно, произошли названия его - подкаменщик. Бычок не любит глубоких мест и потому чаще всего встречается в мелких местах и у берегов.   Держится  он больше в одиночку. Весьма прожорлив, кормится больше различными рачками, водяными мокрицами, личинками водяных жуков и стрекоз, но не прочь поживиться как лягушачьей и рыбьей икрой, так и молодью рыб. Крупные бычки ловят гольянов и мелких пескарей.

Ученица читает стихотворение:

Спинка илистого цвета,

Темный, пёстренький бочок.

Под подводные предметы

Любит прятаться бычок!

Чтоб совсем стать незаметным,

Поднимает муть со дна,

И под этим  «покрывалом»,

Что для хищника не мало,

Рыбка вовсе не видна!

2 вопрос:  «Скрипит в сачке , вытащил из воды скрипит и в воде во время драк скрипит.»

Ответ :  Косатка-скрипун — небольшая рыбка длиной до 35 см и массой около 300 г. Недаром она носит такое название.  Скрипит она в сачке, вынутая из воды, скрипит и в воде во время драк. Скрип издают грудные плавники касатки.

В воде касатки от врагов

Защищены прекрасно.

Шипы трёх первых плавников

Колючие ужасно!

Слизь ядовитая у них,

Укол весьма болезнен,

Но для защиты нор своих

Сей «арсенал» полезен…

3 вопрос: От вида этой рыбы вывели  золотых  аквариумных рыбок .

 Ответ:

Серебряный карась, как правило, населяет большие озера и русла рек, но встречается и в маленьких прудах, где часто все рыбное население только им и представлено.

Самые крупные особи достигают в длину 45 см и массы 1 кг.

Первых рыбок золотых

Вывели в Китае.

Кто же предком был у них-

Мы сейчас узнаем!

Всё пошло от карася,

В нём сокрыта тайна вся!

Так уж получается,

Что потомство карася,

Коль среда меняется,

Тоже изменяется!

Эту лёгкую пластичность

Человек в нём увидал-

Для селекции отличным

Наш карась объектом стал!

4 вопрос. 

Рыбы долгожители , они могут прожить более 100 лет.

Ответ: осетровые- калуга, осетр

Амурский осетр – житель рек Амур, Шилка, Аргунь и Уссури. Обычно взрослая особь в длину достигает 1,5 метров и весит при этом 4-10 кг. Максимальный зафиксированный вес составил 60 кг. В пищу употребляют в основном нематод (круглых червей), моллюсков и рыбу.  Осетры являются рыбами-долгожителями, они могут прожить более 100 лет.

Рыбка вовсе не видна!

5вопрос: Окраска тела зависит от грунта, прозрачности и освещенности воды, а так же возраста рыбы.

Ответ: Налим  - длина тела может доходить до 120 см. Окраска тела налима зависит от характера грунта, прозрачности и освещенности воды, а также от возраста рыбы, поэтому она довольно разнообразна: чаще темно-бурая или черновато-серая, светлеющая с возрастом.  Питается беспозвоночными и мелкой рыбой. Старшие особи поедают молодь донных рыб, а также лягушек, речных раков, моллюсков.

6 вопрос:

 Похож он разве на коня?

Скорей всего на пескаря,-

 Большого очень пескаря!

   О какой рыбе говорится в этом стихотворении?

Ответ: Конь  губарь - крупная рыба, достигающая длины 62 см и массы более 3 кг. Живет свыше 15 лет. Обитает у дна в русле рек, летом заходит в озера.  Питается моллюсками, личинками ручейников.

   

                        2 тур

Пресмыкающиеся и земноводные

Ребята, посмотрите на экран, на экране картинки 6 животных. К какой группе животных относятся эти животные?

         На экране рисунки пресмыкающихся и земноводных заповедника.

1.вопрос Яйцеживородящие пресмыкающиеся , приносят от 2 до 12 детенышей.

