Урок - исследование "Хлеб – великое чудо земли" УМК «Начальная школа XXI века»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Козлова Любовь Александровна

Учащиеся осознают значение хлеба, научатся ценить труд земледельца, расширят знания о процессе создания хлеба и о его пользе, научатся, уважительно относиться к иному мнению, к иной точке зрения; отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы по изученному материалу,  учащиеся научатся работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать); выстраивать речевые высказывания; работать в статичных группах и парах, оценивать свои достижения на уроке .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:        Хлеб – великое чудо земли

УМК «Начальная школа XXI века», 3-й класс

Тип урока:         Урок - исследование

Цели урока:        расширение имеющихся знаний о хлебе, его производстве, значении хлеба в жизни человека, развитие познавательной активности, речи, логического мышления, воспитание уважения и бережного отношения к  труду и хлебу.

Планируемые результаты:

Предметные: Учащиеся осознают значение хлеба, научатся ценить труд земледельца, расширят знания о процессе создания хлеба и о его пользе.

Личностные: научатся, уважительно относится к иному мнению, к иной точке зрения; отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы по изученному материалу.

Метапредметные: учащиеся научатся работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать); выстраивать речевые высказывания; работать в статичных группах и парах (коммуникативные УУД); оценивать свои достижения на уроке (регулятивные УУД)

Средства обучения: учебник “Окружающий мир” 3 кл., 1ч./ Н.Ф. Виноградова, тетрадь по окружающему миру 3 кл., 1ч. / Н.Ф. Виноградова, компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация к уроку, приставка «VUTUM», документ-камера,  карточки с  заданиями, бланки самооценки.

Организационные формы работы: фронтальная, групповая, в парах, самостоятельная

ХОД УРОКА

  1. Организационный  момент урока

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

  1. Повторение пройденного материала

О чем мы с вами говорили на прошлом уроке (о дикорастущих и культурных растениях). Ребята, давайте проверим ваши  знания, ответив на вопросы теста «votum» «Дикорастущие и культурные растения»

- Молодцы! Хорошо справились с заданием.

Запишите свои оценки в лист достижений.

  1. Актуализация темы:

-А сейчас послушайте притчу.

Ученик. Однажды добрый молодец нашел золотой самородок. Обрадовался. Поднял его и понес к ювелиру, спросил:

- Сколько стоит мой самородок?

- 1000 руб. – ответил ювелир. Не поверил молодец, пошел к другому торговцу. Тот оценил его самородок в 5 тысяч рублей. Третий же ювелир сказал:

- Стоит твоя находка 10 тысяч рублей.

Совсем растерялся юноша и решил пойти к мудрецу за советом.

- Я знаю, что ничего нет дороже золота на земле, - сказал он седобородому старцу, - но не могу я установить истинную цену самородку.

Взял в руки золото мудрец: “Твоя находка, добрый молодец, стоит целого состояния. Но не гордись этим, потому, что ты ошибаешься, что золото дороже всего на свете. Попробуй неделю не поесть – отдашь самородок за кусок хлеба. Вот и разумей теперь, что самое ценное в нашей жизни”.

-Какая главная мысль этой притчи? (Хлеб - дороже золота, Хлеб – великое чудо  земли, Хлеб – всему голова)

-Так о чем сегодня на уроке мы будем говорить?

- Кто определит тему нашего урока?

  1. Постановка темы и цели урока

-Правильно: Хлеб – великое чудо земли?  (с.№1)

- Что бы вы хотели узнать на уроке о хлебе?

- Сегодня у нас необычный урок. Урок – исследование, на котором мы узнаем, откуда пришёл к нам хлеб, кто были первые хлебопёки? Какой путь проходит зернышко, чтобы прийти в виде мягкого, ароматного хлеба к нам на стол? Доберемся до истины, для чего нужно беречь хлеб.

  1. Работа со словарем

Какое значение слова «Хлеб»  объясняет словарь С.И. Ожегова (интерактивная доска)

1. хлеб - пищевой продукт, выпекаемый из муки
2. - плоды, семена злаков, размалываемые в муку

3. - пропитание 
4. - такие злаки
5. - средства к существованию, заработок
6. - такой продукт в виде крупного выпеченного изделия

Вывод:  Хлеб. Это слово имеет много значений.

  1. Исторический экскурс.

-Ребята! Вам было дано задание, подготовить сообщения о возникновении такого продукта, как хлеб. Давайте вас послушаем.

Ученик 1.

