интегрированный урок "Облака"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Этот урок можно рассматривать как творческую мастерскую. Первую часть мастерской - русский язык (развитие речи) - создание словесных зарисовок - проводит учитель начальных классов.

Вторую часть мастерской: технология - изготовление  весеннего облачка - проводит учитель технологии. К работе привлекаются консультанты, учащиеся 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_oblaka.docx1023.06 КБ
Файл oblaka.pptx1.17 МБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок «Облака» (окружающий мир, русский язык, технология)

3 класс    

Учитель: Коптева Светлана Юрьевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №322, г. Санкт-Петербург

Описание: этот урок можно рассматривать как творческую мастерскую. Первую часть мастерской: русский язык (развитие речи) – создание словесных зарисовок – проводит учитель начальных классов.

Вторую часть мастерской (технология) – изготовление весеннего облачка – проводит учитель технологии. К работе привлекаются консультанты -  учащиеся 7 класса.

Оборудование: презентация, проектор, карточки с текстами, фрагмент мультфильма «Трям! Здравствуйте!», рабочие листы, макеты облаков, инструкции, материалы для изготовления облачка, картинки облачков для рефлексии

Формируемые предметные умения:

  • Стараться раскрыть тему и главную мысль в своем тексте
  • Отбирать содержание, планировать его расположение, выбирать языковые средства с учетом задач речи
  • Формулировать свои мысли, чувства, стараться донести их до читателя.
  • Письменно создавать словесные зарисовки, улучшать созданный текст
  • Актуализировать знания учеников, полученные на уроках трудового обучения

Развивающие задачи:

  • Развивать творческие  способности личности
  • Развивать мелкую моторику рук, глазомер, пространственное  восприятие

Воспитывающие задачи:

  • Воспитывать художественный вкус
  • Воспитывать  умение терпеливо и качественно выполнять свою работу, получать эмоциональное удовлетворение от творчества. Видеть красоту природы.

Деятельность учащихся: Анализируют тексты писателей, находят сравнения, определяют к ним свое отношение. Наблюдают за облаками, рассматривают изображения облаков, сравнивают их с различными предметами, животными, строят свои предложения на основе опорных слов, пробуют создавать свои словесные картинки, перечитывают их, проверяют, редактируют, оценивают их.

Учащиеся учатся работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректируют свою деятельность

 Ход урока:

Этап

Цели

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

2.Мотивация к учебной деятельности

Создать положительный настрой

Учитель приветствует учащихся

Учащиеся проверяют готовность к уроку

3. Определение темы, постановка учебной задачи

Развивать способности формулировать тему, ставить учебные цели, задачи

Сегодня мы проводим творческую мастерскую.

Определите тему творческой мастерской

(учитель загадывает загадки)

На уроках окружающего мира мы изучали облака.

Вспомните, какие бывают облака. (макеты облаков)

Но сегодня задачи у нас другие.  В первой части творческой мастерской мы будем собирать материал и создавать свои словесные картинки, а во второй части каждый из вас изготовит свое весеннее облачко

Учащиеся отгадывают загадки, формулируют тему мастерской.

Учащиеся, используя макеты, рассказывают, какие бывают облака

4.Актуализация знаний

Содействовать развитию умений работать с информацией, извлекать необходимую информацию;

Создать условия для учебного взаимодействия учащихся

А) Каким однокоренным словом можно заменить слово «облако»? (облачко)

Какие еще слова можно использовать, заменяя слово «облако»? (оно, туча, тучка, …)

Зачем?

Б) Прочитайте отрывки. Представьте себе картинки, нарисованные писателями (карточка 1)

Слова какой части речи необходимы при создании словесных картинок? (прилагательные)

Выпишите имена прилагательные

А можно обойтись без глаголов? Подбор глаголов

С кем и с чем сравнивают облака авторы? Найдите слова - сравнения

В) Стихи. Выписать сравнения (карточка 2)

Г) Проверка выполнения

Учащиеся работают в рабочих листах

(коллективная работа, работа в парах), с карточками

Выступление подготовленных на занятиях по внеурочной деятельности учащихся

5.Физкультминутка

Учащиеся выполняют танцевальные движения (фрагмент мультфильма «Трям! Здравствуйте!»)

Развивать наблюдательность

Д) Презентация «Наблюдаем за облаками»

Новое?

6.Включение в систему знаний

Развивать речь детей;

Совершенствовать коммуникативно-познавательные умения;

Формировать творческое мышление

Вообрази небо и плывущие облака.

Составь несколько предложений о них.

Можно воспользоваться  подсказкой. (карточка 3)

Учащиеся устно составляют  зарисовки.

