Рабочая программа Окружающий социальный мир, 4 кл .( для детей с у/о)
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Терехова Юлия Анатольевна

Рабочая программа АООП НОО вариант 9.2

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_sotsialnyy_mir_4_a.docx77.24 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА МОСКВЫ

ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЛНЫШКО»

Ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840

Телефон/Факс: 8-495-850-18-03, 8-495-850-19-03, 8-495-592-46-26                        e-mail:cenreab@mos.ru

                                                                                                                                 

                                                                                                                                            «УТВЕРЖДАЮ»

директор ГБОУ ТРОЦ

«Солнышко»

____________ Л.И. Пономарева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР»

(вариант 2)

на 2019-2020 учебный год

4 А  класс

Учитель: Терехова Ю.А.

          «РАССМОТРЕНО»                                                                                   «СОГЛАСОВАНО»

на заседании МО    протокол №    1                                           Зав.образовательного отделения

от « 29  »_       августа          2019г.                                             _____________ Т.Е. Максименко  

Руководитель МО____________ Е.В.Варченко                       « 29 »_       августа          2019г.                  

                         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР»

Рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир» для учащихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы обучения учащихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) начального общего образования (далее – АООП НОО В.9.2).

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» разработана на основе документов:

- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

- САНПИНа 2.4.2.3286-15 от 10 июля 2015 г. N 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.»

- АООП НОО для детей с УО и ТМНР ГБОУ ТРОЦ «Солнышко»

- учебного плана образовательного учреждения.

        Программа предмета «Окружающий социальный мир» рассчитана на 4-5 лет (в зависимости от заключения ЦПМПК г. Москвы). Общее количество часов за уровень начального общего образования составляет 238 часов со следующим распределением часов по классам: 1 доп.класс – 34 часа, 1 класс – 34 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов.

     Учебный курс «Окружающий социальный мир» занимает особое место среди учебных предметов.  Отбор содержания курса «Окружающий  социальный  мир» направлен на формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию учащихся; повышение уровня общего развития учащихся и воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный   мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения.

     Цель образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: 

формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых  правилах поведения.

Задачи программы:

  • знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);
  •  формирование        представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие,  функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).

     В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей.

Программа представлена следующими разделами: «Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».  

  ФГОС НОО В.9.2  устанавливает требования к результатам освоения учебного предмета: личностные и предметные. 

     Формы организации образовательного процесса

Основная форма организации учебного процесса – урок-занятие.

     Используемые технологии:

     Курс базируется на традиционных и инновационных технологиях обучения:

  • Информационно-коммуникативные технологии.
  • Технология концентрированного обучения.
  • Технология дифференцированного обучения.
  • Технологии личностно-ориентированного образования (игровые технологии, разноуровнего обучения, организация ситуаций взаимодействия)

     Требования к результатам освоения АООП: 

     основным ожидаемым результатом освоения, обучающимся АООП  (вариант 2) является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные и предметные результаты освоения предмета

Планируемые результаты

Личностные

Предметные

1 доп. класс

формирование основ персональной идентичности

фиксирует взгляд на человеке

эмоциональное участие в процессе совместной деятельности

выполняет элементарные действия при помощи со стороны учителя

формирование доброжелательности

понимает язык элементарных эмоций (жесты)

реагирует на имя (с помощью)

формирование проявлений собственных чувств (жесты)

формирование умения пользоваться элементарными речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов

частично принимает предлагаемую помощь

1 класс

формирование основ персональной идентичности

фиксирует взгляд на необходимом предмете

эмоциональное участие в процессе общения, совместной деятельности

выполняет элементарные действия при помощи со стороны учителя

испытывает положительные эмоциональные реакции (радость) в процессе обучения

понимает язык элементарных  эмоций (мимика, жесты)

привитие начальных навыков адаптации

формирование проявлений собственных чувств (мимика, жесты)

знакомство с доступной социальной ролью (обучающегося)

формирование умения пользоваться элементарными речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов

формирование мотивов учебной деятельности

формирование умения радоваться успехам.

формирование эстетических потребностей

формирование умения определять свое самочувствие (болит) (вербально-невербально).

