Конспекты уроков
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Аня Валерьевна Архипова

Урок окружающего мира в 1 классе на тему: «Красивые камни в нашем доме»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок окружающего мира в 1 классе31.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Красивые камни в нашем доме»

Тип: урок «открытия» нового знания

Цель урока: создать условия для ознакомления обучающихся  камнями как частью неживой природы

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с классификацией камней;

Развивающие: развивать познавательные универсальные действия, социальную компетентность и учет позиции одноклассников, умение слушать и вступать в диалог, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и учителем; развивать личностные качества учащихся, их ценностно-смысловую ориентацию.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к труду других людей.

Планируемые результаты

Предметные:

- иметь представление о камнях как части неживой природы;

- различать часто встречающиеся поделочные камни;

- узнавать поделочные камни в изделиях;

- узнавать изученные камни на иллюстрациях и в натуральном виде.

Метапредметные:

 - определять названия красивых камней (с помощью атласа-определителя и учебника);

- рассказывать о значении красивых камней и об изделиях из них в нашем доме;

- соотносить изделия и природные камни, из которых они изготовлены.

- осуществлять самопроверку знаний по теме урока;

- высказывать своё отношение к изделиям из камня;

- предлагать собственные варианты подобных изделий;

- рисовать их эскизы.

Личностные:

- осознавать значение красивых камней и изделий из них в нашем доме;

- делиться эмоционально-эстетическим впечатлением от восприятия образцов камней (на фотографиях в учебнике и в натуральном виде).

Ресурсы урока: У учителя – образцы камней, поделки и украшения из них; презентация о камнях, на доске картинки живой и неживой природы, атлас-определитель «От земли до неба» с закладкой на стр. 16.

У учащихся – учебник с закладками на. стр. 60 и 91, рабочая тетрадь, ножницы, клей.

Ход урока

Этапы

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

УУД

I.Организационный этап

- приветствие, знакомство;

- Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

- Окружающий наш мир

Интересно познавать

Его тайны и загадки

Вы готовы разгадать?

-Здравствуйте, ребята. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я – Аня Валерьевна.

Приветствуют учителя

ЛУУД

- эмоциональный настрой к уроку;

- В начале урока предлагаю вам подарить друг другу хорошее настроение. Подарите улыбку друг другу. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.

Настраиваются к уроку

- проверка готовности у уроку.

- Ребята, проверьте свои рабочие места. Все ли у вас готово к уроку?

- Хорошо, тогда мы начинаем урок.

Организуют рабочее место

II. Проверка усвоения материала прошлого урока

- Ребята, скажите мне, какое сейчас время года? (зима)

- Какая сегодня погода?( ясная, солнечная…)

- А сейчас мы с вами вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке. Тема была такая: «Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество».

- Ребята, на экране вы видите картинки. Давайте попробуем ответить зачем нужны в доме вода, газ, электричество.

-Вижу, что вы хорошо усвоили материал прошлого урока, значит, мы можем идти дальше, изучать новый материал.

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя

III. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности.

1.Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуального затруднения в учебном действии (т.е. создание проблемной ситуации)

- Ребята, у  меня на доске много различных картинок. Как мы можем назвать одним словом все эти предметы? (Природа)

- На какие две группы мы можем их разделить? (Живая природа и неживая)

-Давайте мы с вами разделим картинки на 2 группы. (Дети по очереди подходят и делят предметы на группы).

- Сегодня мы будем говорить об одном из предметов неживой природы. О каком именно предмете, мы узнаем вставив пропущенное слово в пословицу (Слайд) : «Под лежачий … вода не течёт» (Камень)

-Ребята, как вы понимаете эту пословицу? (Если будешь сидеть на месте и ничего не делать, то в жизни ничего не добьёшься.)

- Итак, ребята, кто из вас догадался, о чём мы будем сегодня говорить? (О камнях)

- Сейчас мы с вами поработаем в группах. Я  раздам вам изделия из поделочных камней. Вам нужно будет обсудить в группах что за изделие лежит на вашем столе? И из какого камня оно выполнено?

-Как мы работаем в группах? (дружно, сообща). Для этого вам дается 2 минуты.

