Экологические игры
картотека по окружающему миру

Плисова Анастасия Владимировна

     Экологическое воспитание – это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экологические игры 20.38 КБ

Предварительный просмотр:

                           

«Картотека экологических игр для детей младшего школьного возраста»                                            

     

  УГАДАЙ  ПРАВИЛО.

Цель:  Описать поведение человека по отношению к объектам природы, объяснить эти действия.

Материал: Рисунки с изображением правил: береги муравейники, не разоряй гнёзд, не обрывай паутину, не убивай пауков, не топчи траву, не рви цветы, не уничтожай грибы, не лови бабочек и др. насекомых, не ломай ветки деревьев и кустов, не уноси домой диких животных, не разжигай костер, не шуми в лесу, не мусори и др.

Игровое действие: Педагог показывает рисунок с правилом, а дети своими словами передают смысл правила. После усвоения правил рисунки используются для обозначения действий на экологической тропе.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ  СВЕТОФОР.

Цель:  Уточнить экологические знания детей, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы.

Материал:  3 кружка: красный, желтый, зеленый. Картинки: мальчик выбрасывает мусор на улице, мальчик гуляет с собакой, мальчик ловит бабочек, мальчик белит дерево, мальчик сажает цветы, мальчик делает кормушку и т.д.

Ход игры: Дети должны «зажечь» для каждой картинки знак светофора.

Зеленый цвет- помощник природы, её настоящий друг.

Красный цвет- стой! Ты приносишь вред природе и жизни людей.

Желтый цвет -будь осторожен!  Не нанеси вреда.

 НАСТРОЕНИЕ ПРИРОДЫ.

Цель:  Формировать обобщенное значение слова «природа». Развивать у детей связную речь.

Материал:  Картинки изображающие настроение «природы».

Ход игры: Детям предлагается картинка-  «настроение природы», плохая или хорошая ситуация в природе. Дети должнф объяснить настроение природы.

МАГАЗИН « ЦВЕТЫ».

Цель:  Учить находить, называть и описывать комнатные растения по характерным признакам.

Материал: Комнатные растения.

Ход игры: Выбирается продавец, у которого магазин «Цветы» (на столе расставляются комнатные растения). Покупатели дети - описывают комнатное растение, не называя его. Продавец должен узнать растение, назвать его и выдать покупку. Можно предложить образец описания.

НАЙДИ ДЕРЕВО ПО СЕМЕНАМ.

Цель:   Учить соотносить семена деревьев с самим деревьями.

Материал:  Семена и плоды деревьев и кустов, которые сохраняются зимой: липы, разных видов клена, ясеня, рябины, хвойные.

Ход игры:  Игра проводится зимой на улице. Детям раздаются семена и плоды. По сигналу каждый бежит к тому дереву, семена которого у него в руках. Дети называют дерево.

  «ГДЕ , ЧТО РАСТЕТ?».

Цель:  Продолжать группировать растения по месту произрастания. Развивать связную речь, расширять словарь детей.

Материал: Большие карточки с изображением леса, огорода, сада, луга; маленькие карточки с изображением овощей, фруктов, цветов, кустов, деревьев, семена, плоды. Конверты для детей.

Ход игры:  Детям раздать конверты с маленькими картинками. Педагог показывает большие картинки. Дети рассматривают их и рассказывают о них, подбирают маленькие картинки. В конце игры подводится итог: что растет в лесу, огороде, саду …»

ПИЩЕВЫЕ ЦЕПОЧКИ.

Цель:  Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса - растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга. Дать знания о том, что лес - это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга.

Материал: Картинки пищевых цепочек, звеньев.

Ход игры: Педагог показывает картинку, а дети должны определить, кто кем питается и какое звено занимает в лесу, обосновать выбор.1.Образование цепей питания. 2. Основание пищевых цепочек: а).звено- это лес, со всем растит. миром; б). звено- все, кто питается растениями (гусеницы, мыши, зайцы, белки); г). звено- охотники (ласка, совы, куница…)  д). звено- хищные ( птицы и звери).

 ЗООЛОГИЧЕСКОЕ  ЛОТО.

Цель:  Закреплять умение детей классифицировать животных: звери, насекомые, рыбы, называть их. Развивать память, внимание.

Материал:  Большие карты с изображением разных животных, мелкие картинки этих же животных.

Ход игры: Дети разбирают большие карты. Педагог достает  по 1 картинке из коробочки. Дети должны найти этого животного у себя, назвать его и накрыть картинкой на своей карте. Выигрывает самый внимательный, кто не ошибается, быстрее других заполнит карту.

«ВЕРШКИ  - КОРЕШКИ».

Цель: Упражнять детей в классификации овощей по принципу: что у них съедобно — корень, или плоды на стебле.

Материал: фанты.

Ход игры: Беседа с детьми «Что называют вершками и корешками у овощей?» Педагог называет овощ, а дети быстро отвечают, что у него съедобно: вершки или корешки. Тот, кто ошибается, платит фант. Выигрывает тот, у кого осталось больше всего фантов.

Второй вариант. Педагог говорит: «Вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки.

«КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?

Цель: Уточнять и углублять знания детей о временах года.

Ход игры: Педагог называет время года и дает камешек — право хода. Ребенок вспоминает и говорит, что бывает в это время года. После передает камешек другому, тот вспоминает другой признак.

«ЖИВОЕ  -  НЕЖИВОЕ».

Цель: Закрепить знания детей о свойствах живых организмов, о принадлежности неживых предметов, их значении. Развивать связную речь, умение описывать объекты.

Ход игры: Дети загадывают предмет. Ведущий  — с помощью вопросов должен угадать живое или неживое загадали. Если живое — выяснить его свойства. Если неживое — это явление природы или предмет, сделанный руками человека, как он используется.Ведущим может быть ребенок.

