технологическая карта урока окружающий мир
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс)

Предмет: Окружающий мир                                  

Базовый учебник: Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов УМК «Планета знаний»

Тема урока: Полезные ископаемые.

Цель урока: Создать условия для формирования у обучающихся понятия «полезные ископаемые», познакомить их с группами и свойствами полезных ископаемых.

 Задачи урока:

1. Актуализировать знания обучающихся пройденной теме «Горные породы».

2. Подвести обучающихся к новой теме «Полезные ископаемые» .

3. Способствовать формированию умения в постановке учебной задачи по теме «Полезные ископаемые».

4. Подвести обучающихся к планированию своих действий в соответствии с поставленной целью.

5.Выяснить, что такое полезные ископаемые и необходимость их для жизни и деятельности людей.

6. Определить самые распространенные полезные ископаемые.

7. Способствовать организации практической работе по теме «Полезные ископаемые».

8. Содействовать развитию познавательной активности обучающихся и связной речи; умения работать с вопросами, различными источниками информации; умения структурировать информацию; умения делать сравнение, обобщение, выводы, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения; умения работать и взаимодействовать в группе одноклассников. 

9. Организовать рефлексию по теме «Полезные ископаемые» .

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Необходимое оборудование: Интерактивная доска, учебник «Окружающий мир» Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов УМК «Планета знаний».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая  карта урока окружающего  мира.

 Класс: 2

Раздел: «Природа  вокруг  нас»

Тема:  «В сосновом лесу»

  • Цель урока: познакомить детей с растениями и животными соснового  леса.

  • Планируемые  результаты:

                  1)  Предметные результаты:                 

                 -  проверить уровень усвоения знаний о  лесном озере;

                 -  изучить особенности растительного и животного мира   соснового леса;

                 -  развивать наблюдательность, внимание, воображение, мышление, память,      

                   связную речь;

                 - воспитывать интерес к явлениям природы,  формировать экологическую  

                   культуру учащихся.

2) Личностные УУД:                                                                                                                       

    - учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам    

      решения новой частной задачи;

    - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной    

      деятельности.

  1. Метапредметные УУД:

Регулятивные универсальные учебные действия:

-   принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

-   осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

-   планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные универсальные учебные действия:

-  развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать;  
-  помочь выделить и сформулировать познавательную цель; 
-  развивать умение работать с разными видами информации; 
-  способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.

Коммуникативные универсальные учебные действия:                                                                        

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации  столкновения интересов;

-  контролировать действия партнера.

  • Методическое  оснащение  урока:

Материально - техническая  база:

- учебный  кабинет;

- ИКТ (компьютер, проектор, экран)

Зрительный ряд: 

- картинки с  изображением  соснового леса и его  обитателей;                                                                                                   

- компьютерная презентация, включающая следующие изображения:

  • изображение смешанного  и  соснового  леса, берёзовой  рощи;
  • изображения растений и животных,  характерные для  соснового  леса;
  • загадки о  животных.

Дидактическое  обеспечение: 

Учебник к УМК «Планета знаний» Окружающий мир Г.Г.  Ивченкова, И.В. Потапов, 2 класс;

Рабочая тетрадь к УМК «Планета знаний» Окружающий мир Г.Г. Ивченкова,  И.В. Потапов, 2 класс (2 часть)

                                                                                                                                                               

  • Тип урока: усвоение  новых знаний

  • Методы обучения: 

- частично-поисковый;

- индивидуальная;

- фронтальная;

- работа в парах.

  • Формы организации познавательной деятельности учащихся:

- фронтальная;

- индивидуальная.                                            

  • План урока
  1. Организационный момент.
  2. Проверка  домашнего  задания.
  3. Актуализация знаний.
  4. Изучение нового материала.
  5. Физкультминутка.
  6. Первичное  осмысление и закрепление
  7. Домашнее  задание. Итог урока. Рефлексия.

Ход   урока

Этапы урока

Деятельность
учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

УУД

I. Организационный момент

Цели:

-создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

-установить тематические рамки

Долгожданный дан звонок, начинается урок.

- Здравствуйте, ребята! Друг на друга посмотрите, улыбнитесь и садитесь.

   На нашем уроке нас ожидает много нового и интересного.

Проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой.

