Конспект урока по окружающему миру для 4 класса
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Хайбулина Анастасия Равильевна

Тема урока: "Мир глазами астронома"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khaybulina_a_pnk_42_-_urok_okr_mira_4_klass.docx36.77 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир Дата: 10.09.2020

Класс:  Учитель: Павлова Л. И.

Студент: Хайбулина Анастасия Равильевна

Технологическая карта

Тема урока

«Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы. Звездное небо.»

Цель

Сформировать представления о Вселенной, размерах и природе Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезды.

Задачи

Познакомить учащихся с наукой, изучающей Вселенную, - астрономией;

Развивать познавательный интерес и умение наблюдать, анализировать, обобщать

Планируемые образовательные результаты (предметные)

-узнать, что такое астрономия, Вселенная, Солнечная система;

-учиться рассказывать о мире с точки зрения астронома, изготавливать модель Солнечной системы;

-узнать подробнее о планетах Солнечной системы;

-научиться объяснять причины смены дня и ночи и времен года

Личностные результаты

Личностные:

- строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия.

Метапредметные универсальные действия

Познавательные:

- осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы, извлекать информацию из схем, иллюстраций;

Коммуникативные:

- соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Регулятивные:

- понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний;

Оборудование урока

Учебник А. А. Плешаков Окружающий мир 4 класс, часть 1, презентация к уроку.

Основные понятия и термины

Астрономия, астроном

Сценарий урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организация и мотивация к учебной деятельности

1. Приветствие и мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте ребята, меня зовут Анастасия Равильевна, урок окружающего мира сегодня проведу у вас я. Я рада приветствовать вас на уроке и желаю вам хорошего настроения.

Вот книжки на столе, а вот тетрадки…

Не хочется играть сегодня в прятки

И недосуг дуть на корабль бумажный –

Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

 – А почему он важный? Постараемся ответить на этот вопрос в конце урока.

Приветствуют учителя.

Настроились на урок.

Проверили готовность к уроку.

Рег:

способность к мобилизации сил и энергии

2. Актуализация опорных знаний

  1. Беседа, работа по учебнику

- В этом году нам предстоит узнать много нового, быть астрономами и географами, историками и экологами, наблюдателями и исследователями, путешествовать по воде и суше, освоить космическое пространство и опуститься глубоко под землю, узнать о прошлом и настоящем нашей родины.

– А сейчас откройте книгу учебника на последних страницах и просмотрите содержание. Какие разделы мы будем изучать и сколько разделов в данном учебнике?

– Какая тема вас заинтересовала?

- Обратите внимание и на условные обозначения, которые встретятся на страницах учебника.

Дети читают содержание, называют разделы.

3 раздела: «Земля и человечество», «Природа России» и «Родной край – часть большой страны».

Ученики перечисляют понравившиеся темы.

Ученики рассматривают условные знаки, читают, что они обозначают, на обороте титульного листа учебника.

«Земля и человечество».

Позн.:

структурирование знаний;

выбор способов решения задач.

3. Выявление места и причины затруднения

1. Самоопределение к деятельности

– Откройте учебник на с. 3. Прочитайте название первого раздела.

– А теперь отгадайте загадку.

С телескопом много лет

Изучает жизнь планет.

Как ученого мы зовем?

Кто же это? (Астроном.)

– Что вы знаете об астрономах? (Высказывания детей.)

– Кто догадался, о чем сегодня будем говорить на уроке? (Ответы детей.)

Земля и человечество»

Ответы детей

Позн.:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Рег.:

целеполагание, планирование

4. Построение проекта и решение проблемы

1. Рассказ учителя

- А сейчас я вам немного расскажу про астрономию.

Астрономия является одной из старейших наук. Она оказывает огромное влияние на развитие других областей знаний о действительности. В 2009 г. мир отметил 400-летие наблюдения звездного неба с помощью телескопов. В 1609 г. итальянский ученый Галилео Галилей первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел и сделал ряд выдающихся астрономических открытий. Он обнаружил, что на Луне есть горы, а на Солнце – пятна, что у Юпитера есть спутники, у Сатурна – кольца, а Млечный Путь состоит из звезд. В 1960-е гг. с помощью космических аппаратов, созданных российскими учеными, были открыты для всего человечества новые знания о Луне, Венере, Марсе. Космонавтика – одно из немногих направлений науки, где наша страна сохраняет лидирующие позиции в мире. И все это потому, что астрономия, преподаваемая в школах, открывает детям прекрасный и загадочный мир Вселенной! Именно из бывших школьников, влюбившихся в звездное небо, вышли талантливые конструкторы и космонавты – ученые международного уровня.

