Викторина "Животные леса" для учащихся 1 класса
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс)

Лис Марина Владимировна

Викторина предназначена для учащихся 1 класса.  Ее можно провести на уроке окружающего мира при закреплении темы «Животные леса», а также на внеклассных мероприятиях, например, при проведении предметной недели по окружающему миру.  Викторина сопровождается презентацией.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina.docx26.42 КБ
Файл viktorina.pptx1.43 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Викторина «Животные леса», 1 класс

Цель: расширение представления детей о животном мире леса.

Задачи:
-формировать представления детей о жизни животных леса; 
-развивать познавательную и творческую активность, сообразительность, любознательность, кругозор;
-воспитывать чувство любви к родной природе, ко всему живому.

Оборудование:  презентация,  картинки с животными – названиями команд; пазлы-картинки в конвертах, карточки с заданием на конкурс «Что не так», чистые листы, цветные карандаши, ручки.

Ход  мероприятия

1.Вступительное слово

-Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами проведем викторину, а о чём пойдет речь - придется вам самим подумать. Для этого вам необходимо разгадать загадки:  Слайды: отгадки

1.Колюч он, но не ёлочка,

В иголках, но не сосенка.

В клубок свернуться может.

Конечно, это...  (Ёжик)

3. Шевелились у цветка 
Все четыре лепестка. 
Я сорвать его хотел - 
Он вспорхнул и улетел.  
(Бабочка)

2.Кто в лесу деревья лечит,

Не жалея головы?

Тяжела его работа —

Целый день долбить стволы. (Дятел)

 

- Молодцы! Вы быстро и верно разгадали загадки. А как отгадки можно назвать одним словом? (Животные)

-Скажите, пожалуйста, а где они живут? (В лесу)   Слайд: лес без животных

-Правильно! Молодцы! Сегодня мы поговорим о лесных жителях! Мы проведем сегодня командную викторину. Для этого вы объединились в 3 команды (по рядам).

-Предлагаю выбрать названия команд! (Название команд - выбираем перевернутую обратной стороной картинку лесного жителя: лисички, соловьи, муравьи)

-Итак, команда 1-го ряда  –  …, 2-го ряда –  …, 3-го ряда – …

-Прежде чем начать работу послушайте правила работы в группе…

Слайд: правила группы

-Ребята, для проведения игры нам потребуется справедливое жюри. Я предлагаю выбрать ….

2. Игра

Конкурс «Засели лес» (1 б. за каждое название)

- Первое задание. Наша викторина о лесных жителях, представьте, что вы в лесу -  кругом трава, кустарники, деревья …а жителей нет. Нам необходимо заселить этот лес! Итак, в первом конкурсе мы узнаем, какая из  команд больше назовет лесных жителей – называем по очереди только по одному, не перебиваем друг друга, не допускаем повторов. Нарушившие правила – выбывают из конкурса. Побеждает самая внимательная команда. Начали!

-Молодцы! Все старались! Настроение у всех замечательное! Можно приступать к следующему заданию нашего конкурса.

Конкурс « Расскажи обо мне»  (1 б. за пазл, 2 б. за рассказ)

-Каждой команде выдан конверт с пазлами – картинками лесных жителей. Вам нужно собрать картинку и рассказать о данном представителе животного мира. Оцениваться будет правильность составленной картинки и, конечно же, знания о представителе животного мира. (медведь, кукушка, кузнечик)

Дополнительные сведения (со слайдами)

         Медведь ест практически всё: начиная от орехов, грибов и фруктов и заканчивая, птенцами, муравьями, рыбой. Наиболее интересно получается у него охотиться на муравьёв, что он делает максимально продумано. Засунув язык в муравейник, медведь поджидает, когда все муравьи облепят его. После чего охотно проглатывает.

        Кукушка, единственная из всех птиц, подкладывает своё яйцо в чужое гнездо и никогда сама не выкармливает своего птенца. Взрослая кукушка за час съедает до ста гусениц, при этом работает так по десять часов. А если в лесу, где она живет, появляется много вредителей, то птица будет трудиться до тех пор, пока не уничтожит всех насекомых.

