Осенняя экскурсия в природу.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Для 1-2 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen_ekskursiya.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:

 ПРИМЕТЫ  ОСЕНИ

                                      ( экскурсия в природу)

      Цели:  познакомить детей с особенностями природы осенью, изменениями, которые происходят в растительном и животном мире;

Формировать понятия об экологических пищевых цепях, положенных в основу жизни животного мира;

Развивать умение вести наблюдение за растениями и животными в осенний период;

Воспитывать любовь к природе родного края.

                                               ХОД ЭКСКУРСИИ

1. I. Слово учителя перед экскурсией

Учитель. Бродит осень по дорогам,

                  Ищет осень, где присесть,

                  Чтобы с грустью и  тревогой

                  О себе оставить весть...

Вот и к нам заглянула вечная странница – осень. Мы сейчас и посмотрим, какие весточки она нам оставила.

. Отгадайте загадки.

  1. Пришла без краски и без кисти,

А разукрасила все листья. (Осень)

  1. У кого одна нога,

Да и та без башмака? (Гриб)

  1. В дереве хатка, орешков горка и хозяйка есть. (Белочка)
  1. Учитель      Весна красна цветами, а осень – снопами.
  2. Осень идет, дождь за собой ведет.
  3. Осень всех наградила, но и все загубила!

2. Знакомство с маршрутом экскурсии, правилами поведения.

  Воспитатель знакомит учащихся с маршрутом экскурсии, правилами поведения.

3.Остановка «Парк – младший брат леса».

   - Почему можно так рассуждать? (Рассуждения учащихся)

   - Почему в парке стало светлее? (Опадают листья с деревьев)

   - Как называется это явление? (Листопад)

 II. Любование осенней природой

У. Вот пенек. На нем несколько осенних листочков. Это осень оставила записки о себе. Давайте возьмем по одному листочку и внимательно рассмотрим его. Прочитайте весточки осени.

Дети подходят, берут с осенние листья березы и осины,  любуются ими.

– На что похожи осенние листочки?

Дети.( На желтые кораблики,  на золотые  брошки осени,  на звездочки)

У. А как можно стихами сказать о красоте осенних листьев?

Дети читают наизусть строчки из стихотворений И.Бунина, Семенова, А.Пушкина.

Д.  Лес, точно терем расписной,

      Лиловый, золотой, багряный...

– Береза машет “на ветру крылом оранжевой расцветки”.

– ...В багрец и золото одетые леса.

У. Вы прочитали первые весточки-листочки осени и хорошо о них сказали.

      Каких только красок нет в осеннем лесу! Листья деревьев и кустарников становятся золотисто-желтыми и багряными, а травянистая растительность - соломенно-желтой. Медленно падают на землю листочки, устилая землю мягким ковром. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити паутины, и покрасневшие листья, падая, цепляются за нее.

      Стелются над землей осенние туманы, и кажется, будто низко-низко опустились облака, окутали землю белым густым покровом и пристально наблюдают за увядающей листвой растительного мира. Недолог этот красочный убор леса. Ветер и дождь оборвут последние листья, и оголенный лес станет светлым и прозрачным.

     А пока это время не наступило, наша растительность празднует прекраснейший праздник листопада.

   - Какие деревья остались зелеными и почему? (ель, сосна, лиственница)

   - У какого дерева листва желтеет первой? ( У березы)

   - Осень – это время созревания семян, сбора урожая. Желтый цвет - символ осени. Солнечный наряд садов, парков и лесов дал название этой поре года – золотая осень. Кроме желтого цвета для осенних пейзажей характерен серый и малиновый цвет. И очень интересно наблюдать, как природа одними и теми же красками пишет сначала радостный, яркий, солнечный пейзаж, затем грустный и нежный, и, наконец, тусклый, мрачный и унылый. -     Листопад, и необыкновенно красивый, навевающий грусть об уходящем лете и надвигающейся зиме, в нашем климате- необходимый для жизни деревьев естественный процесс. Из холодной промерзлой зимней почвы корни растений не смогут всасывать так необходимую им влагу, а листья, если останутся на зиму, будут продолжать свой естественный процесс- испарять влагу. В результате деревья неминуемо засохнут, погибнут. Кроме того, на облиственной кроне задержится огромная масса снега, и дерево под его тяжестью сломается. Почему желтеют листья осенью?

