Рабочая программ по окружающему миру для 1 класса (УМК "Перспектива" ФГОС)
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

Госпадинова Светлана Ивановна

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса (УМК "Перспектива" ФГОС)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Жердевская средняя общеобразовательная школа №2»

Рассмотрена и рекомендована                                               Утверждена приказом

к утверждению методическим        МБОУ «Жердевская СОШ №2»

Советом школы        Приказ №79

Протокол №1         от «30» августа 2020г.

от «30» августа 2020г.        Директор: __________ / ______ /

Рабочая программа учебного предмета

«Окружающий мир»

для 1 класса

на 2020-2020 уч. год

срок реализации 1 год

Составитель:

учитель  начальных классов МБОУ «Жердевская СОШ №2»    

Госпадинова Светлана Ивановна

Туголуково, 2020 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе следующих документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 года «273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ;
  • Примерная начальная образовательная программа общего образования;
  • Федеральный перечень учебников на данный учебный год;
  • Учебный план МБОУ «Жердевская СОШ №2»;
  • Авторская программа Плешакова А.А., Новицкой М.Ю. «Окружающий мир», утвержденный МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования;

Программа рассчитана на 61 час/год (2 часа в неделю) в соответствии с Годовым календарным учебным графиком работы школы на данный учебный год и соответствует учебному плану школы.

В процессе прохождения материала осуществляется промежуточный контроль знаний и умений в виде проверочных работ, тестовых заданий.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное строительство  речевых высказываний  в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты:

1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

5. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Обучающиеся должны знать:

  • свой домашний адрес и адрес школы;
  •  правила безопасности при переходе улицы;
  •  правила поведения при посещении музеев, библиотек, театров и других учреждений культуры; правила поведения во время экскурсий по селу и за селом;
  •  основы взаимоотношений людей в семье, в классе, в школе.

Обучающиеся должны уметь:

  •  различать объекты неживой и живой природы;
  •  различать и приводить примеры дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных, предметов старинного и современного обихода и природных материалов, из которых они изготовлены;
  •  различать и приводить примеры произведений рукотворной и нерукотворной культуры;
  •  приводить примеры из жизни своей семьи как хранительницы культуры определенного народа России (колыбельные песни, сказки, национальные блюда, семейные традиции и т. п.);
  •  рассказывать о красоте и достопримечательностях своего села, города; называть имена знаменитых земляков, вспомнив их профессии и роль в жизни людей;
  •  сравнивать суточный и годовой ритм в жизни природы с ритмом жизни человека (от детства до старости).

Содержание программы

Мы и наш мир. 11 ч.

Что такое окружающий мир. Природа. Неживая и живая природа.

Культура. Природа в творчестве человека.

Мы – люди. Как мы общаемся с миром. Люди – творцы культуры.

ОБЖ. Мир и безопасность. Опасные и чрезвычайные ситуации. ПДД.  Безопасная дорога от дома до школы. Мы – пассажиры.

Блок внеклассной, внешкольной работы: путешествие в ближайший парк,  в мир красок и звуков родной природы.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся должны знать:

  •  свой домашний адрес и адрес школы;
  •  правила безопасности при переходе улицы;
  •  правила поведения во время экскурсий по селу и за селом;

Обучающиеся должны уметь:

  • различать объекты неживой и живой природы;
  • различать и приводить примеры произведений рукотворной и нерукотворной культуры;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • проведения самостоятельных наблюдений в природе;
  • нахождения дополнительной информации;
  • соблюдения правил поведения в природе;

Наш класс. 13 ч.

Наш класс в школе. Мы – дружный класс. Учитель – наставник и друг.

Природа в классе. Как ухаживать за комнатными растениями. Что растет у школы. Мир за стеклянным берегом. Кто еще у нас живет? Какие бывают животные. Делу – время. Книга – наставник и друг. Потехе – час.

ОБЖ. Опасная ситуация в школе. Безопасное поведение в школе. Режим дня. ПДД. Правила дорожные знать каждому положено.

Блок внеклассной, внешкольной работы: участие в школьном осеннем спортивном празднике с программой народных детских игр родного края. Путешествие (с участием родителей) за околицу села для знакомства с природой в её естественных формах.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся должны знать:

  • комнатные растения и правила ухода за ними;
  • домашних животных и правила ухода за ними;
  • правила чтения и обращения с книгой;
  • правила безопасного поведения в школе.

Обучающиеся должны уметь:

  •  оценивать отношения, сложившиеся в классе;
  •  различать и приводить примеры дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных, предметов старинного и современного обихода и природных материалов, из которых они изготовлены;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • сотрудничества с одноклассниками при выполнении заданий в паре, определения очерёдности действий, осуществления взаимопроверки;
  • знакомства и общения детей друг с другом и со взрослыми.

Наш дом и семья. 15ч.

Мы в семье. Моя семья – часть моего народа.

Природа в доме. Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество. Красивые камни в нашем доме. Комнатные растения у нас дома.

Выйдем в сад. Овощи и фрукты на нашем столе. Про хлеб и кашу, чай и кофе. Дикорастущие и культурные растения.

Собака в нашем доме. Кошка в нашем доме. Дикие и домашние животные. С утра до вечера.

ОБЖ. Опасность у тебя дома. Огонь. Электричество. Ожог. Один дома. Звонок по телефону. Открывать ли дверь. Как вести себя с домашними питомцами. Когда четвероногие друзья опасны.  

