Открытый урок по окружающему миру 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Мужанова Надежда Владимировна

Предмет, класс: Окружающий мир 2 класс

УМК:  «Школа России», автор Плешаков А.А.

Тема: "Наша дружная семья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx101.11 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока:


I. Организация класса.

- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Ребята повернитесь назад о поприветствуйте гостей.  Мне очень приятно видеть вас всех.  Сегодня у нас будет интересный и в тоже время серьезный урок. Пусть в нашем классе взойдёт солнышко, которое подарит нам своё тепло и свет на весь день. (слайд 1)

Доброе утро, солнце!

Доброе утро, небо!

Доброе утро, всем нам!

Доброе утро, мир!

2. Самоопределение к деятельности.

Цель: формирование умения определять цели и задачи урока


А сейчас, ребята посмотрите на экран.
(слайд 2)

  • Что вы видите?  Мысленно загляните в окошко домика и послушайте стихотворение:

У меня есть мама!

У меня есть папа!

У меня есть бабушка!

У меня есть дедушка!

 А у них есть я!

  • Что или кого вы там смогли увидеть? (Родителей, детей, семью.
  • Почему вы так решили?  В доме обычно проживают семьи.)

- А может ли человек жить один и называть себя семьей ?
- Послушайте историю, которая произошла с одним мальчиком:

-  Жил-был мальчик Толя. Как и все дети, он учился в школе. Однажды Толя пошел в школу, не выучив урока, очень, боялся, что учитель вызовет его к доске.

– Ах, если бы я смог стать невидимкой, чтобы меня никто не видел и не слышал, – подумал он. Учитель начал урок с переклички. Когда очередь дошла до Толи, услышав свою фамилию, мальчик ответил: “Я здесь” Но учитель, вздохнув, сказал: “Жаль, что Толя не пришел сегодня в школу. Я как раз хотел вызвать его к доске отвечать”. Тут Толя понял, что стал невидимкой, и очень этому обрадовался. После урока ученики выбежали на улицу. Они весело разговаривали друг с другом, смеялись, играли в разные игры. Вместе с ними выбежал и Толя. Но ребята не видели мальчика. Толя напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень хотелось похвастаться, что он невидимка. Он подбегал то к одному, то к другому мальчику, говорил им что-то смешное, даже конфеты предлагал. Но ребята не замечали его. Толе стало скучно, и он побежал домой. Во дворе он увидел, что мама стоит на балконе и ждет его.

– Мама, вот он я! Но мама не слышала и не видела его.

– Не хочу быть невидимкой, – заплакал Толя. Хочу, чтобы мама меня видела, хочу разговаривать с ребятами, хочу, чтобы учитель вызвал меня отвечать урок! Очень плохо быть одному!

И Толя снова стал обыкновенным мальчиком.

– Заинтересовала вас эта история? Что особенного запомнилось?

– Ребята, что загадал Толя? (Стать невидимкой, чтоб его не спрашивали на уроке)

– Сбылось ли его желание? (Да)

– Какое чувство испытал Толя в начале истории? Как изменилось его чувство в конце? (В начале истории Толя радовался, а в конце расстроился и заплакал)

– Понравилось Толе быть невидимкой? Почему? (Нет. Потому что его никто не видел и не слышал. Толя не мог поиграть с ребятами).

– Какой вывод можно сделать из этого рассказа? (Человек не может жить на этом свете без общения с другими людьми.) Действительно, плохо человеку, когда ему не с кем поиграть, поговорить, поделиться своими горестями и радостями, то есть не с кем общаться. В своей жизни мы общаемся с разными людьми, но самые близкие люди для нас – это наши родные, наша семья.  Мы начинаем изучать новый  раздел: «ОБЩЕНИЕ». Разгадайте ребус и вы узнаете тему нашего урока. (слайд 3 7я).  На этом уроке мы более подробно остановимся на общении в семье. Но мы общаемся не только с людьми, но и с книгой. Давайте пообщаемся с учебником, откройте его на стр.42. Итак, тема урока: «Наша дружная семья». (слайд 4)

3. Постановка цели урока. (слайд 5)

-Сегодня на уроке:

- Уточним понятие «Семья», «традиции», поколения, культура общения.

 -  Узнаем правила общения в семье.

-Назовем признаки дружной семьи.