Ответ: щитомордник

Щитомордник.  Длина до 1,6 м. Окраска пёстрая. На передневерхней стороне головы  щитки увеличены . Погремушки на хвосте нет.  Живут  главным образом в сухих местах, некоторые тесно связаны с водой.  Питаются лягушками, грызунами, ящерицами, беспозвоночными. Яйцеживородящие, приносят от 2 до 12 детёнышей. Укус змеи болезнен. В некоторых странах употребляют в пищу. Яд используют в медицине.

2вопрос: Одна из самых  крупных, не ядовитых змей России.

Ответ: Амурский полоз

Амурские полозы отличаются высокой подвижностью, они быстро ползают и отлично лазают по деревьям, они поднимаются на высоту до 10-ти метров. К тому же эти полозы умеют плавать и нырять. Они могут преодолевать большие расстояния, но при этом всегда возвращаются на свое место жительства.  Особи владеют определенными участками.  Прячутся амурские полозы в трухлявых пнях, в дуплах, расщелинах между камнями, в норах животных. Зиму они проводят в подобных местах, при этом скапливаются в группы, в которых может насчитываться до 30-ти особей. Рацион взрослых особей состоит из мелких млекопитающих, пернатых, их птенцов, яиц и лягушек.  В середине лета самки откладывают яйца.

3 вопрос: У них  имеются околоушные железы, именуемые патроидами. Их кожа и патроиды способны выделять слизь, которая  может предохранить кожу от пересыхания.

Ответ:   Дальневосточная жаба.

У жаб имеются околоушные железы, именуемые патроидами.  Их кожа и патроиды способны выделять слизь, которая не только может предохранить кожу от пересыхания, но также и спасти само животное от врага (поскольку нередко слизь ядовита). В природе жабы чаще всего выбирают речные заводи, дождевые леса, болота – то есть влажные и не слишком жаркие места. Иногда домом жабе могут служить деревья. На зиму эти животные впадают в спячку, забираясь в укромное местечко: под опавшую листву или в естественные укрытия. Основу питания жаб составляют насекомые и их личинки, черви, моллюски (улитки), мальки рыб.

Посмотрите видеоролик. Что интересного узнали из жизни жаб?

4.Вопрос  У  них верхняя и нижняя часть панциря покрыта мягкой кожей.

Ответ: Дальневосточная кожистая черепаха. Черепаха имеет размер панциря величиной не более 25 сантиметров, но существуют и более крупные особи, у которых длина спиной части панциря доходит до 40 сантиметров, а их вес достигает 4,5 килограмма. Нижняя и верхняя часть панциря покрыта мягкой кожей, которая не имеет роговых пластин. Они питаются рыбой, червями, амфибиями, насекомыми и моллюсками.

              Посмотрите видео, понаблюдайте за черепахой.

5.вопрос:

           Глянь: у крохотной малютки

Есть на пальчиках подушки-

Специальные присоски.

Если листик гладкий, плоский,

Чтоб на землю не упасть

Ими можно прилипать.

Ответ: Дальневосточная квакша

НЕ смотри так удивленно:

Это квакша – вся в зелёном!

Умудрилась на листочке

Притаиться  под кусточком.

Тоже ловит комаров

Ловко так, что будь здоров!

6 вопрос. Четырехпалый тритон, в отличие от других представителей своего рода имеет только 4 пальца на ногах.

Ответ:  Сибирский углозуб (четырехпалый тритон) , хвостатое земноводное  семейства углозубов. Длина 8—9 см. В отличие от других представителей своего рода имеет только по 4 пальца на задних ногах, отсюда его второе название. Может переносить низкие температуры до -20°С.  Днем они скрываются под упавшими деревьями, в пнях, под лесной подстилкой. При температуре +27°C погибают и в тени.

  1. тур. Птицы

1.вопрос: Птичка ,которая в поисках пищи, бегает по стволу и вверх и вниз головой.

Ответ: Поползень

Это ж надо, и не лень

Бегать в стужу целый день

По пенькам и по стволам,

Успевать и здесь и там.

