Конспекты уроков
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Аня Валерьевна Архипова

Урок окружающего мира во 2 классе на тему «Старинная женская работа».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок окружающего мира во 2 классе352.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Старинная женская работа»

Тип: урок «открытия» нового знания

Цель урока: создать условия для ознакомления детей со старинной женской работой

Задачи:

-обучающие: познакомить детей с содержанием и последовательностью трудовых операций при обработке льна, льняной пряжи и ткани;

-развивающие: развивать интерес к учёбе и труду, коммуникативные способности;

-воспитывающие: воспитывать уважительное отношение к труду как социально значимому человеческому качеству.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать, что такое лён;

- знать последовательность трудовых операций при обработке льна;

- уметь отличать лён от других растений;

- уметь восстановить последовательность трудовых операций при обработке льна.

Метапредметные:

Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков.

Регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность производимых действий.

Коммуникативные: критично относиться к своему мнению; предвидеть последствия коллективных решений.

Личностные:

- перед тем, как начать действовать определять последовательность действий;

- научить адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку;

- развивать адекватную самооценку.

Ресурсы урока: учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков 2 класс 1 часть (программа «Перспектива»), электронная  презентация, проектор, раздаточный материал, цветные карандаши.

Ход урока

Этапы

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

УУД

I.Организационный этап

- приветствие, знакомство;

- Здравствуйте, ребята. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я – Аня Валерьевна.

Приветствуют учителя

ЛУУД

- эмоциональный настрой к уроку;

- Посмотрите на слайд, прочитайте пословицу.

Если есть труд - значит, будет и успех.

- Как вы ее понимаете?

- Правильно.

Настраиваются к уроку

- проверка готовности у уроку.

А вы готовы трудиться?

- Тогда вперед к успеху!

Организуют рабочее место

II. Проверка усвоения материала прошлого урока

- На прошлом уроке мы с вами проходили травянистые растения. Давайте сейчас проверим, как вы усвоили материал. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать на вопросы, поднимая руки.

1. Как выглядят травянистые растения ранней осенью? (они желтеют, цветы вянут) 

2. Что интересного вы знаете о полыни и крапиве? (полынь имеет очень пряный запах, крапива жжётся, потому что у неё есть волоски, а на них едкая жидкость, а ещё из неё делают суп)

3. Что происходит с травами поздней осенью (заморзки)? (они вянут и их накрывает снегом)

- Вижу, что вы хорошо усвоили тему прошлого урока, поэтому мы можем двигаться дальше.

III. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности.

1.        Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуального затруднения в учебном действии (т.е. создание проблемной ситуации)

- Ребята, скажите мне, какое сейчас время года? (осень)

- А какие вы знаете осенние праздники?

- А вы знаете , что в это время у людей было много забот, давайте вспомним при каких совместных работах люди трудятся,  поют песни и играют? (на сборы урожая, зерна женщины собирались вместе).

- Работы  было много у людей в старину. Мужчины занимались охотой, они пахали землю, сеяли, собирали урожаи, занимались строительством и ремонтом. А чем же занимались женщины раньше, вы знаете? (нет)

Проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами

ЛУУД

2.        Целеполагание (т.е. формулировка цели и темы урока совместно с учащимися).

-Так о чём мы с вами поговорим на уроке? (о работе женщин в старину).

-Молодцы! А тема нашего урока звучит так: «Старинная женская работа».

- Как вы думаете, какова будет цель урока? (познакомиться с женской работой в старину).

- Молодцы, ребята!

Формулируют тему и цели  урока

РУУД

IV. Организация познавательной деятельности

1.        Определение последовательности действий на уроке ( т.е. вовлечение учащихся в организацию урока с целью решения проблемной ситуации).

- Цель и тема определены. Для достижения поставленной цели нам нужен  план действий.

- Посмотрите на экран и давайте все вместе прочитаем.

  • Узнаем, чем занимались женщины в старину
  • Выполним задания

Составляют план решения проблемной ситуации, планируют с учителем необходимые действия

РУУД

2.        Поиск решения («открытие» нового знания).

- У женщин было всегда много забот и дел. Чтобы узнать, какой у них был главный труд, попробуйте отгадать ребус.

http://images.myshared.ru/5/331250/slide_15.jpg

-Какое слово получилось? (лён)

-Молодцы. Его мы можем увидеть на картинке в учебнике, на странице 74.