развитие доброжелательности

принимает предлагаемую помощь частично, либо в полном объёме

формирование навыков сотрудничества с взрослыми в разных социальных ситуациях

2 класс

формирование основ персональной идентичности

формирование умения радоваться успехам.

эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности

проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение);

принимает предлагаемую помощь

понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.).

испытывает положительные эмоциональные реакции (радость, удовольствие) в процессе обучения

проявляет собственные чувства (позы, мимика, жесты и т.д.)

формирование начальных навыков адаптации

формирование стремления к взаимодействию в деятельности совместно с взрослыми

формирование  доступной социальной роли (обучающегося)

формирование умения устанавливать контакты (на элементарном уровне);

формирование мотивов учебной деятельности

пользуется элементарными речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов

формирование первичной самостоятельности

формирование умения определять свое самочувствие (болит – не болит) (вербально-невербально).

формирование эстетических потребностей и чувств

развитие умения участвовать в совместной деятельности (играх и др.)

развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей;

формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

наблюдает за действиями одноклассников, учителя

исследует предметы окружающего мира, умеет элементарно  воспринимать информацию зрительно и тактильно с помощью учителя

3 класс

испытывает положительные эмоциональные реакции (радость, удовольствие) в процессе обучения

проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение);

владеет основами персональной идентичности, осознаёт свою принадлежность к определенному полу

умение определять свое самочувствие определяет состояние своего здоровья (болит – не болит).

социально-эмоциональное участие в процессе физической подготовки и развития

проявляет собственные чувства

развитие начальных навыков адаптации

стремление к взаимодействию в деятельности совместно с взрослыми и сверстниками

проявляет уважение к людям старшего возраста

пытается устанавливать контакты (на элементарном уровне);

учится избегать конфликтных ситуаций

развитие умения наблюдать за окружающими предметами и явлениями при указании на них

осознает, что определённые его действия несут опасность для него

участвует в совместной деятельности

формирование  доступной социальной роли (обучающегося)

развитие навыков сотрудничества с взрослыми в разных социальных ситуациях

развитие первичной самостоятельности

формирование мотивов учебной деятельности

принимает пассивное участие в коллективных играх

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

формирование умения использовать доступные технологии в процессе занятий

развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

формирование осознания, что может сделать

4 класс

проявляет собственные чувства

умение определять свое самочувствие определяет состояние своего здоровья (хорошо – плохо, болит – не болит).

владеет основами персональной идентичности, осознаёт свою принадлежность к определенному полу, осознаёт себя как «Я»;

обращается за помощью и принимает помощь

овладение начальными навыками адаптации

умеет использовать доступные технологии в процессе занятий

проявляет уважение к людям старшего возраста

участвует в субъектно - объектных отношениях (совместно с педагогом)

учится избегать конфликтных ситуаций

умеет устанавливать контакты (на элементарном уровне)

осознает, что определённые его действия несут опасность для него

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

освоение доступной социальной роли (обучающегося)

принимает участие в коллективных делах и играх

развитие мотивов учебной деятельности и первичное формирование личностного смысла обучения

осознает, что может, а что ему пока не удается

развитие первичной самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

наблюдает за окружающими предметами и явлениями при указании на них

развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств

не мусорит на улице

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение);

проявляет личностные качества: усидчивость, терпение; адекватное поведение

проявляет познавательную активность

ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Планируемые результаты

Минимальный уровень

Достаточный уровень

1 доп. класс

фиксирует взгляд на звучащем и ярком предмете

фиксирует взгляд на человеке

берет предмет и удерживает его в руке с помощью

выполняет элементарные действия при помощи со стороны учителя

понимает язык элементарных эмоций (жесты)

ориентируется в пространстве класса (с помощью)

формирование проявлений собственных чувств (жесты)

формирование умения пользоваться элементарными речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов

частично принимает предлагаемую помощь

1 класс

ориентируется в пространстве класса (с помощью)

ориентируется в пространстве класса

 выполняет действие «рука в руке»

знает своё место в классе (с помощью)

переключает взгляд с одного предмета на другой

берет предметы, предлагаемые учителем, перекладывает их

берет предметы, предлагаемые учителем

манипулирует любимыми игрушками

2 класс

знает своё место в классе

знает своё место в классе, убирает за собой (с помощью)

раскладывает предметы в определенной последовательности (с помощью учителя)

выполняет двигательные и жестовые упражнения типа «Я вижу, говорю, слышу», «Моя любимая игра» и т.п.