По мнению учёных, открытие хлеба состоялось 16 тыс. лет назад и изобрели его египтяне. Именно тогда человек начал собирать и культивировать хлебные злаки. Правда, вначале, он ел зёрна в натуральном виде. Лишь позднее кулинары каменного века научились растирать и смешивать зерно с водой. Появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Конечно, он нисколько не походил на тот, который мы едим: хлеб был жидким.

Ученик 2.

На Руси с древних времён выпечка хлеба считалась ответственным и почётным занятием. Особого искусства требовало производство ржаного хлеба, которое основывалось на применении специальных квасов. Секрет их приготовления держался в тайне и передавался из поколения в поколение. Кроме ржаного хлеба в монастырских пекарнях выпекали просфоры, калачи и сайки из пшеничной муки.

  1. Работа с учебником

 – Сейчас прочитайте статью о хлебе в учебнике на стр.86.

Беседа по содержанию: – Сколько лет существует земледелие?

– Какой путь прошел хлеб, прежде чем стал таким, каким мы его употребляем?

– А задумывались ли вы когда-нибудь о том, для чего человеку нужен хлеб?  А теперь давайте попробуем ответить на вопрос: почему хлеб называют чудом земли? Почему он занимает такое важное место в жизни человека?

Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает им. Долго люди не могли дать ответ, почему хлеб не надоедает им. Оказывается, потому, что в нем много питательных веществ – это белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. Ученые – медики подсчитали, что взрослый человек съедает в день обычно около 500 г. хлеба, а при тяжелой работе – 800 г. Это значит, что почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности, человек получает от хлеба.

  1. Физкультминутка
  2. Знакомства со злаками

- Как вы думаете, почему хлеб отличается друг от друга цветом? (Выпекается из разной муки)

- А почему мука получается разная? (Из разных злаков)

-Какие хлебные злаки выращиваются на полях Энгельсского района? ( Пшеница, рожь, ячмень, овес,  кукуруза…)  (с №2)

  1.  Работа в парах  (с №3)

Предлагаю поработать в парах. (с №4)        

-Может, кто из вас знает, что это за зерновая культура?

- Отгадайте загадку

Комбайн спешит на косовицу

Собрать созревшую … (пшеницу)

Правильно это пшеница.

-Это зерно пшеницы.

Найдите у себя на столах мешочек с таким зерном. Под каким номером мешочек (№2). Рассмотрите зёрна.  Опишите их. Какие они?

- Из них  получают (мелют) муку, как она называется? (пшеничная мука)

- Какие  изделия  производят  из пшеничной муки?  (хлебобулочные, макаронные, кондитерские)

(с №5)  -Может, кто из вас знает, что это за зерновая культура?

- Отгадайте загадку

Поле золотое – в день не обойдешь,

В поле, словно море, колосится … (рожь)

Правильно это рожь.

-Это зерно ржи.

Найдите у себя на столах мешочек с таким зерном. Под каким номером мешочек (№3). Рассмотрите зёрна.  Опишите их.  Чем они отличаются от зёрен пшеницы.

- Из них  получают (мелют) муку, как она называется?  ( ржаная мука)

- Какие  изделия  производят  из ржаной  муки?

(с №6) - У вас на столах остался ещё один мешочек(№1). Как вы думаете, какая это зерновая культура?

-Давайте проверим вашу догадку.

- Отгадайте загадку

Любит кости грызть наш пёс,

Любит лошадь есть … ( овес)

Рассмотрите зёрна овса.  Опишите их.  

- Из них  получают (мелют) муку, как она называется ?  (овсяная мука)

- Какие  изделия  производят  из овсяной  муки?

- У меня на столе стоит ваза с букетом. Какие зерновые культуры вы видите?

- Вы познакомились  с  основными зерновыми культурами Туймазинского района и изделиями из них.

Оцените свою работу.

11. – А замечали ли вы, как относятся к хлебу наши прабабушки и прадедушки? Это люди, пережившие голод, холод, войну. Они берегут каждую крошечку. В годы ВО войны хлеб  и жизнь всегда стояли рядом.  Жителям Ленинграда выпала страшная доля – 900 дней вражеской блокады. (с №7)  Они получали 125 г хлеба на весь день. ( показать хлеб). Его готовили из жмыха, овсяной муки, гидроцеллюлозы.  Этот хлеб помог ленинградцам не только выстоять, но и победить.

-Поэтому ребята вы должны помнить «Хлеб к обеду в меру бери, хлеб – драгоценность им не сори».

12 . Работа в группах. 

- Сейчас  я предлагаю вам поработать в группах.

Консультанты получают конверты с заданиями.

1 группа.