         Кузнечик может подпрыгнуть на два метра в высоту  Нога кузнечика – это еще и музыкальный инструмент, и даже ухо! Ведь именно в передних лапках расположен орган слуха этого насекомого. А ещё они  могут менять свой цвет в зависимости от окружения. Это особенно необходимо, чтобы избавиться от хищников.

Конкурс «Отвечай - не зевай»  (1 б. за правильный ответ)

Я приготовила для вас  вопросы. Команда, которая ответит первой, зарабатывает 1 балл.

-Какую птицу называют лесным барабанщиком?  (дятел)

-Хищная птица, которую в народе называют «лесной кошкой». (сова)

-Эта лесная птица, способна ловко передвигаться по стволу деревьев вниз головой. (поползень)

-Какие звери летают? (летучие мыши, белки-летяги)

-Какой лесной обитатель сушит на ветках грибы?  (белка)

-Этого лесного хищника называют «санитаром леса» за то, что он уничтожает слабых и больных животных. (волк)

-О нем говорят «колобок – колючий бок». (еж)

-Кого люди  называют «рыжая плутовка»?   (лиса)
-Кого называют «лесными великанами»?  (лоси) Их большие широкие рога являются настоящим украшением этих животных.  

 

Конкурс - игра «Кто, где живёт?»   (1 б. за каждый правильный ответ)

-Вам необходимо будет сказать правильное название жилища животных. Команды отвечают по порядку.

Медведь живет в …(берлоге)

Белка - в  … (дупле.)

А ёж и  лиса живут в … (норах.)

Где живёт заяц? (под кустом, лёжка)

А волк  … (в логове)

А бобры… (в хатке)

Конкурс «Что не так?»   (1 б. за каждый правильный вариант)

-У  меня для вас есть еще одно задание, оно называется «Что не так?».  На партах у вас листочки, прочитайте задание, найдите ошибку, скажите правильно. Если сможете, то несколько способов правильного ответа.

У волка – лисята. Они живут в …. (у волка - волчата, в логове; у лисы - лисята, в норе)

У лисы – медвежата. Они живут в …

У ежа – бельчата. Они живут в ...

У белки – волчата. Они живут в …

У зайца – ежата. Они живут ...

У медведя – зайчата. Они живут в ...

Конкурс «Рисуем животное»   (1 б. за правильный рисунок, 1 б. за сведения о муравье))

-А теперь пришло время провести «Конкурс рисунков». У каждой команды на столах лежат альбомные листы, вам надо будет нарисовать отгадку к загадке. Послушайте и потихоньку посовещавшись в команде решите, кто это и нарисуйте.

Трудится с утра до ночи,

Строит дом высокий очень.

Этот домик – теплый дом,

Миллионы комнат в нем.

Строит кто? Скажи скорей!

Это крошка - …  (муравей)

 -Что интересного вы знаете о муравье? (Ответы детей)

-Послушайте небольшую информацию об этом небольшом, но удивительном лесном жителе.

(Сообщение о муравье)

Муравьи — один из самых старых существующих видов насекомых на Земле. Были найдены окаменелости муравья возрастом более чем 100 миллионов лет. Они всеядны и нападают на любую добычу, с которой могут совладать.  

         Муравьи очень трудолюбивы. Они поднимают груз, приблизительно в сто раз тяжелее собственного веса, постоянно занимаются общественно-полезной работой: заготавливают корм, ухаживают за потомством, пасут свой «домашний скот» — тлю.

В муравейнике действует своя система наказаний. К примеру, если здоровый муравей несколько раз подряд возвращается в муравейник ни с чем, его «казнят».  

Но муравьи могут не только наказывать, но и заботиться. Если муравей ранен, то остальные будут ухаживать за ним, пока тот не поправится, а если муравей стал калекой, то другие муравьи  будут заботиться о нем и носить ему еду, пока он в состоянии ее просить, то есть постукивать усиками по определенным участкам головы здорового муравья.

-Большинство, на первый взгляд, обычных животных скрывают в себе огромное количество секретов. Однако многие интересные факты о лесных животных так и остаются в неизвестности, из-за чего захотелось коротко  поделиться некоторыми из них.