выполняет элементарные действия по подражанию

узнаёт изученные природные объекты (с помощью)

узнаёт игрушки по звуковым параметрам (сигнал игрушечного автомобиля и т.п.) с помощью

 испытывает положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе выполняемой деятельности

входить и выходить из учебного помещения со звонком (с помощью учителя)

раскладывает предметы в определенной последовательности и по порядку (с помощью учителя)

выполняет действие «рука в руке»

формирование представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель,  водитель и т.д.).

входить и выходить из учебного помещения со звонком

проводит элементарные наблюдения с помощью учителя

3 класс

узнаёт и определяет объекты окружающей действительности с помощью учителя

формирование представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях

выполняет задания на узнавание знакомых предметов по краткому словесному и жестовому описанию учителя

понимает слова, обозначающие объекты рукотворного мира и деятельность человека

рассматривает иллюстрации с помощью

выражает с помощью вербальных и невербальных средств общения свои впечатления (звукоподражания, отдельные слова), возможности, желания

выражает общепринятые нормы коммуникативного поведения невербальными и вербальными средствами

умеет рассматривать картинки  в книге, на мониторе с помощью учителя

участвует в играх на звукоподражание

испытывает интерес к доступным видам деятельности, положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость)

4 класс

испытывает интерес к доступным видам деятельности, положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость)

 имеет представления о доме, Центре, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте

бережно относится к вещам

умеет соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах (с помощью).

выполняет конкретные действия по инструкции взрослого

классифицирует предметы по характеру материала с помощью

играет с образными игрушками (учитель предлагает несколько игрушек и наблюдает за действиями учеников, вступая с ними в предметно-игровое сотрудничество).

умеет использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях

способен понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм.

способен понимать обращённую речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;

различает объекты: дом, Центр, транспорт, мебель, одежду, посуду, игровую площадку, и др.

использует доступные средства коммуникации для выражения собственных потребностей  и  желаний в разных ситуациях взаимодействия

умеет ориентироваться в днях недели, различая учебные дни и выходные (с помощью)

испытывает интерес к объектам, созданным человеком

Формы контроля

     Устные проверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками.

     При выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений каждого ученика. Оценка сформированности представлений происходит в ходе выполнения заданий на различные действия. Оценивается динамика достижений  в коммуникации общего характера: отклик на имя и положительное реагирование невербальными и вербальными средствами  на обращение к ним знакомого взрослого; выполнение инструкции взрослого в знакомой ситуации, с использованием усвоенных средств общения.

Критерии оценивания   

    При  оценке  достижения  возможных  предметных результатов  освоения АООП  отметка выставляется  по  двухуровневому  принципу:  «усвоено»,  «не усвоено».  Оценка  достижений  возможных предметных  результатов  переводится  в оценку, которая  проставляется в классный  журнал по учебному предмету.

«усвоено»

«не усвоено»

частично усвоено

3

2

усвоено с ошибками

4

самостоятельно усвоено

5

     

     При оценке результативности обучения учащихся класса учитываются затруднения в освоении предмета, которые не должны рассматриваться как показатель не успешности их обучения и развития в целом. Итоговая аттестация осуществляется в течении двух последних недель учебного года путём наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить результаты обучения.

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ

         Краткая характеристика учащихся класса:

  • Общая осведомленность и социально – бытовая ориентировка: навыки самообслуживания сформированы частично у 1 учащегося из 3, все дети не способны осуществлять необходимый контроль за своим внешним видом самостоятельно. В знакомом пространстве ориентируются не в полном объёме, 1 из 3 выполняет простые поручения с помощью. Все дети передвигаются только в сопровождении членов семьи, няни или хорошо знакомых взрослых.

Особенности психофизического развития: наблюдаются нарушения координационных способностей (точность движений, ритм) у всех учеников, отмечается напряжённость, скованность, слабая регуляция мышечных усилий. Мышление:  анализ, синтез частично осуществляют  двое учащихся со значительной помощью учителя. Восприятие – требуется организация процесса восприятия. Внимание – неустойчивое, небольшой объём, малая произвольность. Память – механическая, малый объём, перевод в долговременную память существенно затруднён.

