Методическая разработка. "Дыхание и кровообращение" окружающий мир. 3 класс
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Илюшникова Ксения Викторовна

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhanie_i_krovoobrashchenie.docx462.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Дыхание и кровообращение»

Цель урока: знакомство учащихся со строением и работой дыхательной и кровеносной систем человека. Формирование у учащихся представлений о взаимосвязи дыхательной и кровеносной систем.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний                                                                                                                                                                                                                                                  Автор: Илюшникова Ксения Викторовна                                                                                 УМК: «Перспективная начальная школа»                                                                           Класс: 3

Задачи урока:

Предметные:

Объяснить  строение дыхательной и кровеносной систем.

Уяснить сущность явлений и освоения новых закономерностей.

Научить измерять пульс и соотносить его значение с нормой.

Метапредметные: 

Научить операции сравнения и синтеза на примере дыхательной и кровеносной систем.

Ставить предметные цели и задачи урока.

Сформировать умение оценивать свои достижения в усвоении учебного материала урока.

Помочь осознанно строить речевые высказывания в устной и письменной речи.

Личностные: 

Способствовать пониманию значимости безопасного, здорового образа жизни.

Уметь определять личностный смысл учения и проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Ход урока

1.Мотивирование к учебной деятельности

- Ребята, возьмитесь за руки, ощутите их тепло. Чувствуете как хорошо, когда в руке есть рука друга? Друг поможет и придаст уверенности в работе. И, конечно же, у нас все с вами … (получится).

Тихо сели. Ребята, сегодня к нам пришли гости. Что мы скажем нашим гостям? (Здравствуйте)

Справка: 1. Объяснение слова в различных толковых словарях: С.И. Ожегова, В.И.Даля, Н.И. Шанского.

В словаре С.И.Ожегова: «здравствуйте – употребляется как приветствие при встрече».

Первоначальное значение этого слова было глубоко благожелательным. Ведь «здравствуй» аналогично по первоначальному строению современному «приветствую». Так же, как и «Здравия желаю», повелось с древних времен и считалось жестом уважения при приветствии. Выражение произошло от слова «здравствовать» — быть здоровым, благополучно существовать.

К этому слову можно подобрать синонимы - процветать; антонимы -  болеть, хворать, недомогать.

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

 - Обратите внимание на центр нашего круга.  Что находится на столе (коробка). Чтобы узнать что внутри необходимо отгадать загадку:

Мы их, лёгких и красивых,
В очень ярких переливах,
Через трубку надуваем
И на волю отпускаем.
(Мыльные пузыри)                        

(Ученик открывает коробку, пускает мыльные пузыри).

-Как вы думаете, что необходимо было сделать, чтобы пустить пузыри? (подуть)

- Что необходимо человеку, чтобы подуть? (воздух)

- Попробуйте выдохнуть воздух и на несколько секунд задержать дыхание.  

- Что вы почувствовали? (Необходимо снова вдохнуть).

- А сколько времени человек может обойтись без воздуха?

Факт (слайд 1): Человек без воздуха 1-2 минуты. Ловцы за жемчугом – 5 минут. Спортсмены до 10 минут.

 - Итак, кто догадался какая тема урока сегодня? (Дыхание)

- Откроем учебник на стр. и сверим ее с нашим предположением. (Дыхание о кровообращение)

- Какую цель мы поставим перед собой?

-Запишите тему и цель урока в ваши листы исследования. Попробуем выдвинуть гипотезу, которую необходимо подтвердить или опровергнуть в процессе изучения темы.

3. Выявление места и причины затруднений.

- Зачем же мы дышим? (Предположения детей). Воздух дороже золота, всех сокровищ мира. Без сокровищ можно прожить, а без воздуха - нельзя.

Даже при разговоре нам помогает дыхание

-Попробуем разобраться, а что же такое дыхание? Посмотрите на определение  слова «дыхание».

ДЫХАНИЕ - ЭТО ПРОЦЕСС ПОГЛОЩЕНИЯ ВОЗДУХА ИЗ КИСЛОРОДА И ВЫДЕЛЕНИЕ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА.

Видеоролик «Дыхательная система». 

https://youtu.be/MrZA0eWh4N4

-Когда мы вдыхаем, куда попадает воздух?( в легкие) А  сразу ли в легкие? Сначала в нос. А куда дальше?

- Откройте рабочую тетрадь на стр.  и выполним первое упражнение. Подпишите названия органов, которые участвуют в процессе дыхания. Проверка: по учебнику стр. или у доски.

- Слайд 2

-Это какая система? (дыхательная)

Интересный факт: Слайд 3.

 4. Физминутка.

«Холодный ветер» Вдох через нос, вдох через рот холодным воздухом губы трубочкой

«Теплый ветер» Вдох через нос, выдох чрез рот со звуком «ха»

«Нюхаем цветы» 3 коротких вдоха через нос, плавный выдох через рот

5. Продолжение первичного усвоения новых знаний

-Вспомните, состав воздуха. (Кислород, углекислый газ, азот)

-А какой газ необходим для дыхания? (Кислород)

-Мы наполнили легкие кислородом, и что происходит с ним дальше? (он попал в кровь)

-Что вы знаете о крови? (путешествует по всему организму по сосудам)

- Что же это за путешествие?

Видеоролик «Кровообращение»

 https://youtu.be/QlewVahd7PM

https://youtu.be/IK0Lui_JC1o

-К какой системе относится кровь? (кровеносная).

-Какой орган участвует в этой системе? (сердце). В ваших листах-исследования выполните первое задание: заполните пропуске. Проверка.

