Святость отцовства и материнства. Конспект урока. Окружающий мир 3 класс
план-конспект урока (3 класс)

Анохина Любовь Валентиновна

 "Святость отцовства и материнства". 3 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_3_klass.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Святость отцовства и материнства

Цель: Познакомить с народными традициями, связанными с рождением ребёнка, показать значимость уважительного отношения к старшим; формировать познавательную активность обучающихся; воспитывать речевую культуру детей, развивать внимание, творческое воображение; воспитывать любовь и уважительное отношение к родным и близким.

Планируемые результаты: (УУД)

Личностные: - проявляют уважение и любовь к родителям, владеют умением оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

Регулятивные –  планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, оценивают правильность выполнения действий, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей

Познавательные: строят речевые высказывания в устной форме, мотивированное суждение о почтении к родителям как нравственной норме всех народов России и мира;  владеют умением извлекать информацию из  фотографий; умением делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные: используют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Оборудование:  учебник  Плешакова А.А, Новицкой М.Ю «Окружающий мир» 3 класс (УМК «Перспектива»), электронное приложение к учебнику «Окружающий мир. 3 кл.»; семейные фотографии обучающихся, фотографии многодетных семей, детская презентация на тему «Моя семья», ромашки с именами детей, кластер «Семья», «Словарь русского языка» под ред. Ожегова С.И., запись колыбельной песни, музыка для физкультминутки.

     Этапы урока 

                                                              Деятельность учителя

     Деятельность  учащихся                  

1.Орг. момент. Мотивация к деятельности

- Здравствуйте, ребята.  Я рада встрече с вами и постараюсь рассказать много нового и интересного, а вы в свою очередь поделитесь со мной своими мыслями и знаниями.

2. Актуализация знаний, постановка учебной задачи.

И начнём мы наш урок со сказки 

   -  Давным-давно на далеком острове жил мальчик. Он жил совсем один. Никто его  не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился орехами и фруктами. Но было этому мальчику очень грустно.

Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. Он был очень старый, но очень мудрый.

-  Куда ты идешь? - спросил старик

-  Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.

-  Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик.          

.Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки.

-      Послушай! - сказал старик. - Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.

Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым.

- Почему мальчик стал счастливым?  

Дети слушают сказку.

- Произошло это потому, что у него появилась семья. 

3. Сообщение темы урока.

Целеполагание

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на эти фотографии.

- Кого мы видим на фотографиях?

- Что объединяет этот ряд фотографий?

- Всмотритесь в лица родителей. Какие чувства они выражают? Обоснуйте свой ответ.

- Что можно сказать о детях, изображённых на этих фотографиях? Почему?

Учитель обобщает ответы детей.

- Старайтесь поступать так, чтобы ваши родители были счастливы и чаще улыбались не только на фотографиях.  Тогда вы и сами будете намного счастливее!

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

- Рождается новая семья, затем в ней появляются дети. Сегодня мы будем говорить о традициях русского народа, связанных с семьёй  и рождением ребёнка.

- Мам и пап со своими детьми.

- Дети счастливы, потому что рядом родители.

- О семье, о детях.

4. Первичное введение материала

1) - Прочитайте текст на с. 36 учебника и скажите - какие обычаи были связаны с появлением ребенка в русской семье?

- Подумайте, ребята, что же происходит в семье дальше?

Самостоятельное выборочное чтение по учебнику

Краткий рассказ об обычаях.

-Ребёнку дают имя.

5. Аналитический этап

1) Имянаречение.

(ЭП–  наречение имени в православной семье)

    Имя – бесценное сокровище всякого человека. Оно «на воде не тонет, в огне не горит, в земле не гниёт», - как говорит народная загадка. Новорождённый младенец получает своё имя в зависимости от семейных традиций. В православной семье именем нарекают во время крещения. Иногда это имя святого, в день памяти которого малыш появился на свет. Либо выбирают в пределах 8 дней до или после его рождения.

- Кого из вас назвали в честь святого, день памяти которого отмечают в дни вашего рождения?

Часто в семье имена передаются детям по наследству от старших и почитаемых родственников.

- Кого из вас назвали в честь дедушки ли бабушки?

- Что вы знаете о своих именах?

 2) Первый документ

      Семейные традиции наречения именем могут быть и не связаны с религиозной культурой. Но в любом случае родители обсуждают друг с другом свой выбор, советуются с родными.  Это очень ответственно – подарить рёбёнку имя, которое он будет носить всю жизнь.  Любя своё дитя, родители хотят, чтобы ему досталось красивое имя. После того как имя выбрано, оно будет  записано в первом документе – свидетельстве о рождении.

- Русская поговорка гласит: « У милого дитяти много ласковых имён»

Создайте ромашку своего имени ( в центре запишите своё полное имя, а на лепестках используя уменьшительно – ласкательные суффиксы имена, которыми вас называют родные, близкие и друзья).

Вот, ребята, сколько разных имён может быть у одного человека. А теперь поднимите руку те, у кого в семье 1 ребёнок, 2 детей.

- Скажите, как называются семьи,  в которых много детей?

- На сегодняшний день в нашей стране самая многодетная семья – семья Николаевых из г. Великие Луки, где воспитываются 19 детей. В Мордовском районе есть семья, в которой  растут 12 детей.

- Дети в многодетных семьях по обычаю дружны и любят друг друга.

Физкультминутка

-Хорошо ребятам, у которых есть мамы и вот такие папы, но к сожалению есть дети, у которых нет родителей.

- Как их называют?