Проявляют  эмоциональное отношения в учебно-познава-тельной  деятельности.

Личностные:   

- понимают значение знаний для человека и принимают его;

- имеют желание учиться;                                     - положительно отзываются о школе;            

- стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника;                                            - правильно идентифицируют себя с позицией школьника

II.  Проверка домашнего задания

Цели: 

- выяснить степень усвоения заданного на дом материала;

- определить типичные  недостатки в знаниях и их причины.  

- Начнём  наш урок с проверки домашнего задания. Я предлагаю вам ответить на  вопросы.  

- Откройте учебник на с. 45.-  Какие растения дети увидели у лесного озера?

- Какие животные обитают в озере?

- Как эти животные приспособлены к жизни в воде?

- Какие рыбы еще встречаются в  озерах?

-  Откройте учебник на с. 46.  Какие из этих птиц плавают, а какие ходят по воде? Объясните, как вы определили?

- Сравните клювы птиц. Как вы думаете, почему у цапли и журавля длинные клювы?

- Обратите внимание на рисунки на с.47.  Кого поймал Петя? Сравните лягушку и жабу?

- Если бы у вас был подводный костюм, что бы вы увидели в  лесном озере?

-  Спасибо, вы  хорошо усвоили материал о лесном озере.

Ответы детей.

Личностные УУД:

- повторение раннее изученного материала;       - проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности.

Регулятивные УУД:

- контролируют правильность ответов обучающихся;

- адекватное восприятие оценки учителя.

 Познавтельные УУД:

 - развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.

 

Коммуникативные УУД:

-  взаимодействуют с учителем во время опроса;

-  продолжение  развития умения  использо-вать простые речевые средства для передачи своего мнения;

- умение полно и точно выражать свои мысли.

III. Актуализация знаний

Цели:

организовать актуализацию умений:

- в распознавании обитателей  лесов;

- в определении существенных признаков того или  иного леса.

Вместе с Машей, Петей и Николаем Ивановичем мы побывали у лесного озера.

Узнали о его обитателях. Но озеро находилось в лесу.

- И так лес. А что такое лес?

(Слайд 2)

- Как вы его себе представляете?

- А какие деревья растут в лесу?

 

- А как называется лес, где растут разные деревья?

(Слайд 3)

-  Как называется лес, где растут березы?

 (Слайд 4)

- Как называется лес, где растут одни ели? Какой это лес?

 (Слайд 5)

- А как вы думаете, как будет называться лес, где растут одни сосны?

 (Слайд 6)

Сегодня мы с вами отправимся в такой лес.

 - В  лесу  много  деревьев.

- Клен, осина, береза, ель, сосна.

- Смешанный лес.

- Березовая роща.

- Хвойный.

- Сосновый, сосновый бор.

Познавательные:

общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о различных видах деревьев;

логические - осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.) 

Регулятивные:

Определение  по внешнему виду, к какому  виду  относится тот  или  иной  лес.

Личностные УУД:

  • активизация имевшихся ранее знаний;
  • активное погружение в тему.

IV.  Изучение

нового материала

Цели:

- организовать поиск информации;

- анализировать и выделять главное.

Что же это за дерево?

(Слайд 7)

Беседа о лесной столовой

(Слайд 8)

- Сосна служит лесной столовой многим животным, обитающим в сосновом лесу.

Хвоей сосны - питаются птицы: рябчик, кедровка и  глухарь.

 (Слайд 9)

- Кору  поедают лось, жук короед, заяц-беляк.

- Откройте учебник на с.49. Давайте прочитаем, кто же еще может найти пищу под корой сосны.

- Кто же питается насекомыми, обитающими под корой?

- Как дятел приспособлен к этому способу питания?

- Как можно назвать дятла?

- Какую пользу он приносит?

(Слайд 10)

- А еще под сосной и елью можно встретить небольшие кустарнички. Как они называются?

- Голубика, черника и брусника это еще и сладкая аптека. Ни одна ягода не сравнится с  этими северными ягодами. Вот, например, черника помогает восстановить зрение. (Слайд 11) 

А клюкву, растущую на болоте, даже называют северным лимоном. Клюквенный морс очень полезный, он спасает от гриппа.