-Ребята, вы угадали из каких камней изделия сделаны? (Дети не могут ответить на вопрос, т.к. ещё не изучали поделочные камни)

- Почему мы с вами не можем ответить на этот вопрос? (Не знаем названия камней и как они выглядят)

- Сегодня тема нашего урока – «Красивые камни в нашем доме». (Слайд )

-Давайте вспомним, чем человек украшает свой дом? (Комнатными растениями, мебелью, картинами и т.д.) Но оказывается, для украшения человек использует и природные камни. Ещё древние люди заметили, что некоторые камни очень красивы, и научились делать из них различные поделки и украшения.

Проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами

ЛУУД

2.        Целеполагание (т.е. формулировка цели и темы урока совместно с учащимися).

-  Сейчас, ребята, давайте поставим цели.

- Что мы должны узнать, чтобы определить, из какого камня сделаны поделки? (Отвечают дети: Мы должны узнать, какие камни бывают, запомнить их названия)

Формулируют тему и цели  урока

РУУД

IV. Организация познавательной деятельности

1.Определение последовательности действий на уроке ( т.е. вовлечение учащихся в организацию урока с целью решения проблемной ситуации).

- Для того, чтобы достичь нашей цели, мы должны :

- выяснить, какие бывают поделочные камни;

- запомнить основные признаки поделочных камней;

- научиться узнавать их в изделии.

Составляют план решения проблемной ситуации, планируют с учителем необходимые действия

РУУД

2.        Поиск решения («открытие» нового знания). 

- Ребята, как вы думаете, зачем мы должны знать названия некоторых камней? (Чтобы быть всесторонне развитыми и пользоваться этими знаниями при покупке изделий из поделочных камней).

- Где мы можем узнать о красивых камнях? (В учебнике)

- Да, откройте учебник на стр. 60 и рассмотрите изображения камней.(Учитель читает вслух текст на стр. 60 (вверху). При этом демонстрирует соответствующие образцы камней.)

1. Гранит (Слайд ) – горная порода. Состоит из нескольких минералов. Каждый минерал имеет вид определенного зернышка. Из-за того, что гранит состоит из зернышек, он и получил свое название (“гранум”- по латыни “зерно”). Гранит очень прочная порода. Цвет у гранита разный: серый, розовый, зеленый, красный.

2. Селенит (Слайд ) – это “родственник” того самого гипса, который накладывают на сломанную руку или ногу. Мягкий. Природный гипс красив, но селенит красивее. Он красив своими переливами. Камень как будто пронизан лунным светом, поэтому его иногда называют лунным камнем, но это название не верное. У Древних греков богиню Луны звали Селена. В нашей стране селенит добывают в Пермской области. Камень может быть желтого, розовато-белого цвета с незначительными вкраплениями бежевого цвета.

3. Малахит (Слайд ) – это камень яркой, сочной зелени с очень красивым рисунком. Зеленый цвет ему придает содержащаяся в нем медь. Это удивительно красивый и легкий в обработке камень. Его очень любили камнерезы Урала. В настоящее время малахит на Урале почти не добывается, так как его там осталось очень мало. В Ильменском заповеднике он находится под охраной.

Извлекают нужную информацию, дают определения новым понятиям, самостоятельно находят информацию в материалах учебнике и рабочей тетради, работают в парах, группе

КУУД

РУУД

ПУУД

3.Первичное закрепление.

4. Бирюза (Слайд ) – камень, известный с глубокой древности. Цвет бирюзы очень нестойкий. Под воздействием солнечных лучей он бледнеет, а от мыла и духов зеленеет. Бирюзу можно встретить небесно-голубого, синего цвета с желтовато зеленым и зеленоватым оттенками. На территории нашей страны бирюзы немного. Добывается она в Дагестане и Прибайкалье. Очень ценится голубая бирюза.

5. Лазурит (Слайд ) – у нас в стране добывают в горах около озера Байкал. Он темнее бирюзы – ярко-синего, бледно-синего и сине-фиолетового цвета. Лазурит известен с глубокой древности.

