Конспекты уроков
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Аня Валерьевна Архипова

Урок технологии во 2 классе на тему: «Зимний труд»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx30.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Зимний труд»

Тип: урок «открытия» нового знания

Цель урока: способствовать формированию знаний обучающихся о зимнем труде в старину и сейчас

Задачи:

- обучающие – создать условия для ознакомления детей со старинной традицией зимних посиделок, сочетающих труд и развлечения;

- развивающие – способствовать развитию оценочной деятельности, учить оценивать свою деятельность на уроке, развивать коммуникативные навыки, учить слушать и слышать других, дать представление о том, как в современной жизни зимой люди заботятся о сохранности урожая, растениях, животных и родном доме;

- воспитывающие – воспитывать бережное отношение к труду других людей, воспитывать интерес к предмету

Планируемые результаты

Предметные:

уметь рассказывать о деятельности людей в зимнее время, уметь извлекать нужную информацию о зимнем труде в старине и сейчас, знать особенности ухода зимой за растениями и животными, понимать необходимость поддерживать порядок на улице.

Метапредметные:

  • Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами, контролировать и оценивать свои действия, сравнивать и обобщать, делать выводы, высказать и отстаивать свою точку зрения, действовать по плану, формировать навыки сотрудничества со взрослыми сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • Коммуникативные: уметь работать в парах, в группе, самостоятельно планируя свою работу, вступать в диалог с учителем, одноклассниками;
  • Познавательные: осуществлять  поиск и выделение необходимой информации, самостоятельно находить информацию в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Личностные:

проявлять интерес к предмету, иметь представления о целостности окружающего мира, испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среду, приобретать новые знания, умения, оценивать свои достижения на уроке.

Ресурсы урока: учебник (А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая «Окружающий мир» 2 класс, 2 часть), рабочая тетрадь; ноутбук, презентация, наглядность.

Ход урока

Этапы

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

УУД

I.Организационный этап

- приветствие, знакомство;

- Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

- Окружающий наш мир

Интересно познавать

Его тайны и загадки

Вы готовы разгадать?

-Здравствуйте, ребята. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я – Аня Валерьевна.

Приветствуют учителя

ЛУУД

- эмоциональный настрой к уроку;

-Ребята, давайте посмотрим друг на друга, ведь на улице наступает весна, светит яркое солнышко, улыбнёмся, пожелаем друг другу добра и  удачи.

Настраиваются к уроку

- проверка готовности у уроку.

- Ребята, проверьте свои рабочие места. Все ли у вас готово к уроку?

- Хорошо, тогда мы начинаем урок.

Организуют рабочее место

II. Проверка усвоения материала прошлого урока

- Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте мы с вами повторим материал прошлого урока. Мы с вами проходили «Невидимые нити». Я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать на них. Всем понятно?

-Почему мы назвали ель кормилицей и защитницей?

-Жизнь каких животных зависит от ели?

-Как клёст помогает покормиться другим животным леса?

-Молодцы, ребята. Вижу, что вы хорошо усвоили материал прошлого урока. А это значит, что мы с вами можем приступить к изучению новой темы.

III. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности.

1.Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуального затруднения в учебном действии (т.е. создание проблемной ситуации)

- Ребята, откройте учебник на странице 44 и посмотрите на куклу, изображенную на фотографии.

- Припомните, где вы уже видели подобную куклу. Как ее звали? (Кукла-многоручка)

- Зачем кукле-многоручке столько рук?

- Послушайте диалог.

Катя: мне кажется, работы зимой никакой нет. Вот сядет такая кукла, возьмет в каждую руку по чашке горячего чая и по баранке и будет целый день чай пить, согреваться, весны ждать. Весной работа и начнется. А так зимой делать нечего!

Маша: интересно, интересно. А вы, ребята, как думаете - много зимой дел или мало? (Ответы учеников)  

-Вот у нас возникло затруднение. Давайте мы с вами попробуем решить это затруднение.

Проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами

ЛУУД

2.        Целеполагание (т.е. формулировка цели и темы урока совместно с учащимися). 