Кроме зелёного хлорофилла в листьях есть и другие вещества (пигменты), жёлтого и красного цвета, но их очень мало. Осенью образование хлорофилла прекращается и основным «красителем» листьев остаются только эти пигменты. Почему желтеют листья с наступлением холодов понятно, но почему они опадают?

Почему опадают листья?  К осени листья накапливают много полезных и вредных веществ. Полезные дерево забирает, а от вредных избавляется, сбрасывая листву.

Ещё один ответ на вопрос «почему опадают листья?». Дело в том, что через листья деревья отдают много влаги в результате испарений, а зимой корни дерева не смогут её восполнить. Избавляясь от листвы, дерево спасает себя от засыхания в холодное время года.

Мудрая природа все предусмотрела, обо всем позаботилась. Расставаясь со своим чудесным нарядом – сбрасывая осенью листья, деревья подготавливаются к суровой зиме.

А вот когда и кому сбрасывать листву- это деревья решают самостоятельно.

Листопад у каждого дерева совершается по-своему. Деревья одной породы сбрасывают листья не одновременно. Давайте посмотрим, в группе стоящих рядом деревьев одно совсем обнаженное, а на других- среди желто-красных листьев мелькают ярко-зеленые. Дерево как будто не хочет с ними расставаться

     - Как изменения в неживой природе повлияли на жизнь насекомых? (Их стало меньше)

       Бабочки с первыми осенними холодами гибнут, зимуют только отложенные ими яйца. Многие насекомые забираются под кору деревьев, в щели построек, и там перезимовывают. Не видно муравьев, они собираются в глубине муравейника и закрывают в него входы. Все население шмелиной семьи вымирает, остаются только молодые шмели, которые весной построят новое гнездо.

    - Сентябрь – это месяц «птичьих стай». Почему? (Ответы детей)

   - Насекомых становится меньше, поэтому улетают птицы – ласточки, стрижи, так как они питаются только насекомыми. Последними улетают гуси, утки и лебеди. Пока водоемы не замерзли, корма им хватает.

4. Игра «Верю – не верю»

Учитель  зачитывает утверждения. Учащиеся внимательно слушают. Отвечают «верю», если утверждение верное, «не верю» - если неверное.

      Мы идем осенью по лесу и видим, как под деревьями цветут подснежники  («не верю»), а на деревьях висят ягоды клюквы (« не верю»), сушатся грибы ( «не верю»), сидят среди желтых листьев ласточки и поют песни (« не верю»). Залаяла собака («верю»), из травы выскочил белый заяц («не верю»), и пустился бежать через поле к речке (« верю»), при этом он испугал жаворонка ( «не верю») и куропатку, которые поднялись высоко в небо и запели песни ( « не верю»), а зайчик прыгнул в воду ( «не верю»), нырнул в свой домик ( «не верю» ), забрался в мягкую постель и только потом успокоился, уснул на целую зиму ( « не верю»).

5.ГРУППОВАЯ РАБОТА.

   1-я группа – сбор семян, шишек, желудей.

   2-я группа – сбор листьев с деревьев, кустов.

--А что же такое листопад?

Д. Это когда листья падают с деревьев!

- А почему они падают?

Д. …

-     Листопад, и необыкновенно красивый, навевающий грусть об уходящем лете и надвигающейся зиме, в нашем климате- необходимый для жизни деревьев естественный процесс. Из холодной промерзлой зимней почвы корни растений не смогут всасывать так необходимую им влагу, а листья, если останутся на зиму, будут продолжать свой естественный процесс- испарять влагу. В результате деревья неминуемо засохнут, погибнут. Кроме того, на облиственной кроне задержится огромная масса снега, и дерево под его тяжестью сломается. Почему желтеют листья осенью?

