Урок "Невидимые нити" 2 класс
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)

Макарова Елена Владимировна

Методическая разработка на конкурс уроков по экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ekologii._nevidimye_niti.docx64.06 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                       Технологическая карта урока

Тема: Невидимые нити. (Урок №16. Раздел «Природа»)

Класс: 2

Предмет: Окружающий мир

Тип урока: Урок открытия новых знаний. Урок экологической направленности.

Планируемые результаты: Учащиеся осознают необходимость сохранения живой и неживой природы; научиться устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей; читать и обсуждать текст; делать выводы из изученного материала.

Предметные (знания, умения, представления): 

Знание групп  животных, их характеристики и представителей.

Понятие об экологии, ее задачах.

Понятие об экологических взаимосвязях в природе, умение находить  связи в природе.

Представление о роли человека в системе взаимоотношений с природой.  

Представления о способах природоохранной деятельности и природосбережения.

Метапредметные умения:

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлечение информации из текстовых источников, структурирование знаний, подведение под понятие, классификация, установление причинно-следственных связей, знаково-символическое моделирование; умение делать выводы, строить речевые высказывания, производить рефлексию учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учёта характера сделанных ошибок; волевая саморегуляция; инициативность; самостоятельность; оценка и самооценка.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; вести диалог; планировать совместную деятельность; выражать свои мысли в партнерстве – уметь работать в группе, в паре, при необходимости разрешать конфликты.

Личностные УУД: осознанное отношение к учению, самоопределение, смыслообразование; следование моральным нормам; осознание  ответственности за общее дело; осознание неразрывности всего сущего в природе; осознание и принятие жизненных ценностей; выработка своей жизненной позиции в отношении окружающего мира, бережного отношения к природе.

Образовательная цель: Систематизировать и расширить представления об экологических связях между живой и неживой природой, внутри живой природы, между природой и человеком. Способствовать развитию приёмов умственной деятельности: классификация, сравнение, анализ, обобщение.

Развивающая цель: Способствовать развитию самостоятельности, умению преодолевать трудности в проблемных ситуациях. Развивать умение организовывать и поддерживать диалог, умение слушать. Развивать умение работать в команде (в парах, группах). Развивать воображение, речь.

Воспитательная цель: Прививать интерес к предмету, воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней. Воспитывать  доброжелательные отношения друг к другу, учить выслушивать мнения других и высказывать свою точку зрения, воспитывать навык самоконтроля, толерантное отношение друг к другу.  

Педагогические технологии: Технология деятельностного метода обучения. Использование приемов Технологии развития критического мышления – кроссенс, кластер.

Методы обучения:

По источнику получения знаний – словесные, наглядные, практические.

По способам управления уроком – работа под руководством учителя, самостоятельная работа.

По степени активности познавательной деятельности – объяснительно-иллюстративные, проблемные, частично-поисковые.

Средства обучения: Электронная презентация, предметная наглядность (модели), учебник,  проблемный диалог.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах.

 Оборудование:    Учебник - А.А. Плешаков «Окружающий мир», 2 класс.

Демонстрационное: 1)Электронная презентация

2) Предметные модели экологических связей из картинок, скрепленных нитками: дерево – гусеница - синица;  кустарник – дерево (Приложение 2)

Раздаточный материал:  

 1)Конверты для групповой работы  для создания кластера (по количеству групп)  для создания кластера: альбомные листы, инструкционные карты (включая план ответа у доски), вырезанные картинки представителей разных групп животных,  маркеры, клей. (Приложения 1-2)

2)Листы наблюдений. (Приложение 3)

                                                                                Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания, которые приведут к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты обучения (на уровне УУД)

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.    

           (1 минута)      

Прозвенел уже звонок –

Нам пора начать урок!

На сложные вопросы хотите отвечать?

В поисках ответов друг другу помогать?

Преодолеть все трудности, новое узнать?

Знания добытые в жизни применять?

Дети включаются в коллективную игру - утвердительно отвечают на задаваемые вопросы.

Игра-кричалка создает условия для возникновения внутренних установок «надо – могу – хочу», вызывает внутреннюю мотивацию.

Личностные: осознанное отношение к учению, самоопределение

2. Актуализация знаний

             (7-8 мин.)

