План - конспект урока по окружающему миру "Иван III"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Беспалова Ярослава Валентиновна

План - конспект урока на тему "ИванIII", окружающий мир 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План - конспект урока30.47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по предмету "Окружающий мир", 4 класс. 

Беспалова Ярослава Валентиновна, учитель начальных классов.

Тема урока: "Иван III (Великий)"

Цель урока: формирование у учащихся представления об эпохе Ивана III.

Задачи:

·        Обучающие: обеспечить осознание цели учащимися, вызвав их личностное, заинтересованное отношение к ее достижению; проследить процесс завершения объединения русских земель вокруг Москвы, роль Ивана III, его место в истории России;

·        Развивающие: развивать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, способности к анализу; умение работать самостоятельно с первоисточниками;

·        Воспитывающие:  воспитывать активную гражданскую позицию; поддерживать  интерес к прошлому своей страны.

Оборудование:

·        Раздаточный материал (документы, информационные тексты)

·        Презентация «Иван Великий»(Приложение 1)

Используемые педагогические технологии:  уровневой дифференциации, подводящий диалог,  продуктивное чтение, деятельностный метод.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

Учащиеся рассаживаются по группам для дальнейшей работы.

- Как нам надо организовать наш урок, чтобы он прошёл успешно?

(Работать быстро, активно, внимательно.)

II.  Повторение и закрепление  материала

- Какой большой модуль мы сейчас изучаем?

- Важно ли нам знать это? Почему?

- Прежде чем перейти к новой теме давайте вспомним предшествующие события

1группа работает по  карточка (Приложение  2);

2 группа работает с учителем;

3  группа знакомится с новой темой по тексту учебника, определяет круг вопросов,  которые мы будем обсуждать на уроке.

- Почему наступили трудные времена на земле Русской?

-  Кто были врагами Руси?

-  Как защищалась Русь от врагов? Назовите главные битвы. (1242г., 1380г.)

- Вот такой  была Русь ко времени  правления Ивана III.

III.  Работа по теме урока

 - Прочтите тему. Всё ли понятно?

Какова цель нашего урока? (Ответить на вопрос: почему в памяти народа он остался Великим)

- Мы можем ответить на этот вопрос сразу? Почему?

- Спланируем дальнейшую работу

1. Знакомство с литературой.

2. Выделение главного, относящегося к теме урока.

3. Объединение  разрозненных фактов в единое целое.

- Где мы можем почерпнуть информацию?  

- Учащиеся из 3 группы расскажут, о чем мы сможем прочитать в учебнике. (Ответ учащихся 3 группы)

- А где еще мы сможем найти нужный материал? (Книги, интернет)

- Все ли книги могут быть нам полезны? Учимся отбирать источники.

1.

Энциклопедический словарь.

2

История государства Российского. Том 4.

3.

Л. Успенский « История слов».

4.

З. Назарова «Путешествие по Древней Москве».

5.

Мифологический словарь.

6.

Н. Карамзин «Русские государи».

- Источники, где мы не найдем  нужную нам информацию : 3,5;

          -  возможно,  найдем, надо посмотреть оглавление: 2, 4;

        -  найдём обязательно: 1, 6.

        

Физминутка

Задание учащимся:  работая в группах, найти ответ на главный вопрос урока.

1 группа    Иван  III «собиратель земель русских»  (слайд 5,6)

В ходе правления Ивана Васильевича произошло объединение значительной части русских земель вокруг Москвы и её превращение в центр общерусского государства. В результате долгих переговоров с князьями, а также родственных браков в состав московского княжества вошли:

Тверское и Белозерское княжества;

Рязанское княжество

Ярославское княжество

Дмитровское княжество

Ростовское и Тверское княжество

последним вошло Новгородское княжество.

Иногда подчинять себе князей  и борющихся за власть бояр приходилось силой.

        Перемены в положении великого московского князя, превратившегося из правителя одного из русских княжеств в повелителя обширной державы, не могли не привести к переменам в титуле.

        Как и его предшественники, Иван III пользовался титулом «великого князя всея Руси»

        В полный титул Ивана III были включены также и названия земель, вошедших в состав России; теперь он звучал как «государь всея Руси и великий князь Владимирский, и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Тверской, и Пермский, и Югорский, и Болгарский, и иных». Ещё одним нововведением стало появление титула «самодержец» или "царь".

Во времена правления  Ивана 3 появился новый герб — двуглавый орёл.

2 группа.   Введение общих законов

Объединение прежде раздробленных русских земель  требовало создания единых законов.   Ранее основным вершителем правосудия был князь, именно он решал "казнить или миловать"

В сентябре 1497 года в действие был введён Судебник — единый законодательный кодекс.

        Круг вопросов, отражённых в судебнике был широким: от уголовного права (о преступлении и наказании) до гражданского права (О спорах между гражданами)  Подобного единого кодекса не существовало даже в некоторых государствах Европы (в частности, в Англии и во Франции).

        Для управления делами государства появились прика́зы — органы  государственного управления.

Например в Москве были:

  • холопий приказ - для простых людей (холопов),
  • житный - отвечавший за продукты питания (жито - зерно)
  • приказ Большого двора - управление делами "великого князя",

Для лучшего управления огромными землями государства была введена поместная система 

Поместье — участок казённой (государственной) земли, данный государем в личное владение служилому человеку (стрельцы, казаки, пушкари, ) как награда за службу и источник материального дохода, с которого владелец поместья снаряжал себя для походов.

