Рабочая программа Окружающий социальный мир, 1 класс (для детей с у/о)
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

Терехова Юлия Анатольевна

Рабочая программа предназначена дл я учащихся 1 класса , обучающихся по АООП вариант 9.2.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_sotsialnyy_mir.docx23.78 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840

Телефон/Факс: 8 (495) 851-50-03                                                  e-mail: tro_school@dszn.ru

Утверждаю

директор ГБОУ ТРОЦ

«Солнышко»

____________ Л.И. Пономарева

Рабочая программа по предмету

 «Окружающий социальный мир»

на 2016-2017 учебный год

для 1 б класса, надомное обучение

(ФГОС УОД, Вариант II)

Учитель: Терехова Ю.А.

 Рассмотрено на заседании ШМО                                            «СОГЛАСОВАНО»

протокол №____ от «___»______2016г.                  Зав.образовательного отделения Т.Е. Максименко

Руководитель ШМО_______________                           «___»______________________________2016г

Пояснительная записка

Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.

Цель обучения – формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.

Основными задачами программы являются:

1) знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения),

2) формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).

Занятия по предмету «Окружающий социальный мир» проводятся 1 раза в неделю, форма обучения надомная. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность у ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития  ребенка.

В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению материала.

Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития ребёнка.

 Место предмета в учебном плане 1 класса

В учебном плане предмет представлен с расчетом  1 час в неделю, 33 часов в год, с учетом дополнительных каникул, предусмотренных для 1 класса.
Планируемые результаты освоения программы в 1 классе

 Соблюдение правил учебного поведения.

Представления  о школьных принадлежностях.Представление о себе как обучающемся.

Представление о дружеских взаимоотношениях. Соблюдение правил учебного поведения.

Соблюдение очередности. Следование правилам игры.

«Квартира, дом»

Представление о частях дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).

Представление об убранстве дома. о предметах мебели (стол, стул, диван, шкаф,кровать) Представление о предметах посуды, предназначенных для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка)

Представление об электроприборах (телевизор, , лампа, вентилятор, обогреватель, магнитофон,). Представление о часах. Представление об электронных устройствах (телефон, компьютер).

Программа формирования БУД

Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся направлена на развитие способности у детей овладевать содержанием адаптированной основной образовательной программой общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант II).

1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с учителем.

- ориентироваться в пространстве , пользоваться учебной мебелью; 
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения

- организовывать рабочее место; 
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность; 
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе; 
2. Формирование учебного поведения:

- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- умение выполнять инструкции педагога:
- использование по назначению учебных материалов:
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

3. Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 1-3 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
3) с заданными качественными параметрами:
- ориентируется в качественных параметрах задания

В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который отражает индивидуальные достижения обучающихся и позволяет делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия используется метод наблюдения и выражается в баллах:

0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.

 Содержание программы

Программа представлена следующими разделами

«Школа». Представления о профессиях людей, работающих в школе, о школьных принадлежностях.Представление о себе как обучающемся .Соблюдение правил учебного поведения. Соблюдение очередности. Следование правилам игры. Обращение за разрешением к взрослым, когда ситуация этого требует. Соблюдение общепринятых норм поведения дома, на улице, в общественных местах.

«Квартира, дом».

Представление о частях дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).Ориентация в помещениях своего дома. Представление о типах домов (одно-этажные /многоэтажные, каменные/ деревянные). Представление о местах общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт). Представление о помещениях квартиры (комната, прихожая, кухня, ванная комната, туалет, балкон). Представление об убранстве дома.о предметах мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать,).Представление о предметах посуды, предназначенных для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, .Представление об электроприборах (телевизор, , лампа, вентилятор, обогреватель, магнитофон,. Представление об электронных устройствах (телефон, компьютер). Использование предметов домашнего обихода в повседневной жизни.

Система оценки достижения планируемых результатов

Во время обучения в первом классе, а также в течение первого полугодия второго класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку.