- Итак, ребята, о чем сегодня на уроке мы будем говорить? (Сегодня на уроке будем говорить о зимнем труде)

- Совершенно верно! Тема нашего  урока «Зимний труд».

- Исходя из темы, какую цель мы можем поставить на урок? (познакомиться со старинной работой в зимнее время)

Формулируют тему и цели  урока

РУУД

IV. Организация познавательной деятельности

1.Определение последовательности действий на уроке ( т.е. вовлечение учащихся в организацию урока с целью решения проблемной ситуации).

- Цель и тема определены. Для достижения поставленной цели давайте вместе составим план действий.

Для этого нам помогут  наши слова-подсказки: познакомимся, узнаем, выполним.

1. Познакомимся  со старинными работами в зимнее время

2. Узнаем, как заботятся об урожае, о домашних животных и родном селе

3. Выполним задания на новую тему.

- Ребята, сейчас я для вас раздам оценочные листы, которые понадобятся нам на протяжении всего урока. Для начала подпишите своё имя и фамилию. Затем вам следует по левому списку находить то задание, которое было только что сделано и поставить плюс, либо вопрос, при том случае, когда у вас возникнет затруднение.

- Ребята, как вы думаете, старинная это кукла или современная?

- Раз это кукла старинная, какие дела были зимой у наших далеких предков? (Ответы учеников)

- А сейчас давайте попробуем отгадать загадку куклы.

Свет - светочек

В сыру землю зашел,

Синю шапку нашел.

Из земли вырастал -

Весь мир одевал. (Лён)

Составляют план решения проблемной ситуации, планируют с учителем необходимые действия

РУУД

2.        Поиск решения («открытие» нового знания)

- Почему в загадке говорится, что лён одевает весь мир? (У наших предков вся одежда была из льна)

- Как много надо было посадить льна, чтобы одеть всю семью! Но не только посадить лён, надо было собрать его, обработать, чтобы получить ткань.

- Очесанный лен взбивали, пушили, спрыскивали водой и сворачивали в кудель. Прясть начинали с раннего детства. Для девочек делали специальные детские прялки. Из кудели пряли пряжу, затем перематывали ее, стирали несколько раз, выбеливали.

- Был обычай ходить прясть к соседям, в другой дом, потому что на людях за пряжей не задремлешь, будешь стремиться сделать не меньше других. Прядут пряхи, да песни поют.

-Для того, чтобы вспомнить все этапы проработки льна, предлагаю вам посмотреть видеофрагмент. (комментирую видео)

- А теперь узнаем, что рассказывает о старинной зимней работе наш учебник. Открываем страницу 44.(Дети читают текст «Старинная работа зимой»)

- Вот мы прочитали этот текст, о каких старинных зимних работах мы узнали?

- Почему в старину примечали, какие девушки прилежнее других работают?

- Чтобы хоть немного понять, как прядутся нити, попробуйте дома скрутить распушенную вату в нить.

- На следующем уроке поделитесь своими впечатлениями.

- А теперь перенесемся в наши дни. Закружила по улицам метель, замело снегом дворы, дорожки. Все стало нарядным, белым, искрящимся. А у людей прибавилось забот. Чем занимаются зимой жители нашего края?

- В каких работах вы сами принимали участие?

- Есть ли у вас любимые зимние работы?

Наверное, не ошибусь, если скажу, что вы, хоть раз, расчищали снег лопатками.

- Конечно, ведь работа на морозе веселит, укрепляет здоровье, дарит радость. А как потом приятно вернуться в теплый дом, к горячему чаю и баранкам.

– Итак, мы с вами сделали ещё один шаг, который приближает нас к изучению новой темы. Отметьте у себя на оценочных листочках этот пункт. Если все было вам понятно – ставим плюс, если возникли затруднения- ставим знак вопроса и в конце вернёмся к этому вопросу.

- Ребята, а когда же собирают урожай? (В конце лета и осенью).

- Как же сохранить осенний урожай до весны? Представьте, что у вас есть собственное домашнее хозяйство. В этом нет ничего удивительного, ведь в старину девочку называли молодой хозяйкой уже в 9 лет, а мальчика хозяином - в 11, примерно вашего возраста.