Особенности регуляторной и эмоционально – волевой сферы: целенаправленная деятельность интеллектуального характера не развита, в остальных сферах развита слабо и связана с видом деятельности и воззрением на неё каждого конкретного ребёнка, интерес к деятельности неустойчивый, предлагаемую программу действий фактически не удерживают,  наблюдается быстрое пресыщение деятельностью, к оценке результатов деятельности ограниченный интерес.

Сформированность учебных навыков: базовые учебные действия не сформированы у 1 из 3 детей.

Речь:     обучающихся класса не в полном объеме понимают обращенную к ним речь взрослого,  а вербальные и невербальные средства общения используют лишь в знакомой ситуации взаимодействия с взрослым. Собственная  речь у  2 детей из 3 отсутствует, у 1 учащегося представлена  отдельными словами.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

     Общая характеристика учебного предмета:

      Для 4 класса наиболее востребованы и актуальны следующие разделы, которые непосредственно включены в рабочую программу: «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком»,  «Квартира, дом, двор», «Предметы быта»,  «Город», «Транспорт» «Традиции и обычаи», «Страна».

      Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования социально окружающего мира у детей. При составлении индивидуальных планов работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.

     Содержание обучения на уроках «Окружающий социальный мир» разнообразно, определяется многообразием дефектов развития, присущих детям класса. Нарушения памяти, внимания, мышления, моторики, зрительно-двигательной координации отражаются на результатах обучения, возможностях детей, требуют проведение игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушении.

    Занятия сопровождаются живой эмоциональной речью учителя, побуждающей учащихся к активной деятельности. Учитель стимулирует и организовывает двигательную активность каждого ребенка на уроке.

Показателем усвоения обучающимися программы учебного материала является динамика развития понимания обращенной к ребенку речи взрослого от непроизвольных невербальных проявлений до вербальных и альтернативных средств коммуникации в разнообразных ситуациях взаимодействия

      В ходе ознакомления с окружающим миром имеются большие возможности расширить и уточнить представления маленького ребёнка с особенностями развития о том мире, в котором он живёт. Выделить и сделать объектом его внимания те условия существования, которые будут окружать его на протяжении всей жизни. На втором году обучения содержание работы по предмету начинается  с развития его представлений о себе. Социальную природу «я» ребёнок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими близкими. В этот период идёт накопление представлений о ближайшем окружении детей.

Направления коррекционной работы:

 – налаживание эмоционального контакта с ребенком, на основе которого впоследствии строится взаимодействие педагога с ребенком в процессе совместной деятельности.

– поддержание собственной активности ребенка, так как развитие социально окружающего мира невозможно без активного и сознательного участия ребенка в процессе;

–  формирование положительного отношения ребёнка к заданию, преодоление деструктивного поведения;

– понимание темпа восприятия происходящих событий ребёнком;

–  поддержание интереса ребёнка к заданию;

– изменение мотивации деятельности ребёнка из ненаправленной в целенаправленную.

   На первых занятиях поддерживается четкая пространственно-временная структура. Каждое занятие имеет чётко выраженные начало и конец, отдельные задания внутри занятия отделяются друг от друга. Структурировано пространство помещения класса – определенные задания связаны с определенным местом или предметом в нём.

Сложные задания чередуются с простыми, напряжение с расслаблением. Для этого в канву занятий включаются тактильно-ритмические игры (или другие задания, которые нравятся детям).

Основные методы организации учебного процесса.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

-наглядный:

-словесный

-практический

При использовании практического метода (многократное повторение выполнения конкретного действия) предварительно «отрабатывается» в подводящих, подготовительных упражнениях, а затем они включаются в работу.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

1. Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного материала).

2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др. (по характеру учебно-познавательной деятельности).

3. Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала);

Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

Устные проверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:

Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.        

Средства общения с обучающимися:

  1. вербальные;
  2. невербальные

     Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, учитывая уровень подготовки и развития каждого ребёнка.

     Учебный предмет обучающиеся осваивают в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.