Повторение изученного – проверка домашнего задания

 

Проблемный диалог  

 

 

Раз вы готовы отвечать на сложные вопросы, хочу предложить вам головоломку – кроссенс

 (он чем-то похож на кроссворд – в нем тоже нужно разгадывать слова)

(СЛАЙД 2)

Разгадайте, что объединяет все картинки на слайде – какое слово зашифровано в центре?

Как это слово связано с тем, что мы сейчас изучаем?

Какую тему изучали на прошлом уроке?

Представители каких групп, есть на картинках кроссенса?

Признаки и представителей всех групп животных мы повторим, выполнив задание по группам.

Работаете на больших листах, пошагово, в соответствии с заданиями в инструкционных картах

Вспомните правила работы в группе

(СЛАЙД 3)

Время работы – 3 минуты.

Представители групп, выйдите и расскажите о своих группах животных.

Остальные – внимательно прослушайте и оцените выступления цветными жетонами «Светофора»: «зеленый» - все верно», «желтый» - были ошибки, «красный» - неверно.

Вывод: Животные (на кластере) – это часть природы (на кроссенсе).

А если я сейчас  вот эту общую картинку природы (показать кроссенс) дополню вот таким изображением? (в центр помещается картинка «дом» -  (СЛАЙД 4)

Есть ли связь между этими картинками? Просигнальте карточками «светофора»:

«зеленый» - есть, «красный» - нет, «желтый» - затрудняюсь ответить.

Есть такая замечательная наука, которая изучает природу, как общий дом для всех обитателей Земли.

Как называется эта наука?

(Возможно, чтобы разгадать, что это за наука, вам поможет перевод этого слова с др.-греч. -

 «экос» - дом, жилище;

«логос» - наука

(СЛАЙД 5)

Верно, экология – это наука о нашем с вами общем доме – природе, правилах жизни в нем.

Как называются люди, которые занимаются изучением экологии?

Я бы хотела, чтобы мы сегодня представили себя этими учеными специалистами и  посмотрели на мир глазами экологов. Хотите?!

Что же конкретно изучают экологи?

Я попробовала показать это с помощью вот таких моделей

1) ниточками скреплены картинки: дерево – гусеница – синица;

кустарник – дерево (показать)

2) на слайде в кроссенсе (СЛАЙД 6) появилось множество взаимообратных стрелок, которые соединили все картинки кроссенса.  

Что я хотела показать этими моделями?

Так что же изучают экологи?

(СЛАЙД 7)

Дети самостоятельно разгадывают головоломку, определяют, что все картинки объединяет слово «ПРИРОДА»

Дети уточняют название темы изучаемого раздела.

Отвечают – «Какие бывают животные»

Отвечают – «птицы, звери».

Дети  создают свой сегмент коллективного кластера «Какие бывают животные», работая по инструкционной карте:

1) По описанию признаков, определите название группы животных. Впишите название группы в центральное окошко.

2) Выберите и приклейте картинки представителей этой группы животных.

3) В свободные окошки впишите свои примеры представителей этой группы животных.

4) Выберите представителя от группы для выступления по плану:

1. Название группы животных.

2. Признаки этой группы животных.

3. Примеры представителей.

Представители групп – выступают, вывешивают свои карточки – создается коллективный кластер на доске по изученной теме «Какие бывают животные».

Дети анализируют и оценивают выступления

Дети анализируют, возможно, кто-то испытывает затруднение,

делают общий вывод:

«Природа – это дом для всего живого.

Природа – наш общий дом!»

Дети вспоминают ранее слышанную информацию (или анализируют перевод слова на слайде) и называют название науки экологии.

Путем воспоминания имеющихся знаний (субъективный опыт обучающихся)  или способом словообразования, дети называют специалистов в области экологии.

Дети наблюдают за связанными нитками объекты природы и делают вывод: в природе все взаимосвязано, как будто нитями.

С опорой на слайд дети делают заключение, что экология изучает связи в природе.

Прием «кроссенс»  позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся; актуализировать ЗУН и мыслительные операции,

на основе связи между изображениями позволяет подвести к определению темы урока.

Создание коллективного кластера поможет повторить и систематизировать изученный на прошлом уроке материал; активизирует учебную деятельность учащихся;. способствует развитию навыков работы в коллективе.