Расположите картинки в правильном порядке: « Как убирают хлеб»

  1. картинка – сеют хлеб
  2. картинка - зерно везут на мельницу
  3. картинка - из зёрен вырастают колоски

     4 картинка - муку отвозят в пекарню

  1. картинка - землю пашут
  2. картинка - готовый хлеб везут в магазин

     7 картинка - колоски жнут и обмолачивают

    8 картинка – выпечка хлеба

Сделать вывод о профессиях.

2 группа.

Мы привыкли к тому, что хлеба много, что он дешевый, что черствый хлеб можно выбросить. А ведь черствому хлебу можно продлить жизнь. Каким образом?

 Сделать вывод  о бережном отношении  к хлебу.

 3 группа

Собери пословицу:        

Хлеб-                                 да хлеб вперед береги.

Хлеб - батюшка,                    всему голова.        

Хлеб да соль -                    вода - матушка.

Ешь и пироги,                    это труд да любовь.

Объясните смысл выделенной пословицы.

13.Выступление групп

- Я предлагаю каждой группе представить свой проект. (документ-камера)

- Молодцы хорошо потрудились. Оцените свою работу.

14 . Подведение итогов всей работы в целом

- Сделайте вывод: Почему хлеб великое чудо земли?

- Что узнали на уроке?

- Что важного надо запомнить?

15. Рефлексия

- Какое задание вам понравилось больше всего?

- Что вызвало затруднение?

– Молодцы ребята, хорошо поработали на уроке. А как вы сами оцениваете свою работу? Выведите общий бал в бланке самооценки.

        16. Дом. задание

Учебник с.86-87, прочитать

Подготовь рассказ хлеб в нашем доме.

Составить памятку о бережном отношении к хлебу.

- Благодарю за  работу. Урок окончен!



Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру в 3 классе  по теме «Хлеб – всему голова»

УМК «Начальная школа XXI века»

Тип урока:        Урок- исследование

Цели урока:        расширение имеющихся знаний о хлебе, его производстве, значении хлеба в жизни человека, развитие познавательной активности, речи, логического мышления, воспитание уважения и бережного отношения к  труду и хлебу.

Планируемые результаты:

Предметные: Учащиеся осознают значение хлеба, научатся ценить труд земледельца, расширят знания о процессе создания хлеба и о его пользе.

Личностные: научатся, уважительно относится к иному мнению, к иной точке зрения; отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы по изученному материалу.

Метапредметные: учащиеся научатся работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать); выстраивать речевые высказывания; работать в статичных группах и парах (коммуникативные УУД); оценивать свои достижения на уроке (регулятивные УУД)

Средства обучения: учебник “Окружающий мир” 3 кл., 1ч./ Н.Ф. Виноградова, тетрадь по окружающему миру 3 кл., 1ч. / Н.Ф. Виноградова, компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация к уроку, приставка «VUTUM», документ-камера,  карточки с  заданиями, бланки самооценки.

Организационные формы работы: фронтальная, групповая, в парах, самостоятельная                        

ХОД УРОКА

  1. Организационный  момент урока

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

  1. Повторение пройденного материала

О чем мы с вами говорили на прошлом уроке (о дикорастущих и культурных растениях). Ребята, давайте проверим ваши  знания, ответив на вопросы теста «votum» «Дикорастущие и культурные растения»

- Молодцы! Хорошо справились с заданием.

Запишите свои оценки в лист достижений.

  1. Актуализация темы:

-А сейчас послушайте притчу.

Ученик. Однажды добрый молодец нашел золотой самородок. Обрадовался. Поднял его и понес к ювелиру, спросил:

- Сколько стоит мой самородок?

- 1000 руб. – ответил ювелир. Не поверил молодец, пошел к другому торговцу. Тот оценил его самородок в 5 тысяч рублей. Третий же ювелир сказал:

- Стоит твоя находка 10 тысяч рублей.

Совсем растерялся юноша и решил пойти к мудрецу за советом.

- Я знаю, что ничего нет дороже золота на земле, - сказал он седобородому старцу, - но не могу я установить истинную цену самородку.

Взял в руки золото мудрец: “Твоя находка, добрый молодец, стоит целого состояния. Но не гордись этим, потому, что ты ошибаешься, что золото дороже всего на свете. Попробуй неделю не поесть – отдашь самородок за кусок хлеба. Вот и разумей теперь, что самое ценное в нашей жизни”.

-Какая главная мысль этой притчи? (Хлеб - дороже золота, Хлеб – великое чудо  земли, Хлеб – всему голова)

-Так о чем сегодня на уроке мы будем говорить?