(ЭП – приёмные семьи )

«Не строй церкви, пристрой сироту»,-  учит великому делу милосердия русская пословица. С давних пор идёт традиция брать на воспитание детей, которые потеряли родителей. В старину приёмными отцами и матерями сиротам становились их родственники. В наше время эта традиция существует в разных формах. Бывает, осиротевшего ребёнка усыновляет бездетные муж и жена, которые мечтают о счастье отцовства и материнства. А бывает, что муж и жена воспитывают приёмных детей наравне с родными, щедро даря тем и другим родительскую любовь.

- У нас в Тамбовской области живёт удивительная семья священника отца Владимира Андреева, в которой воспитываются 11 детей, среди них родных - 4 детей.

  В семье  Гришиных из Оренбурга вырос сын- студент Костя и его родители решили взять на воспитание дочку. И вот когда они уже познакомились с девочкой, то узнали, что у неё есть 3 сестры. Татьяна и Владимир, не раздумывая, усыновили и их.

В нашем  районе в 5 семьях воспитываются 8 детей.

- Как вы думаете, ребята, много надо вложить труда, чтобы вырастить ребёнка?

 – Сколько бы детей не было в семье, родительская любовь окружает малыша с самого рождения. Его растят и «пестуют».

- Что означает слово «пестовать»?

 

- Рассмотрите старинные детские игрушки для малышей. Из чего они сделаны?

- Что общего в старинных и современных игрушках для малышей?

- У каждого народа существовали песенки, которые развлекали и убаюкивали малышей.

- Как они назывались?

Слушают рассказ учителя

Отвечают на вопросы

Сообщения учеников по теме

«Моё имя»

 

Обучающиеся составляют «ромашку имени»

2 – 3 ученика перечисляют свои имена.

- Многодетные семьи.

Представление детской презентации «Моя семья»

Запись  «Песенки про папу»

- Сироты.

- Очень много

- О ребенке надо заботиться, ухаживать, ласкать.

В словаре Ожегова ( с. 416) находят толкование слова «пестовать»

Обучающиеся сравнивают свои рисунки с игрушками на слайде ЭП

- и те и другие нужны, чтобы успокоить и развлечь ребёнка.

- Колыбельные

Слушают колыбельную

6. Систематизация и обобщение полученной информации

1) Работа с пословицами об уважении к родителям.

 (Слайд ЭП)   Велик родительский труд по воспитанию детей. Поэтому в культуре всех народов мира нормой является уважение к отцу и матери, почтительное, заботливое отношение к ним. Взаимной любовью детей и родителей держится жизнь человечества на планете земля.

- Прочитайте пословицы об отношении к отцу и матери, выполните задание в тетради.

- Какая из пословиц вам запомнилась?  Почему?

 2) В нашем государстве издавна почитаемы многодетные семьи

(ЭП– награды родителям)

а) Орден «Мать – героиня»

431. 000 матерей награждены эти орденом

- самая известная мама, из награждённых этим орденом - Александра Авраамовна Деревская, которая на протяжении всей своей жизни принимала и воспитывала детей – сирот. К 57 годам жизни эта женщина подарила свою материнскую любовь и заботу  48 детям. Один из блокадных детей, воспитанных этой женщиной вспоминал:  «Мама хотела, чтобы мы все поняли одну великую истину: никогда не может быть счастливым тот, кто живёт только для себя»

б)  Орден «Родительская слава» - признание выдающихся родительских способностей учреждён в России в 2008 г. Им награждают родителей или усыновителей, которые воспитывают 4 и более детей. Первый раз награду вручал в Кремле 13 января 2009 г. Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев родителям 8 многодетным семьям. Теперь эта церемония проходит в нашей стране ежегодно.

Самостоятельная работа в рабочей тетради с. 20

7.     Итог урока

  1. Проверочная работа по теме урока

  1.  Какие традиции связаны с рождением детей у русского народа?

3) Какую древнюю мысль подтверждают пословицы разных народов об отце и матери?

4) Составление кластера «Солнышко»  (в центре слово  Семья)

- Подумайте, что даёт человеку семья. Напишите эти слова на « лучиках»

нашего «Солнышка».

(Кластер помещается в верхнюю часть доски)

- Семья как солнышко освещает нам жизненный путь, дарит тепло, заботу, любовь, поэтому в дружной семье всегда растут хорошие дети.

- Я уверена, что вы будете достойными семьянинами, когда станете взрослыми. Ведь в наших силах, ребята, сделать нашу жизнь счастливой. Любите свою семью, гордитесь своими близкими, уважайте родителей, помогайте друг другу.

- Что нового узнали на уроке? Что понравилось?

Работа с ЭП по интерактивной доске

- Радостная встреча новорожденного. При первом купании в воду клали уголёк из печи, зернышки, денежки; одевали в одежду родителей. В люльку клали кусочек хлеба с солью.

- Надо уважать своих родителей, бережно, с заботой относиться к ним.

Работа в группах

К доске выходят дети с ромашками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Конспект урока для 3 класса "Святость отцовства и материнства"

Цель: формировать у учащихся представление о святости отцовства и материнства.Планируемы результаты:-предметные:     ...

Урок окружающего мира в 3 классе Тема: «Святость отцовства и материнства»

познакомить детей с представлениями о родительской любви, самоотверженности, жертвенности, отражёнными в народных сказках, пословицах, старинных и современных обрядах и обычаях, связанных с рождени...

Конспект урока окружающего мира на тему: "Святость отцовства и материнства" (УМК "Перспектива", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представления о святости отцовства и материнства; ознакомление с народными традициями, связанными с рождением ребёнка. Планируемые результаты...

«Святость отцовства и материнства»

laquo;Святость отцовства и материнства»...