Изменение центральной картинки в кроссенсе позволит подвести к формированию понимания, что природа – общий дом для всех обитателей Земли, к понятию «Экология»;

использование кроссенса способствует активизации мыслительной деятельности.

Проблемный вопрос способствует активизации мыслительной деятельности.

Предложение попробовать себя в роли ученых создает условия для возникновения внутренней потребности «хочу».

Побуждающий от проблемной ситуации диалог и демонстрация моделей, связанных нитками, побуждают детей  к самостоятельным размышлениям, которые должны привести к выводу о взаимосвязях в природе и определении сферы деятельности экологов.

Познавательные:

анализ, синтез,

сравнение;

извлечение

 необходимой

 информации; подведение под понятие;

структурирование знаний;

осознанное

построение

речевого высказывания.

Познавательные:

извлечение

 необходимой

 информации;  

структурирование знаний;

классификация;

осознанное

построение

речевого высказывания.

Коммуникативные: планирование

уч. сотрудничества;

выражать свои мысли в партнерстве, разрешать конфликты.

Регулятивные:

планирование; инициативность;

 волевая саморегуляция;

контроль, оценка.

Личностные:

 самоопределениие;

следование моральным

 нормам;

осознание

ответственности

за общее дело.

Познавательные:

извлечение

 необходимой

 информации;  анализ, синтез; выдвижение гипотез;

структурирование знаний;

осознанное  построение

речевого высказывания.

Личностные:

 самоопределение;

смыслообразование.

Познавательные:

анализ, синтез; выдвижение гипотез;

обобщение, выводы;

осознанное построение

речевого высказывания.

Личностные:

осознание неразрывности всего сущего в природе;

осознание и принятие жизненных ценностей; выработка своей жизненной позиции в отношении окружающего мира.

3. Постановка учебной задачи Построение проекта урока.  

          (2-3 мин.)                                         

Эти связи-нити  в настоящей природе – видимые или невидимые?

Исходя из вашего ответа, сформулируйте – как необычно и красиво звучит тема нашего сегодняшнего урока.

(СЛАЙД 8)

Невидимые нити – это связи, которые есть в природе повсюду. Связаны между собой неживая и живая природа, растения и животные. Да и человек тысячами нитей связан с природой.

Легко ли нити-связи  увидеть в природе, раз они невидимые?

Поставьте цель - чему мы должны научиться сегодня на уроке?

(СЛАЙД 8 - щелчок)

Как вы думаете, экологам (ну раз уж мы сегодня выступаем с вами в роли экологов) важно не только самим находить эти связи, но и показывать их людям?

Предлагаю дополнить цели урока еще одной задачей –

2) «Научиться изображать изученные связи с помощью моделей».               

(СЛАЙД 8 - щелчок)

И еще один очень важный момент -  если природа – общий для нас всех дом, как нам людям надо к нему относиться? Чему мы должны учиться?

Эту очень важную задачу, я бы тоже включила в цели урока  

(СЛАЙД 8 - щелчок)

Дети фронтально участвую в подводящем к теме и задачам урока диалоге.

Дети формулирую тему урока : «Невидимые нити»

Дети формулируют цель урока: «Научиться находить связи в природе»

Ответ – «важно»

Ответы – Относиться к природе нужно с заботой, бережно

Подводящий к теме диалог позволит детям самостоятельно сформулировать тему и цели урока.

Познавательные:

анализ, синтез; выдвижение гипотез;

обобщение, выводы;

знаково-символическое моделирование;

осознанное построение

речевого высказывания.

Регулятивные:

целеполагание;

планирование; прогнозирование, коррекция.

Коммуникативные:

 умение слушать и вести диалог.

ФИЗМИНУТКА

                  (1 мин)

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу!

Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу!

В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят!

Как они сядут, тоже покажем – руки согнули назад.

Двигательные упражнения позволят снять мышечное и умственное утомление

4. «Открытие нового знания»

Реализация построенного проекта    

(фронтальная работа)  - 4-5 мин.  

(Групповая работа) –(4-5 мин.)                                  

Итак, уважаемые экологи, примемся за исследования.

И первое что я хочу спросить: можно ли, глядя на модель взаимосвязей в природе (слайд) сказать, что в природе ВСЁ СВЯЗАНО СО ВЕМ?

Сформулируйте этот вывод в виде предложения.