Презентация «Интересные факты»

Игра «Если я приду в лесок»  

-И в завершении нашей игры посмотрим, знаете ли вы как нужно вести себя в лесу? Я буду говорить вам свои действия, а вы, если я буду поступать хорошо, говорите все вместе  «да», а если плохо, то - «нет».

 

Если я приду в лесок и сорву ромашку? (Нет!)

Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (Нет!)

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (Да!)

Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (Да!)

Если разведу костёр, а тушить не буду? (Нет!)

Если сильно насорю, а убрать забуду? (Нет!)

Если мусор уберу, банку закопаю? (Да!)

Я люблю свою природу, я ей помогаю! (Да!)

-А какие ещё правила поведения в лесу вы знаете? (Ответы детей)

Слайд: правила поведения в лесу

Обучающиеся читают стихи:

Слайд: изображение лесной опушки с животными

1.Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только чур не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверушки –

Убегут с лесной опушки.

2.Из рогатки не стрелять:

В лес приходят отдыхать.

Бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

3.Ветки дуба не ломай.

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать. 

Зря цветы не надо рвать!                      

 

 4. Итог.    

        Подведение итогов. Награждение команд.  Рефлексия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Викторина «Животные леса»

Слайд 8

Благодаря своим кисточкам на ушах рысь имеет невероятный слух, она может услышать шаги человека за несколько километров, поэтому поймать рысь очень непросто. Интересно и то, что если обрезать кисточки на ушах у рыси, то острота ее слуха значительно понизится.

Слайд 9

Из-за необычного строения шейных позвонков совы могут поворачивать голову на 270 о .

Слайд 10

Лось имеет самый чувствительный нос. Волки, зная эту их особенность при нападении целятся именно в эту часть морды – от сильной боли животное парализует и сопротивляться хищнику они не способны.

Слайд 11

Тетерев — это единственная птица, которая в качестве убежища в холодное время года использует снежные камеры. В вырытых неглубоких ямках они прячутся от мороза и непогоды, а выходят из них только для приема пищи.

Слайд 12

Соболя называют жемчужиной сибирской тайги. Собольи меха издавна считались одними из самых лучших в мире. Главная добыча — грызуны, птицы, насекомые. Очень любит пчелиный мед: найдя зимой дупло с пчелами, он посещает его до тех пор, пока не уничтожит все его содержимое - и соты с медом и личинками, и взрослых пчел.

Слайд 13

В отличие от всех других птиц клесты выводят птенцов зимой, когда на хвойных деревьях много шишек со зрелыми семенами.

Слайд 14

Любимый цвет комаров синий. Больше всего комары любят кусать детей. Некоторые растения с острым запахом отпугивают комаров, например, чеснок .

Слайд 17

Лесенка успеха


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта учащегося класса- для социального паспорта

В карту учащегося включены   сведения о детях  и их  родителях (социальный паспорт семьи).         Эти сведения необходимы классным руководителям для ...

"Тайна имени" (совместная работа учащихся класса)

Проект «Тайна имени»       В результате работы над проектом учащиеся должныузнатьзначение и происхождение имен учащихся класса;научитьсяизучать и анализировать справочные, ху...

Рабочая программа по предмету «Математика» для учащихся класса

Рабочая программа  учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего начального образования на основе программы спе...

«Работа над ошибкам, формирование орфографической зоркости у учащихся класса компенсирующего обучения»

Данная статья включает материал по формированию орфографической зоркости и работы над ошибками в классах компенсирующего обучения....

Развитие речи учащихся классов «Особого ребенка», как фактор совершенствования личности ребенка.

Развитие речи учащихся классов «Особого ребенка», как фактор совершенствования личности ребенка.Развитие речи тесно связано с нарушением интеллекта детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. ...

Достижения учащихся класса в конкурсах

Как важно участие детей во внеклассной работе. Сразу видно кто к чему склонен, кого что интересует....

Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся классов коррекционно-развивающего обучения (начальная ступень обучения)

Психолого-педагогические исследования, а также практика  обучения показывают, что все дети нуждаются в оценке их  учебно- познавательной деятельности. Педагогически правильно построенная ...