Дети слушают учителя.

Позн.:

структурирование знаний; моделирование; установление причинно – следственных связей; доказательство;

выбор эффективных способов решения задач.

5. Реализация сформированной модели

1.Беседа, словарная работа

-Какие небесные тела вы знаете?

- Давайте познакомимся с новыми словами:

Астрономия – наука о небесных, или космических телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом.

Астроном – специалист по астрономии.

Слово «астрономия» происходит от двух греческих слов: «астрон» - звезда и «номос» - закон. Наука появилась еще в древности и до сих пор она делает все новые открытия.

2.Работа по учебнику

- Откройте учебник на с. 4. Прочитайте задание. Вам предлагается составить рассказ о мире с точки зрения астронома.

3.Рассказ учителя

– С точки зрения астрономов мир – это Вселенная или Космос. Солнце и движущиеся вокруг него тела составляют Солнечную систему.

Планеты у Солнца танцуют как дети:

Меркурий заводит их хоровод,

Чуть дальше Венера в пространстве плывет.

Встречаем мы Землю рядом с Луной

И огненный Марс, что кружит за Землей.

За ними – Юпитер, из всех великан,

И дальше Сатурн в кольцах видится нам.

Последние три едва различимы,

Мрачны и холодны, но их отличим мы:

Уран и Нептун и кроха Плутон.

– Это стихотворение поможет вам запомнить названия планет Солнечной системы и их расположение относительно Солнца.

Кроме планет, во Вселенной бесчисленное множество звезд и других небесных тел.

Высказывания детей.

Специалист, изучающий небесные тела – звезды, планеты.

Дети составляют небольшие рассказы.

Рег.:

осознают качество и уровень усвоения;

Ком.:

умеют слышать, слушать и понимать партнеров;

Позн.:

анализируют, сравнивают, делают выводы.

6.Первичное закрепление с проговариванием вслух

1.Рассказ учителя с элементами беседы

Существует несколько гипотез (предположений)
о том, как родилась Солнечная система.

– отгадайте загадку:

Колокольчик синенький прозвенел букашке:

– Ты скажи мне, милая, что там за ромашка

Выросла над облаком желтая такая,

Яркая, лучистая, очень уж большая?

– Это, кроха, не цветок, – та в ответ смеется, –

Это крупное светило под названьем... (солнце).

– Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Люди понимали это еще в глубокой древности и почитали Солнце как божество.

Они называли его по-разному: в Древней Греции Солнце называли Гелиос,
в Египте –
Ра, а наши предки славяне – Ярило.
В честь Солнца слагались гимны. Вот один из
гимнов древнегреческого поэта Гомера:

Солнце в движении вечном бледнеть заставляет светила,

Солнце сияньем пурпурным земли заливает пределы.

Солнце – друг земледельца, ко всем морякам благосклонно.

Солнце – дней и ночей божество, венец и начало.

Только его одного из богов, царящих в мире,

Нам дано лицезреть…

– Почему о Земле можно сказать «наш космический корабль»?

- Правильно, молодцы.

- А сейчас давайте немного отдохнем.

Слушают учителя

Отгадывают загадку

Потому что это планета, и она движется в космосе, как и остальные небесные тела.

Ком.:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, аргументировать своё мнение.

Рег.: прогнозирование, коррекция.

Физминутка

Вы наверно устали?

И поэтому все встали?

Дружно вытянули шеи

И как туш зашипели (ш – ш - ш)

Пошипели, замолчали.

И как зайки поскакали.

И за кустиком пропали.

Выполняют движения

Лич.:

- установка на здоровый образ жизни.

7. Самостоятельная работа с самоконтролем

1. Работа с презентацией, рассказ учителя

 - Вот мы отдохнули и продолжаем работать.

- Ребята, посмотрите на экран, давайте вставим пропущенные слова. (слайд 7)

- Ребята, скажите, а какие планеты Солнечной системы вы знаете?

- Правильно, молодцы.

