Конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе на тему: Где зимуют птицы?
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Двоянова Марина Сергеевна

Урок- игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka.docx29.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

по окружающему миру в 1 «З» классе

Двоянова Марина Сергеевна,

учитель начальных классов

Тема: Где зимуют птицы?

Цели: познакомить с перелетными птицами; расширить знания детей о птицах, зимующих в наших краях; воспитывать любовь к природе.

Планируемый результат:

научатся различать зимующих и перелетных птиц; объяснять причины отлета птиц в теплые края; приводить примеры зимующих и перелетных птиц; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в группе, отвечать на вопросы; оценивать свои достижения на уроке.

Формируемые УУД:

Познавательные: сознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме по теме урока; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Регулятивные: ставить цель, учебную задачу самостоятельно и совместно с одноклассниками при выполнении заданий на уроке; прогнозировать результаты и уровень усвоения по ранее определенному плану при решении задач и примеров.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.

Материалы и оборудование: рабочая тетрадь «Окружающий мир» 1 класс 2 часть, Н.А. Соколова, М. «Экзамен» 2017г., компьютер, электронная доска, рисунки Муравьишки и Мудрой Черепахи, плакаты с изображением птиц, светофор, географическая карта, презентация (изображение птиц, зимующих в наших краях, перелётных птиц, звукозаписи «разговоров» птиц), картинки-пазлы, синий карандащ, карточки- птицы, карточки с фото и названиями птиц, картинки кормушка и дерево, птички.

Форма организации познавательной деятельности:

  • фронтальная работа;
  • групповая;
  • индивидуальная.

Тип урока: Изучение нового материала .

Участники: дети 7-8 лет (1 класс)

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Ребята, сегодня на уроке у нас гости. Поприветствуем наших гостей и друг друга улыбкой.

 - Сегодня мы отправимся в новое путешествие по царству природы. Нам предстоит открыть новые тайны в мире животных, находить ответы на вопросы, которые у вас возникнут.

 II.Актуализация опорных знаний.

Игра «Мозговая атака» (вопрос-ответ)

1. Какие районы есть на Земле? (Холодные и теплые.)

2. О каких холодных районах Земли мы узнали? (О Северном Ледовитом океане и Антарктиде.)

3. Чем похожи эти районы? (Покрыты снегом и льдом.)

4. В каких районах Земли круглый год жарко? (В саванне и тропическом лесу.)

5. Кто обитает в САВАННЕ?

6. Кто живет в ТРОПИЧЕСКОМ ЛЕСУ?

7. Покажите на карте, где живут слоны?

8. Как эти места называются? (Джунгли)

9. Какая разница между слонами, которые там живут?

10. Какие ещё животные живут в саванне и тропических лесах?

-Молодцы!

III. Изучение нового материала

- К нам на урок снова пришел Муравьишка, который уверяет, что видел в Африке обыкновенную ласточку, которая летом выводила птенцов под крышей деревенского дома. Как же так? Что делала ласточка в Африке?

- А Мудрая черепаха каждый день видит воробьев, голубей, сорок? Почему они не улетели на юг? Почему остались?

- Как вы думаете какая тема урока сегодня у нас? (Где зимуют птицы?) (Слайд 1)

- Какие задачи поставим перед собой? (Слайд 2)

- А сейчас я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в лес, где обитают наши пернатые друзья. Но прежде давайте повторим правила поведения в лесу.

- Назовите эти правила. (Плакат Экологические знаки)

- Ребята, если сейчас выйти на улицу, мы увидим много птичек? А летом? Как вы думаете почему?

- Это потому, что всех птичек можно разделить на 2 большие группы: перелётные и зимующие. (Слайд 3)

- Я приготовила для вас плакаты, на которых изображены эти птички. Давайте рассмотрим их.

- Каких птиц называют перелетными? Какие птицы улетают? (грач, журавль, зяблик, ласточка, кукушка, соловей, лебедь и др.)

- Перелётными мы называем птиц, которые живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные места.

- Почему же улетают птицы? (Ответы детей)

-Да, они улетают не из-за холодов, а из-за нехватки пищи, так как осенью исчезают насекомые, становится меньше ягод и семян растений.

- Какие же птички остаются зимовать у нас? (воробей, ворона, дятел, синица, сова, сорока, чиж, щегол, свиристель и др.)

