Технологическая карта по природоведению на тему "Рыбы".
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Надежда Вячеславовна Васильева

Технологическая карта урока по природоведения во 2 классе для детей с ОВЗ и легкой умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnolog._karta_2v_prirodoved.ryby_.docx31.81 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по природоведению на тему:  «Рыбы».

Учитель: Васильева Надежда Вячеславовна

ГКОУ ЛО "Школа-интернат "Красные Зори"

Класс:  2 в класс.                                                                                                                                                              Дата проведения: 16. 03. 2020

Ресурсы урока: электронная презентация на тему "Рыбы». Предметная наглядность:  силуэты животных и рыбы,  план-схема для составления описательного рассказа,    карточки-схемы для рефлексии. Задания  в конвертах: " Составь рыб из частей".  Силуэты рыб из цветного картона, набор цветного песка или блесток, клей-карандаш.  Стол с песком, удочки на магнитах, магнитные рыбки (щука, карась, окунь, сом, гуппи,  золотая рыбка), камушки, ракушки, искусственные водоросли, макет щуки. Мяч.

Тема урока: "Рыбы"

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель:  Сформировать у детей первоначальное представление о рыбах: об особенностях строения, питания, передвижении.

Задачи:

            Образовательные:

  1. Формировать знания  об обитателях воды -  рыбах: их  внешнем виде, питании, особенностях строения, развитии.
  2. Уточнить представления о рыболовстве, охране водоемов и рыбы, значении рыбы в питании человека.
  3. Формирование умения составлять рассказ-описание о рыбе.

Коррекционно-развивающие:

1. Развитие словарного запаса путем подбора слов-признаков, слов-действий.

2. Развитие слухового и зрительного  внимания, зрительного восприятия, узнавания,  логического мышления;

3. Формировать умения слушать, отвечать, понимать заданный вопрос, анализировать, делать выводы;

4. Отработка умения составлять связное высказывание описательного и повествовательного типов на основе анализа особенностей рыб, используя план-схему.

5. Развитие мелкой моторики, координации движения.

Воспитательные:

       1. Воспитывать учебную мотивацию,  навыки сотрудничества, доброжелательное отношение между одноклассниками,

       2. Создавать благоприятные условия, эмоционального и психологического климата в классе.

       3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

                                                                                        Планируемые результаты

Предметные:

Метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные).

Личностные:

  • Ученики познакомятся с рыбами – окунь, щука, карась, сом, гуппи, золотая рыбка.
  • Научатся выделять существенные признаки  рыб: внешний вид, особенности строения, средой обитания,  чем питаются, познакомятся со схемой развития.
  • Узнают о рыболовстве, об охране водоемов и рыбы, значении рыбы в питании человека.
  • Научатся делать простейшие обобщения, сравнения, классификации на наглядном материале;
  • Научатся составлять описательный рассказ о рыбах.

  • Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;
  • Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
  • Работать с информацией (понимать план-схему);
  • Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  • Проявить познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • Умение соблюдать дисциплину на уроке; уважительно относиться к учителю и одноклассникам;
  • Осознавать себя частью учебного коллектива;
  • Внимательно слушать собеседника;
  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

I. Организационный момент

  • Приветствие. Создание положительного настроя на работу.

     -  Я очень рада видеть вас.   Повернемся  друг к другу,  улыбнемся, подарим  улыбку своему соседу по парте, создадим  себе и ему хорошее настроение.

    - Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию. Я буду экскурсоводом, а вы экскурсантами.

     - Пожелаем друг другу добра, ведь экскурсию нам начинать пора.

  • Дети здороваются, приветствуют друг друга

II. Введение в тему

Определение темы урока учащимися.

  1. Посмотрите на картинку. Чьи силуэты вы видите?

-Где живут животные? Где живут рыбы? Кто лишний?

- Как вы думаете,  о ком мы сегодня будем говорить? Сформулируйте тему нашей экскурсии?

- Правильно, сегодня на экскурсии мы исследуем строение рыб, узнаем,  чем они питаются, как развиваются , потренируемся составлять рассказ о рыбах.

  • Определяют тему экскурсии.

III. Изучение нового материала.

1.  Рассказ учителя, сопровождаемый слайдами. Вопросы учителя и ответы детей. Обсуждение.  (Презентация)
   - В морях, реках, озёрах живут рыбы. Рыбы приспособились к жизни в воде. Тело их покрыто чешуёй, плавники и хвост помогают передвигаться в воде. На голове у рыб есть жабры, которые помогают им дышать в воде.

-Зачем рыбам плавники?
С помощью хвостового плавника рыба движется вперед, остальные плавники служат рулями и помогают рыбе поворачивать и удерживать равновесие.

- Мы с вами пришли на пруд.

- В озерах и прудах живут караси.

- Караси питаются водорослями, мелкими рачками, личинками насекомых.

- Теперь мы пришли к реке. В реках живут щуки, окуни и сомы.

- Щуки - хищные рыбы, они охотятся на  других рыб. Окрашены они неярко, с полосками. Такая окраска помогает им прятаться в водорослях и нападать на проплывающих мимо рыб.
  - Зубы у щуки крепкие и острые. Иногда щуки вырастают очень большими.

- Окунь питается личинками насекомых, червяками и маленькие рыбками. Окрашен  он ярко. Не бывает больших размеров.