6. Янтарь (Слайд ) – это застывшая смола древних хвойных деревьев. Особенно много янтаря находят на побережье Балтийского моря, где его выбрасывают на берег волны. Отличительные особенности камня – золотистый цвет, напоминающий солнечный свет, прозрачность или полупрозрачность. Размеры янтаря колеблются от 1 мм до размера лимона или гусиного яйца. Но встречаются изредка куски весом до 12 кг.

- А сейчас давайте встанем и сделаем весёлую физкультминутку.

- Итак, давайте посмотрим, как вы запомнили названия поделочных камней.

-На экране вы видите камни, вам нужно отгадать их названия. (Слайд) (гранит, селенит, малахит, бирюза, янтарь, лазурит)

-Молодцы.

- Давайте вернёмся к нашим учебникам стр. 61. Определим, из какого камня сделано каждое изделие, изображенное в учебнике.

- Какое изделие вам нравится больше всего? Почему?

- Хорошо.

Задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, работают в парах,  группе

КУУД

4.        Включение нового знания в систему знаний (применение полученных знаний: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, выполнение упражнений)

- А теперь самостоятельно проработаем в рабочей тетради – с. 47, 2задание. Давайте прочитаем задание: с помощью атласа- определителя узнай, что это. Впишите  названия в клеточках.

Сейчас я вам раздам атлас- определитель. С помощью этого листка вам нужно определить название и вписать в клеточках. Для этого вам дается 3 минуты.

-Давайте мы с вами проверим.

1)коралл

2)янтарь

-В начале урока я вам показывала украшения. Давайте попробуем отгадать  из каких камней они сделаны.

1) янтарь

2) бирюза

3) жемчуг

4) фианит (серьги белые)

5)аметист (фиолетовая)

-Хорошо. Молодцы.

Сравнивают, обобщают, делают выводы, высказывают и отстаивают свою точку зрения, работают в парах, группе

КУУД

5.         Самостоятельная работа с самопроверкой или взаимопроверкой по эталону.

- А сейчас давайте проверим, запомнили ли вы названия камней или нет. Для этого мы попробуем сделать задание 1 на странице 46, вам нужно из Приложения вырезать картинки и приклеить.

-Ребята, давайте вспомним технику безопасности при работе  с ножницами и с клеем?

Ножницы:

  • Нельзя оставлять ножницы в открытом виде
  • При вырезании поворачивай деталь
  • Передавай ножницы в закрытом виде, кольцами вперед

Клей:

  • Берем нужное количество клея
  • Излишки клея убираем салфеткой или тряпочкой

- Не забываем соблюдать технику безопасности.

- Для выполнения работы вам дается 5 минут.

- А сейчас приберите свои рабочие места и обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте его работу. Правильные ответы вы видите на экране.

- А сейчас верните тетради своим хозяинам.

-Поднимите руки у кого нет ни одной ошибки, у кого 1 ошибка, у кого 2 ошибки, у кого 3 ошибки.

-Молодцы.

Оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников

КУУД

V. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Соотнесение результатов урока с поставленной целью.

- Ребята, давайте вспомним, какую цель мы ставили в начале урока? (Мы должны узнать, какие камни бывают, запомнить их названия)

- Как вы думаете, смогли мы достичь цели урока?

Отвечают на итоговые вопросы

КУУД

Самооценка учениками собственной учебной деятельности (что я делал, как я это делал, в какой последовательности, что получилось, не получилось, что было сложно, интересно, что из этого я уже умел, что было нового и т.п.).

-Хорошо. Давайте подведем итог урока. На экране вы видите незаконченные предложения. Вам нужно их закончить.

-Спасибо за ответы.

Оценивают свои достижения на уроке, осуществляют рефлексию учебной деятельности

ЛУУД

Выставление отметок.

- Я считаю, мы с вами сегодня хорошо поработали, все были очень активными. Но все же хочу выделить. ….. активно работали, могу поставить оценку «5», …. Могу поставить оценку «4», а остальным чуть- чуть нужно постараться.

VI. Домашнее задание

Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

- А на дом я хочу вам дать такое творческое задание. Вам нужно будет придумать своё украшение и нарисовать на рабочей тетради на странице 47.

А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание. Задание 3, страница 47.

- Урок окончен. До свидания!

Фиксируют домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...