План-конспект урока по окружающему миру. 1 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Место занятия в учебном процессе: 2 часть, раздел «Где и когда?», урок № 6.

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: закрепить и расширить знания о птицах.

Задачи:

Образовательные задачи урока:

  1. Расширить знания детей о птицах; закрепить знания о перелётных птицах и зимующих в наших краях.
  2. Познакомить местами их зимовки.
  3. Формировать представления о научном поиске, методах работы учёных.

Развивающие задачи урока:

  1. Развивать познавательный интерес, устную речь учащихся.
  2. Развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы.
  3. Развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе.

Воспитательные задачи урока:

  1. Воспитание в детях интереса к окружающей среде и, как следствие, бережного отношения к природе.

Планируемые достижения учащихся:

           - усвоить, что одни птицы зимуют в наших краях, а другие улетают в тёплые края

           - научиться приводить примеры птиц каждой группы.

План урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект  урока

по окружающему миру. 1 класс.

Автор: Фёдорова Лариса Николаевна – учитель начальных классов.

Предмет, класс: окружающий мир, 1 класс.

Тема. Где зимуют птицы?  

Место занятия в учебном процессе: 2 часть, раздел «Где и когда?», урок № 6.

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: закрепить и расширить знания о птицах.

Задачи:

Образовательные задачи урока:

  1. Расширить знания детей о птицах; закрепить знания о перелётных птицах и зимующих в наших краях.
  2. Познакомить местами их зимовки.
  3. Формировать представления о научном поиске, методах работы учёных.

Развивающие задачи урока:

  1. Развивать познавательный интерес, устную речь учащихся.
  2. Развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы.
  3. Развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе.

Воспитательные задачи урока:

  1. Воспитание в детях интереса к окружающей среде и, как следствие, бережного отношения к природе.

Планируемые достижения учащихся: 

           - усвоить, что одни птицы зимуют в наших краях, а другие улетают в тёплые края

           - научиться приводить примеры птиц каждой группы.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Мотивация и организация целеполагания.
  4. Изучение нового материала:
  1. знакомство с зимующими и перелётными птицами: разгадывание загадок, работа с учебником;
  2. практическая работа с  картой;
  1. Первичная проверка понимания: беседа по прочитанному.
  2. Закрепление знаний и способов действий: выполнение задания «Подумай!», «Третий лишний», «Узнай птицу».
  3. Обобщение и систематизация знаний по теме: беседа.
  4. Контроль и самопроверка знаний: задание «Проверим себя».
  5. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
  6. Рефлексия.
  7. Подведение итогов занятия.

Методы и приёмы: диалогические, наглядные, практические, анализ и обобщение, поисковый и игровой метод.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование и средства обучения: 

  1. Компьютер, медиапроектор, экран.
  2. Презентация к занятию.
  3. Окружающий мир: Учеб. для 1 кл. нач. шк. / А. А. Плешаков. В двух частях. – М.: Просвещение, 2011.
  4. Тесты по предмету « Окружающий мир». В 2-х частях. Е.М. Тихомирова – М.Издательство «Экзамен», 2012.
  5. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса. В 2 ч. / А. А. Плешаков, – М.: Просвещение, 2011.
  6. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир». Е.М. Тихомирова – М.Издательство «Экзамен», 2012
  7. Цветные карандаши.
  8. Карточки для групповой работы.
  9. Призы.

Методическая литература:

  1. Плешаков А. А. Мир вокруг нас: поуроч. разработки: 1 кл. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2006. – 142 с. – (Зелёный дом).
  2. Фефилова Е. П., Поторочина Е. А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 1 класс. Изд. 2-е, испр. и доп. +  Азбука природы в стихах, загадках, считалках, подвижных играх. – М.: ВАКО, 2006.
  3. Плешаков А. А. Зелёные страницы. – М.: Просвещение, 2011. – 173-181с. – (Зелёный дом).

Перечень используемых мультимедиа-ресурсов:

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия: В 2-х дисках: СD-ROM. – М.: «Кирилл и Мефодий», 2007.
  2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия: В 6-ти дисках: CD-ROM. – М.: «Кирилл и Мефодий», 2004.