- Давайте опишем его (поднимаю одного ученика, и тот описывает растение по изображению)

- Ребята, это не простая трава, а культурное растение.

- Что это за растение? Чем оно известно? (из него делают ткань). 

- Верно.

- Ткань из льна сейчас называют северным шёлком. Она прочна, отливает серебром и красива даже без узоров. Часто ткали лён с цветными нитями. А белую ткань украшали вышивкой.

- Ребята, давайте проследим, как в старину женщины делали такую прочную и красивую ткань.

Работа по карточкам:

- Сейчас я вам раздам каждому 1 лист на парту, где написаны все виды работы со льном. Вы прочитаете это в парах, обсудите, а потом будем отвечать на вопросы.  Это у нас будет парная работа. Как мы работаем в парах? (дружно, сообща)

Посев.

- Когда сеют лён? (весной, в теплую влажную землю)

- Когда начинают прополку? (когда появляются светло-зелёные стебельки)

Теребление.

- Когда нужно убрать лён? (до конца августа)

- Каким способом убирали лён? (рукой захватывали  стебельки у самой земли и вырывали с корнем, горстями; связывали в сноп)

Обмолот (околачивание).

- Куда везли снопы? (на гумно)

- Что такое гумно? (сарай для обмолота зерновых растений.)

- Что делали в этом помещении? (колотушками били по льняным головам, выколачивая зерно.)

- Что делали с семенами льна? (подкидывали лопатами вверх – просеивали, складывали в мешки.)

- Что делали со снопами (остатки) ? (увозили обратно на поле)

Расстил.

- Что происходило со снопами на поле? (падала холодная роса, стебли становились хрупкими, волокно отделялось от стебля, приобретало серо-стальной цвет)

- Из обмолоченных семян били масло. Как вы думаете, где крестьяне использовали это масло? (употребляли в пищу, использовали для освещения дома, лечили больных.)

Сушка.

- Что делали со льном? (везли сушить в дом, на полати русской печи.)

Мятка.

- Что делали со льном? (стебли льна мяли на мялках.)

Трепание.

- Что делали со льном? (левой рукой держали лен на весу, правой били по нему тонким ребром трепала.)

- Что в это время делали женщины? (сочиняли частушки, смеялись, делились новостями.)

Очесывание.

- Что делали женщины?  (очесывали крупной щеткой, а затем мелкой.)

- Что было после очеса? (наступало время пряжи.)

- Все правильно. Мы с вами прошли все виды работы со льном. Трудно приходилось женщинам? (да. Это была сложная работа.)

- Почему женщины собирались вместе? (работа было монотонной , чтобы им не было скучно.)

- Чтобы  порадовать себя , мастерицы делали из очёсков льна куколок-льняниц и называли их помощницами в своем нелегком труде. Эти куколки вы можете увидеть на 75 странице.

- Ниже есть вопрос. Кто прочитает?

- Что делает девушка в зелёном сарафане? (мнёт лён). 

-Девушка в синем платке? (прядёт, то есть делает пряжу из льна). 

- А девушка в красном платке что делает за таким большим инструментом? (шьёт скатерть). 

- А девушка в чёрном платке? (накрывает готовой скатертью стол).

-Всё верно, молодцы!

- А о каких процессах обработки льна не упоминается в загадке? (посев, расстил, сушка, трепание, очёсывание). 

- Молодцы!

- А сейчас мы с вами проведём физкультминутку.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Давайте прочитаем текст на странице 76. По абзацам.  Первый абзац у нас прочитает тот, кто сядет красиво. (чтение).

- От  какого слова образовано слово «Копотиха»? (копоть, пыль). 

- Что делали женщины? (собирались три женщины у одной из них дома. Лён мяли, трепали трепалом, расчёсывали щёткой лён)

Прочитаем следующий абзац.

- Как назывались остатки от обработки льна? (кострика)

- Что делали с ней? (сжигали)

Прочитаем третий абзац.

- Как женщины справлялись с большим объёмом работы? (ходили каждый день в гости и работали сообща).

-Молодцы!

- А как мы можем справиться с большой работой?  (работать сообща). 

