Рабочая программа "Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности" 3 кл. (для детей с у/о Вариант 9.1)
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Терехова Юлия Анатольевна

Рабочая программа используется  для работы с  умственно отсталыми учащимися в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ     ГОРОДА МОСКВЫ

ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЛНЫШКО»

ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840

Телефон/Факс: 8-495-851-13-05, 8-495-851-50-03                                e-mail:cenreab@dszn.ru

Утверждаю

директор ГБОУ ТРОЦ

«Солнышко»

____________ Л.И. Пономарева

Рабочая программа

Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

на 2017-2018 учебный год

для 3  б  класса

(УОД)

Учитель: Терехова Ю.А.

 Рассмотрено на заседании ШМО                                       «СОГЛАСОВАНО»

протокол №____ от «___»______2017г.   Зав.образовательного отделения Т.Е. Максименко

Руководитель ШМО___________               «___»______________________________2017г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу Развитие устной речи на основе изучения предметов и   явлений окружающей действительности для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида) составлена на основе Программы 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида (под ред. В.В. Воронковой. М. 2015.), допущенной Министерством образования РФ , учебного  плана ГБОУ ТРОЦ «Солнышко» и Адаптированной основной общеобразовательной  программа образования начального общего образования обучающихся  с расстройством аутистического спектра (вариант 8.3)

 Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений обусловлено значительным отставанием умственно отсталых школьников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.

Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.

Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.

Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.

Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая об увиденном, они учатся связному высказыванию.

На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.

Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.

Цель коррекционных занятий в 3 классе: обогащение и уточнение словаря. Называние предметов и явлений, характеристика их по основным свойствам. Сравнение с другими предметами и явлениями. Классификация предметов.

Задачи коррекционных занятий:

-Привлекать учащихся к участию в беседе.

-Добиваться  правильных, полных и отчетливых ответов на вопросы, умение задавать вопросы, дополнять высказывания товарищей.

- Описание под руководством учителя предметов и явлений природы после наблюдения за ними и беседы.

-Составление под руководством учителя небольших рассказов об изучаемых растениях и животных, о явлениях природы, сезонных изменениях в природе.

- Использование в речи вновь усвоенных слов, выражение пространственных и временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий.

Формы работы на коррекционных занятиях: беседы, экскурсии, опыты, практические работы.

Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам

Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии на природу для проведения этих наблюдений. Ведение календаря природы и труда по месяцам.

Экскурсии по улице, на которой расположена школа, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых.

Практические работы по уходу за посудой, одеждой, обувью, за комнатными растениями, по посеву гороха, бобов. Участие в уборке урожая на пришкольном участке.

Программа по курсу Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида) под ред. Воронковой В.В. рассчитана в 3 классе - на 1 час в неделю, 34 часа за учебный год

Основное содержание тем:

Сезонные изменения в природе. Улица, на которой расположена школа. Транспорт. Посуда. Мебель. Одежда. Обувь. Овощи. Деревья. Растения на клумбах. Комнатные растения. Раннецветущие растения. Растение. Обобщение. Домашние животные. Дикие животные. Птицы. Домашние птицы. Насекомые. Животные. Обобщение. Охрана здоровья. Повторение.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

  • называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;
  • участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;
  • связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов;
  • ухаживать за одеждой и обувью;
  • поддерживать порядок в классе, и дома;
  • соблюдать правила личной гигиены;
  • соблюдать правила уличного движения.

Учащиеся должны знать:

названия и свойства изученных предметов;

выученные правила дорожного движения.

Планируемые результаты освоения обучающимися с расстройствами аутистического спектра адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования

Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с РАС в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения АООП НОО обучающихся с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей включают индивидуально-личностные качества, специальные требования к развитию жизненной и социальной компетенции и должны отражать:

1) развитие чувства любви к родителям, другим членам семьи, к школе, принятие учителя и учеников класса, взаимодействие с ними;

2) развитие мотивации к обучению;

3) развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела);

5) владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;  

6) развитие положительных свойств и качеств личности;

7) готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.

Предметные результаты освоения АООП общего образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с РАС не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень:

иметь представления о назначении объектов изучения;

узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;

относить изученные объекты к определенным группам (видо-родовые понятия);

называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (фрукты; птицы; зимняя одежда);

иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;

знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость его выполнения;

знать основные правила личной гигиены и выполнять их в повседневной жизни;

ухаживать за комнатными растениями; подкармливать зимующих птиц;

составлять повествовательный или описательный рассказ из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;

адекватно взаимодействовать с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно вести себя в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.

Достаточный уровень:

иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;

относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;

развернуто характеризовать свое отношение к изученным объектам;

знать отличительные существенные признаки групп объектов;

знать правила гигиены органов чувств;

знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;

быть готовыми использовать полученные знания при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.

отвечать и задавать вопросы учителю по содержанию изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;

выполнять задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), качественно осмысленно оценивать свою работу и работу одноклассников, проявлять к ней ценностное отношение, понимать замечания, адекватно воспринимать похвалу;

проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;

совершать действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм;

выполнять доступные природоохранительные действия;

быть готовыми к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.