Содержание учебного предмета:

п/п

Наименование раздела

Кол – во часов

1

Школа

3

2

          Предметы и материалы, изготовленные человеком

13

3

Продукты питания

8

          4

Квартира, дом, двор

8

          5

Предметы быта

8

          6

Город

8

          7

Транспорт

8

          8

Традиции, обычаи

6

          9

Страна

6

Всего:

68

Тематическое планирование учебного материала на 2019/2020 учебный год.

Окружающий социальный мир. 4 «А» класс (вариант 2). Учитель: Терехова Ю.А.

№ п/п

ТЕМА УРОКА

Тип урока

ТЕХНОЛОГИИ

Планируемые результаты

минимальные

достаточные

1

2

3

4

5

6

7

Школа. Предметы и материалы, изготовленные человеком.

16

1

Школа. Узнавание (различение) помещений .  ИОТ и ТБ.

вводная экскурсия

ИКТ, концентрированного, дифференцированного, разноуровнего обучения, организация ситуаций взаимодействия

участвует в экскурсии с другими учениками класса

различает помещения Центра

2

Знание назначения помещений . Правила поведения в  школе (на перемене)

экскурсия

ИКТ, концентрирован ного, дифференциро ванного, разноуровне го обучения, организа ция ситуаций взаимо действия

знает свой класс, помещение столовой, туалет

знает где расположены: класс, спортзал, кабинет музыки, столовая, гардероб, кабинеты реабилитации, туалет

3

Школьные принадлежности (назначение)

сообщение новых знаний

ИКТ, концентрирован ного, дифференциро ванного, разноуровне го обучения, организа ция ситуаций взаимо действия

знает своего учителя, воспитателя, повара

знает назначение школьных принадлежностей, выполняет действия ими

4

Свойства бумаги

закрепление материала

ИКТ, концентрирован ного, дифференциро ванного, разноуровне го обучения, организа ция ситуаций взаимо действия

знает своё рабочее место, не покидает его во время урока

узнаёт, различает виды бумаги по плотности (альбомный лист, калька, картон) на практике

5

Различение видов бумаги по плотности

комбинированный

ИКТ, концентрирован ного, дифференциро ванного, разноуровне го обучения, организа ция ситуаций взаимо действия

способен не покидать рабочее место во время урока без спроса

узнаёт, различает виды бумаги по плотности (альбомный лист, калька, картон) на практике

6

Приёмы работы с бумагой

сообщение новых знаний

ИКТ, концентрирован ного, дифференциро ванного, разноуровне го, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия

слушает указания учителя

знает зоны на территории, правила поведения на уроке

7

Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы, степлер и пр.).

комбинированный

ИКТ, концентрирован ного, дифференциро ванного, разноуровне го, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия

находит школьные принадлежности по образцу и показу

узнаёт (различает) школьные принадлежности

8

Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых обрабатывают дерево (молоток, пила, топор).

закрепление материала

ИКТ,  дифференциро ванного, разноуровне го, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия

выполняет элементарные действия со школьными принадлежностями по показу

знает назначение школьных принадлежностей, выполняет действия ими

9

Назначение бумаги

комбинированный

дифференцированного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия

выполняет элементарные практические действия с бумагой вместе с учителем

знает свойства бумаги (рвётся, мнётся, намокает) на практике

10

Школьные принадлежности: тетрадь, учебник, цветная бумага, альбом, картон

комбинированный

дифференцированного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия

выбирает вид бумаги по плотности 1 из 2 представленных вместе с учителем

узнаёт, различает виды бумаги по плотности (альбомный лист, калька, картон) на практике

11

Узнавание (различение) видов бумаги по фактуре (глянцевая, бархатная и др.).

комбинированный

дифференцированного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия

выбирает вид бумаги по фактуре 1 из 2 представленных вместе с учителем

узнаёт, различает виды бумаги по фактуре (глянцевая, бархатная) на практике

12

Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, книга, газета, журнал и пр.)

комбинированный

дифференцированного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия

выбирает предметы, изготовленных из бумаги1 из 2 представленных вместе с учителем

узнаёт предметы, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, книга, газета, журнал) на практике

13

Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой

комбинированный

дифференцированного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия

выбирает инструменты, с помощью которых работают с бу магой вместе с учителем

узнаёт инстру менты, с помо щью которых работают с бу магой (нож ницы, степлер) на практике

14

Знакомство со свойствами дерева (прочность, твёрдость), деревянные изделия.