3.  группа Строительство Москвы (слайд 7 – 10)

        Большой шаг вперёд при Иване III сделало русское зодчество (архитектура). По приглашению великого князя в страну прибыл целый ряд итальянских мастеров.

        Уже в 1462 году начинается строительство в Кремле: был начат ремонт требовавших починки стен. Было решено возвести новый Успенский собор. Строительство было поручено московским мастерам; однако, когда до окончания работ осталось совсем немного, собор рухнул. В 1475 году в Россию был приглашён Аристотель Фиораванти, который сразу же взялся за дело. Остатки стен были снесены, на их месте был выстроен новый храм.         

        Строительство в Кремле, не прекращалось на протяжении всей жизни великого князя. Взамен старых деревянных и белокаменных укреплений были выстроены кирпичные; Итальянские зодчие превратили Кремль в одну из самых сильных крепостей того времени.

         Продолжалось строительство и внутри стен: в 1489 году псковскими мастерами был выстроен Благовещенский собор.

        Был возведён новый великокняжеский дворец, одной из частей которого стала возведённая итальянскими зодчими в 1491 году Грановитая палата. Всего, по сообщению летописей, в годах и в столице было построено около 25 церквей.

4 группа. Строительство в других городах. ( слайд11 – 12)

Масштабное строительство(прежде всего оборонной направленности)  проводилось и в других частях страны, Иван  3 укреплял границы своего государства.

5 группа  Развитие культуры  (Слайд 13-14)

Время правления Ивана III было также временем появления ряда оригинальных литературных произведений; так, в частности, в 1470-х годах написал своё «Хожение за три моря» тверской купец Афанасий Никитин. Автор посетил Кавказ, Персию, Индию и Крым. Однако большая часть записок была посвящена Индии: правлению, торговле, сельскому хозяйству, обычаям и традициям.

Игумен Иосиф был талантливым церковным писателем. Он является автором книги «Просветитель» и нескольких посланий о том, как лучше вести церковную службу. За свои труды после смерти был причислен к лику святых.

Летописание  в этот период переживает свой расцвет; при великокняжеском дворе интенсивно составляются и перерабатываются летописные своды.

6 группа.  Изгнание захватчиков.  Стояние на Угре. (Слайд15 – 16)

Выяснив, что хан Ахмат двигается к границе Великого княжества Московского, Иван III, собрав войска, также направился на юг, к реке Оке. На помощь великокняжескому войску пришли также войска тверского великого князя. В течение двух месяцев готовая к бою армия ждала противника, однако хан Ахмат, также готовый к бою, не начинал наступательных действий. Наконец, в сентябре 1480 года хан Ахмат переправился через Оку южнее реке Угре — границе между московскими и литовскими владениями.

Вот что говорит летопись:

30 сентября Иван III дал распоряжение войскам  двигаться в направлении реки Угры.

3 октября  на Угре начались ожесточённые столкновения. Попытки ордынцев переправиться через реку были успешно отбиты русскими войсками. Иван 3 послал хану дары и предложил отступить. Хан потребовал для переговоров не посла, а самого князя.

 26 октября 1480 года река Угра замёрзла.

Неожиданно армия хана Ахмата отступила.

Мороз и выпавший снег укрыли траву, огромная конница осталась без корма, лошади стали умирать от голода. Чтобы сберечь армию хан отступил.

«Стояние на Угре» завершилось фактической победой Русского государства, получившего желанную независимость.

Хан же Ахмат вскоре был убит; после его смерти в Орде разгорелась междоусобица.

IV. Итог урока.

Подведем итог всему сказанному.

Каковы итоги правления Ивана III? (слайд 17 – 21)

V.Инструктаж по выполнению домашнего задания (слайд 22)

VI. Рефлексия  (слайд 23)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по окружающему миру "Мой любимый город"

План-конспект урока по окружающему миру на тему "Мой любимый город", цели которого: -закрепить знания детей о родной стране, о столице России – Москве;-воспитание чувства патриотизма и любви к ро...

План - конспект урока по окружающему миру по теме "Обобщение"

В работе представлен план - конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме " Невидимые нити в природе".Урок составлен по теме "Невидимые связи в природе"  в соответствии с требования...

План-конспект урока по окружающему миру по теме "Животноводство" в 3 классе+ презентация

План-конспект урока по окружающему миру по теме "Животноводство" в 3 классе+ презентация...

План-конспект урока по окружающему миру и ОБЖ в 1 классе (Программа «Школа России»).

Тема урока: Откуда берется и куда девается мусор?Формирование представления об источниках бытового мусора и способах его утилизации;убедить о необходимости соблюдения чистоты в доме, поселке, на приро...

План- конспект урока по окружающему миру в 4 классе по УМК "Гармония"

Тема урока:ПОЧЕМУ ПОЖИЛЫМ ЛЮДЯМ НУЖНА ТВОЯ ПОМОЩЬЦели:  рассмотреть,  какие  изменения  происходят  с  организмом человека в старости; воспитывать любовь и за...

План-конспект урока по окружающему миру (3класс) на тему:"Разнообразие животных.Кто как приспособлен".

Урок окружающего мира в 3 классе по учебнику А.А.Плешакова. конспект урока и презентация....

План-конспект урока к окружающему миру 1 класс. Тема: " Где живут белые медведи? 4 урок в разделе: «Где и когда?»".

План -конспект написан для 1 класса, по авторской программе А. А. Плешакова  в соответствии программы "Школа России".Урок разработан на основе требований ФГОС. В конспекте расписаны все УУД.На ур...