«КОМУ ЧТО ПО ВКУСУ».

Цель: Учить классифицировать птиц или зверей по принципу «каждой птичке свой корм».

Материал: Картинки птиц, по их числу картинки с кормом (рябина, чертополох, зерно, хлебные крошки, семечки, лягушка, рыба, насекомые, мышь и др.).

Ход игры: Дети выбирают себе по три картинки с птицами, и к ним подбирают картинки с кормом, кому что по вкусу.

«ПОДБЕРИ  ЖИВОТНОЕ».

Цель: Закреплять умение детей пользоваться моделями животных, расширять знания о классификации животных.

Материал: Картинки зверей, птиц, насекомых, модели этих животных.

Ход игры: Педагог показывает модель, а дети изо всех картинок выбирают только картинки тех животных, которые соответствуют модели.

« ПЛАВАЮТ, БЕГАЮТ, ЛЕТАЮТ».

Цель: Расширять знания детей о многообразии животного мира, способах их передвижения.

Материал: Картинки различных животных, большие карты по 4 в каждой «Летают», «Бегают», «Плавают».

Ход игры: Дети заполняют большие карты картинками тех животных, которые относятся к данной классификации.

«НАЗОВИ  ПРАВИЛЬНО».

Цель: Систематизировать знания об аквариумных рыбках: узнавать по внешнему виду и правильно называть.

Материал: Картинки аквариумных рыб.

Ход игры: Педагог показывает картинки, дети называю

«КАЖДЫЙ ГРИБОК В СВОЙ КУЗОВОК».

Цель: Научить детей и называть некоторые съедобные и несъедобные грибы.

Материал: Картинки съедобных и несъедобных грибов, две нарисованные корзины с прорезями для грибов.

Ход игры: По сигналу педагога играющие раскладывают грибы по корзинам.

«РАССЕЛИ ЗВЕРЕЙ»

Цель: Закреплять знания о животных Севера, средней полосы, пустынь, экваториальных тропических лесов, об условиях, необходимых для их жизнедеятельности. Развивать связную речь.

Материал: Крупные картины с изображением различных экосистем: Арктика, Африка, тундра, тропические леса, пустыня, леса средней полосы и др.; мелкие картинки с изображением животных.

Ход игры: Первый вариант. Дети расселяют животных по их местам обитания и объясняют свой выбор.

Второй вариант. Педагог расселяет животных, а дети исправляют ошибки.

«ЧТО  ЛИШНЕЕ?».

Цель: Развивать умение детей сравнивать, обобщать, классифицировать, аргументировать свой выбор.

Материал: Картинки с изображением овощей, фруктов, зверей, птиц, насекомых, деревьев, растений леса, сада, луга, комнатных растений.

Ход игры: Педагог выстраивает цепочку, одно звено лишнее, ребенок должен найти его и объяснить свой выбор.

 «КРУГЛЫЙ  ГОД».

Цель: Закреплять умение видеть признаки сезонных изменений в погоде, у растений, в поведении животных, жизни людей.

Материал: Большой вращающийся диск, разделенный на 4 сектора разного цвета (белый — зима, зеленый — весна, розовый — лето, желтый — осень), серии картинок (сезонные изменения: снег, дождь, жаркое время, листопад и др.; цветы: подснежник, ромашки, астры, плоды; животные и птицы в разное время года; труд людей; развлечения детей).

Ход игры: Вращается диск, стрелка показывает на сектор. Играющие по цвету сектора определяют сезон и подбирают картинки для этого времени года.

«СОСТАВЬ  БУКЕТ».

Цель: Научить детей правильно находить садовые, полевые, луговые, лесные цветы, называть их, составлять из них букеты.

Материал: 4 вазы с отметками, живые цветы или картинки с изображением разных цветов.

Ход игры: Первый вариант. Рассмотреть с детьми вазы и цветы, стоящие в них, назвать их и определить, к какому виду относятся.

Второй вариант. Сами дети расставляют цветы или картинки по вазам.

«КАКАЯ  СЕГОДНЯ  ПОГОДА».

Цель: Учить детей с помощью символов обозначать погоду и рассказывать о ней.

Материал: Рисунки-символы: дождь, снег, солнце, пасмурно, ветер, град, гололед и др.; фланелеграф или магнитная доска

Ход игры: Педагог выкладывает на фланелеграф или магнитную доску схему из символов, а дети угадывают погоду. Педагог рассказывает о погоде сегодня, а дети сами выкладывают рисунки-символы, могут их нарисовать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая игра «Поле чудес»

Познавательная  игра подготовлена для учащихся 3  класса в качестве дополнительного материала к классному часу «День Земли», но может быть использована и на уроке окружающего мира и на...

экологическая игра "В мире цветов"

научить любить природу, такой какая она есть и охранять её....

Экологическая игра - путешествие на экологическом поезде для 4 класса

Игра – путешествие на экологическом поезде для 4  классаКарачурина Елена Марсовна – учитель МБОУ «Кунашакская СОШ»Цель игры – познакомить с экологической ситуацией н...

Экологическая игра для младших школьников «Экологическая ромашка».

Игра помогает детям задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь...

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА ПО СТАНЦИЯМ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ 1-4 КЛАССА (ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КВЕСТ)

Экологический квест это - игра, которая может проводиться как в помещении, так и на природе, и состоит из пяти станций. Прибегая на станцию, учащиеся выполняют различные задания, связанные с окру...

Экологическая игра "Путешествие по экологической тропе" . 1 класс

Экологическая игра"Путешествие по экологической тропе"(«Времена года» - внеурочная деятельность в  1 классе)...

Экологическая игра "Кто? Что? Где? на экологической тропе"

Данная игра проводится для первоклассников в целях экологического воспитания....