- С приходом зимы жизнь в природе сильно изменилась, но некоторые птицы все же радуют нас своим присутствием, даже в лютую зиму.

- Как называют таких птичек? (Зимующие) (Работа с плакатом “Зимующие птицы”)

- А теперь давайте на минуту представим себе, что мы понимаем язык птиц и послушаем голоса и загадки про птичек. Попробуем отгадать их и определить группу: перелетная или зимующая.

1. В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится, 
Не орёл, а всё же птица. (
Воробей, зимующий) (Слайд 4)

2. Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный,

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек. (Журавль, перелетный) (Слайд 5)

3. Хожу я ловко по стволам: 
Вверх и вниз, тут и там, 
Как настоящий акробат. 
Чищу все стволы подряд. (
Поползень, зимующий) (Слайд 6)

4. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней? 
Кто же это? (Соловей, перелетный) (Слайд 7)

- В старые времена иметь соловья в доме считалось роскошью. Они стоили очень дорого –25 рублей, а корова – только 5 рублей.

IV. Физминутка (Слайд 8)

Только в лес мы вошли,

Появились снегири (2хлопка над головой)

Дальше по лесу шагаем и медведя мы встречаем (руки за голову)

Снова дальше мы идем, перед нами водоем (руки разводим перед собой)

Прыгать мы уже умеем, прыгать будем поскорее.

1-2, 1-2, позади вода!

Мы шагаем, мы шагаем, руки выше поднимаем,

Дышим ровно, глубоко…

Раз присели, два присели и на место тихо сели.

- Кого встретили в лесу? Кто заметил ошибку? (медведь зимой спит).

V. Работа по теме урока. Продолжение

- Откройте рабочую тетрадь на стр. 10. Прочитайте задание, выполните.

- Каких птиц отметили? (дятел, воробей, синица)

- В нашем лесу есть еще птички, определим какие зимуют с нами, а какие улетают.

Игра «Четвертый лишний»

1. соловей, щегол, сорока, скворец

2. снегирь, зяблик, сойка, ласточка

3. утка, цапля, гусь, ворона

4. лебедь, воробей, галка, голубь

- У вас на столах лежат конверты и лист с буквами. Буквы в словах перепутались, переставь буквы и ты получишь название птицы: № 1 – ворона(з.), № 2 – лебедь(п.), № 3 – скворец(п.), № 4 – сова(з.)

1. аворно

2. елбеьд

3. вскоцер

4. осав

- Соберите картинку-пазл и скажите, где будет зимовать птичка.

- А пока вы собираете, может кто-то знает как птицы находят дорогу домой?

Окольцовывание птиц

- Раньше учёные узнавали это с помощью маленьких колец (Слайд 9). На каждом кольце свой номер, адрес, где была птица окольцована. И когда кто-то в других странах встречал эту птицу, он сообщал об этом. Они ставили следующие опыты: перевозили птиц в самолете и отпускали – птицы возвращались в свои края; перевозили птенцов, но, вырастая, они повторяли путь своих сородичей – возвращались к месту своего рождения и летели зимовать туда, где зимовали всегда их родители.

   Сейчас ученые используют новейшие приборы и узнают о перелетах птиц через спутниковые системы. Но все равно остается для всех тайной как же птицы находят дорогу домой. Когда-нибудь, возможно, кто-то эту загадку разгадает.

- Как можно помочь птицам в зимнее время? - (Смастерить кормушки и насыпать в них корм). (Слайд 10)

- Вы приготовили кормушки, а чем же можно кормить птичек? (Показ кормушек) (семена трав, деревьев или просто крошки хлеба, зерно, крупу, даже остатки каши)

- Заготовку птичьего корма надо начинать ещё осенью. Мы с удовольствием едим арбузы, а вот семена выбрасываем. Между тем арбузные семена – хороший корм для синиц. Тыквенные и дынные тоже. Надо собирать их. Промывать и просушивать на бумаге, а потом хранить в сухом месте. Как можно больше заготавливать и обычных семечек – плодов подсолнечника, только не жареных, а сырых. Синицы их очень любят, а еще они любят сало, но не солёное. Оказывается от солёного сала у птиц болят животики.