(Слайд 12)  

Еще здесь растет светолюбивое и засухоустойчивое растение – очиток. У него мелкие, но очень толстые и мясистые листья. Они долгое время сохраняют внутри себя запас воды. Влагу очиток запасает во время дождя.

- Какой гриб растет под сосной? (Слайд 13) 

- Кто питается грибами?

- Кто же обедает в лесной столовой на сосне?

- Кто поедает хвою сосны?

- Кто питается корой сосны?

- Какую пользу приносят дятлы?

- Какие ягоды составляют сладкую аптеку?

Практическая работа

(Слайд 14)

- Рассмотрите веточки сосны и ели. Сравните хвоинки. Какие они у сосны?  

- А какие хвоинки  у ели?

 Подойди ……., потрогай веточки, сравни их на ощупь.

-  Давайте сравним шишки сосны и ели.

- Какая шишка у сосны?

- Какая шишка у ели?

- Какие животные питаются семенами еловых шишек?

- Ко времени созревания еловых семян в лесу собирается много лесных обитателей.

(Слайд 15)

Белка — большая лакомка этих семян. Любят еловые семена и клесты. С шумом, с песнями, нарушая покой зимнего леса, налетают они на вершины елок с гирляндами шишек. Клесты используют шишку частично, так как в мороз у них мерзнут лапки и они не в состоянии вылущить холодную шишку до конца. Весной, когда снег растает, белки и мыши находят и доедают то, что не доели клесты.

(Слайд 16)

Откройте учебник на с. 49. Рассмотрите сосну, выросшую в лесу, и сосну на опушке леса.  

- Чем они отличаются? Почему?

СОСНА 

(Доклад ученика)

Сосна - удивительное дерево. Растет она и на болотах, и на песках. Влаги потребляет немного, и самое главное  умеет ею пользоваться, т.е. испаряет экономно. Растет она быстро, не боится ни заморозков, ни ветра, живет долго. Густая, длинная хвоя задерживает мириады снежинок. В снежной шубе веткам не холодно. Но иногда эта шуба приносит гибель соснам. Под тяжестью снега ствол дерева может сломаться, а иногда деревья выворачиваются с корнем. Достигает высоты 35-40м, продолжительность жизни дерева 150-200 (иногда 400)лет.

Сосна светолюбивое растение. Она быстро тянется к свету, поэтому ствол у нее ровный и гладкий. Ветки расположены на самой верхушке. Внизу ствол покрыт коричневой корой. Вверху кора красная. Хвоинки у сосны держатся на ветках 2-3 года, постепенно сменяя друг друга. Семена созревают в шишках.

Дети  читают, находят  ответы  на  вопросы.

- Лесной санитар.

- Он  защищает лес  от  вредных  насекомых.

- Голубика, черника, брусника.

- Подосиновик.  

- Белки, лоси.

Ответы детей

- Большие,  колючие.

- Маленькие,  мягкие.

- Маленькая,  круглая.

- Длинная,  овальная.

- Белки, клесты и т.д.

- Сосны, выросшие на опушке леса, имеют длинный прямой ствол, их называют корабельными, так как раньше они шли на обшивку кораблей.

Познавательные:

общеучебные - извлечение необходимой  информации из  просмотренной презентации;

логические - дополнение и расширение имеющихся знаний.

Познавательные: 

общеучебные - осуществляют поиск нужной информации;

логические - анализируют объект, выделяют главное.

Регулятивные:

 действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя 

Личностные:   

- работа в парах;                             - умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать личный вклад.

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные УУД:                                                                                                                       

 - учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам    

 решения новой частной задачи;

Познавательные УУД:

-  развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать;  
-  развивать умение работать с разными видами информации; 
-  способствовать высказыванию своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.

Коммуникативные УУД:

-  взаимодействуют с учителем во время опроса;

-  продолжение  развития умения  использо-вать простые речевые средства для передачи своего мнения;

- умение полно и точно выражать свои мысли. 

Познавательные:

общеучебные - извлечение необходимой  информации из  просмотренной презентации;

логические - дополнение и расширение имеющихся знаний.

Регулятивные:

- определение  по внешнему виду, к какому  виду  относится та  или  иная  ветка,  шишка.

V. Физкультминутка.  

(Слайд 17)

Станем мы деревьями  сильными, большими.                  

Ноги - это корни  их расставим шире.

