Методическая разработка. "Дыхание и кровообращение" окружающий мир. 3 класс
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dyhanie_i_krovoobrashchenie.docx | 462.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Дыхание и кровообращение»
Цель урока: знакомство учащихся со строением и работой дыхательной и кровеносной систем человека. Формирование у учащихся представлений о взаимосвязи дыхательной и кровеносной систем.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний Автор: Илюшникова Ксения Викторовна УМК: «Перспективная начальная школа» Класс: 3
Задачи урока:
Предметные:
Объяснить строение дыхательной и кровеносной систем.
Уяснить сущность явлений и освоения новых закономерностей.
Научить измерять пульс и соотносить его значение с нормой.
Метапредметные:
Научить операции сравнения и синтеза на примере дыхательной и кровеносной систем.
Ставить предметные цели и задачи урока.
Сформировать умение оценивать свои достижения в усвоении учебного материала урока.
Помочь осознанно строить речевые высказывания в устной и письменной речи.
Личностные:
Способствовать пониманию значимости безопасного, здорового образа жизни.
Уметь определять личностный смысл учения и проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Ход урока
1.Мотивирование к учебной деятельности
- Ребята, возьмитесь за руки, ощутите их тепло. Чувствуете как хорошо, когда в руке есть рука друга? Друг поможет и придаст уверенности в работе. И, конечно же, у нас все с вами … (получится).
Тихо сели. Ребята, сегодня к нам пришли гости. Что мы скажем нашим гостям? (Здравствуйте)
Справка: 1. Объяснение слова в различных толковых словарях: С.И. Ожегова, В.И.Даля, Н.И. Шанского.
В словаре С.И.Ожегова: «здравствуйте – употребляется как приветствие при встрече».
Первоначальное значение этого слова было глубоко благожелательным. Ведь «здравствуй» аналогично по первоначальному строению современному «приветствую». Так же, как и «Здравия желаю», повелось с древних времен и считалось жестом уважения при приветствии. Выражение произошло от слова «здравствовать» — быть здоровым, благополучно существовать.
К этому слову можно подобрать синонимы - процветать; антонимы - болеть, хворать, недомогать.
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
- Обратите внимание на центр нашего круга. Что находится на столе (коробка). Чтобы узнать что внутри необходимо отгадать загадку:
Мы их, лёгких и красивых,
В очень ярких переливах,
Через трубку надуваем
И на волю отпускаем.
(Мыльные пузыри)
(Ученик открывает коробку, пускает мыльные пузыри).
-Как вы думаете, что необходимо было сделать, чтобы пустить пузыри? (подуть)
- Что необходимо человеку, чтобы подуть? (воздух)
- Попробуйте выдохнуть воздух и на несколько секунд задержать дыхание.
- Что вы почувствовали? (Необходимо снова вдохнуть).
- А сколько времени человек может обойтись без воздуха?
Факт (слайд 1): Человек без воздуха 1-2 минуты. Ловцы за жемчугом – 5 минут. Спортсмены до 10 минут.
- Итак, кто догадался какая тема урока сегодня? (Дыхание)
- Откроем учебник на стр. и сверим ее с нашим предположением. (Дыхание о кровообращение)
- Какую цель мы поставим перед собой?
-Запишите тему и цель урока в ваши листы исследования. Попробуем выдвинуть гипотезу, которую необходимо подтвердить или опровергнуть в процессе изучения темы.
3. Выявление места и причины затруднений.
- Зачем же мы дышим? (Предположения детей). Воздух дороже золота, всех сокровищ мира. Без сокровищ можно прожить, а без воздуха - нельзя.
Даже при разговоре нам помогает дыхание
-Попробуем разобраться, а что же такое дыхание? Посмотрите на определение слова «дыхание».
ДЫХАНИЕ - ЭТО ПРОЦЕСС ПОГЛОЩЕНИЯ ВОЗДУХА ИЗ КИСЛОРОДА И ВЫДЕЛЕНИЕ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА.
Видеоролик «Дыхательная система».
-Когда мы вдыхаем, куда попадает воздух?( в легкие) А сразу ли в легкие? Сначала в нос. А куда дальше?
- Откройте рабочую тетрадь на стр. и выполним первое упражнение. Подпишите названия органов, которые участвуют в процессе дыхания. Проверка: по учебнику стр. или у доски.
- Слайд 2
-Это какая система? (дыхательная)
Интересный факт: Слайд 3.
4. Физминутка.
«Холодный ветер» Вдох через нос, вдох через рот холодным воздухом губы трубочкой
«Теплый ветер» Вдох через нос, выдох чрез рот со звуком «ха»
«Нюхаем цветы» 3 коротких вдоха через нос, плавный выдох через рот
5. Продолжение первичного усвоения новых знаний
-Вспомните, состав воздуха. (Кислород, углекислый газ, азот)
-А какой газ необходим для дыхания? (Кислород)
-Мы наполнили легкие кислородом, и что происходит с ним дальше? (он попал в кровь)
-Что вы знаете о крови? (путешествует по всему организму по сосудам)
- Что же это за путешествие?
Видеоролик «Кровообращение»
-К какой системе относится кровь? (кровеносная).