Всё проверить, осмотреть,

Пискнуть , прыгнуть, подлететь,

Всюду сунуть клювик свой,

Пробежать вниз головой,

Отыскать среди коринок

Пауков, жучков, личинок!

Вот уж точно акробат!

Я,конечно, очень рад

Видеть каждый день в году

Птицу поползня в саду!

2.вопрос: Благодаря этой птичке  на Земле появляются новые  кедровые леса.  

Ответ: кедровка

 Гнездо начинают строить в апреле  на высокие ветви хвойных деревьев. Самка откладывает от 3 до 7 яиц. Основная пища кедровок –кедровые орешки. Кедровки – птицы оседлые. Основная пища кедровок –кедровые орешки. Птица на зиму делает запасы.  С помощью длинного крепкого клюва ореховка освобождает шишку от скорлупы, но сами орехи не долбит. Весь орешек она заглатывает целиком и складывает в своеобразный мешочек под языком. В мешочек в зобу входит почти сто орехов.  С грузом в зобу кедровка начинает облет леса. Увидит под корягой ямку – туда бросит орехи. И так птица летает по тайге до тех пор, пока не растрясет и не растеряет все орешки.

3.вопрос:Маленькая птичка – рыболов,  во время  охоты, может подолгу зависать над водой.  

Ответ:  В нашей стране живет один заядлый крылатый рыболов. Зовут его зимородок.  Размеры тела этой малышки действительно небольшие. Ее длина – около 16 сантиметров. Весят взрослые особи зимородков, приблизительно, 40 граммов. Размер крылышек в размахе – 25 сантиметров. Повзрослевшие особи ведут строго обособленный образ жизни. Они занимают определенный участок, который обязательно включает водоем. Птицы улетают на зимовку к югу.  Главной едой для зимородков является мелкая рыбка, но птичка может удовлетворить голод не только этой пищей, она также ест мелких ракообразных, лягушек, головастиков и насекомых.

Посмотрите видеоролик, как зимородок кормит птенца.

4.вопрос:

Гнездо не строит для птенцов

 И пищу им не носит,

Она тайком своё яйцо

Кому – нибудь подбросит!

Ответ: кукушка Кукушка – сравнительно небольшая птица: длина её тела – около 40 см, а вес – всего лишь 100 г. Кукушка – перелётная птица: каждую осень она улетает либо в Южную Африку, либо в Азию в районе Китая и Индии. Кукушка питается насекомыми – как взрослыми особями, так и их личинками. Она способна съесть даже жуков и птичьи яйца. И молодые кукушки, и их родители потребляют огромное количество пищи по сравнению с небольшим размером тела.   Кукушка наблюдает за строительством гнезда «приёмных родителей» своих будущих детей, потом откладывает яйца, а затем, пока птицы улетели на охоту, подкидывает их им, выбрасывая остальные яйца, чтобы другие птицы не заметили подмены. До сорокового дня жизни молодой кукушонок, который уже может летать, продолжает кормиться у «приёмных родителей». По прошествии этого времени пичужка окончательно вырастает, и, будучи окрепшей птицей, улетает в Африку или в Азию на зимовку.

5.вопрос: Если опасность настигла на земле, птица  принимает очень интересную позу: он прижимается к земле, широко расправляет крылья и поднимает свой клюв кверху и грозно шипит, как змея.

Ответ:   Удод — птица с интересным клювом. У некоторых особей он практически равен длине всего тела.  

-Кто кричит в дубовой роще

Приглушенно: у-до-дод, у-до-дод,

Зверь какой – то?

-Думай проще,

Так кричит весной удод!

Он еще шипеть умеет,

Если кто в его гнездо

Сунет нос свой, словно змеи

Зашипят там всем клубком.

Говорят, охотник редкий:

Достает он без помех

Из земли жуков. Медведкам

Достается больше всех.