VI. Физминутка

-А сейчас ребята мы проверим, как вы запомнили, какие птицы зимующие, а какие перелетные?

-Давайте проверим. Встаньте из-за парт. Если я называю зимующую птичку, вы садитесь, как будто вам холодно, а когда перелетную, встаньте на цыпочки и поднимите руки вверх, как будто собрались улетать:

Ласточка (полетели), поползень (присели), жаворонок (полетели), дятел (присели), зяблик (полетели), соловей (полетели), воробей (присели), синица (присели), скворец (полетели), грач (присели), сова(присели), журавль(полетели).

VII. Итог урока

Наш урок подошёл к концу.  

 - А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Верно или нет», благодаря которой мы посмотрим, как вы поняли тему сегодняшнего урока.  Cигнал согласия - большой палец вверх, несогласия – вниз).

Игра "«Верно или нет»

1. Верно ли, что перелетные птицы не улетают в теплые края? (нет)

2. Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (да)

3. Ласточка, соловей, скворец - зимующие птицы. (нет)

4. Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками. (да)

5. Нужно ли птиц подкармливать зимой? (да)

- Благодарю вас за хорошую работу. Берегите и охраняйте птиц, наших маленьких соседей по планете. (Слайд 11)

   

VIII.Рефлексия (Слайд 12) 

 - На партах лежат светофоры. Оцените свою работу на уроке.

- Увы, я сегодня не очень хорошо работал

- У меня всё было хорошо, многое получалось

- Ура! Здорово! Я все понял.

- У каждого из вас есть птичка на столе, посадите своих птичек на дерево или в кормушку.

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Тема: Где зимуют птицы?

Тип урока: Изучение нового материала .

Цели: познакомить с перелетными птицами; расширить знания детей о птицах, зимующих в наших краях; воспитывать любовь к природе.

В данном классе 26 обучающийся.  Уровень обучаемости у детей разный:  7 детей имеют высокий уровень обучаемости, 17– хороший и средний, и 2 детей имеют низкий уровень. Поведение у некоторых учащихся импульсивно, самоконтроль развит не у всех, не всегда ученики способны сдерживать повышенную эмоциональность.

При отборе материала к уроку я руководствовалась принципом целостности урока, чтобы все этапы урока были взаимосвязаны между собой.

На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования обучающихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, которые в ходе урока сменяли друг друга. Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Запланированный объём урока выполнен.  Поддерживался хороший темп работы учащихся. Весь наглядный материал и оборудование для занятия подобраны в соответствии с программным содержанием и возрастом детей. Дети познакомились с перелетными птицами, расширили свои знания о зимующих птицах, обогатили словарный запас, закрепили понятие «зимующие птицы»и «перелетные птицы».

Важным моментом на уроке было соблюдение здоровьесберегающего режима: 2 физминутки, смена видов деятельности. 

Рефлексия урока носила учебную направленность и показала осознанность приобретённых знаний. Самостоятельность обучающихся в подведении итогов урока позволяет сделать вывод о раскрытии темы урока.

Урок прошёл на достаточно высоком эмоциональном и интеллектуальном уровне. Мне было легко вести урок, ученики активно и с интересом включались в работу. Меня порадовали их успехи. Считаю поставленные задачи решенными, достигнутыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по окружающему миру на тему "Зима: покой природы".

Задачи: - познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы;- научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;- воспитывать чу...

Конспект открытого урока по окружающему миру по теме «Январь - зиме середина. Зимние явления: гололедица, гололед». 3 класс.

Закрепить знания учащихся о зимних явлениях в природе, актуализировать знания особенностей жизнедеятельности человека в зимний период. Составлен по учебнику О.Т. Поглазова "Окружающий мир ...

конспект открытого урока по окружающему миру "Зима.Зимние месяцы."

Урок знакомит ребят с зимними явлениями, учит отличать признаки зимы, устанавливать связь между похолоданием и жизнью растений. Способствует расширению кругозора и увеличению словарного запаса....

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.

Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...

Конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс по теме: "Кто что ест?"

Данный урок провела в рамках месячника "Педагогическое мастерство учителя".                              ...

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе. Тема урока: "Строение тела человека"

Конспект открытого урока с презентацией по окружающему миру во 2 классе. УМК "Школа России". Тема урока: "Строение тела человека"...