сообщение новых знаний

дифференцированного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия

выбирает инструменты, с помощью которых обрабатывают дерево 1 из 2 представленных вместе с учителем

узнаёт инстру менты, с помо щью которых обрабатывают дерево(молоток, пила, топор) (игрушечный набор)

15

Соблюдение правил безопасности при работе с инструментами.

комбинированный

дифференцированного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия

выполняет элементарные действия вместе с учителем

соблюдает правил безопасности при работе с инструментами (с помощью)

16

Узнавание предметов, изготовленных из ткани

сообщение новых знаний

дифференцированного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия

выбирает предметы, изготовленные из ткани 1 из 2 представленных вместе с учителем

знает предметы, изготовленные из ткани (одежда, постельное бельё, штора, скатерть)

Продукты питания.

8

17

Узнавание (различение) напитков .

комбинированный

дифференцированного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия

показывает напитки с помощью учителя

узнаёт, различает напитки

18

Узнавание (различение) молочных продуктов .

комбинированный

дифференцированного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия

показывает молочные продукты с помощью учителя

узнаёт, различает молочные продукты

19

Узнавание (различение) мучных изделий .

комбинированный

дифференцированного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия

показывает мучные изделия с помощью учителя

узнаёт, различает мучные изделия на

20

Узнавание (различение) кондитерских изделий

комбинированный

дифференцированного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия

показывает кондитерские изделия с помощью учителя

узнаёт, различает кондитерские изделия

21

Продукты питания. Узнавание (различение) мясных продуктов: готовых к употреблению (колбаса, ветчина)

сообщение новых знаний

дифференцированного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия

показывает мясные продукты с помощью учителя

узнаёт, различает мясные продукты

22

Узнавание (различение) мясных продуктов: готовых к употреблению (сосиска, сарделька)

сообщение новых знаний

дифференцированного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия

показывает мясные продукты с помощью учителя

узнаёт, различает мясные продукты

23

Узнавание (различение) мясных продуктов: требующих обработки (приготовления) (котлета)

сообщение новых знаний

дифференцированного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия

показывает мясные продукты с помощью учителя

узнаёт, различает мясные продукты

24

Узнавание (различение) рыбных продуктов: готовых к употреблению .

сообщение новых знаний

дифференцированного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия

показывает рыбные продукты с помощью учителя

узнаёт, различает рыбные продукты

Квартира, дом, двор.

8

25

Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь).

сообщение новых знаний

ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия

выбирает части дома (стена, крыша, окно, дверь) с помощью учителя

узнаёт, различает части дома (стена, крыша, окно, дверь)

26

Узнавание (различение) частей дома (пол, потолок).

сообщение новых знаний

ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия

выбирает части дома (пол, потолок) с помощью учителя

узнаёт, различает части дома (пол, потолок)

27

Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный, многоэтажный).

сообщение новых знаний

ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия

выбирает  дома (одноэтажный, многоэтажный)с помощью учителя

узнаёт, различает дома (одноэтажный, многоэтажный)

28

Узнавание (различение) типов домов (каменный, деревянный).

сообщение новых знаний

ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия

выбирает дома (каменный, деревянный) с помощью учителя

узнаёт, различает  дома (каменный, деревянный)

29

Узнавание (различение) типов домов (городской и дачный).

сообщение новых знаний

ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия

выбирает  дома (городской и дачный) с помощью учителя

узнаёт, различает  дома (городской и дачный)

30

Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (чердак).

сообщение новых знаний

ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия

выбирает место общего пользования в доме (чердак) с помощью учителя

узнаёт, различает место общего пользования в доме (чердак)

31

Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (подвал).

сообщение новых знаний

ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия

выбирает место общего пользования в доме (подвал) с помощью учителя

узнаёт, различает место общего пользования в доме (подвал)

32

Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (подъезд, лифт, лестничная площадка).

сообщение новых знаний

ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия

выбирает места общего пользования в доме (подъезд, лифт, лестничная площадка)с помощью учителя

узнаёт, различает места общего пользования в доме (подъезд, лифт, лестничная площадка)

Предметы быта.