6.вопрос: Очень часто птицу  можно увидеть в стадах коров и коз. Там он охотится на мух, комаров и слепней, которые роятся вокруг животных. За этот интересный способ охоты птица и получила свое название. О какой птице идет речь?

Ответ:  Козодой обладает слабеньким и маленьким клювом. Ноги такие короткие, что когда птица находится на поверхности, сразу не понятно, сидит она или стоит. Козодой ведет преимущественно ночной образ жизни. Летает птица бесшумно, но очень энергично. Также умеет неподвижно зависать в воздухе на продолжительное время. Козодой, как правило, охотится на летающих насекомых. Жуки и бабочки являются его излюбленным лакомством. Однако не брезгует птица и комарами, пчелами, осами и даже клопами. На охоту выходит с наступлением темноты. Очень часто птицу  можно увидеть в стадах коров и коз. Там он охотится на мух, комаров и слепней, которые роятся вокруг животных. За этот интересный способ охоты птица и получила свое название.

                                         

  4тур Звери

1.вопрос: Кому хвост служит рулем, а иногда парашютом?

Ответ: Среди лесных зверей белка наиболее приспособлена к жизни на деревьях. Она хорошо лазит по стволам деревьев и может делать большие, затяжные прыжки. Белка пользуется своим пушистым хвостом как парашютом. Когда она прыгает с дерева на дерево, то расправляет свой хвост, который поддерживает ее в воздухе и помогает сохранить равновесие и служит рулем, при помощи которого белка может изменить направление полета.

2.Вопрос:У этого зверя интересные способы  охоты , он  может приспособиться к повадкам любого животного, которое «присмотрела» в качестве еды.  

Ответ: Очень интересны способы охоты лисы, она может приспособиться к повадкам любого животного, которое «присмотрела» в качестве еды. Например, ежа она может толкнуть прямо в воду, чтобы он развернулся, и его можно было ухватить за брюшко, на котором нет иголок. Когда идет охота на диких гусей, то тут лисы предпочитают действовать парами: одна отвлекает стаю, другая в это время подкрадывается и в один прыжок нападает на добычу. А грызунов она легко выкапывает из-под снега, находя место по звуку. Все-таки не зря лисы слывут хитрыми животными – какие уж только способы они не выдумывают, чтобы добыть себе еду!

Есть смекалка у лисицы,

Может рыжая хитрить-

То ползёт, то притаится,

Чтоб добычу изловить!

Если тетерев токует-

Терпеливо ждет в кустах.

Ловит зайцев и мышкует

На заснеженных полях.

3.Вопрос: Этот зверь ложится в зимнюю спячку, устраиваясь в дупле дерева или пещере.

Ответ: Зимой гималайский медведь впадает в спячку. Для этого он выбирает пещеры и дупла деревьев.

4 вопрос: Зверь силен и беспощаден-

Хищник, да и только!

Но не так уж кровожаден

По сравненью с волком.

На копытных нападает,

Слабых и болезных.

Зверя просто называют

Хищницей полезной!   (росомаха)

Ответ: Росомаха — это хищник, но не прочь откушать падаль. Она легко может напасть на оленя , косулю, лося, горного барана. Бывает и нападает на мелких хищников (куниц, лисиц , ласок), но обычно ловит белок, очень крупных ёжиков, собирает яйца птиц, питается насекомыми, ягодами.

5.вопрос: У этих зверей зимой  рождаются детеныши. Кто этот зверь?

Ответ: Зимой в берлоге основном рождается два медвежонка, но их может быть и больше – 3-5.  Длина тела малышей составляет 25 сантиметров, а вес – 500 грамм. Малыши полностью слепые и глухие. Слышать малыши начинают на второй недели жизни, а видеть через месяц. Самка кормит медвежат молоком полтора года, но уже в 3 месяца малыши могут есть зелень и разнообразные ягоды.

6.вопрос:  Этот зверь может не есть много дней, при этом совершенно не теряет сил. Его отличает удивительная выносливость.