                                                                                                               Ход урока:

Название этапа урока

Содержание

Использование презентации

 Орг. Момент

Учитель:

 Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Ну-ка, проверь, дружок.

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Много нового узнать.

    Слайд 1

Проверка выполнения домашнего задания

1. Беседа.

- О чём мы говорили на прошлом уроке? (О холодных и тёплых районах Земли)

- Назовите холодные районы (Северный Ледовитый океан и Антарктида), тёплые районы (Саванна и Тропический лес)

- Кто подготовил рассказ о интересном к сегодняшнему уроку?

2. Самостоятельная работа в тетради «Тесты».

3. Обобщение и систематизация знаний по изученным темам.

4. Оценка учителем успешности усвоения темы предыдущего урока.

Слайд 2

 

 

Мотивация и организация

Закрепление знаний и способов действий

Закрепление знаний и способов действий

Физкульминутка

Закрепление знаний и способов действий

(Продолжение)

Закрепление знаний и способов действий

Сообщение темы и

целеполагания

  • Вступительная беседа.

Учитель сообщает, что снова в гостях у детей Мудрая Черепаха и Муравей Вопросик.

- Ребята,  у нашего Муравьишки проблема. Он просит вас о помощи. Кто готов ему помочь? Тогда слушайте.

Муравьишка, наш Вопросник

Очень –очень сильно просит

Разыскать ему подружку,

Ласточку Танюшку.    

Подружился летом с ней

И соскучился по ней.    Ребята, какая проблема у Вопросника? ( Не может найти подружку)

Побежал он к ….(воробью)

Рассказать беду свою. Воробей ему в ответ:

«У кормушек я летаю

Ничего «чирик» не знаю.

Зиму здесь я провожу

От холода я дрожу».

 

Так ответил Муравьишке воробей.

Ребята, а кто знает, как зимой по воробьям погоду определить можно (Если воробей распушил свои пёрышки - быть сильному морозу).

Муравьишка к другой птице

По названию…..(синица)

«Никуда не улетала

И танюшку не видала

В городе вороны, галки,

Голуби и воробьи.

Знают может … (снигири)

Ты сходи у них спроси.

«Ласточку твою не знаем

Летом здесь мы не бываем.

Не боимся мы простуды

С первым снегом тут как тут мы»

Ребята, а где проводят лето снегири? (Снегирь - птица кочующая. В течении зимы она постоянно движется к югу. В марте-апреле снегири возвращаются обратно к северу. Поэтому их называют кочующими).

Кочующие птицы - птицы, живущие на далёком севере, и они ежегодно кочуют в пределах определённый области, не улетают в страны с тёплым климатом.

- Вы еще знаете таких птиц? (белые совы, клесты, снегири, чиж, чечётка)

Не нашёл Вопросник свою подругу, отправился в лес.

Зимний лес не спит, а дремлет

Серебром унизан весь.

Не покинув эту землю

Много птиц осталось здесь.

В яркой шапке пёстрый …(дятел)

Барабанит мёрзлый ствол.

Ловко-ловко по стволам

Верх и вниз, и тут и там,

Он мелькает целый день

Эта птица …(поползень)

Эта птица клювом шишки потрошит

В еловых ветках всё шуршит  (клёст)

Трещит…(сорока) по утрам

Пора, пора, а что пора?

А пора нам отдохнуть

Чтоб продолжить дальше путь

  • Физкультминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки

Стоп.

Немного отдохнём

И работать вновь начнём.

  • Продолжение работы по теме.

Да не просто бывает птицам зимовать. Как мы им можем помочь? ( Чтобы зимой помочь птицам, нужно сделать для них кормушки и подкармливать птиц подходящим кормом).

-А чем они питаются? Составьте меню для птиц

- Что нужно помнить при составлении меню для птиц?

(Запомните! Семена подсолнечника, арбуза, тыквы, дыни лучше давать раздавленными. Для подкормки птиц годятся крошки белого хлеба, а чёрного- не годятся. Можно давать кусочки несолёного сала, а солёное сало давать нельзя.

Есть у птиц природные столовые, например деревья рябины. Берегите рябину!

  • Работа с парами. . (Приложение 1) Составляют меню для птиц.

Не встретил ласточку

Дружок наш, Муравей.

Решил спросить у вас,

Умненьких детей.

- Ребята, о каких птицах мы говорили? (О зимующих).

