Технологическая карта урока природоведения в 3 классе ( для детей с легкой умственной отсталостью) по теме "Зимующие птицы. Дятел".
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Надежда Вячеславовна Васильева

Технологическая карта комбинированного урока природоведения в 3 классе для детей с легкой умственной отсталостью  поможет педагогам провести урок по теме: "Зимующие птицы. Дятел."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_zim_ptitsy.docx438.72 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы,  «Красные Зори»  (ГБОУ ЛО «Школа-интернат «Красные Зори»)

ул. Демьяна Бедного, д.2/58,

Петергоф, Санкт-Петербург, 198517
тел./ факс (812) 450-70-82
E-mail:
schoolredzori@yandex.ru

Технологическая карта урока по природоведению по теме:  «Зимующие птицы. Дятел».

Учитель: Васильева Надежда Вячеславовна

Класс:  3 в класс.                                                                                                                                                            

Дата проведения: 02.03.2021

Ресурсы урока: электронная презентация на тему "Зимующие птицы. Дятел». Предметная наглядность:   картинки с изображением зимующих птиц, план-схема для составления описательного рассказа, таблица «Дятел- десной доктор»,  слова на карточках, обозначающие  описание оперенья, клюва, лап и т.д.,    карточки-схемы для рефлексии.  Тетрадь, мяч, Силуэты птиц: снегирь,  синица , блестки или цветной песок, клей-карандаш.

Тема урока: "Зимующие птицы. Дятел."

Тип урока: комбинированный

Цель:   обобщить и расширить представления учащихся о   зимующих птицах;

Задачи:

            Образовательные:

  1. Формировать знания  о зимующей птице -  дятел: ее внешнем виде, повадках.
  2. Формирование умения составлять рассказ-описание о птице.

Коррекционно-развивающие:

1. Развитие словарного запаса путем подбора слов-признаков, слов-действий.

2. Развитие навыков словообразования: названий птенцов птиц.

3. Развитие слухового и зрительного  внимания, зрительного восприятия, узнавания,  логического мышления;

4. Формировать умения слушать, отвечать, понимать заданный вопрос, анализировать, делать выводы;

5. Отработка умения составлять связное высказывание описательного и повествовательного типов на основе анализа особенностей зимующих птиц, используя план-схему.

6. Развитие  и коррекция общей и мелкой моторики.

Воспитательные:

1.Воспитывать учебную мотивацию,  навыки сотрудничества, доброжелательное отношение между одноклассниками.

       2. Прививать любовь   и бережное отношение   к  природе, птицам.

                                                                                        Планируемые результаты

Предметные:

Метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные).

Личностные:

  • Ученики закрепят названия  зимующих  птиц, Узнают о дятле, как представителе зимующих птиц.
  • Научатся выделять существенные признаки  птицы: внешний вид, повадки, особенности строения;
  • Научатся делать простейшие обобщения, сравнения, классификации на наглядном материале;
  • Научатся составлять описательный рассказ о дятле.

  • Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;
  • Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
  • Работать с информацией (понимать план-схему);
  • Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  • Проявить познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • Умение соблюдать дисциплину на уроке; уважительно относиться к учителю и одноклассникам;
  • Осознавать себя частью учебного коллектива;
  • Внимательно слушать собеседника;
  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

I. Организационный момент

  • Приветствие. Создание положительного настроя на работу.

     

Прозвенел для нас звонок

Начинается урок.

Давайте вспомним некоторые правила вежливости и поведения на уроке. Я начинаю предложение, а вы  заканчиваете

На уроке будь старательным

 Будь спокойным и… внимательным.

 Все пиши, не отставая,

 Слушай, не… перебивая.

Говорите четко, внятно,

 Чтобы было все… понятно.

 Если друг стал отвечать,

 Не спеши… перебивать.

Если хочешь отвечать-

Надо… руку поднимать.

- Назовите время года, которое идёт сейчас?

- Какой сегодня день недели?

- Какой будет сейчас урок?

-  Чему мы учимся на уроках природоведения?

  • Дети здороваются.
  • Проверяют готовность к уроку.

  • Учитель начинает предложение, а дети заканчивают.

  • Отвечают на вопросы учителя.