- Осень подарила вам богатый урожай, как бы вы сохранили его?

- Прочитаем, что говорится об этом в учебнике. Страница 45. «Заботимся об урожае».

- Что делают зимой в зернохранилищах?

- Как называются зернохранилища? (Элеваторы)

- Рассмотрите фотографии в учебнике. Что делает лаборант? (Проверяет качество зерна)

-Вижу, что вы устали. Давайте встанем и сделаем физкультминутку. 

- Зимой в старину люди ухаживали за животными. А в наше время нуждаются ли животные в нашей заботе зимой? Почему? (Зимой животные не могут найти корм, поэтому люди кормят и поят их)

- Как зимой люди заботятся о домашних животных? (Утепляют помещения для животных, следят за чистотой; домашние животные нуждаются в ежедневном внимании, заботе хозяев; это нужно и для их здоровья, и для их хорошего настроения)

- Прочитайте первый абзац текста на с. 46.

- Как вы заботитесь о своих домашних питомцах?

- Ребята, а теперь давайте обсудим, какие работы проводят на улицах города и села.

- Кто может поделиться своими наблюдениями? (Убирают снег, посыпают дороги и тротуары песком, сбрасывают снег с крыш домов)

- Прочитайте второй абзац текста.

- Что делают люди дома? (Ухаживают за комнатными растениями, выращивают зелень)

- Прочитайте третий абзац.

- Какие комнатные растения есть у вас дома?

- Выращиваете ли вы дома лук или укроп для обогащения рациона витаминами?

- С каждым шагом все больше нового мы с вами узнаем. Мы только что прошли второй этап нашего плана. А это значит, что мы можем отметить на своих листочках этот пункт.

Извлекают нужную информацию, дают определения новым понятиям, самостоятельно находят информацию в материалах учебнике и рабочей тетради, работают в парах, группе

КУУД

РУУД

ПУУД

3.        Первичное закрепление.

-Ребята, для того, чтобы узнать, как вы усвоили материал урока, давайте попробуем ответить на вопросы из рубрики «Проверим себя» на странице 47.

1. О каких старинных зимних работах мы узнали?

2. Что делают зимой о зернохранилищах?

3. Как люди заботятся зимой о домашних животных?

4. Что делают в зимнее время на улицах городов, сёл, в домах и квартирах?

-Вижу, что вы все хорошо усвоили материал, который сегодня проходили.

-Молодцы.

Задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, работают в парах,  группе

КУУД

4.        Включение нового знания в систему знаний (применение полученных знаний: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, выполнение упражнений)

- А сейчас я вам предлагаю поработать в парах. Сейчас я вам раздам карточки. Там будут пропущены слова. Ваша задача: записать правильные слова. Как мы работаем в парах? (дружно, сообща)

1. Хорошие условия для хранения __________люди создают в зернохранилищах - _______________.

2. Домашних животных зимой держат в____________. 3. Там должно быть _____________________. 4. Четвероногим друзьям зимой надо добавлять в пищу ______________.

5. После оттепели, в гололедицу дороги и тротуары посыпают ______________. 6. Комнатные растения зимой поливают __________.

Ответы:

1)зерна, элеваторах

2)помещениях

3)тепло, сухо, светло

4)витамины

5)песком

6)реже

- А сейчас давайте проверим ваши ответы. (Дети читают ответы)

-Молодцы. Вы справились с этим заданием.

Сравнивают, обобщают, делают выводы, высказывают и отстаивают свою точку зрения, работают в парах, группе

КУУД

5.         Самостоятельная работа с самопроверкой или взаимопроверкой по эталону.

-Ребята, сейчас я хотела бы проверить к чему вы научились к концу урока. Сейчас я вам раздам тест, вам нужно будет подумать и ответить на вопрос.

-Всем понятно задание? Каждый работает самостоятельно.

1. О какой старинной работе зимой на селе вы узнали? Выбери правильный вариант.

А) Девушки вышивали и пели песни.

Б) Женщины утром и вечером пряли в доме у одинокой старушки.

В) Долгими зимними вечерами женщины пряли нитки из льняной и шерстяной пряжи и пели песни.