- Размножаются рыбы, откладывая икру. Из     икринок появляются мальки. Рыбы не заботятся о своих мальках.  Они  сами учатся питаться и спасаться от врагов.

- Теперь предлагаю вам составить схему развития рыбы (по ходу презентации)

- Детеныши рыб появляются из …? (икры).
- Они называются …? (мальки).
- Почему детеныши рыб называются мальки?

 (Икра -  малек -  взрослая рыба)

- Человек с давних времен занимается рыболовством. Рыбу ловят рыбаки, которые отправляются в море на специальных кораблях.

- В реках рыбу ловят с помощью удочки или сети.

- Некоторые виды рыб, например,  осетр,   исчезают в природе. Поэтому люди выращивают их в специальных прудах или бассейнах.

- Люди с удовольствием едят рыбу. Она вкусная и полезная. Из рыбы готовят уху, жарят и варят. Едят соленую рыбу и икру.

2.  Внимательно рассмотрите понравившуюся вам рыбу и  составьте рассказ-описание  по плану-схеме.

1. Название рыбы.

2. Цвет.

3. Назови части тела рыбы, для чего они нужны.

- Какой формы тело? (Небольшое, вытянутое, узкое)

4. Где живет?  ( В какой воде?)

5.Чем питается рыба.

6. Зачем человеку рыба. Твое отношение к этому животному. Оно тебе нравится или нет.

  • Смотрят  кадры презентации  и отвечают на вопросы по содержанию.

  • Последовательно выкладывают и проговаривают схему развития рыбы.

  • Составляют рассказ-описание по плану-схеме.

IV. Физминутка 

- Предлагаю отправиться к морю.

Физпауза+ пальчиковая гимнастика  «В море плавают дельфины».

  • Делают упражнения для пальцев под музыку.

V. Закрепление.

а) Упражнение на воссоздание целого изображения из частей  «Составь рыбу из    разрезных частей».

- Какая рыба у тебя получилась, назови ее.

б). Лексические упражнения (с мячом).

- Подбор слов-«родственников» к слову рыба.
Рыба — рыбка — рыбачить — рыбий— рыбалка — рыболов, рыбак — рыбачка.

в)

Подбор слов-действий, слов-признаков:

Рыбы (что делают?)

двигаются, плавают, питаются, размножаются, растут, дышат.

Рыбы (какие?)

большие, маленькие, юркие, красивые, разные, речные, морские, пресноводные.

г) Игра «Кто самый внимательный» (коррекция мышления)
Суп из рыбы … (рыбный).
Пирожки из рыбы … (рыбные).
Котлета из рыбы … (рыбная).
Пирог из рыбы …

в) «Создадим пруд и запустить  рыб»

- Вспомним, что есть в пруду? (Песок, камни, водоросли, вода, рыбы)

- Потрогайте песок. Какой он? (мелкий, сухой, светло-коричневый)

- Камни какие? (гладкие, маленькие, большие)

- Водоросли какие? (зеленые, длинные, короткие).

- Создаем водоем с помощью  песка, камней, искусственных водорослей. Запускам рыбок. (Ловим в  ведрах на удочку и запускаем в пруд ).

- Какие рыбки у нас живут в пруду?

- Посчитаем сколько окуней? Щук? Карасей? Сомов? Окуней?

- Догадайтесь, какие рыбки заплыли в пруд ошибочно?

- Где  должны жить золотые рыбки и гуппи?

-Исправим ошибку. Давайте их пересадим в аквариум. Посчитаем сколько рыбок в аквариуме.

г). « Украсим рыбок-подружек». 

Чтобы им не было скучно,  мы сделаем им еще рыбок- подружек.  Этих рыбок надо украсить. Украшать будем с помощью цветного песка (или декоративных блесток).

- Запускаем рыбок в аквариум.

  • Составляют изображения рыб из частей.

  •  Подбирают слова-признаки, слова-действия, слова-родственники.

  • Создаем пруд: равномерно раскладываем песок, выкладываем камушки, ракушки, раскладываем водоросли.  Запускаем рыбок, называем их, определяем, кого запустили ошибочно.

  • Украшают готовые заготовки рыбок цветным песком, запускают рыбок в аквариум.

VI.     ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. Рефлексия.

- Вот и подошла к концу наша экскурсия.

- Какая была тема экскурсии?  

- Каких рыб вы теперь знаете?

- Что интересного вы узнали про рыб?

- Что  вам  запомнилось  больше  всего?

- Что было трудно? Что легко?

- Покажите ваше настроение. (карточки-схемы)



  • Вспоминают, чем занимались в ходе экскурсии, что нового узнали.
  • Делятся впечатлениями, оценивают свое настроение в конце урока.
  • Оценивают, что было сложно, что легко.

                               

                                             Учитель начальных классов:                                                          Васильева Надежда Вячеславовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия

1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...

Технологическая карта урока «Природоведение» для обучающихся 2 класса Тема: «Домашние животные»

Материал позволяет:-познакомить учащихся с разнообразием домашних животных их внешним видом  питанием, повадкам, уходом за этими животными и использованием их человеком;-учить сравнивать пох...

Технологическая карта урока природоведения в 3 классе ( для детей с легкой умственной отсталостью) по теме "Зимующие птицы. Дятел".

Технологическая карта комбинированного урока природоведения в 3 классе для детей с легкой умственной отсталостью  поможет педагогам провести урок по теме: "Зимующие птицы. Дятел."...