7.Рефлексия учебной деятельности

Развивать способность анализировать, оценивать свою деятельность

Оцените свою работу (облачка):

  • Я готов к созданию словесной зарисовки
  • Мне необходима дополнительная помощь.

Учащиеся анализируют свою деятельность, оценивают

8. Домашнее задание

Понаблюдать за облаками, составить и записать словесную зарисовку

9.Изготовление весеннего облачка

Закреплять практические знания, умения, навыки по предмету

Формировать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей

Учитель знакомит учащихся с вариантами изделий.

Технологии:

  • Торцевание
  • Работа с природными материалами
  • Работа с волокнистыми материалами
  • Работа с бумагой

Порядок работы:

  • Знакомство с инструкцией
  • Определение необходимых материалов
  • Организация рабочего места
  • Изготовление облачка
  • Презентация работы
  • Уборка рабочего места

Работа в группах (по выбору учащихся)

Консультанты организуют деятельность учащихся

10. Итог

С виду вроде бы игрушку

Смастерили мы сейчас.

Дарим облачко – веснушку!

Вспоминайте третий класс!

Учащиеся представляют свои работы:

*Я доволен своей работой

*Я старался, но не всё получилось

*Я хочу сказать «спасибо»

Приложения

Загадки

Без крыльев летят,

без ног бегут,

без паруса плывут

В небе белая вода.
Душ включает иногда.
Хочет вымыть всё вокруг –
От дорожки и до рук.
А порой – летает быстро
В небе голубом и чистом.
Ночью звёзды закрывает…
Как же это называют?

Мы плывём по небосводу,
Перевозим в себе воду.
Видно нас издалека.
Назови нас..

Карточка 1

Обл…ка медленно плывут по в…сеннему небу, как стая б…л…снежных птиц.

В…сен?ие обл…ка – как к…рабли   под  белыми п…русами. Надует их веет…р, и поплывут  они. (По Г. Скребицкому)

Обл..ка –

Кучерявые  б…ка,

Обл…ка кудрявые,

Целые, дырявые,

Лё…кие, в…здушные,

В…т…рку послушные.

(По С. Михалкову)

Плыли по небу туч?ки.

Течек ч…тыре штуч?ки.

От первой до трет…ей – люди,

Ч…твёртая – верблюд…к.

(По В. Маяковскому)

Карточка 3

Вот плывёт по небу ___________________.  А вот  ______________________. Чуть дальше - ________________.  Но вскоре  __________________ уже нет. Облако стало похоже на __________________.  Кажется, будто ______________.   ______________, словно  ____________________.

Карточка 2

Стихи

Я сегодня видел сам:
Слон летал по небесам!
 В синеве он важно плыл,
Даже солнце заслонил!
И опять случилось чудо -
 Превратился он в верблюда.

Лифшиц

Облака повеселели,
Шубки белые одели
И в неведомые дали
Как лошадки поскакали
По небесному ковру,
Развлекая детвору

М. Пиудунен

Из чего была корова?

-Я видел сам!
Я видел сам!
Корова шла по небесам!
Вчера, даю вам слово,
 Шла по небу корова!
 Она была, она была
 Белым-бела!
 Белым-бела!
- А почему белым-бела?
Она из облака была!

В.Орлов

Тучкины штучки. 

Плыли по небу тучки.
Тучек – четыре штучки
От первой до третьей – люди
А четвертая была верблюдик
К ним, любопытством объятая,
Ненароком пристала пятая.
От нее в небосинем лоне
Разбежались за слоником слоник.
И не знаю, спугнула шестая ли,
Но тучки взяли все – и растаяли.
А следом за ними, гонясь и сжирав,
Солнце погналось – желтый жираф!

В. Маяковский.

Я смотрю на облака:
Ведь они из молока?!
А быть может из тумана?
Очень много в них обмана:
На меня неслась гора -
Появилась в ней дыра.
Мчалась лошадь по дороге -
У неё уплыли ноги...
Стадо козочек паслось 
И куда-то унеслось.
Ослик маленький бежал -

Растянулся и... пропал.
Мчатся по небу зверушки:
Львы, слоны и даже хрюшки.
На лужайке я лежу,
С целым миром я дружу. 

В. Романенко

Плыл по небу пароход,
Превращаясь в самолет,
А потом в медведя
На маленьком мопеде.
Через несколько минут
Это был уже салют.
Таял в небе он пока
Я смотрела на облака.

Л. Буданова

На что похожи облака?

На что они похожи?

На крокодила,

На быка

И на оленя тоже!

Вон город

На горе крутой –

То розовый,

То золотой!