  -Посадим необычное дерево.

 4. Открытие нового знания. Словарная работа

   Прежде чем мы с вами начнем знакомиться с правилами общения и поведения в семье, давайте узнаем, а что же такое семья? - Где можно узнать точное толкование слова? (В толковом словаре) (слайд 6, 7)

Слово «семья» делится на два слова «семь» и «я» - это значит «семеро как я», ведь в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, цветом глаз или волос, характером.  Когда в семье царит уважение, тогда и Счастье приходит в дом.  Народная мудрость гласит «Счастлив тот, кто в радости и уважении живет!»(слайд 8) Как вы думаете, от кого зависит ваше счастье? Отгадайте загадки про самых важных людей в вашей жизни.

  1. Она лучше всех на свете,

Без нее прожить нельзя.

Есть она у Кати, Пети

И, конечно, у меня. (мама)

  1. Шкаф тяжелый кто подвинет ?
    Кто розетки нам починит,
    Кто все полочки прибьет,
    В ванной утром кто поет?
    Кто в машине за рулем?
    На футбол мы с кем пойдем? (папа)

  1. На него смотрю всегда

И беру с него пример.

Он на папу так похож!

Но только с сединой – и что ж? (дедушка)

  1. У мамы работа, у папы работа,

У них для меня остается суббота!

А  с нею я дома всегда,

Она не ругает меня никогда! (бабушка)

  1. Маме на радость, папе в награду,

Он появился, наследник – отрада.

Родной, несмышленый, пуговки–глазки –

Ему все вниманье, забота и ласки. (сын, брат)

6. Радость в глазах, в глазах удивленье,

В семье у нас нынче еще прибавленье!

В доме у нас появилась девчонка!

Теперь я ей брат, а она мне …(сестренка)

7. У мамы сестра

Веселей не найдете!

Ей очень горжусь

Ведь она моя … (тетя)

8. К нам приехал папин брат.

Встрече с ним я очень рад!

Он твердит, в глаза мне глядя:

«Руку жми, ведь я твой…(дядя)»

Молодцы, своих родственников вы знаете. Но семья – это не только группа родственников. Нас с вами тоже можно назвать семьёй. Какое определение подходит для нашей классной семьи? Правильно. Вы тоже являетесь частью одной большой школьной семьи.  Какой у нас общий интерес? (учёба, получение знаний) А как вы думаете нас с вами можно назвать семьей?

  • Что вас объединяет? Что выделаете вместе? Правильно.
  • А кто о вас заботится в школе как о своих детях? Кто вам помогает на уроках?  Совершенно верно.

Но, перефразируем народную пословицу Учёбе –время, отдыху –минута.

  1. Проведём физкультминутку.(слайд 16)

  1. Первичное закрепление.

ПРИЗНАКИ ДРУЖНОЙ СЕМЬИ. Какую семью можно назвать дружной? А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи. Для этого прочитайте предложения на доске и найдите те, которые могут быть признаком хорошей и дружной семьи. (слайд 17,18) 

ПОКОЛЕНИЯ СЕМЬИ. А вы знаете, что в каждой семье проживает несколько поколений? Поколение – это люди, живущие в одно время. Старшее поколение – бабушки и дедушки. Среднее поколение – мамы и папы. Младшее - дети. Посмотрите на экран. Давайте определим, кто входит в семью Нади и Сережи? Вернемся к помощнику-учебнику с.42 (слайд 19) Сколько поколений проживает в их семье? (мама, папа, Надя, Сережа. 2 поколения. Родители и дети).

КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ.  Рассмотрим рисунок (слайд 19). Как общаются в семье Нади и Сережи? Наши герои вежливые, внимательные и заботливые. Подумайте, что такое «культура общения»?  Вывод: вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к человеку- это культура общения. (слайд 20,21,22,23). Нужна ли она в семье? Почему? (Культура общения нужна нам, чтобы семья была дружная и счастливая)

- Можно ли обижать того, кто тебя любит? (Нельзя, потому что они любят и заботятся о нас). Семья – это семь я, а значит, семья – это постоянная помощь и поддержка друг другу. Рассмотрите на с. 43 учебника и расскажите, как взрослые помогают детям и дети взрослым в семье Сережи и Нади. Накройте те картинки, на которых изображено то, что бывает в твоей семье. (практическая работа) (слайд24)

