Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме: "Наши помощники - домашние животные"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Шпакова Елена Александровна

Цель: дать ученикам представление о домашних животных; познакомить с ролью и значением домашних животных в жизни человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Наши помощники – домашние животные»

Цели: дать ученикам представление о  домашних животных; познакомить с ролью и значением домашних животных  в жизни человека.

Задачи:

Образовательные: познакомить с  домашними животными;

учить выделять существенные признаки;

Развивающие: развивать умение группировать, сравнивать, анализировать, делать выводы;

развивать познавательный интерес, воображение, логическое мышление, внимание;

обогащать словарный запас;

умение отвечать на вопросы;

Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к животным; интерес к предмету;

Результаты

Предметные: понятия: домашние животные, отличие механизмов от животных.

Метапредметные:

регулятивные:  принимать и сохранять учебную задачу;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый  контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей;

коммуникативные:

адекватно использовать коммуникативные, речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

строить монологическое высказывание;

владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партер знает и видит, а что нет;

задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия;

познавательные

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

строить сообщения в устной форме;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его  свойствах;

обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

личностные

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,

ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»,

широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы,

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи,

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата,

на понимание предложений и оценок учителей, товарищей,

чувство сопричастности и гордости за свою Родину, осознание ответственности человека за общее благополучие.

Оборудование:

картинки с изображением животных, мультимедиа презентация «Домашние животные», учебник, рабочая тетрадь, разрезные карточки с домашними животными, сигнальные карточки, смайлики, картинки: Дядя Фёдор, пёс Шарик, кот Матроскин, энциклопедия, игрушки (автомобиль, трактор, часы, замок. Окружающий мир. 1 класс.

Сценарий урока

І. Организационный момент.

Учитель. Рассказывайте со мной вместе.

Каждый день - всегда, везде,

На занятиях, в игре.

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

ІІ. Совместное открытие новых знаний.

  1. Введение в тему урока.

- К нам в гости приехали герои одного известного мультфильма. Давайте с ними познакомимся (показ картинок). Вы их знаете?(дядя Фёдор, кот Матроскин и пёс Шарик).  Они приглашают вас посетить деревню Простоквашино, хотят познакомить с хозяйством. Ну что поедем?

-Тогда рассаживайтесь поудобнее, мы отправляемся (показ презентации).В деревне Простоквашино нас встречают разные животные в каждом дворе. Кого же мы видим? Отгадайте загадки:

Вместо хвостика – крючок,      Он и строгий, и красивый,

Вместо носа – пяточок.             У него густая грива!

Пятачок дырявый,                     Он копытами «цок-цок».

А крючок вертлявый.                – Покатай  меня, дружок!

(Свинья)                                               (Конь)

Сено день и ночь жуёт,                 По горам, по долам

Много молока даёт.                       Ходит шуба, да кафтан.

(Корова)                                          (Овечка.)

Не птица, а с крыльями,               Наша добрая подружка

Над цветком летает,                      Даст нам перьев на подушку,

Медок собирает.                            Даст яичек для блинов,

(Пчела.)             Куличей и пирогов.

(Курица.)

  1. Определение темы урока.

-Молодцы! Всех животных разгадали. А как одним словом можно назвать всех этих животных? (ответы детей) Как вы думаете какая тема сегодняшнего урока? Что мы узнаем на уроке?

- (Подводит итоги и формулирует тему урока) . Правильно, ребята, сегодня мы познакомимся с домашними животными, узнаем, какую помощь они оказывают человеку, где живут, чем питаются.

-Вот мы и приехали в деревню. Давайте совершим по ней прогулку.

Первая остановка: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ.

- Как появились домашние животные (рассказ учителя).

Давным – давно люди жили в пещерах. Они боялись страшных хищников. Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детёныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки. Они научились охранять человека от врагов, искать и добывать пищу. Со временем число друзей человека среди животных росло. Теперь человек уже не может жить без своих домашних друзей и помощников.

Вторая остановка: ФЕРМЕРСКАЯ.

- Определите, какую пользу приносят домашние животные людям.

Из молока получают творог, сметану, кефир и другие молочные продукты, некоторых забивают на мясо, из рогов умельцы делают украшения, рога и копыта идут на изготовление клея.

Итог: Домашние животные, действительно, наши … помощники. Все самые ценные, нужные организму продукты получаем от них.

А чтобы корова давала молоко, овца шерсть, курица яйцо домашним животным нужно хорошо питаться. Заботу о них взял на себя человек. Корове и овце люди заготавливают сено, овощи, силос (квашеная трава). Лошадям запасают впрок овёс, курице зерно. За здоровьем животных смотрят врачи – ветеринары.

Люди ухаживают за домашними животными, а животные оказывают помощь человеку: кормят, одевают,  возят, охраняют.

Третья остановка: СТРОИТЕЛЬНАЯ.

Давайте продолжим прогулку по деревне. У животных, как и у человека,  есть своё жилище. Нам нужно определить, кто где живёт и как   называются  жилища данных животных?

- Овца-овчарня

Поросята - свинарник

Конь - конюшня

Корова - коровник

Курица – курятник

Домик собаки – (будка)

Кошка живет … в доме человека.

Кто строит для них жильё?

- Человек заботится о домашних животных, строит им жилища и на зиму утепляет их.

4 остановка: ЖИВОТНОВОДЧЕСКАЯ.

-Зимой и весной у домашних животных рождаются детёныши. Знаете ли вы, какие у кого детёныши?

- На партах у вас лежат взрослые животные и их детёныши, нужно подобрать, кто чей детёныш.