-Какой орган участвует в этой системе? (сердце). В ваших листах-исследования выполните первое задание: заполните пропуске. Проверка.
Интересный факт: сердце размером с кулак. В рабочей тетради заполним таблицу в 1 упражнении до конца. (проверка у доски)
6. Физминутка «О кровообращении»
Выполнить сидя на стуле.
На счет раз, отвести голову назад. На счет два: голову наклоните вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз в медленном темпе.
7. Практическая работа.
- Как вы думает, какую роль, играет кровь при дыхании? (ответы учащихся)
- Сопоставим свои предположения с учебником (ученик читает).
- Вывод: человеку необходимо дышать, при работе дыхательной системы большую роль играет движение крови в организме.
- У каждого человека сердце сокращается, т.е. бьется. При сокращении кровь с большой силой выталкивается в кровеносные сосуды. Стенки сосудов колеблются. Эти колебания можно ощутить в виде толчков. Это пульс. Число ударов пульса соответствует числу сокращений сердца в минуту (слайд 3)
- А вы знаете число ударов в минуту вашего сердца? А как можно узнать?
- Сегодня мы с вами научимся измерять пульс. Где можно измерить пульс (шея, рука).
- Отметьте точки измерения пульса на рисунке в листе исследования.
- Рассмотрите рисунок в учебнике на стр.146
Положите пальцы правой руки, так как показано на рисунке. Прощупайте пульс и сосчитайте количество ударов в минуту в состоянии покоя.
- Запишите данные в лист исследования.
- Во время физической нагрузки нашим мышцам требуется больше кислорода, то есть мы должны дышать чаще, а сердце – биться быстрее. Проверьте это на себе: приседайте 10 раз/попрыгайте. Измерим ваш пульс и запишем данные.
- Какой вывод можно сделать? (ответы учащихся).
8.Групповая работа
- Ребята, как называется раздел, который мы изучаем? (Мы и наше здоровье)
- Кто занимается заботой о нашем здоровье профессионально? (врачи)
Представим себя в роли врачей и составим правила здоровья для дыхательной и кровеносной системы?
1 группа: Дыхательная система. Составьте из слов правила здоровья.
Отказ от вредных привычек
Движение
Контроль веса
Прогулка на свежем воздухе
Дыхательная гимнастика
2 группа: Кровеносная система. Выберите правила, которые необходимы для сохранения здоровья и придумайте формулировку.
Выступление учащихся
9. Рефлексия учебной деятельности (итог)
-С какими системами организма познакомились?
- Какую цель мы перед собой поставили? Достигли мы цели урока?
Отметки:
Домашнее задание (приложение 3):
- Потренироваться измерять пульс у своих родителей в состоянии покоя.
- Стр. пересказ
Лист исследования
ФИ_________________________________________________________________________
Тема: _______________________________________________________________________
Цель: _______________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
Гипотеза: Я предполагаю, что___________________________________________________ _____________________________________________________________________________
I. Вставьте пропущенные слова.
Сердце – это _________. Оно расположено в _________ части грудной клетки. Сердце обеспечивает ______________ крови по сосудам. Левая часть сердца перекачивает насыщенную кислородом кровь из ___________ в кровеносные сосуды - _________, проходящие через весь организм. Правая половина сердца получает кровь по _________ со всего ___________ и снова выталкивает в легкие.
II. Отметьте на рисунке основные точки замера пульса
III. Основные показатели пульса (число сердечных сокращений)
ЧСС в покое ___________________________________________
ЧСС после нагрузки ____________________________________
IV. Заключение (нужное подчеркнуть)
Проведя исследование, гипотеза подтвердилась / не подтвердилась.
Цель достигнута / не достигнута.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».
Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...
Отзыв руководителя методического объединения о работе учителя начальных классов Агеевой Вероники Геннадиевны.
Материал к конкурсу "Учитель года-2011"...
Учебно - методический комплект по математике на тему "Класс миллионов. Класс миллиардов."
Учебно - методический комплект по математике на тему "Класс миллионов. Класс миллиардов."...
О.В.Узорова "Полный курс математики, 3 класс" (учебно- методическое пособие по математике для 3 класса )
Полный курс математики для третьего класса содержит все необходимые правила, все типы заданий, которые третьеклассник обязательно должен знать, чтобы потом использовать выученную теорию на практике.С ...
О.В.Узорова "Полный курс математики, 4 класс" (учебно- методическое пособие по математике для 4 класса )
Полный курс математики для четвёртого класса содержит все необходимые правила, все типы заданий, которые четвероклассник обязательно должен знать, чтобы потом использовать выученную теорию на практике...
Методическая разработка родительского собрания в 1 классе на тему: «1 класс- это сложно?»
Конспект и презентация родительского собрания в 1 классе на тему: «1 класс- это сложно?»...
Методическая разработка: развивающее занятие в 4 классе «Мое близкое будущее – 5 класс»
Данное занятие разработано на основе программы Хухлаевой О.В. "Тропинка к своему "Я". Рекомендуем педагогам-психологам проводить данное занятие в конце 4 класса. Цель занятия: псих...