- А как еще помогают друг другу в семье? Расскажите о своих домашних обязанностях. (выступление). В любой семье родные люди заботятся друг о друге: взрослые о детях, дети помогают взрослым.  Как родители заботятся о детях? А чем дети могут помочь своим родителям? Откройте рабочие тетради на с. 24. №2. Подчеркните обязанности, которые вы выполняете дома. (слайд 25)

 ТРАДИЦИИ. Ничто так не сближает членов семьи, как семейные традиции. Сколько прекрасных традиций живёт в семьях!  В каждой семье есть свои традиции. А что такое традиции? Традиции – это то, что передается от поколения поколению. В каждой семье есть свои особые традиции. Обратите внимание на экран. (слайд 26, 27). Что может относиться к семейным традициям? А какие традиции есть в вашей семье?(ответы детей)

7.Закрепление. РАБОТА В ПАРАХ «ДОМ МЕЧТЫ»

А сейчас давайте проверим, как усвоили новый материал. Вы сейчас будете создавать «дом своей мечты». При создании дома используйте те строительные материалы, на которых написаны те слова, которые, на ваш взгляд, нужны для дружной семьи. У вас на партах лежат    листочки. Постройте дом для дружной семьи. В центре дом из бревен. Справа и слева бревнышки, которые нужно вставить в ваш дом. Подумайте, посовещайтесь с соседом по парте, какие вам бревна нужны и присоедините их к домику карандашом.

  • Давайте посмотрим, что же вы выбрали? Какие слова вы использовали? (слайд 28) Молодцы. Все хорошо справились с заданием.

8. Итог
- В давние времена жила удивительно дружная семья. Огромная семья - 100 человек. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить семью. Когда правитель убедился, что это всё, правда. Он спросил главу семьи: «Как вам удаётся жить никогда, не ссорясь, не обижая друг друга. Тогда глава семьи взял бумагу и написал на ней 100 слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился. На листе было написано 100 раз одно и то же слово. Что это за слово, как вы думаете? «понимание».
- Так почему эту семью мы называем дружной, от чего это зависит? Что же главное в семье, на чём строятся крепкие семейные отношения. Что же такое семья?(слайд)

9.Домашнее задание. А сейчас послушайте внимательно домашнее задание.  В рабочей тетради на с. 23-24 представьте членов своей семьи. Наклейте фотографии и сделайте подписи к ним. Напишите добрые слова о каждом родном вам человеке. А о вас пусть напишут ваши мамы или папы.

10.Рефлексия.  Мне очень понравилось общаться с вами. А вам? Какое у вас настроение? Если прекрасное поднимите зеленый кружок, если немного грустно, поднимите желтый кружок. Если совсем грустно поднимите красный.

11.Оценивание. Все работали очень хорошо. Но хочу выделить некоторых учеников которые получили сегодня оценки.

Содание дерева. Пожелания учителя

 Я хотела бы пожелать всем нам и гостям — здоровья. Пусть будет мир, согласие, доверие, любовь, взаимопонимание в каждой семье.  Семью можно изобразить в виде дерева, а членов семьи – листочков этого дерева. У вас есть у всех рукавички.  На каждом пальчике ваших рукавичек нужно написать членов вашей семьи, а если семья большая – то на двух рукавичках. И приклеить их на наше дерево “Дружной семьи”. Ведь дружная семья не только дома, но и у нас в школе.

Спасибо за урок.

Конспект открытого урока

окружающего мира

 во 2 классе (ФГОС)

для методического объединения

учителя начальных классов

Мужановой Н.В.

Тема: «Наша дружная семья»

         50895589_nha.jpg

                                                                              

            Предмет, класс: Окружающий мир 2 класс

УМК:  «Школа России», автор Плешаков А.А.

Тема: "Наша дружная семья"

Цели: формировать навыки культуры общения и поведения в семье

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

  • Развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы.
  • Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Развитие осознания необходимости культуры общения в семье.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • Умение находить и формулировать проблему урока вместе с учителем.
  • Умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
  • Способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в учебнике, справочной литературе и других источниках.
  • Добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.
  • Развитие способностей к творческому мышлению.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.
  • Совместно договариваться о правилах работы в группе, в паре.