Блок внеклассной, внешкольной работы: выставка «Семейный круг» по материалам семейных архивов учащихся с использованием таблиц «Родословное древо», составленных детьми совместно с родителями. Классный час «Семейные секреты вкусной и здоровой пищи».

Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся должны знать:

  • основы взаимоотношений людей в семье, в классе, в школе;
  • ухода за комнатными растениями и домашними животными;
  • назначение в доме воды, электричества, газа и их безопасное обращение с электричеством и газом.

            Обучающиеся должны уметь:

  • приводить примеры из жизни своей семьи как хранительницы культуры определенного народа России (колыбельные песни, сказки, национальные блюда, семейные традиции и т. п.);
  • определять с помощью атласа-определителя комнатные растения и домашних животных в своём доме.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения режима дня школьника, элементарных правил личной гигиены;
  • ведения здорового образа жизни.

Город и село. 13 ч.

Мы в городе, селе. Красота любимого города и родного села. Природа в городе. Что растёт в городе. Чудесные цветники. В ботаническом саду. Кто живёт в парке. В зоопарке. Войдём в музей!

Мы помним наших земляков. Все профессии важны.

ОБЖ. Как вести себя с незнакомыми людьми. ПДД. Переход и светофор. Переходим улицу. Дорожные знаки. Виды транспорта. Правила для пассажиров. Внимание! Авария! Как защитить себя во время аварии.

Блок внеклассной, внешкольной работы: экскурсия по родному селу; посещение библиотек, других культурно-просветительных учреждений. «Мастер своего дела»: встреча с родителями – представителями городских, сельских профессий.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся должны знать:

  • значения слов «земляки», «горожане»;
  •  правила поведения при посещении музеев, библиотек, театров и других учреждений культуры;
  • Дорожные знаки, сигналы светофора.

Обучающиеся должны уметь:

  • рассказывать о красоте и достопримечательностях своего села, города;
  • называть имена знаменитых земляков, вспомнив их профессии и роль в жизни людей;
  • соблюдать правила поведения на улицах и дорогах.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения в школе и дома, на улицах и дорогах, в природе и общественных местах;
  • обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

Родная страна. 7 ч.

Россия – наша Родина. Москва – столица России.

Мы – семья народов России.

Природа России. Охрана природы. Красная книга России. Заповедные тропинки.

ОБЖ. Мы – путешественники. Отдыхаем без опасности. Опасные растения и грибы. Съедобные грибы и ягоды. Соберём грибы и ягоды. Не трогай нас!

Блок внеклассной, внешкольной работы: совместный праздник детей и родителей «Наш класс – семья народов России».

Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся должны знать:

  • название своей страны и столицу России;
  •  пословицы, стихи, песни о своей стране.

Обучающиеся должны уметь:

  • находить на физической карте столицу своей страны;
  • находить общее и отличия в культуре народов страны.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осуществления поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • установления причинно-следственных связей изменения в природе.

Человек и окружающий мир.5 ч.

Взгляни на человека! Всему свой черёд. У каждого времени – свой плод. Я – часть мира.

ОБЖ. С кем дружат болезни. Если хочешь быть здоров. Я люблю своих родных.

Блок внеклассной, внешкольной работы: просмотр видеозаписи спектакля, кинофильма, представляющих человеческие судьбы. Чтение литературного произведения, знакомство с портретной экспозицией, представляющей динамику внешнего и внутреннего образа человека в течение его жизни.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся должны знать:

  •  человек,  часть большого мира;
  • о взаимосвязи человека с природой.

     Обучающиеся должны уметь:

  • сравнивать суточный и годовой ритм в жизни природы с ритмом жизни человека (от детства до старости).

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельной и творческой работы;
  • работы со схемами, таблицами, справочной литературой.

Тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

Практические работы

Тесты

1

Мы и наш мир

11

1

1

2

Наш класс

13

3

1

3

Наш дом и семья

15

2

2

4

Город и село

13

4

3

5

Родная страна

7

1

2

6

Человек и окружающий мир

5

-

1

Итого:

64

11

10

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

Для обучающихся:

1.Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2-х частях  Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. М.: «Просвещение», 2020

2.Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. М.: «Просвещение», 2020

3.Окружающий мир. Тесты. 1 класс Плешаков А.А., Новицкая М.Ю., Назарова З.Д. М.: «Просвещение», 2020

4.Окружающий мир. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь. 1 класс Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В. / Под ред. Плешакова А. А. М.: «Просвещение», 2020

Для учителя:

1.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

2.Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы основного общего образования.

3. Окружающий мир. Методические рекомендации. 1 класс. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю., Белянкова Н.М. и др. 

4. Окружающий мир. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 классы

5. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу "Окружающий мир". 1 класс. К УМК "Перспектива". ФГОС. Вако, 2020

Информационно-коммуникативные средства:

1.Электронные приложения к учебникам и тетрадям на сайте «Просвещение».

2.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР):  http://school-collection.edu.ru

3.Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru

4.Учительский портал: http://www.uchportal.ru/

5. http://www.nachalka.com/

6.ФГОС: Начальное общее образование http://standart.edu.ru

7.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. http://school-collection.edu.ru

8.Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку).  http://nsc.1september.ru/urok

9.Презентации уроков «Начальная школа». http://nachalka.info/about/193

Наглядные пособия:

1.Таблицы.

2.Иллюстрации растений и животных.

Материально-технические средства:

1.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров, картинок.

2.Компьютерная техника

3.Интерактивная доска

4.Видеопроектор

5.Экспозиционный экран