- Да, мы должны работать дружно и сообща.

- А сейчас посмотрите на рубрику «Из музейных коллекций».

- Что ты видишь? (спросить одного ученика)

- Для чего нужны игрушки из ниток льна? (обереги, игрушки для детей)

- А самопрялка с льняной пряжей? (делать пряжу из  льна)

 - А зачем нужна льняная ткань? (делать из неё полотенца, одежду, скатерти)

 - Зачем нужно трепало? (очистить лён от остатков оболочки).

- Всё верно! Молодцы!

- Также на русских был такой праздник как Дмитриев день.

- Про него прочитаем на странице 77.

- Когда праздновали Дмитриев день? (конец ноября) 

- Какое обращение было к детям в этот день? (послушных хвалили, а ленивых - бранили)

- Верно! Молодцы!

Извлекают нужную информацию, дают определения новым понятиям, самостоятельно находят информацию в материалах учебнике и рабочей тетради, работают в парах, группе

КУУД

РУУД

ПУУД

3.        Первичное закрепление.

-Ребята, давайте ответим на вопросы из рубрики «Обсудим».

1. Почему в старину для обработки льна женщины собирались вместе? (это традиция, так было удобнее и быстрее, с песнями хорошо делалась работа) 

2. Что можно делать в классе сообща, небольшой дружной группой? (ответы детей) Как распределить работу между девочками и мальчиками? (ответы детей)

-Спасибо вам за ответы. Молодцы.

Задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, работают в парах,  группе

КУУД

4.        Включение нового знания в систему знаний (применение полученных знаний: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, выполнение упражнений)

- А сейчас давайте откроем рабочие тетради и выполним 1 задание.

-Кто хочет прочитать задание? (один ученик читает задание)

-Всем понятно?

-А сейчас давайте проверим, какой ответ у нас правильный? (2 слева) 

Сравнивают, обобщают, делают выводы, высказывают и отстаивают свою точку зрения, работают в парах, группе

КУУД

5.         Самостоятельная работа с самопроверкой или взаимопроверкой по эталону.

-А сейчас попробуем выполнить 3 задание. 

-Кто хочет прочитать задание? (один ученик читает задание)

-Всем понятно? Выполняем самостоятельно.

ГДЗ Окружающий мир 2 класс

- А сейчас обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте его работу. Правильный вариант вы видите на экране.

-На экране вы видите критерии оценок. Поставьте оценку другу.

1 ошибка - оценка «5»

2-3 ошибки- оценка «4»

4- 5 ошибок- оценка «3»

6 ошибок- оценка «2»

-Хорошо. Молодцы.

- А сейчас мы с вами поработаем в группах.

- Я раздам вам листочки, ваша задача – расставить по порядку этапы работы со льном.

- Теперь сверьте с экраном. Посмотрите на критерии оценивания.

Если у вас нет ошибок или 1, то поставьте 5. Если у вас 2-3 ошибки, то поставьте 4. Если больше 3, то поставьте 3.

- Поднимите руку у кого 5, теперь у кого 4, у кого 3.

-Молодцы. Справились с последним заданием.

Оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников

КУУД

V. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Соотнесение результатов урока с поставленной целью.

- На этом наш урок подходит к концу. Хочу спросить, какая была цель урока? (познакомиться с работой женщин в старину). 

-Как вы думаете, мы справились? (ответы учащихся)

Отвечают на итоговые вопросы

КУУД

Самооценка учениками собственной учебной деятельности (что я делал, как я это делал, в какой последовательности, что получилось, не получилось, что было сложно, интересно, что из этого я уже умел, что было нового и т.п.).

- Прошу вас оценить свою работу на уроке по принципу смайликов.

- Красный - вы не поняли ничего, жёлтый - у вас есть затруднения, зелёный - вы со всем справились. -  Просто поднимите смайлик соответствующего цвета. (выполняют)

Молодцы, я вижу, то многие поняли эту тему.

Оценивают свои достижения на уроке, осуществляют рефлексию учебной деятельности

ЛУУД

Выставление отметок.

VI. Домашнее задание

Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

-Открываем дневники и записываем домашнее задание. Задание №2 стр. 46, стр. 74- 77 на пересказ.

-Урок окончен. До свидания.

Фиксируют домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...