- Большинство планет можно увидеть с земли невооруженным глазом. Они кажутся яркими звездами на небе. Одна из планет земля она сравнительно небольшая ее диаметр 12 740 км

- А как вы думаете, какая из планет самая большая и самая маленькая?

- Действительно. Самая большая планета Юпитер. Диаметр Юпитера в 11 раз больше диаметра Земли, а масса в 318 раз больше массы нашей планеты. Самая маленькая планета Меркурий, ее диаметр 4880 км.

У большинства планет есть естественные спутники. У Земли один спутник - Луна, у Марса два, у Сатурна более 60. Кроме того, у Сатурна есть хорошо заметные в телескоп кольца. Они кажутся сплошными, но на самом деле состоят из огромного числа кусков и глыб льда, которые движутся вокруг Сатурна. Кольцо, только гораздо менее заметные, обнаружены у Юпитера, Урана и Нептуна.

2.Беседа, рассказ учителя

- Ребята, а что такое звезда?

- Правильно.

- А что такое созвездие?

- Правильно.

- А какое созвездие вы знаете?

Современные астрономы разделили небо на участки –созвездия. Мы их узнаем по наиболее ярким звездам, которое обычно образуют ту или иную фигуру. Всего насчитывается 88 созвездий. Кроме Большой Медведицы, на небе есть Малая Медведица. Ее звезды тоже образуют фигуру в виде ковша, только он меньше, чем ковш Большой Медведицы. На конце ручки ковша Малой Медведицы находится одна из самых знаменитых звезд - Полярная звезда. Она указывает точное направление на север. Раньше она была первой помощницей путешественников, заменяя им компас.

Также на небе можно найти созвездие Ориона, а слева вниз от него расположилось другое интересное созвездие - Большой Пёс. Созвездие Орион названо по имени охотника из древнегреческих мифов, а Большой Пёс - в честь одно из его собак. В этом созвездии находится самая яркая звезда на небе - Сириус. Удивительно красивая звезда! Она завораживает наблюдателя своим голубоватым сиянием.

Выполняют задание.

Земля, Луна, Юпитер, Марс, Сатурн.

Самая большая планета Юпитер, а самая маленькая планета Меркурий.

Звезда – небесное тело, которое мы ночью видим на небе.

Созвездие – это группа звезд.

Большая Медведица.

Ком.:

слушать и понимать друг друга, сотрудничать с товарищами.

Рег.:

учить самооценке самоконтролю выполняемой работы.

Ком.:

умеют слышать, слушать и понимать партнеров.

Позн.:

анализируют, сравнивают, делают выводы.

8. Включение в систему знаний и повторений

1.Беседа

– Какова была цель урока?

– Что изучает астрономия?

- Что такое Вселенная?

- Коротко расскажи о планетах Солнечной системы.

- С какими звёздами вы познакомились?

Посмотреть на мир глазами астронома.

Высказывания детей.

Астрономия – это наука о небесных, или космических, телах.

Вселенная – это мир.

Самая большая планета Юпитер, а самая маленькая планета Меркурий.

Полярная звезда, Большой Пёс, Сириус.

Рег.:

учить самооценке, самоконтролю выполняемой работы.

9. Рефлексия учебной деятельности на занятии

1.Рефлексия

– Дополните предложение: «Теперь я знаю, что…» Отвечайте по цепочке.

2.Домашнее задание

Стр. 4-21

- Урок окончен

-До свидания.

Оценивают свою работу на уроке.

Прощаются с учителем.

Личн.:

оценка собственной учебной деятельности.

Учитель: __________Павлова Л.И.                                            Методист: __________Разинькова Л.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: открытие нового знанияЦели:   - познакомить учащихся с млекопитающими  животными;              - показат...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: Пришла весна

Цели:Образовательные:Познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе.Научить ребят наблюдать признаки весны, определять последовательность событий в природе и их связи.Обогащать ...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: «Распознание деревьев своей местности по листьям ( связь живой и неживой природы) (Учитель МБОУ СОШ№5 г.Красный Сулин Деревянченко О.В.)

Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличи­тельные признаки. Эти признаки помогают распознавать де­ревья.Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознав...

Конспект урока по окружающему миру 1 класс Тема урока:Дикие и домашние животные.

Конспект урока  по окружающему  миру1 классТема урока:Дикие и домашние животные.Цели: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных; уточнить правила обращения с жи...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....