-Почему их так называют? (Они остаются зимовать в наши края. У них образуется толстый слой подкожного жира, который помогает им переносить голод и холод. По - другому их называют оседлыми). - Оседлые птицы - птицы, которые круглый год живут в одной местности и не улетают на зимовку, так как могут найти корм в холодное время (голуби, воробьи, сороки, галки, дятлы, тетерева).

- С какими ещё птицами мы уже знакомы? (С перелётными). Вы их знаете? Отгадайте загадки, о ком идёт речь?

  • Ученики читают загадки о птицах, отгадывают их.

Всех перелётных птиц черней

Чистит пашню от червей

Взад вперёд по пашне вскачь

А зовётся птица (грач).

На шесте дворец,

Во дворце певец, а зовут его (скворец).

Прилетел к нам, наконец,

Самый лучший наш певец.

Дни и ночи напролёт

Он поёт (соловей)

- Почему их называют перелётными? ( Они совершают перелёты, перелетают из одного района земли в другой).  

  • Сообщение темы. Знакомство с планом. Совместное формулирование цели и задач урока.

- Ребята, какой вопрос стоит перед  Вопросником? ( Где зимует ласточка?)

Значит, как называется тема нашего урока? ( Где зимуют  птицы?)

- Какая цель стоит перед нами? (Узнать, все ли птицы зимуют одинаково или по-разному).

- Сегодня мы говорим о птицах, которые встречаются в природе; узнаем, где зимуют перелётные птицы и как об этом узнали учёные.

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

 Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

 Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

 Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Усвоение новых знаний и способов действий

Первичная проверка понимания

  -Ребята, может ли Муравьишка найти зимой свою подружку?  (Нет). Почему? (Она улетела в тёплые края).  Где именно, зимуют перелётные птицы? (В Африке). Докажите.  (Ответы детей).

  В прошлом, люди думали, что птицы улетают на Луну, и они добираются туда, как будто за 60 дней и погружаются в спячку.

  Некоторые думали, что маленькие птицы летят, пристроившись на спинах больших птиц. А ласточки будто бы никуда не летят, а зимуют под водой, зарывшись в ил.

    Сейчас известно, что птицы улетают в тёплые края.

- Как вы думаете, как люди узнали об этом?

  • Работа с учебником.

Открывайте учебник на с. 17. Фотографии и рисунок подскажут вам, как учёные узнали, где зимуют перелётные птицы.  

    Учёные надевали на лапки птиц специальные кольца. Этот способ научного исследования называется «кольцевание птиц». Если птицу с кольцом обнаруживают в другом районе, об этом сообщают учёным, которые окольцевали птицу.

  • Работа с учебником, картой и глобусом.

   Таким образом, выяснили, что скворцы и грачи зимуют во  Франции, утки в Северной Америке; мухоловка, горихвостка, жаворонок и наша подружка Муравьишки - ласточка в Африке.  Птицы осенью разлетаются по всем материкам, даже до Австралии и Южной Америки.

       Последние годы для изучения перелётных птиц используют и маленькие радиопередатчики. Такой передатчик укрепляют на теле птицы, а затем по радиосигналу определяют, где она находится.

    Сейчас учёные используют новейшие приборы, при помощи которых информация о передвижении птиц, об их местонахождении поступает на компьютер через спутниковые системы. Также учёные задумывались о том, как птицы находят дорогу домой, как ориентируются.  Они ставили опыты: перевозили птиц в самолёте, перевозили птенцов, но они всё равно возвращались домой и на следующий год опять повторяли свой путь. Оказывается, птицы летящие днём ориентируются на солнце, а летящие ночью – на звёзды.

Ученики рассматривают рисунки зимующих птиц, читают их названия и отмечают синими  фишками возле тех птиц, которых они видели зимой, а  остальные красными фишками. Далее самостоятельно проверяют себя с. 84-85 ()

  •  Самостоятельная работа с рабочей тетрадью. (задание № 2.)

Затем рассматриваются карты   в рабочей тетради, показывающие, где проводят лето и зиму ласточки, журавли. Синими стрелками отмечают направление осенних перелётов ласточек и журавлей, а красными направление их весенних перелётов.