Ответы детей (“Мы учимся правильно и красиво говорить”, “Знакомимся с животными, с природой”).

II. Проверка домашнего задания.

 - Давайте вспомним о каких птицах мы говорили на прошлом уроке? ( О хищных  птицах)

- Назовите, каких хищных птиц вы помните? (Сова, коршун, ястреб)

- Почему они называются хищными? (Питаются более мелкими животными и птицами).

  • Ответы учащихся.

III. Актуализация опорных знаний и представлений.

- Сейчас  посмотрим, узнаете ли вы птиц с помощью загадок? После того, как учащиеся отгадали загадку, выставляется картинка птицы.

            На дереве сидит,

           “Кар-кар!” кричит.

             Никого не боится

             Разбойница птица.

                                                    (ворона)

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это ……(снегири)

Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это?                (воробей)

Пестрая крякуша                                        

Ловит лягушек.                                          

Ходит вразвалочку,                                  

Спотыкалочку.   (утка)                              

- Догадайтесь, какая из этих птиц лишняя?

- Объясните почему.

- Каких зимующих птиц вы еще знаете? (синица, клест и т.д)

  • Отгадывают загадки.

IV. Введение в  тему.

Определение темы урока учащимися.

- Сегодня мы  подробно познакомимся еще с одной зимующей птицей. . Ее  название вы узнаете, если отгадаете загадку:

              Все время стучит,

              Деревья долбит.

              Но их не калечит,

              А только лечит.

              Кто это?   (дятел)

-  Как догадались? Дятел перелетная или зимующая птица? Почему?

- Сформулируйте тему  нашего урока.

- Верно, тема нашего урока – «Зимующие птицы. Дятел».  Вы  познакомитесь с особенностями и повадками  дятла, узнаете о том,  чем он  питается.  Научитесь составлять рассказ - описание  птицы.

  • Отгадывают загадку.

  •  Формулируют тему урока: «Зимующие птицы.  Дятел».    

V. Изучение нового материала.

1. Рассказ учителя, сопровождаемый слайдами. (Презентация: Дятел)

2.  А сейчас будем работать по плану-схеме.

https://sun9-59.userapi.com/impg/Si6D83tMZQ7XwGUymXumtIiM8QfV_X5FKYzHcQ/voIYRhe1Ngk.jpg?size=1280x720&quality=96&sign=562e404bbbee2b8d5bcca5a34c6e9cba&type=album

1. Название птицы. Величина.

2. Цвет. Опиши части тела птицы. Основное заносится в таблицу.

Дятел – лесной доктор.

Цвет.

Пестрый, черно-белое оперенье.

Лапы.

Сильные, короткие.

Когти.

Цепкие, острые.

Клюв.

Крепкий.

Язык.

Длинный.

Хвост.

Работник.

3. Чем покрыто. Голос.

4. Чем питается.

5. Как передвигается.

6. Где встречается. Жилище.

7. Назови птенцов. Когда рождаются.

8. Перелетная или зимующая?

9.Как люди помогают птицам зимой.  Расскажи.

3. Лексические упражнения.

Дятел (какой?) пестрый, трудолюбивый, работящий, старательный, умный, неутомимый.

Дятел (что делает?) летает, перелетает, работает, стучит, долбит, лечит, помогает.

  • Смотрят  кадры презентации  и отвечают на вопросы по содержанию.

  • Работают по плану-схеме, отвечают на вопросы.

VI. Физминутка 

Физпауза.

Мы по улице гуляли,

Дружно мы ворон считали:

Раз, два, три, четыре, пять –

Надо всех пересчитать.

Сосчитать мы их хотели,

Но вороны улетели!

Пальчиковая гимнастика.

Зимовать у нас остались

Дятлы, совы, воробьи,

Голуби, синицы;

Прилетели снегири.

  • Делают упражнения под музыку в соответствии со словами.

4. Составление рассказа – описания  по плану-схеме.

- Внимательно рассмотрите   птицу.  Попробуем составить рассказ – описание.

  • Составляют рассказ-описание по плану-схеме.

VI. Закрепление.

а) Весной у птиц появляются птенцы.  Игра «Кто у кого?» (игра с мячом)

у снегиря –                                     у галки –

у воробья -                                     у клеста -

у голубя –                                    

у вороны –                                

б) Игровое упражнение: “Кто какой голос подает?”