(СЛАЙД 8 - щелчок)

Вы сформулировали самый главный закон экологии – в природе все взаимосвязано, нет ничего лишнего, всё для чего-то нужно.                   (на слайде)

Давайте потренируемся находить экологические связи и изображать их.  

С помощью чего это удобно изображать модели - нитками или стрелками? Почему?

   

1) Возьмем первую модель (листья дерева – гусеница – синица), Какие связи вы видите и как можете их объяснить?

(СЛАЙД 9)

(СЛАЙД 9 - щелчок)

Давайте наши наблюдения, уважаемые экологи,  зафиксируем на листах наблюдений – Придвиньте эти листы. Задание № 1

Обозначьте наблюдаемые объекты начальными буквами: синица – «С», гусеница – «Г» и т.д., и с помощью стрелок обозначьте связи.

Что произойдет, если я посчитаю, что противные, мерзкие гусеницы не нужны, и вытравлю их всех ядохимикатами?

(сопроводить показом на ниточной модели – порвать нитки соединяющие гусеницу с  листом и синицей -  картинки упадут)

Можно ли это делать?

Природа очень мудра – она сама знает, сколько чего должно быть, и регулирует этот процесс естественным путем.

Как вы думаете, кто чаще всего бывает виновником того, что невидимые связи рвутся, а природное равновесие нарушается?

Чем это грозит?

Так зачем же экологам нужно уметь видеть связи в природе

и  показывать их всем людям?

Человек никогда не может обойтись без природы, на люди не всегда понимают как отражаются на природе их поступки, к чему они могут привести.

2) Поработаем со второй моделью (кустарник-дерево)

 Кто может объяснить связь между деревом и кустарником?

А вообще она есть или нет?

Где мы можем найти ответ на наш вопрос?

Наши знакомые Сережа и Надя (герои учебника) смогли найти ответ в одной из книжек, которую они прочитали. Послушайте рассказ.            (СЛАЙД 10)

Учебник. Стр. 64

 (первая половина рассказа – на слайде, зачитывается учителем)

Что подтвердил описанный случай: существует связь между кустарниками и деревьями, в чем это проявилось?

Эта связь не такая явная, как в предыдущем примере, но есть.

Поработаем с текстом. Дочитаем рассказ до конца, и проследим всю цепочку связей.  

Работать будем в группах.

Учебник. Стр. 65

(СЛАЙД 11)

Читаете текст вслух, совместно обсуждаете и находите в нем недостающие звенья цепочки: кустарники - …. - …. – деревья.

А оформляете цепочки -  каждый в СВОИХ Листах наблюдения, задание №2.

 (Грамотно распределите обязанности в группе.

Правила работы в группах вы знаете ).     (на слайде)

Время работы – 3 минуты

Проверяем. Поднимите и покажите ваши модели.

(СЛАЙД 11 - щелчок)

С опорой на составленные модели,  восстановите события, происходящие в тексте в виде словесных цепочек и докажите наличие связей.

(рассматриваются и анализируются  случаи неверно выполненных заданий)

Где в этой цепочке связей, вы бы поместили человека из нашей истории? Дополните свои модели буквой «Ч» - человек и стрелкой.

 Можно ли продолжить эту цепочку, поразмышляв: что нужно для жизни наших растений?

Дополните модель буквами и стрелками.

Какие 4 группы связей мы смогли пронаблюдать в этом рассказе? Что с чем связано?

Выполните задание №3 в Листах наблюдения

 

Что случилось с лесом в описанной истории?

Чего не знал и не учел лесничий, вырубая кустарники в лесу?

Чему учит этот рассказ?

Поскольку человек – часть природы, разрушив ее, он и сам погибнет.

Оцените свою работу в игре. («Светофор»)

В процессе приводящего к открытию новых знаний диалога, дети самостоятельно формулируют предложение -

«В природе все связано со всем»  

 

 

Сравнивая варианты моделей, дети делают вывод, что удобнее модель экологических взаимосвязей с использованием стрелок.

Дети работают фронтально.

Вызванный ученик объясняет связь: гусеницы питаются листьями деревьев, а синицы поедают гусениц.

 

Дети фронтально участвуют в проблемном диалоге.

Дети делают вывод – «нити порвались, связи нарушились, могут погибнуть от голода синицы, может измениться жизнь деревьев, всего леса…

Дети делают вывод: чаще всего человек нарушает экологические связи.