2. Чем занимались сельские юноши зимой в старину? Выбери правильный вариант.

А) Днём помогали пожилым людям по хозяйству, а вечером шли на посиделки к девушкам, выбирали невесту.

Б) За день каждый из юношей работал на своём подворье. Они заботились о домашнем скоте, чинили для лошадей упряжь, ремонтировали орудия для весенних работ в поле. Вечером шли на посиделки к девушкам.

В) Днём отдыхали, а вечером заботились о домашних животных, подготавливали орудия для весенних работ в поле. Потом приглашали девушек поплясать и попеть с ними на общих посиделках.

3. Что такое элеватор?

А) Особое помещение для хранения большого количества овощей и зерна.

Б) Особое помещение, оборудованное механизмами, в котором проверяют качество и сохраняют овощи и зерно.

В) Оборудованное механизмами сооружение, в котором принимают, обрабатывают, сохраняют и отгружают большое количество зерна.

4. Как люди заботятся о домашних питомцах зимой? Выбери правильный вариант.

А) Четвероногим друзьям добавляют в пищу витамины, пророщенные пшеницу, овёс, собакам готовят специальную одежду для прогулок.

Б) Четвероногим друзьям дают больше корма и витамины, не гуляют с собаками в холодную погоду.

В) Четвероногим друзьям дают больше мяса, добавляют в пищу овощи, молоко, витамины, готовят специальную одежду для прогулок.

5. Зимние работы на улицах города. Выбери правильный вариант.

А) После сильного снегопада дороги и тротуары посыпают песком, чтобы обезопасить движение.

Б) После сильного снегопада, в гололедицу дороги и тротуары посыпают песком, чтобы обезопасить движение.

В) После оттепели, в гололедицу дороги и тротуары посыпают песком, чтобы обезопасить движение.

6. Зимние работы на улицах города. Выбери правильный вариант.

А) С тротуаров и дорог убирают снег, чтобы он не мешал движению пешеходов и транспорта, а также скалывают сосульки и убирают снег с крыш домов.

Б) С тротуаров убирают снег, чтобы он не мешал движению пешеходов и транспорта.

В) С тротуаров убирают снег, чтобы он не мешал движению пешеходов и транспорта, а также скалывают сосульки и убирают снег с крыш домов.

-Молодцы. А сейчас обменяйтесь работами с соседом по парте и проверьте работы.

-Правильные ответы вы видите на экране.

-У кого нет ни одной ошибки? У кого одна ошибка? У кого две ошибки?

-Молодцы.

Оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников

КУУД

V. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Соотнесение результатов урока с поставленной целью.

- Наш урок приближается к концу. Теперь можно вернуться к нашему разговору в начале урока. Еще раз вспомним, о каких старинных работах мы узнали.

- Что делают в зимнее время на улицах городов, сел, в домах и квартирах?

- Какие виды работ сохранились до наших дней?

- Какие новые зимние заботы появились у людей?

- И все-таки зачем кукле-многоручке столько рук - чтобы чай за десятерых пить? А для чего? Давайте прочитаем ответ в учебнике. Вывод на с. 47.

- Согласны ли вы с этим выводом?

Отвечают на итоговые вопросы

КУУД

Самооценка учениками собственной учебной деятельности (что я делал, как я это делал, в какой последовательности, что получилось, не получилось, что было сложно, интересно, что из этого я уже умел, что было нового и т.п.).

-Хорошо. Давайте подведем итог урока. На экране вы видите незаконченные предложения. Вам нужно их закончить.

-Спасибо за ответы.

Оценивают свои достижения на уроке, осуществляют рефлексию учебной деятельности

ЛУУД

Выставление отметок.

- Я считаю, мы с вами сегодня хорошо поработали, все были очень активными. Но все же хочу выделить …, …, … , а остальным нужно ещё немножко постараться.

VI. Домашнее задание

Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

-Я хочу вам дать такое домашнее задание. Вам нужно будет прочитать еще раз теоретический материал стр 43-48 и еще раз ответить на вопросы стр.47 «Проверим себя».

-Молодцы! Спасибо вам за урок! До свидания!

Фиксируют домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...