Интересный факт: сердце размером с кулак. В рабочей тетради заполним таблицу в 1 упражнении до конца. (проверка у доски)

 6. Физминутка «О кровообращении»

Выполнить сидя на стуле.

На счет раз, отвести голову назад. На счет два: голову наклоните вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз в медленном темпе.

7. Практическая работа.

- Как вы думает, какую роль, играет кровь при дыхании?  (ответы учащихся)

- Сопоставим свои предположения с учебником (ученик читает).

- Вывод: человеку необходимо дышать, при работе дыхательной системы большую роль играет движение крови в организме.

- У каждого человека сердце сокращается, т.е. бьется. При сокращении кровь с большой силой выталкивается в кровеносные сосуды. Стенки сосудов колеблются. Эти колебания можно ощутить в виде толчков. Это пульс. Число ударов пульса соответствует числу сокращений сердца в минуту (слайд 3)

- А вы знаете число ударов в минуту вашего сердца? А как можно узнать?

- Сегодня мы с вами научимся измерять пульс. Где можно измерить пульс (шея, рука).

- Отметьте точки измерения пульса на рисунке в листе исследования.

- Рассмотрите рисунок в учебнике на стр.146

Положите пальцы правой руки, так как показано на рисунке. Прощупайте пульс и сосчитайте количество ударов в минуту в состоянии покоя.

- Запишите данные в лист исследования.

- Во время физической нагрузки нашим мышцам требуется больше кислорода, то есть мы должны дышать чаще, а сердце – биться быстрее. Проверьте это на себе: приседайте 10 раз/попрыгайте. Измерим ваш пульс и запишем данные.

- Какой вывод можно сделать? (ответы учащихся).

8.Групповая работа

- Ребята, как называется раздел, который мы изучаем? (Мы и наше здоровье)

-  Кто занимается заботой о нашем здоровье профессионально? (врачи)

Представим себя в роли врачей и составим правила здоровья для дыхательной и кровеносной системы?

1 группа: Дыхательная система. Составьте из слов правила здоровья.

Отказ от вредных привычек

Движение

Контроль веса

Прогулка на свежем воздухе

Дыхательная гимнастика

2 группа: Кровеносная система. Выберите правила, которые необходимы для сохранения здоровья и придумайте формулировку.

C:\Users\User\Desktop\c6ecaea66ab543243c747f59fd9e0543.jpgC:\Users\User\Desktop\images.jpgC:\Users\User\Desktop\ph32.jpgC:\Users\User\Desktop\news_14182_image_900x_.jpgC:\Users\User\Desktop\ph32.jpgC:\Users\User\Desktop\33020958_.jpg

C:\Users\User\Desktop\c6ecaea66ab543243c747f59fd9e0543.jpgC:\Users\User\Desktop\besporyadok.jpgC:\Users\User\Desktop\Без названия (3).jpgC:\Users\User\Desktop\images (1).jpgC:\Users\User\Desktop\Без названия (2).jpgC:\Users\User\Desktop\Без названия (1).jpg

Выступление учащихся

9. Рефлексия учебной деятельности (итог)

-С какими системами организма познакомились?

- Какую цель мы перед собой поставили? Достигли мы цели урока?

Отметки:

Домашнее задание (приложение 3):

  1. Потренироваться измерять пульс у своих родителей в состоянии покоя.
  2. Стр. пересказ

Лист исследования

ФИ_________________________________________________________________________

Тема: _______________________________________________________________________

Цель: _______________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________

Гипотеза: Я предполагаю, что___________________________________________________ _____________________________________________________________________________

I. Вставьте пропущенные слова.

Сердце – это _________. Оно расположено в _________ части грудной клетки. Сердце обеспечивает ______________ крови по сосудам. Левая часть сердца перекачивает насыщенную кислородом кровь из ___________ в кровеносные сосуды - _________, проходящие через весь организм. Правая половина сердца получает кровь по _________ со всего ___________ и снова выталкивает в легкие.

II. Отметьте на рисунке основные точки замера пульса

C:\Users\User\Desktop\Без названия (4).jpg

III.  Основные показатели пульса (число сердечных сокращений)

ЧСС в покое ___________________________________________

ЧСС после нагрузки ____________________________________

IV.  Заключение  (нужное подчеркнуть)

Проведя исследование, гипотеза  подтвердилась / не подтвердилась.

Цель достигнута / не достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

Учебно - методический комплект по математике на тему "Класс миллионов. Класс миллиардов."

Учебно - методический комплект по математике на тему "Класс миллионов. Класс миллиардов."...

О.В.Узорова "Полный курс математики, 3 класс" (учебно- методическое пособие по математике для 3 класса )

Полный курс математики для третьего класса содержит все необходимые правила, все типы заданий, которые третьеклассник обязательно должен знать, чтобы потом использовать выученную теорию на практике.С ...

О.В.Узорова "Полный курс математики, 4 класс" (учебно- методическое пособие по математике для 4 класса )

Полный курс математики для четвёртого класса содержит все необходимые правила, все типы заданий, которые четвероклассник обязательно должен знать, чтобы потом использовать выученную теорию на практике...

Методическая разработка родительского собрания в 1 классе на тему: «1 класс- это сложно?»

Конспект и презентация родительского собрания в 1 классе на тему: «1 класс- это сложно?»...

Методическая разработка: развивающее занятие в 4 классе «Мое близкое будущее – 5 класс»

Данное занятие разработано на основе программы Хухлаевой О.В. "Тропинка к своему "Я". Рекомендуем педагогам-психологам проводить данное занятие в конце 4 класса. Цель занятия: псих...