-А теперь скажите, как называют детёнышей этих животных?

- Сейчас мы с вами подберём правильно: корова-телёнок, лошадь-жеребёнок, овца-ягнёнок, кошка-котёнок, собака-щенок, коза-козлёнок. Проверка выполнения задания.

корова

свинья

лошадь

овца

коза

собака

кошка

курица

индюшка

утка

телёнок

поросёнок

жеребёнок

ягнёнок

козлёнок

щенок

котёнок

цыплёнок

индюшонок

утёнок

  1. остановка: МЫСЛИТЕЛИ .

-Давайте подумаем, какие механизмы в сельском хозяйстве заменили животных, а что не может заменить ни одна машина?

Отгадайте загадки.

Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу.

-Кто это?  (Петух). Какой механизм заменил петуха?  (часы – будильник)

В поле помощник, большой он трудяга,

В пояс ему поклониться бы надо.

В поле крестьянину столько веков

Было нельзя обойтись без … (быков)

Пашет землю

Трактор без колёс.

Для него горючее -

Овёс. (лошадь)

-Какой механизм заменил труд быков, лошадей? ( трактор)

С  хозяином дружит, дом сторожит,

Живёт под крылечком, хвост колечком.  (Собака)

-Какой механизм заменил собаку? (замок). Но ни один замок, ни какая машина не заменит такого верного друга, как собака.

Сама пёстрая,

Ест зелёное,

Даёт белое.  (Корова).

- Какой механизм может заменить корову? Ни одна машина не сможет дать молоко вместо коровы.

В  телефонах есть игрушка «Говорящий Том». Может ли эта игрушка заменить живого кота?

Вывод: ни одна машина не сможет дать молоко вместо коровы, ни одна машина не заменит нам общения с  верным другом, как собакой.

Физминутка.

Вышли уточки на луг

Кря- кря –кря.

Пролетел весёлый жук

Ж-Ж-Ж-

Гуси шеи выгибают

Га- га-га

Клювом перья расправляют

Да- да –да.

Ветер ветки раскачал.

Шарик громко зарычал:

Р-р-р!

Зашептал в траве камыш:

Ш-ш-ш!

И опять настала тишь:

Ш-ш –ш!

ІII. Самостоятельное применение знаний.

Скажите, а можно ли считать мышь и таракана домашними животными? (нет, они приносят только вред)

Индивидуальная работа.

-Соедините подходящие пары рисунков – домашних животных с теми вещами и продуктами, которые они дают человеку.

- У вас на партах лежат половинки животных, соберите их правильно.

Проверка выполненной работы.

Игра: «Кто как подаёт голос?».

На доске изображения животных и подача голоса животного, подобрать животного и как это животное подаёт голос. Затем идёт проверка исполнения задания.

Игра «Кто лишний?»

На партах карточки с изображением животного : коза, овца, кошка, собака, лиса.

-Кто из животных «лишний»? (лиса)

- Почему? (остальные домашние животные)

- Почему этих животных называют домашними?  (человек строит для них жилище, кормит, ухаживает)

Тест “Найти ошибки”.

- А запомнили ли вы, чем отличаются дикие животные от домашних?

(Появляется слайд с признаками диких и домашних животных. Все признаки перепутаны. Детям предлагается найти ошибки.)

Дикие животные.        Домашние животные.

Живут в лесах, водоемах.        Живут с человеком.

Человек строит им жилье.        Сами заботятся о себе.

Сами добывают пищу.        Сами заботятся о потомстве.

Человек выводит новые породы.        Человек ухаживает за ними.

Сами строят себе жилье.        Человек кормит их.

Заботятся о потомстве.

IV. Рефлексия.

Какая была тема урока?

Что нового узнали?

Какое задание было самым трудным?

О каких домашних животных ещё хотели бы узнать?

Чем животные платят людям за их любовь, ласку, внимание?

- А чем же мы (люди) можем отплатить животным?

- Сможет ли человек прожить без домашних животных?

- Почему домашних животных называют помощниками человека?

Всем спасибо. Вы просто молодцы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Наши помощники-домашние животные.» Презентация к уроку по окружающему миру в 1 классе.

Слайд 2

Первая остановка: Исследовательская

Слайд 7

Вторая остановка: Фермерская. Какую пользу приносят домашние животные?

Слайд 19

Третья остановка: Строительная.

Слайд 20

Четвёртая остановка: Животноводческая.

Слайд 21

Пятая остановка: Мыслители. Какие механизмы в сельском хозяйстве заменили животных? А что не может заменить ни одна машина?

Слайд 22

Физкультминутка.

Слайд 23

Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру 1 класс "Мои помощники-домашние животные и культурные растения"

урок в 1 классе по окружающему миру на тему: "Мои помощники-домашние животные и культурные растения"...

Урок по окружающему миру 4 класс по теме "Наши подземные богатства"

Цели урока: сформировать представление учащихся о подземных богатствах;познакомить детей с полезными ископаемыми, их применением,свойствами, способами добычи, охраной полезных ископаемых;развива...

Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс по теме "Наши пернатые друзья"

Целью  урока: определить отличия птиц родного края по месту обитания, способам питания....

Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему: "Наши ближайшие соседи" (УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «Наши ближайшие соседи» Цели деятельности учителя: формирование представлений о странах, которые являются нашими ближайшими соседями....

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема:" Наши помощники- органы чувств"

В данном конспекте урока представлена практическая работа в группах по изучени. органов чувств человека....

Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему "Размножение и развитие животных." (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование у детей первоначальных представлений об особенностях развития и размножения животных.Планируемые результатыПредметные:-знать особенности развития и р...