Ответ: Волк - сильный и выносливый хищник, превосходно приспособившийся к окружающим условиям. Суровые многоснежные зимы, постоянная борьба за существование сделали зверя закаленным и стойким к любым жизненным лишениям. В поисках добычи волки проходят десятки километров за одну ночь и нередко ложатся голодными. Только выносливость спасает их от смерти.

Это волки! Если стая-

Самый грозный зверь в лесу!

Вместе рыщут, загоняя

Кабанов, лосей, косуль.

В тишине лесной ночами,

Собираясь всей семьей,

Поднимают голосами

Заунывный жуткий вой!

Так друг другу волки воем

Свой настрой передают,

Метят стаи меж собою

Территорию свою..

Финал  игры:

Ребята, во втором туре я из ящика высыпаю кубики (9 штук), на каждой грани кубиков расположены буквы. Из букв, расположенных на верхних гранях кубика, за одну минуту вам нужно составить самое длинное слово (существительное в именительном падеже, единственном числе), желательно обозначающее животное. У вас есть еще десятая дополнительная любая буква, которая вам понадобится для составления слова.
Участник, который составит самое длинное слово, получит поощрительный приз, а составивший самое короткое слово или имеющий меньше звезд выбывает из игры. В этом туре на обдумывание   даётся 60 сек. По истечении времени звенит звонок и необходимо назвать слова.

Зрители также могут за то же время составить из выпавших букв самое длинное слово, но у зрителей нет дополнительной десятой буквы, как у участников. Зритель, использовавший наибольшее количество букв, становится победителем и получает приз.

   Рефлексия деятельности.

У: Ребята, подошёл к концу наш урок. У победителя наступил звездный час. Дорогие участники, которые не дошли до своего звёздного часа, не унывайте! Я уверена, что он для каждого из вас наступит, только нужно верить в себя. Давайте дадим слово победителю.

Победитель произносит речь.

- Ты в лес собрался? Погоди!

Поговорим о том,

Как должен ты себя вести,

Войдя в Зелёный дом.

Открытой, чистою душой

Деревьям, поклонись,

К любой былиночке живой

Всем сердцем прикоснись!

Почувствуй жизнь- она вокруг,

Послушай тишину,

Ведь ты вошел, мой юный друг,

В Волшебную страну!

Зверей и птиц не обижай,

Коль лесом ляжет путь,

Не рви, не жги и не ломай-

Ты Человеком будь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра "Звездный час"

Интеллектуальная игра «Звездный час» дает возможность раскрыть резерв  способностей, сообразительности ребенка; пополнить знания интересными фактами; развить познавательную активность; форм...

Игра"Звездный час"

Эта игра проводится для учащихся 2-х классов. Игра посвящена творчеству Ханса Кристиана Андерсена...

Игра звездный час по окружающему миру "Природа и мы" в 3 классе

Цель занятия:- обобщить и систематизировать знания учащихся о живой  и неживой природе;     -  развитие и обогащение кругозора детей;           ...

Презентация к мероприятию "Мягкий знак, важный знак, без него нельзя никак!" в форме игры "Звездный час"

Данное мероприятие в форме игры "Звездный час" поможет проверить знания детей о мягком знаке и умение применять эти знания в русском   языке. Обогатит словарный запас детей, научит правильно...

интеллектуальная игра "Звездный час"

Наша игра отличается от телевизионной, в ней свои условия: быть веселыми находчивыми, не оставлять ни одного вопроса без ответа, не подглядывать, не подслушивать и не проникать в чужие мысли. Мы не бу...

Интеллектуальная игра"Звездный час"

Игра в  младших  классах  занимает важнейшее место в  сознании  и  деятельности  детей. В данной игре проявляется  любознательность, пытливость, активность дете...

Конспект урока английского языка по теме "Животные Лапландского заповедника"

Урок для 4 класса по теме: «Животные».Тип урока - применение практических знаний и умений. Вид урока - урок- экскурсия. На уроке активизированы полученные ранее знания по грамматике (степе...