Чтоб держали дерево, падать не давали

Из глубин земли воду добывали.                                      

Тело наше - ствол могучий.

И своей верхушкой острой в небо упирается.

Наши руки – это ветви.

Вместе им не страшно, когда ветры дуют.                        

Пальцы веточками будут,                                                 листья закрывают их.                                                          

 Как придет за летом осень                                                

 разлетятся в миг.                                

Выполняют   упражнения  за  учителем

Регулятивные:                                                               - осуществляют  пошаговый  контроль  своих  действий, ориентируясь на  показ  движений  учителем.

VI.  Первичное  осмысле-

ние и закрепление

Цель: 

организовать усвоение учениками нового матери-ала с проговариванием во внешней речи

  1. Работа в рабочих тетрадях

- Ребята, откройте рабочие тетради на с.27,   задание 46, 47,48.

  2. Игра «Можно - нельзя»

- Я хочу прочитать одно стихотворение. Называется «Откуда стол пришёл?» Написал его С.Маршак. Послушаем:

Берете книгу и тетрадь

Садитесь вы за стол

А вы могли бы рассказать

Откуда стол пришел

Недаром пахнет он сосной

Пришел он из глуши лесной

Вот этот стол – сосновый стол

К нам из лесу пришел.

 -  Откуда стол к нам пришел?

 -  Из какого дерева он сделан?

 - А теперь оглянитесь и посмотрите по сторонам и скажите, какие предметы пришли к нам из лесу?

  - Вот видите, мы никак не можем жить без леса, без деревьев.

Нужно вспомнить правила, как вести себя в лесу.

Поиграем в игру «Можно - нельзя»

 • Ломать деревья и ветки (нельзя)

• Сажать больше деревьев (можно)

• Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя)

• Ходить только по тропинкам (можно)

• Рвать большие букеты цветов (нельзя)

• Любоваться ими (можно)

• Оставлять мусор в лесу (нельзя)

• Собрать мусор в яму и закопать (можно)

• Разжигать костры в лесу (нельзя)

• Беречь лес от пожара (можно)

• В лесу шуметь (нельзя)

- Как вы понимаете пословицу: «Много леса – не губи, мало леса -береги, нет леса – посади»?

(Слайд 18)

Выполняют задания в рабочей тетради.

- Из сосны.

- Стол,  за которым мы сидим; кровать, на которой мы спим; тетради, на которых мы пишем; карандаши, которыми мы рисуем.  

Дети отвечают хором.

Ответы  детей.

Коммуникативные:

принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу.

VII. Домашнее задание Итоги урока.  Рефлексия

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать  рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Для            Для того чтобы вы лучше усвоили

материал сегодняшнего урока, вы дома прочитаете текст учебника на с.48-49 и ответите на вопросы на с. 49.

(Слайд 19)

Проводит беседу по вопросам:        

- Что нового вы узнали о лесах?

- Кто обедает в лесной столовой на сосне?

-  Чем отличается сосновый лес от елового?

- Как мы с вами должны относиться к лесу?

Рисуем настроение.          

  Цветик - многоцветик.

- Сегодня на уроке я:

  • Научился …                               
  • было интересно…
  • было трудно… 2783
  • теперь я могу…
  • я научилась…
  • меня удивило…
  • мне захотелось… 

(Слайд 20)

- Сегодня на  уроке  активно работали…. (оценки).

На этом  наш урок окончен.

         

Отвечают
на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние
на уроке.

Личностные: 

- понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные:                                                              - прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. 

  • Коммуникативные УУД: 
  • оценка и самооценка учебной деятельности;
  • обобщение и систематизация знаний;
  •  формирование умений полно и точно выражать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте.

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте....

Технологическая карта урока окружающего мира "Географическая карта"

Урок окружающего мира по теме "Географическая карта"  построен с применением одного из инструментов формирующего оценивания - листа самооценки. Работа с листом самооценки ведётся на про...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

технологическая карта урока окружающий мир по теме "карта нашего края" 4 класс ПНШ

Третий урок изучение и работы по карте нашего края. Работа по контурной карте....

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока окружающего мира Океан, которого нет на карте

Урок по теме «Океан, которого нет на карте и глобусе» это первый урок в разделе «Воздух и его свойства».Дидактическая цель: создание условий для  организации деятельности ...

Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.

Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической  картой...