Список литературы и наглядных пособий:

  1. «Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой «Подготовительный класс 1—4 классы», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации 4-е издание М.: Просвещение, 2011г. - 192 с. 
  2. Печатные пособия (таблицы): Грибы. Плоские фигуры. Цифры и счет. Транспорт. Одежда. Мое тело и пять чувств Детям о правилах дорожного движения. Многообразие животных. Кто это? Что это? Части растений. Многообразие растений

3. Демонстрационные таблицы по правилам дорожного движения (Элементы улиц и дорог. Средства регулирования. Обход транспорта. Дорожные знаки. Пешеходные переходы. Переход улиц и дорог. На улицах города. За безопасность движения).

4. Демонстрационные таблицы по природоведению для 3 класса

(Зимние гости. Зимующие птицы. Перелетные птицы. Части растений. Растения зимой и весной. Деревья, кустарники, травы, грибы. Живая и не живая природа. Лето. Весна. Зима.

5.Альбом демонстрационных картин «Правила выращивания овощных, ягодных и цветочных культур»

 6. Набор муляжей овощей

7. Набор муляжей фруктов

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Изучаемая тема

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Основные понятия

1

Сезонные изменения в природе.

Погода

1

Ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег

2

Признаки лета

1

Солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов

3

Признаки осени

1

Пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц.

4

Экскурсия  в осенний парк

1

Деревья, лес, парк, живая и неживая природа

5

Сезонная работа на огороде, в саду. Практическое занятие

1

Сад, огород, инструменты. Правила техники безопасности при работе на огороде

6

Детские игры летом и осенью. Практическое занятие.

Игры и развлечения детей

7

Улица, транспорт

Экскурсия Улица, на которой расположена школа.

1

.

Улица, название улицы, жители, соседи.

8

Дома, тротуары, мостовая, скверы.

1

Дома, тротуары, мостовая, скверы.

9

Обозначение названий улиц и номеров домов. Экскурсия.

1

Номер дома, табличка, четные и нечетные номера домов.

10

Школьный и домашний адрес

1

Адрес, почта, почтальон, письмо, конверт

11

Виды транспорта: трамвай, автобус, троллейбус.

1

Виды транспорта: трамвай, автобус, троллейбус. Различие видов транспорта.

12

Правила дорожного движения: переход улицы на зеленый свет светофора, в местах, где есть указатель «переход».

1

Светофор, сигналы светофора, пешеходный переход

13

Практическое занятие по переходу улицы по пешеходному переходу

1

Светофор, сигналы светофора, пешеходный переход

14

Бытовые предметы

Посуда: чашка, стакан, кружка, Различение. Тарелка, блюдце, миска.

1

Различение и назначение

15

Мебель. Стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф.  Назначение.

1

Назначение.

16

Одежда. Назначение различных видов одежды.

1

Назначение  и различение.

17

Обувь. Обувь зимняя, летняя, осенне-весенняя. Уход за обувью.

1

Виды обуви для разных сезонов

18

Растения

Овощи. Картофель, капуста, свекла, горох или бобы. Вкус овощей. Хранение зимой.

1

Внешний вид, вкус, блюда из овощей.

19

Закладка опыта «Проращивание семян гороха или бобов».

1

Опыт. Наблюдение за результатами опыта

20

Деревья. Части дерева

1

Части дерева: корень, ствол, ветви, листья.

21

Практическое занятие. Узнавание и называние цветущих растений

1

Гербарий. Внешние и отличительные признаки растений: запах, цвет, форма цветка и листьев.

22

Практическое занятие. Различение частей растений: корень, стебель, листья, цветки

1

Гербарий. Части растения: корень, стебель, листья, цветки

23

Комнатные растения. Различение комнатных растений. Уход за комнатными растениями.

1

Традесканция, герань или другие.

24

Практическое занятие. Наблюдения за появлением цветов комнатных растений.

1

Первоцветы

25

Сезонные изменения в природе.

Экскурсия в зимний парк

1

Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели

26

 Животные

Домашние животные. Дикие животные

1

Польза, приносимая людям. Внешний вид, как зимуют.

27

Птицы дикие и домашние. Подкормка птиц зимой.

1

Снегирь, синица, грач, скворец. Польза, приносимая людям. Уход за домашними птицами.

28

Насекомые.

1

Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. Название. Внешний вид. Где живут

29

Животные. Обобщение.

1

Звери, птицы, рыбы, насекомые. Различение по внешнему виду

30

Экскурсия в весенний парк. Признаки весны

1

Удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза

31

Охрана здоровья

Лицо, части лица. Глаза, уши, нос, рот.

1

Назначение, уход, бережное отношение.

32

Сезонные изменения в природе

Практическое занятие. Весенние работы на огороде

1

Перекопка почвы. Подготовка семян к посеву. Инструменты: лопата, грабли.

33

Сезонные изменения в природе. Экскурсия в весенний парк.

1

Признаки весны: удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза.

34

Охрана здоровья. Улица и правила поведения на улице в летний период.

1

Сохранение здоровья, закаливание. Правила дорожного движения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по « развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» 4 класс.

Составлено на основе программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных  учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, Москва, издательство «П...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир)для 1 класса обучающихся по адаптированной основной программе начального общего образования для УОД.

Цель.- направлять  исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.Основные  задачи предмета « развитие  устной речи на основе изучения предметов и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир)для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для УОД.

Изучение развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир) направлено на достижение обучающимися следующих целей:- обогатить и уточнить словарь, н...

Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 3 класс общеобразовательной (коррекционной) школы VIII вида

Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 3 класс коррекционной школы VIII вида...

Рабочая программа «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явления окружающей действительности" 3 класс

Пояснительная записка  Рабочая программа  учебного предмета «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами  и явлениями окружающей действительности» разработана на осно...