Кроме зелёного хлорофилла в листьях есть и другие вещества (пигменты), жёлтого и красного цвета, но их очень мало. Осенью образование хлорофилла прекращается и основным «красителем» листьев остаются только эти пигменты. Почему желтеют листья с наступлением холодов понятно, но почему они опадают?

Почему опадают листья?  К осени листья накапливают много полезных и вредных веществ. Полезные дерево забирает, а от вредных избавляется, сбрасывая листву.

Ещё один ответ на вопрос «почему опадают листья?». Дело в том, что через листья деревья отдают много влаги в результате испарений, а зимой корни дерева не смогут её восполнить. Избавляясь от листвы, дерево спасает себя от засыхания в холодное время года.

Мудрая природа все предусмотрела, обо всем позаботилась. Расставаясь со своим чудесным нарядом – сбрасывая осенью листья, деревья подготавливаются к суровой зиме.

А вот когда и кому сбрасывать листву- это деревья решают самостоятельно.

Листопад у каждого дерева совершается по-своему. Деревья одной породы сбрасывают листья не одновременно. Давайте посмотрим, в группе стоящих рядом деревьев одно совсем обнаженное, а на других- среди желто-красных листьев мелькают ярко-зеленые. Дерево как будто не хочет с ними расставаться!

Игра «осенний листопад»

III. Звуки осени

У. Садитесь вот здесь  и послушайте звуки осени. Расскажите о них так, чтобы мы их тоже услышали.

Д. Листья шуршат под ногами.

– Листья опадают, как будто осень плачет.

– Под ногами живой ковер из листьев, листья на нас ворчат за то, что мы их топчем.

– Птицы тоскливо переговариваются.

– Ветерок еле шелестит листвой.

– Прошуршала мышка.

– Солнышко тихо и ласково греет щеку...

У. Какая музыка подходит под эту осень?

Д. Спокойная и грустная: Бетховен, Чайковский, Брамс.

У. А какие инструменты могут озвучить осень?

Д. Скрипка. Осень играет на скрипке, а смычок у нее из листьев.

– Гитара. Переборы струн – точно рябь по осенней воде.

– Саксофон. У него высокий звук, как высокое бездонное осеннее небо.

IV. Сбор природного материала.

V. Спасибо, осень

У. За что же, ребята, мы можем сказать осени спасибо?

Д. За лист, дрожащий на ветру, и прелесть листопада.

У. А чем вам в душе отзываются звуки осени? Ее краски, ее весточки?

Дети говорят, что осень отзывается грустью в душе, светлой печалью, яркой красотой, одиночеством, небрежностью художника-осени и т.д.

Затем дети собирают букеты из осенних листьев.

VI. Домашнее задание

У. Перечитайте стихи и попробуйте написать стихи про осень сами. Во-вторых, на основе сегодняшних наблюдений сделайте небольшие доклады о деревьях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенняя экскурсия в природу «В гости к деревьям»

Учебно-познавательная беседа во время прогулки об осенних изменениях в жизни живой и неживой природы...

Урок-экскурсия в городской парк «Осенние изменения в природе».

Наблюдение за осенними изменениями в природе....

ПРИМЕТЫ ОСЕНИ ( экскурсия в природу)

Цели:  познакомить детей с особенностями природы осенью, изменениями, которые происходят в растительном и животном мире;Формировать понятия об экологических п...

Урок-экскурсия «Осенние изменения в природе».

Урок-экскурсия «Осенние изменения в природе».Цели: знакомство с природными объектами и явлениями, расширение знаний детей о сезонных изменениях в природе; развитие умения наблюдать, сравни...

Экскурсия в природу по предмету "МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕК"

Экскурсия по предмету "Мир природы и человек", наблюдение за изменениями природы на конец весны.конспект разработан для млаших школьников с нарушениями интеллекта учащихся в 3 классе...

Природа (экскурсия). Ценность природы для людей.

Цели: познакомить учащихся с разнообразием природы; рассмотреть взаимосвязи между живой и неживой природой; определить значение природы для человека, прививать бережное отношение к природе....

Конспект экскурсии в природу. Экскурсия в осенний парк.

Конспект экскурсии в природу.Экскурсия в осенний парк....