Захочешь им полюбоваться,

А город начал расплываться!

О. Высотская

Облако – рыба

Над лесом проплыло,

Серым хвостом

Оно по небу било.

Облако – рыба

Все ниже спускалось,

Облако с неба

Вот – вот упадет …

Чтоб это облако

Не расплескалось,

Чтоб не разбилось,

Как рыба об лед,

Елки подставили

Лапы зеленые,

Желтые клены

Раскинули кроны.

Облако – рыба

В ветвях отдыхало,

Только слегка

Плавниками махало,

Ветви качали его,

А потом

Облако чуть оттолкнулось

Хвостом

 И попрощалось:

- Благодарю!

Дождь самый лучший

Я вам подарю!

(Е. Аксельрод)

Инструкции

Торцевание

Последовательность работы

  1. Гофрированную бумагу (салфетки) разрежьте на квадраты размером 1смх1см (заготовлены заранее)
  2. Возьмите 1 квадратик, положить на палец
  3. К центру квадратика приложите палочку для торцевания (карандаш, стержень от ручки, шпажку) и накрутить на неё бумагу.

Работайте осторожно, чтобы не повредить бумагу!

  1. На небольшую часть поверхности заготовки облачка нанесите клей, прикладывайте к ней вашу палочку с намотанной на конце квадратиком бумаги. Когда вы будете убирать палочку, бумага останется на шаблоне. Если приклеенный квадратик немного сдвинулся, его можно поправить другим концом.
  2. Таким образом продолжайте торцевать, пока КОНТУР/ВЕСЬ ШАБЛОН не будет покрыт бумагой
  3. Готовому изделию дают хорошенько высохнуть

Работа с природным материалом

Последовательность работы

  1. Приклейте крупу (фасоль) по контуру рисунка
  2. Начинаем клеить крупу (пшено) внутри контура, наносим клей  и насыпаем крупу
  3. Даем просохнуть
  4. Стряхиваем неприклеенную крупу

Работа с волокнистыми материалами (вата, синтепух)

Последовательность работы

  1. Изготовьте из белой бумаги основу облака (придумай свой образ)
  2. Приклейте облачко на картон
  3. Выложите и приклейте вату на основу (материал отрывается от основной части небольшими кусочками для удобства работы)

Работа с бумагой. Ребристое облако

Последовательность работы

  1. Изготовьте шаблоны для облака, капли
  2. Изготовьте  заготовки из цветной бумаги (для облака – 6 шт, для капли – 3 шт)
  3. Сложите каждую заготовку пополам и склейте их, вставляя леску
  4. Соберите композицию

Рефлексия

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0989/00124580-10afa1fa/hello_html_ad2734c.jpg

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/051b/000fbc8a-360de50a/img0.jpg

Рабочий лист                 ученика  ______________________________________________

                                                                (фамилия, имя)    

Творческая мастерская: Наблюдаем за ________________________                    

Имена прилагательные

Глаголы

Сравнения

                             


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Творческая мастерская Наблюдаем за облаками

Слайд 17

Вот плывёт по небу …. А вот … . Чуть дальше … . Но вскоре … уже нет. Облако стало похоже на … .

Слайд 18

Я готов к созданию словесной картины Мне необходима дополнительная помощь

Слайд 19

Я доволен своей работой Я старался, но не всё получилось

Слайд 20

Я хочу сказать спасибо …

Слайд 21

С виду вроде бы игрушку Смастерили мы сейчас. Дарим облачко – веснушку! Вспоминайте третий класс!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок окружающего мира и математики 2 класс ("Виды животных", "Время")

Интегрированный урок по окружающему миру "Виды животных" и математики "Время" 2 класс...

Презентация к интегрированному уроку по ИЗО, литературному чтению, музыке. Тема:"Весна идёт!"

Урок способствует совершенствованию навыков работы с поэтическим текстом, обогащению словарного запаса, развивает эмоциональные чувства, воображение, творческую активность обучающихся, основываясь на ...

Интегрированный урок русского и английского языка по теме:"Удвоенные согласные в корне слова"

Урок проведен на конкурсе "Учитель года России2008" и заслужил победу в номинации "Первый учитель" и годовую подписку в журнале "Начальная школа", где и был опубликован....

Интегрированный урок (краеведение+ ИЗО) "Птицы Алтайского края"

Интегрированный урок (краеведение+ ИЗО) "Птицы Алтайского края" можно провести в любом классе начальной школы....

Интегрированный урок с презентацией

На уроке на доступном уровне раскрываются понятия экономика, цена, прибыль. Дети учатся выявлять связи между составными частями экономики....

О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...