Слайд 19

Слайд  20

Слайд 21

Слайд 22

Обобщение и систематизация знаний

Учитель организует фронтальную работу по формированию целостной системы ведущих знаний по теме. (На доске:                                  Птицы

                                                   Зимующие                                Перелётные

                                       Оседлые      Кочующие              

Ребята, давайте вспомним на какие две группы делятся птицы?  (Зимующие и перелётные)

На какие группы можно разделить зимующих птиц? (Оседлые и кочующие). Почему? (Оседлые – остаются, никуда не улетают, кочующие – кочуют в поисках  пищи)

- Где зимуют перелётные птицы?

Слайд 23

Контроль и самопроверка знаний

1. Задание «Проверим себя» (работа в группах)

Ученики в группах выполняют задания по карточкам (приложение 2, 3), затем работа проверяется, отмечаются группы, выполнившие работу быстро и правильно.

(Ответы детей с объяснениями)

Слайд 24

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Рабочая тетрадь с. 14-15, в дополнительной литературе, Интернете узнайте подробнее о перелётных птицах, приготовьте сообщение на следующий урок, что показалось вам самым интересным. Не забудьте покормить птиц!

Учитель даёт каждому ребёнку «Рекомендации для занятий в семье». (Приложение 4)

Слайд 25

Рефлексия

 -Что же мы посоветуем Вопроснику Муравьишке, как ему увидеться с  Танюшей?

Скоро придёт весна остаётся чуть-чуть подождать. А пока давайте представим, что весна уже пришла. Закройте глазки. (звучит пение птиц)

Слайд 26

Подведение итогов урока

Муравьишка благодарит вас за помощь и дарит вам маленький подарок с изображением птиц. (Приложение 5).

Молодцы, все хорошо поработали. Много отвечал сегодня ……

Спасибо за урок.

Слайд 27

Примеры вопросов:

Какая птица выше всех летает?

(орёл)

Какая птица быстрее всех летает?

(стриж)

Какая птица самая большая в мире?

(страус)

Какая самая маленькая птица обитает в нашей стране?

(королёк)

Какая птица имеет длинный хвост?

(павлин, сорока)

Какую птицу называют лесным доктором?

(дятел)

                                                                                                                                                                                                       Приложение 1                     

Меню:

Арбузные семечки

Солёное сало

Дынные семечки

Жевательную резинку

Семечки подсолнуха

Просо

Крошки белого хлеба

Меню:

                                                                                       Пшено

Конфеты

Овес

Кедровые орешки

Ягоды рябины, бузины, черемухи

 Крошки чёрного хлеба

Кусочки сала (несоленого)

                         

                                                                                                                                                                                                  Приложение 2

C:\Users\Ольга\Pictures\дятел.jpg  vorobey.jpg             C:\Users\Ольга\Pictures\лебедь.gif     

   C:\Users\Ольга\Pictures\синица2.jpg  C:\Users\Ольга\Pictures\снегирь.bmp         

                             

Приложение 3

Проверим себя.

ГДЕ   ЗИМУЮТ   ПТИЦЫ?

1. Муравей нарисовал картину "Перелётные птицы". Всё ли на ней верно? Обведи "лишнюю" птицу.

2. Какая из птиц может съесть комаров, а какая — лягушку?   Покажи стрелками этих птиц.

Приложение 4

                                  Рекомендации для занятий в семье

  1. Прочитайте ребёнку о птицах. Можно воспользоваться атласом-определителем.
  2. С приближением весны наблюдайте с ребёнком за птицами. Обратите внимание, как оживились и бодро чирикают воробьи, как звонко перекликаются синицы.

                                                                                                                 

                                                                                                                                Приложение 5

                                         

                                              Подарки от Мудрой Черепахи

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Кейс-урок по окружающему миру класс "У Чёрного моря"

Данный конспект подготовлен к уроку окружающего мира в 4 классе (УМК «Школа России»). Кейс-урок - одна из форм современного урока, соответсвующих новому ФГОС НОО. Предполагает групповую работу, где уч...

технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"

« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов  по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока -  изучен...

Презентация к уроку окружающего мира "Классы животных"

Презентация к уроку окружающего мира во втором классе по системе Л.В.Занкова. Деление животных на группы, определение основных признаков каждой группы. Вывод: все животные разделены на классы (расматр...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...