Ответы детей.

Ответ – Чтобы не нарушить невидимые связи, не навредить природе, сохранить природу.

Задание может вызвать затруднение.

Ответ – Связь есть, ведь всё связано со всем.

   Ответы детей - (интернет, в книгах, спросить …)

Фронтально.

Ответ – Связь - существует. Вырубили кустарники – засохли деревья.

Работа в группах по 4 человек.

Дети самостоятельно читают текст.

Создают модель экологических связей:  кустарники – птицы – гусеницы – деревья.

Фронтально, по желанию 1 ученик доказывает наличие связей: вырубили кустарники – улетели птицы – расплодились гусеницы – засохли деревья.

Ответы детей – Перед кустарниками – лесничий вырубил кустарники

Ответы детей: Растениям нужны солнце, воздух, вода, почва.

С помощью составленных моделей дети  продолжают запись: Существуют связи между:

- неживая природа – живая природа

- растения – животные

- животные – животные

- природа - человек

Ответ – Лес погиб.

Ответ – Лесничий не знал о существовании экологических связей и о последствиях их нарушения.

Ответ – Думать о последствиях своих действий в природе, беречь природу.

Опора на наглядность  позволяет вести единую смысловую линию урока, а так же помогает сделать самостоятельные выводы о взаимосвязях в природе

Вопрос актуализирует субъективный опыт детей.

Проблемный диалог и провоцирующий вопрос активизирует мыслительную деятельность.

Демонстрация на модели обрыва нитей позволяет детям сделать правильные выводы о недопустимости таких действий в природе.

Побуждающий к гипотезам диалог заставляет делать детей свои предположения, обосновывать их.

Проблемный вопрос активизирует мыслительную деятельность

Организация самостоятельной поисковой деятельности по отбору необходимой информации при работе с текстом позволит восполнить недостающие звенья в цепочке взаимосвязей, будет способствовать формированию соответствующих УУД

Познавательные:

анализ, синтез,

сравнение;

извлечение необходимой

 информации;

обобщение, выводы;

осознанное построение

речевого высказывания

Познавательные:

анализ, синтез,

сравнение, аналогия;

извлечение необходимой

 информации;

выдвижение гипотез;

установление причинно-следственных связей;

работа с учебными моделями;

 

осознанное построение

речевого высказывания

Регулятивные:

волевая саморегуляция;

контроль, коррекция

Личностные:

осознание неразрывности и взаимосвязях всего сущего в природе, необходимости сохранения этих связей; бережного отношения к природе.

Познавательные:

умение работать с текстом;  

извлечение необходимой

 информации;

выдвижение гипотез;

установление причинно-следственных связей;

работа с учебными моделями; умение строить речевое высказывание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества;

 умение работать в группе, выражать свои мысли в партнерстве, при необходимости – разрешать конфликты.

Регулятивные:

инициативность; волевая саморегуляция;

контроль, коррекция, оценка.

 

 

 

ФИЗМИНУТКА

     (1 мин.)

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо – все выше, выше.

Какие экологические связи встретились в этой физминутке?

Короткая, всем известная физминутка позволит сделать перерыв в умственной деятельности.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

         (2-3 мин.)                                                        

  

Уважаемые экологи, давайте потренируемся в обнаружении  экологических связей. Поработайте в парах и докажите друг другу их наличие.

Стр. 65, рисунки №1, №2

(СЛАЙД 12)

Я бы хотела уточнить, как называются маленькие зеленые насекомые на первом рисунке? (тля)

Что за деревянный ящик нарисован на втором рисунке, для чего он нужен? (улей)

Проверяем.

 Кто справился с заданием? Оцените свою работу в парах карточками «светофора»  

Объясните связи.

Подумайте, как человек может нарушить эти связи? К каким бедам это приведет?

Оцените свою работу

Дети, работая в парах, поочередно рассказывают о связях в природе.

Проговаривание во внешней речи новых знаний всеми учениками способствует их осознанию и закреплению

Уточняющие вопросы позволят сделать самостоятельное выполнение задания более осознанным;

расширят словарный запас

 Познавательные:

умение устанавливать причинно-следственные связи; прогнозирование; строить речевое высказывание.