- Кто определит тему нашего урока?

  1. Постановка темы и цели урока

-Правильно: Хлеб – великое чудо земли?  (с.№1)

- Что бы вы хотели узнать на уроке о хлебе?

- Сегодня у нас необычный урок. Урок – исследование, на котором мы узнаем, откуда пришёл к нам хлеб, кто были первые хлебопёки? Какой путь проходит зернышко, чтобы прийти в виде мягкого, ароматного хлеба к нам на стол? Доберемся до истины, для чего нужно беречь хлеб.

  1. Работа со словарем

Какое значение слова «Хлеб»  объясняет словарь С.И. Ожегова (интерактивная доска)

1. хлеб - пищевой продукт, выпекаемый из муки
2. - плоды, семена злаков, размалываемые в муку

3. - пропитание
4. - такие злаки
5. - средства к существованию, заработок
6. - такой продукт в виде крупного выпеченного изделия

Вывод:  Хлеб. Это слово имеет много значений.

  1. Исторический экскурс.

-Ребята! Вам было дано задание, подготовить сообщения о возникновении такого продукта, как хлеб. Давайте вас послушаем.

Ученик 1.

По мнению учёных, открытие хлеба состоялось 16 тыс. лет назад и изобрели его египтяне. Именно тогда человек начал собирать и культивировать хлебные злаки. Правда, вначале, он ел зёрна в натуральном виде. Лишь позднее кулинары каменного века научились растирать и смешивать зерно с водой. Появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Конечно, он нисколько не походил на тот, который мы едим: хлеб был жидким.

Ученик 2.

На Руси с древних времён выпечка хлеба считалась ответственным и почётным занятием. Особого искусства требовало производство ржаного хлеба, которое основывалось на применении специальных квасов. Секрет их приготовления держался в тайне и передавался из поколения в поколение. Кроме ржаного хлеба в монастырских пекарнях выпекали просфоры, калачи и сайки из пшеничной муки.

  1. Работа с учебником

 – Сейчас прочитайте статью о хлебе в учебнике на стр.86.

Беседа по содержанию: – Сколько лет существует земледелие?

– Какой путь прошел хлеб, прежде чем стал таким, каким мы его употребляем?

– А задумывались ли вы когда-нибудь о том, для чего человеку нужен хлеб?  А теперь давайте попробуем ответить на вопрос: почему хлеб называют чудом земли? Почему он занимает такое важное место в жизни человека?

Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает им. Долго люди не могли дать ответ, почему хлеб не надоедает им. Оказывается, потому, что в нем много питательных веществ – это белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. Ученые – медики подсчитали, что взрослый человек съедает в день обычно около 500 г. хлеба, а при тяжелой работе – 800 г. Это значит, что почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности, человек получает от хлеба.

  1. Физкультминутка
  2. Знакомства со злаками

- Как вы думаете, почему хлеб отличается друг от друга цветом? (Выпекается из разной муки)

- А почему мука получается разная? (Из разных злаков)

-Какие хлебные злаки выращиваются на полях Туймазинского района? ( Пшеница, рожь, ячмень, овес,  кукуруза…)  (с №2)

  1. Работа в парах  (с №3)

Предлагаю поработать в парах.(с №4)        

-Может, кто из вас знает, что это за зерновая культура?

- Отгадайте загадку

Комбайн спешит на косовицу

Собрать созревшую … (пшеницу)

Правильно это пшеница.

-Это зерно пшеницы.

Найдите у себя на столах мешочек с таким зерном. Под каким номером мешочек (№2). Рассмотрите зёрна.  Опишите их. Какие они?

- Из них  получают (мелют) муку, как она называется? (пшеничная мука)

- Какие  изделия  производят  из пшеничной муки?  (хлебобулочные, макаронные, кондитерские)

(с №5)-Может, кто из вас знает, что это за зерновая культура?

- Отгадайте загадку

Поле золотое – в день не обойдешь,

В поле, словно море, колосится … (рожь)

Правильно это рожь.

-Это зерно ржи.

Найдите у себя на столах мешочек с таким зерном. Под каким номером мешочек (№3). Рассмотрите зёрна.  Опишите их.  Чем они отличаются от зёрен пшеницы.

- Из них  получают (мелют) муку, как она называется?( ржаная мука)

- Какие  изделия  производят  из ржаной  муки?

(с №6)- У вас на столах остался ещё один мешочек(№1). Как вы думаете, какая это зерновая культура?

-Давайте проверим вашу догадку.