Предметные:

  • Отбирать из предложенных важные для семейной жизни условия
  • Уметь различать родственные взаимосвязи.
  • Определять роль в жизни человека культуры семейного общения

     Оборудование: Оборудование и пособия: мультимедийный проектор и доска, компьютер, презентация “Наша дружная семья. Окружающий мир. 2 класс. нарисованное дерево (ватман), ладошки (бумага) разных цветок и сигнальные карточки (зелёный/красный цвет), раздаточный материал.

Для учащихся:

  1. Карандаши, фломастеры, ручки.
  2. Учебники: Окружающий мир. 2 класс, часть 2.
  3. Рабочие тетради к учебнику Окружающий мир 2 класс.
  4. Листы   дли самостоятельной работы «Признаки дружной семьи».
  5. Рукавички

Анализ урока

            Урок по теме: «Наша дружная семья»  был проведён во 2 классе в масштабе образовательного компонента «Окружающий мир» базисного учебного плана «Мир вокруг нас»

Урок строился исходя из принципов педагогики сотрудничества. Максимальное вовлечение учащихся в творческую деятельность на уроке, занимательность материала взята как основа эмоционального фона урока.

Учебные возможности классного коллектива средние: недостаточно развита эмоциональная сфера и волевые качества детей. Одним из средств решения этой проблемы является проведение нестандартного урока творчества.

В процессе проведения урока решались следующие задачи: дифференциация обучения, расширение рамок учебной программы. Работая в зоне ближайшего развития ребёнка, поднять авторитет каждого ученика.

Эти задачи были достигнуты при реализации целей урока:  

-  Ввести понятие «Культура общения». Обсудить с детьми правила культуры общения в семье;

-  Развитие восприятия, воображения, творческих способностей;

-  Формирование интереса  к родословной своей семьи, воспитание чувства патриотизма.

Время на уроке было использовано рационально.

Форма организации учебного процесса – урок изучения нового материала с опорой на жизненный опыт детей.

При изучении нового материала был выбран словесный метод – беседа-сообщение, предполагающая включение ученика в процесс активного участия добывания новых знаний, наглядный метод – метод демонстраций с использованием ИКТ, практический метод – совместная творческая деятельность.

Стиль педагогического общения на уроке – общение на основе увлечённости совместной творческой деятельностью, дружеское расположение, на основе метода активного социального обучения – урок творчества. Настрой класса на уроке был положительным, учащиеся проявляли интерес к теме урока.

Средства обучения, используемые на уроке: речь,  выступления детей, компьютерная презентация.

Самостоятельная работа учащихся на уроке была построена по следующей схеме: продвижение от репродуктивного типа деятельности к творческому типу.

Для борьбы с перегрузкой учащихся была проведена физкультминутка. Время проведения физкультминутки выдержано: 15 минут с начала урока.

Для усвоения глубины материала использовалась творческая работа учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок окружающего мира в 3 классе (Плешаков А.А.) Очень подозрительный тип.

Познакомить детей с опасностями, которые подстерегают их       при общении с незнакомыми людьми, закрепить знания по разделу «Здоровье и безопасность»...

Открытый урок окружающего мира по теме «Зима – покой природы», программа «Школа – 2100»,1-ый класс

На данном комбинированном уроке создавались условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий. Ребята знак...

Открытый урок окружающего мира для 4 класса по теме "Я - житель наукограда"

Это урок был проведён в рамках конкурса "Педагогические таланты гоода Жуковского - 2008"...

Конспект открытого урок окружающего мира в технологии педагогических мастерских. 2 класс.

Педагогическая мастерская — это необычная форма проведения учебных занятий. Она состоит из последовательности взаимосвязанных этапов. На каждом из этапов опреде­ляющ...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 1 КЛАССЕ (УМК «Начальная школа XXI века») учитель начальных классов: Чальцева Марина Анатольевна Тема урока: Почему все в природе взаимосвязано?

Тема урока: Почему все в природе взаимосвязано?Тип урока: Урок - дискуссия.Цели урока в соответствии с ФГОС НОО: формирование у детей целостного взгляда на окружающий мир. Задачи:Углубление предс...

Открытый урок окружающего мира "Зима в мире растений" 2 класс.

Материал урока окружающего мира "Зима в мире растений" для 2 класса по программе Перспектива....