Коммуникативные:  

 умение работать в паре, выражать свои мысли в партнерстве

Регулятивные:

волевая саморегуляция;

контроль, коррекция, оценка.

Личностные:

осознание неразрывности и взаимосвязях всего сущего в природе, необходимости сохранения этих связей; бережного отношения к природе.

 

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.                                       

        (4-5 мин.)                                                        

Следующее задание – самостоятельная работа.

Задание № 4 в Листах наблюдений.

Послушайте (прочитайте) стихотворение.        

(СЛАЙД 13)

Вот на зеленый стебелёк

Садится пестрый мотылек.

Попил нектар со всех цветов,

Их опылил – и в путь готов.

Но тут попался – Боже мой! –

На завтрак птице луговой.

А у нее гнездо в траве

И куча птенчиков в гнезде.

И уж, конечно, их помет,

Питанье травушке дает.

О каких невидимых нитях в нем говорится?

Составьте модель экологических связей.

Время работы – 2 минуты

Проверьте по эталону правильность выполнения задания. 

(СЛАЙД 13 - щелчок)

Оцените свою работу.

В чем были ваши затруднения?

Какие советы вы можете дать?

Дети   самостоятельно составляют модель экологических связей.

Рефлексивная деятельность детей по итогам выполнения с/р.

Коррекция с проговариванием

.

Самостоятельная работа с последующим анализом ошибок, позволит проверить степень усвоения материала на личном уровне и класса в целом.

 При этом текстовый материал - небольшой по объему,  и в стихотворной форме (более занимательной для детей)

Познавательные:

умение работать с текстом; извлечение необходимой информации; умение устанавливать связи; учебное моделирование

Регулятивные:

самостоятельность; волевая саморегуляция;

контроль, коррекция, самооценка.

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.                                          

          (7-8 мин.)                                                        

Напомните, какую 3-ю цель, на мой взгляд, одну из самых важных,  мы ставили сегодня на урок?

Почему я эту цель считаю очень важной?

Предлагаю проверить, насколько вы прониклись духом экологов и сыграть в игру «Экологический светофор» - проследить возможные цепочки экологических связей и оценить целесообразность (полезность или вредность) тех или иных действий человека в природе.

Работаем с карточками «Светофор»:

«красный» - сигнал опасности, категорически недопустимые в природе действия;

«желтый» - сигнал «Внимание», предупреждает нас о нежелательных последствиях,

«зеленый» - разрешающий сигнал,  последствия будут благоприятными, служат сохранению и восстановлению природы

(СЛАЙД 14)

Кто на все вопросы выбрал правильный сигнал?

У кого встретились несовпадения мнений?

О чем говорят допущенные ошибки?

Вывод: Экология – сложная, серьезная наука. Современный человек не может обойтись без вмешательства в природу: мы не можем обойтись без полезных ископаемых, без древесины,    без заводов и автомобилей…  

Не всегда с легкостью можно проследить все последствия деятельности человека.

Но!

Уважаемые экологи, скажите, пожалуйста, о чем всегда должен помнить и думать человек?

( на слайде - кроссенс с домом посередине)

Оцените свою работу в игре. («Светофор»)

Дети фронтально участвуют в диалоге. Ответ -Учиться бережному отношению к природе.

Дети работают фронтально с карточками «Светофор».

Несовпадение мнений – обсуждается, обосновывается правильный выбор решения, даются рекомендации «экологов» о дополнительных мерах для сигнала «Внимание!»

Высказывания:

1.ТЭЦ вырабатывает для жителей города тепло и электричество. При этом крупная ТЭЦ в сутки выбрасывает в воздух 120 тонн газа, 400 тонн золы.
2.Каждую весну на пришкольном участке высаживается около 500 цветов.
3.В школьных кабинетах, коридорах ученики выращивают комнатные растения.
4 В лесу мы нашли муравейник и решили узнать, как он устроен, разворошив его прутиком. Мы – настоящие следопыты.

 5.Число автомобилей в России превысило 560 миллионов.
6. Ящерицу всегда можно хватать за хвост. Даже если он отпадает, вырастает новый. (этого нельзя делать, ящерица отбрасывает хвост в ответ на боль).
7. Каждую зиму учащиеся проводят операцию «Птичья столовая».
8. Ежегодно для празднования Нового года в России вырубается более одного миллиона елей.
9. Мы нашли гнездо птицы с птенцами и погладили их. Они были такие славные.
10. Мы нашли в лесу непотушенный костер и погасили его.