8

33

Узнавание (различение) электробытовых приборов

сообщение новых знаний

ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия

показывает предметы электробытовые приборы с помощью учителя

узнаёт, различает электробытовые приборы

34

Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа).

сообщение новых знаний

ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия

показывает предметы электробытовые приборы с помощью учителя

узнаёт, различает электробытовые приборы

35

Узнавание (различение) электробытовых приборов (вентилятор, обогреватель, кондиционер).

сообщение новых знаний

ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия

показывает предметы электробытовые приборы с помощью учителя

узнаёт, различает электробытовые приборы

36

Узнавание (различение) электробытовых приборов (СВЧ, тостер, э/чайник).

сообщение новых знаний

ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия

показывает предметы электробытовые приборы с помощью учителя

узнаёт, различает электробытовые приборы

37

Узнавание (различение) электробытовых приборов (фен, компьютер).

сообщение новых знаний

ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия

показывает предметы электробытовые приборы с помощью учителя

узнаёт, различает электробытовые приборы

38

Узнавание (различение) предметов мебели.

комбинированный

ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия

показывает предметы мебели с помощью учителя

узнаёт, различает предметы мебели

39

Узнавание (различение) предметов интерьера.

комбинированный

ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия

показывает предметы интерьера с помощью учителя

узнаёт, различает предметы интерьера

40

Узнавание (различение) предметов посуды.

комбинированный

ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия

показывает предметы посуды с помощью учителя

узнаёт, различает предметов посуды

Город

8

41

. Узнавание (различение) городской инфраструктуры рядом с Центром, домом (детские площадки)

ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия

показывает детские площадки с помощью учителя

узнаёт, различает детские площадки, с радостью играет на них

42

Узнавание (различение) городской инфраструктуры рядом с Центром (площадь Верещагина)

экскурсия

ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия

показывает  площадь с помощью учителя

узнаёт, площадь Верещагина, с радостью гуляет по ней

43

Узнавание (различение) городской инфраструктуры рядом с Центром (улицы Центральная, Пушковых, Пионерская, Школьная)

экскурсия

ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия

гуляет по этим улицам с учителем

узнаёт  улицы рядом с Центром, реагирует на названия

44

Узнавание (различение) назначений зданий рядом с Центром (продуктовый магазин)

экскурсия

ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия

показывает продуктовый магазин с помощью

знает расположение продуктового магазина рядом с Центром

45

Узнавание (различение) назначений зданий рядом с Центром

экскурсия

ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия

показывает кафе с помощью

знает расположение кафе рядом с Центром

46

Узнавание (различение) частей территории улицы.

комбинированный

ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия

знает двор Центра, игровую площадку, тротуар и дорогу перед Центром

узнаёт, различает части территории улицы (сквер, сад, площадка, двор, проезжая часть, тротуар)

47

Узнавание (различение) технических средств организации дорожного движения (светофор, зебра).

сообщение новых знаний

ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия

переходит улицу на зелёный сигнал светофора по зебре вместе с учителем

знает на какой сигнал светофора можно двигаться по зебре

48

Узнавание (различение) технических средств организации дорожного движения (знак «Пешеходный переход»).

сообщение новых знаний

ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия

выбирает изученный знак из 2 вариантов, предложенных учителем (с помощью)

узнаёт (различает) изученный знак, изготавливает его с учителем

Транспорт

8

49

Узнавание правил поведения на улице.

комбинированный

ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия

выполняет элементарные правила поведения на улице с помощью учителя

знает правила поведения на улице (с помощью)

50

Узнавание (различение) наземного транспорта.

экскурсия

ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия

показывает наземный транспорт

узнаёт, различает наземный транспорт, играет с моделями машин

51

 Знает назначение наземного транспорта.

экскурсия

ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия

показывает транспорт с помощью учителя, выполняет манипуляции с моделями

узнаёт, различает наземный транспорт, играет с моделями машин

52

Узнавание (различение) составных частей наземного транспорта.

сообщение новых знаний

ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия

показывает составные части наземного транспорта

узнаёт, различает наземный транспорт, составляет его из деталей

53

Узнавание (различение) воздушного транспорта.