Синица что делает? ( тинькает, щебечет).

Снегирь что делает? ( посвистывает).

Сорока что делает? (трещит, стрекочет).

Воробей что делает? (чирикает).

Дятел что делает? ( стучит, трещит).

Ворона что делает? (каркает)

в) «Раскрасим снегиря и синицу». ( Украшаем грудки птиц – желтыми и красными блестками или цветным песком). Как мы можем помочь птицам пока холодно и нет насекомых? (сделать кормушку и насыпать в нее корм). Накормим птиц.

Пальчиковая гимнастика.

Замерзают птицы:                                

Воробьи, синицы.                                

Мы кормушку смастерили

Их  на славу угостили

https://sun9-1.userapi.com/impf/1Qll18nK_6hZiQT9-TeeDMkJ5b3oxPPx36Ai2A/00lwmqdPIyU.jpg?size=609x1080&quality=96&sign=a3a74ea1a2cbdc00215157ff27a39937&type=album   https://sun9-48.userapi.com/impf/UBb4LEp2e6cEE0lGrVRA2uhTHOpKiM2AkZMEBg/NHmFhDy4gMM.jpg?size=609x1080&quality=96&sign=bc4d5aeed4e4b2e842dc9daf25b3fa41&type=album     https://sun9-49.userapi.com/impf/A4ahOiW0Mwu67Aykp97bFmKuPW-39fgkoCK4rw/ggfe8vgTLwk.jpg?size=609x1080&quality=96&sign=0bbe62d94aaa5be729b1aa1e727e1e96&type=album

  • Ловят мяч, отвечают на поставленный вопрос.

Выполняют движения: 

(Сжать обе руки в кулаки)

(Раскрыть сначала одну ладонь, потом другую)                  

(Ладони вниз, пальцы переплетаются, а локти  

разводятся  в стороны.)                                                                                          

(Сжать кулаки, большие пальцы поднять вверх)

                                                               

VII.   Домашнее задание.   Подведение итогов. Рефлексия.

- Подготовить рассказ о дятле или другой зимующей птице по плану-схеме. Раскрасить дятла на картинке, приклеить ее в тетрадь.

- О ком мы сегодня говорили на уроке?

-Почему их так называют?

-Каких зимующих птиц вы запомнили?

- Что  вам  запомнилось  больше  всего?

- Что было трудно на уроке? Что легко?

- Покажите ваше настроение. (карточки-схемы)

- За работу на уроке ставлю………., потому что…….. 

  • Вспоминают, чем занимались на уроке, что нового узнали.
  • Делятся впечатлениями, оценивают свое настроение в конце урока.
  • Оценивают, что было сложно, что легко

                               

                                             Учитель начальных классов:                                                          Васильева Надежда Вячеславовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг усвоения АОП - 1 класс для детей с легкой умственной отсталостью

Мониторинг усвоения АОП для обучающихся с легкой умственной отсталостью предполагает оценивание педагогом усвоения программы обучающимся по специально разработанным критериям.Критерии оценивания:0 бал...

Мониторинг усвоения АОП - 2 класс для детей с легкой умственной отсталостью

Мониторинг усвоения АОП для обучающихся с легкой умственной отсталостью предполагает оценивание педагогом усвоения программы обучающимся по специально разработанным критериям.Критерии оценивания:0 бал...

Мониторинг усвоения АОП - 3 класс для детей с легкой умственной отсталостью

Мониторинг усвоения АОП для обучающихся с легкой умственной отсталостью предполагает оценивание педагогом усвоения программы обучающимся по специально разработанным критериям.Критерии оценивания:0 бал...

Мониторинг усвоения АОП - 4 класс для детей с легкой умственной отсталостью

Мониторинг усвоения АОП для обучающихся с легкой умственной отсталостью предполагает оценивание педагогом усвоения программы обучающимся по специально разработанным критериям.Критерии оценивания:0 бал...

Технологическая карта урока по теме «Мебель» для детей с умеренной умственной отсталостью (программа АООП (вариант-2) Предметная область «Окружающий мир»

Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. У детей с умеренной и тяжелой с...