Рефлексивная деятельность детей по итогам «игры».

Ответ – Природа наш общий дом, человек должен содержать свой дом в порядке, заботиться о его чистоте, сохранять и беречь все, что в нем есть – беречь и охранять природу

Подводящие к гипотезам вопросы активизируют мыслительную деятельность, способствуют формированию личностного отношения к вопросам природосбережения.

Игровая форма опроса позволяет в непринужденной форме закрепить изученный материал, предлагаемые вопросы   учат находить связи в цепочке «человек и природа», прогнозировать последствия  деятельности человека в природе, делать выводы с экологической точки зрения.

Познавательные:

извлечение

 необходимой

 информации;  

структурирование знаний;

классификация; установление причинно-следственных связей;

прогнозирование;

осознанное

построение

речевого высказывания.

Коммуникативные: умение вести диалог.

Регулятивные:

волевая саморегуляция;

контроль, коррекция; самооценка.

Личностные:

осознание целостности и неразрывности    природы;

осознание и принятие жизненных ценностей; выработка своей жизненной позиции в отношении окружающего мира, вопросам охраны природы.

9. Рефлексия учебной деятельности.  

   (3-5 мин.)  

Домашнее задание.                                                      

Наш урок подходит к концу.

 Какие цели мы ставили на урок?

С помощью «Светофора» оцените свою работу – насколько вы справились с этими задачами?

( по итогам сигналов делается вывод о выполнении целей урока)

Какие затруднения вы испытывали?

Какие бы советы вы дали детям, которые испытывали затруднения?

(СЛАЙД 15)

Вновь перед собой вы видите головоломку, с которой мы начинали урок. Обратимся к ней еще раз.

Составьте заключительный рассказ по теме урока. Воспользуйтесь  опорными словами: «Природа – это и .. , и .. . ., . . . и ..,  и..  . К природе нужно относиться …».и составьте рассказ, начиная с 1-ой картинки по порядку по часовой стрелке)

(При наличии времени,  можно зачитать стихотворение:

Природа – наш огромный дом,

И всем найдется место в нем:

Букашке, зверю и побегу,

И дереву, и человеку.

Хоть дом большой, но хрупок он

Ему всё хуже с каждым днем.

Не враг вредит из века век,

Природу портит человек.

Но, может, скоро мы поймем,

Что мы неправильно живем,

Что дом наш охранять должны,

От грязи, злобы и войны.

Чтоб в доме нашем навсегда

Царили мир и чистота.)

(СЛАЙД 16)

Д/З   1)Учебник – стр. 64-68

Рабочая тетрадь стр. 47 №3, №4 -

 найти и составить модели экологических связей.

2) Творческое задание - Придумать слоган (девиз, речёвку…) по охране природы.

3)  Задание по желанию – в книгах, стихах, в справочной литературе найти примеры экологических связей в природе, влияния человека на природу (оформить в виде карточки)

Рефлексивная деятельность детей по итогам урока.

Фронтально, по желанию 1 ученик по кроссенсу, составляет рассказ по предложенному клише. Вариант ответа:

«Природа – это и пустыни, и реки, и леса, и луга, и птицы, и звери, и люди. Природа – общий дом для всех. К природе нужно относиться так, чтобы не сжечь ее дотла, не превратить в безжизненную пустыню. Охрана природы – долг каждого из нас.»

Использование «Светофора» позволяет детям произвести самооценку, а учителю -  увидеть степень освоения темы.

Обращение к кроссенсу,  позволяет закончить единую смысловую линию урока, позволяет подвести итог урока.

Домашнее задание носит дифференцированный характер.

Включает в себя как задания, подобные классным, так и задания творческого характера, контекстные задания, для решения которых необходима информация.

Познавательные:

рефлексия познавательного процесса; умение строить речевое высказывание.

Регулятивные:

самооценка и оценка  результатов деятельности своей и всего класса.

Личностные:

осознание жизненных ценностей; выработка своей жизненной позиции в отношении окружающего мира, вопросам природосбережения.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание в 5 классе или в конце 4 класса по адаптации

Конспект родительского собрания в конце 4 класса или в начале пятого учебного года с презентацией для родителей...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...