сообщение новых знаний

ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия

показывает воздушный транспорт

узнаёт, различает воздушный транспорт, играет с моделями самолётов

54

Узнавание (различение) водного транспорта.

сообщение новых знаний

ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия

показывает водный транспорт

узнаёт, различает водный транспорт, играет с моделями кораблей

55

Узнавание (различение) специального транспорта (полицейская, пожарная машины).

сообщение новых знаний

ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия

показывает специальный транспорт

узнаёт, различает специальный транспорт, играет с моделями машин

56

Узнавание (различение) специального транспорта (скорая помощь).

сообщение новых знаний

ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия

показывает специальный транспорт

узнаёт, различает специальный транспорт, играет с моделями машин

Традиции, обычаи. Страна.

12

57

Знание атрибутов праздника «Новый год».

сообщение новых знаний

ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия

выражает положительныеэмоции к  увиденному празднику

знает атрибуты праздника «Но вый год», изго тавливает их с помощью учи теля, участвует в игре

58

Знание атрибутов праздника «23 февраля»

комбинированный

ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия

выражает положительныеэмоции к  увиденному празднику

знает атрибуты праздника «23 февраля», изготавливает их с помощью учителя

59

Знание атрибутов праздника «Масленица»

комбинированный

ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия

выражает положительныеэмоции к  увиденному празднику

знает атрибуты праздника «Масленица», изготавливает их с помощью учителя

60

Знание атрибутов праздника  «8 марта»

комбинированный

ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия

выражает положительныеэмоции к  увиденному празднику

знает атрибуты праздника «8 марта», изготавливает их с помощью учителя

61

Знание атрибутов праздника «Пасха»

комбинированный

ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия

выражает положительныеэмоции к  увиденному празднику

знает атрибуты праздника «Пасха», изготавливает их с помощью учителя

62

Знание атрибутов праздника  «День Победы»

комбинированный

ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия

выражает положительныеэмоции к  увиденному празднику

знает атрибуты праздника «День Победы», участвует в  мероприятии, посвящённом событию с учителем

63

Страна. Знание названия государства, в котором мы живём.

сообщение новых знаний

ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения

реагирует на название государства, в котором живёт

знает название государства, в котором живёт

64

Знание (узнавание) государственной символики (герб).

сообщение новых знаний

ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения

выбирает герб при указании на него учителем

знает (узнаёт) государственную символику (герб), выбирает её по образцу

65

Знание (узнавание) государственной символики (флаг).

сообщение новых знаний

ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения

выбирает флаг при указании на него учителем

знает (узнаёт) государственную символику (флаг), выбирает из нескольких вариантов

66

Знание (узнавание) государственной символики (гимн).

сообщение новых знаний

ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения

слушает гимн, стараясь подражать поведению окружающих

знает (узнаёт) государственную символику (гимн), умеет вести себя при звучании гимна

67

Узнавание президента РФ (на фото, видео).

сообщение новых знаний

ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения

выбирает фото президента РФ при указании на него учителем

узнаёт президента РФ (на фото, видео)

68

Итоги года.

ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия

выражает собственные чувства и эмоции на происходящее

может применить на практике любое из полученных знаний

68

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Окружающий социальный мир» 1 класс СИПР

Содержание программы представлено следующими разделами:ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ – 16 час.Школа – 8 часов  Узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения помещений школы.Кварти...

Рабочая программа "Окружающий социальный мир" Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адап...

Рабочая программа Окружающий социальный мир, 3 кл .( для детей с у/о)

Программа разработана для учащихся 3 класса, обучающихся по АООП НОО УО вариант 9.2....

Рабочая программа. Окружающий социальный мир. 2 класс.

Рабочая программа по окружающему социальному миру составлена для учащейся 2 класса надомного обучения с НОДА....

Рабочая программа Окружающий социальный мир, 2 класс (для детей с у/о)

Рабочая программа используется при обучении детей с ТНМР...

Рабочая программа Окружающий социальный мир, 1 класс (для детей с у/о)

Рабочая программа предназначена дл я учащихся 1 класса , обучающихся по АООП вариант 9.2....

Рабочая программа "Окружающий социальный мир"

Рабочая программа "Окружающий социальный мир"...