При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.

В связи с этим для оценки планируемых результатов взята бальная система. Баллы проставляются в индивидуальной карте ученика в течении всего учебного года.

Определять профессии людей, работающих в школе

Умение пользоваться школьными принадлежностями

Соблюдение правил учебного поведения.

Соблюдение общепринятых норм поведения дома.

Представление о частях дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).

Ориентация в помещениях своего дома.

Представление о местах общего пользования в доме (подъезд, лестничная площадка, лифт).

Представление о помещениях квартиры (комната, прихожая, кухня, ванная комната, туалет, балкон).

Представление об убранстве дома. о предметах мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет)

Представление о предметах посуды, предназначенных для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка).

Представление об электроприборах (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель,)

Представление об электронных устройствах (телефон, компьютер)

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Технологии обучения.

В условиях реализации программы актуальными становятся технологии:

1) Информационно-коммуникационная технология. Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.

2) Игровые технологии – направленные на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением

3) Технология развивающего обучения – взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.

4) Здоровьесберегающие технологии. Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.

Методы обучения

Методы мотивации учебной деятельности

  • Создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов), создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

Рассказ, эвристическая беседа, изучение текста, демонстрация, иллюстрация, познавательная игра,

Методы формирования новых умений

  • Упражнения,, игра (дидактическая, деловая, ролевая, имитационная),

Методы обобщения и систематизации изученного

Кодирование информации: создание схем, таблиц, графиков; Декодирование информации: чтение схем, таблиц, карт и др.

Методы контроля результатов обучения

Устные: опрос (беседа и др. развернутый ответ на поставленный вопрос) и др. • Практические: создание материального продукта, выполненного по образцу, демонстрация действий и операций.

  • Предъявление требований, поощрение и наказание: словесное (похвала, признание, благодарность, порицание), создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального комфорта и др.
  • Учебно-методический комплекс.

Различные по форме, величине, цвету наборы природного материала, пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий; карточки с изображением сезонных изменений, сюжетные картинки для раскрашивания,

  • Литература

В обучении используются дидактические материалы для дошкольников:



Календарно-тематическое  планирование

№п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Школа (Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя.Уметь вести себя. Сформировать навык элементарного представления о школьных принадлежностях. Сформировать представление о режиме дня школьникаСлушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя)

1.

Школа.

1

2.

Ученик,учитель

2

3.

Правила учебного поведения.

1

4.

Школьные принадлежности

1

5.

Режим дня

2

6.

Повторение пройденного

1

Квартира, дом (Сформировать представление о частях дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителяУметь различать части дома. Сформировать навык ориентироваться в помещениях дома. Сформировать навык ориентироваться в предметах мебели. Сформировать навык ориентироваться в предметах посуды. Сформировать навык ориентироваться в электроприборах Сформировать навык ориентироваться в электронных устройствах

7.

Дом. Части дома..

3

12.

Помещения дома.

4

13.

Мебель.

4

14.

Посуда.

4

15.

Повторение пройденного

2

16

Электроприборы

4

17.

Электронные устройства

2

18.

Повторение пройденного

2

33 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Окружающий социальный мир» 1 класс СИПР

Содержание программы представлено следующими разделами:ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ – 16 час.Школа – 8 часов  Узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения помещений школы.Кварти...

Рабочая программа "Окружающий социальный мир" Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адап...

Рабочая программа Окружающий социальный мир, 3 кл .( для детей с у/о)

Программа разработана для учащихся 3 класса, обучающихся по АООП НОО УО вариант 9.2....

Рабочая программа. Окружающий социальный мир. 2 класс.

Рабочая программа по окружающему социальному миру составлена для учащейся 2 класса надомного обучения с НОДА....

Рабочая программа Окружающий социальный мир, 2 класс (для детей с у/о)

Рабочая программа используется при обучении детей с ТНМР...

Рабочая программа "Окружающий социальный мир"

Рабочая программа "Окружающий социальный мир"...