- Отгадайте загадку

Любит кости грызть наш пёс,

Любит лошадь есть … ( овес)

Рассмотрите зёрна овса.  Опишите их.  

- Из них  получают (мелют) муку, как она называется ?  (овсяная мука)

- Какие  изделия  производят  из овсяной  муки?

- У меня на столе стоит ваза с букетом. Какие зерновые культуры вы видите?

- Вы познакомились  с  основными зерновыми культурами Туймазинского района и изделиями из них.

Оцените свою работу.

11.– А замечали ли вы, как относятся к хлебу наши прабабушки и прадедушки? Это люди, пережившие голод, холод, войну. Они берегут каждую крошечку. В годы ВО войны хлеб  и жизнь всегда стояли рядом.  Жителям Ленинграда выпала страшная доля – 900 дней вражеской блокады.(с №7)  Они получали 125 г хлеба на весь день. ( показать хлеб). Его готовили из жмыха, овсяной муки, гидроцеллюлозы.  Этот хлеб помог ленинградцам не только выстоять, но и победить.

-Поэтому ребята вы должны помнить «Хлеб к обеду в меру бери, хлеб – драгоценность им не сори».

12 . Работа в группах.

- Сейчас  я предлагаю вам поработать в группах.

Консультанты получают конверты с заданиями.

1 группа.

Расположите картинки в правильном порядке: « Как убирают хлеб»

  1. картинка – сеют хлеб
  2. картинка - зерно везут на мельницу
  3. картинка - из зёрен вырастают колоски

     4 картинка - муку отвозят в пекарню

  1. картинка - землю пашут
  2. картинка - готовый хлеб везут в магазин

     7 картинка - колоски жнут и обмолачивают

8 картинка – выпечка хлеба

Сделать вывод о профессиях.

2 группа.

Мы привыкли к тому, что хлеба много, что он дешевый, что черствый хлеб можно выбросить. А ведь черствому хлебу можно продлить жизнь. Каким образом?

Сделать вывод  о бережном отношении  к хлебу.

3 группа

Собери пословицу:        

Хлеб-                                 да хлеб вперед береги.

Хлеб - батюшка,                    всему голова.        

Хлеб да соль -                    вода - матушка.

Ешь и пироги,                    это труд да любовь.

Объясните смысл выделенной пословицы.

13.Выступление групп

- Я предлагаю каждой группе представить свой проект. (документ-камера)

- Молодцы хорошо потрудились. Оцените свою работу.

14 . Подведение итогов всей работы в целом

- Сделайте вывод: Почему хлеб великое чудо земли?

- Что узнали на уроке?

- Что важного надо запомнить?

15. Рефлексия

- Какое задание вам понравилось больше всего?

- Что вызвало затруднение?

– Молодцы ребята, хорошо поработали на уроке. А как вы сами оцениваете свою работу? Выведите общий бал в бланке самооценки.

        16. Дом.задание

Учебник с.86-87, прочитать

Подготовь рассказ хлеб в нашем доме.

Составить памятку о бережном отношении к хлебу.

- Благодарю за  работу. Урок окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" Тема урока: В. Драгунский "Он живой и светится"

Цель урока: познакомить с рассказом В. Драгунского "Он живой и светится", развивать навык осознанного, выразительного чтения, способствовать развитию познавательного интереса, уменияработать в коллект...

Урок русского языка по программе "Начальная школа XXI века"(3 класс) Тема: "Главные члены предложения"(урок-закрепление)

Цель: учить находить в предложении главные  члены предложения или  грамматическую основу по алгоритму....

«Моделирование как средство осуществления деятельностного подхода на уроках литературного чтения по УМК «Начальная школа XXI века». Мастер-класс учителей начальных классов Бирюковой Ольги Владимировны и Храмцовой Любови Алексеевны

Очень удачным нам кажется курс литературного чтения Л.А. Ефросининой. Нравятся замечательные авторы-классики русской и мировой литературы, интересные разножанровые произведения, разнообразие форм фоль...

Технологическая карта урока "Деление на однозначное число" урок математики 3 класс УМК "Начальная школа ХХI века"

Данный урок второй по теме "Письменные приемы деления на однозначное число". Отрабатываем алгоритм деления, повторяем  правила деления с остатком, определяем количество цифр в частном....

Урок окружающего мира 3 класс по теме: «Заглянем в крестьянскую избу» (урок формирования новых знаний УМК«Начальная школа XXI века».

Урок окружающего мира 3 класспо теме: «Заглянем в крестьянскую избу»(урок формирования новых знаний УМК«Начальная школа XXI века»....