«Дидактические возможности использования ИКТ на уроках окружающего мира"
статья по окружающему миру

Арсеньева Екатерина Валерьевна

Статья и презентация из опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

 ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Автор: Арсеньева Е.В.

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №1»

г.Чистополь

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………...………………………………………………………………..……..……3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ  

  1. Дидактические возможности использования ИКТ на уроках..…………………..……....4

  1. Виды ИКТ,  используемые на уроках в начальной школе……………………………..…5

1.2.1.Мультимедийные презентации…………………………………………………..5

1.2.2. Интернет – ресурсы………………………………………………………………

1.2.3.Интерактивные плакаты…………………………………………………………..

1.2.4.Проектно-исследовательская работа……………………………………………..

                   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….…………………………………………...….15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...…………………..16

ВВЕДЕНИЕ

      Практически ни один урок невозможно провести без привлечения средств наглядности. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать?  

     Передо мной, как учителем, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении при помощи информационно-коммуникационных технологий.

       Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

      Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

      Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

      Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Применение новых информационных технологий дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, что является социально значимым и актуальным в наше время.

      Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Ему приходится уметь самостоятельно активно действовать, принимать решения. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

 

           

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 

1.1.Дидактические возможности использования ИКТ на уроках

          Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний.

Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это необходимость. У учителя появилась возможность совместно с учениками погрузиться в яркий красочный мир познания, не только силой воображения, но и используя ресурсы ИКТ.

Уроки с использованием ИКТ  являются одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.

Использование ИКТ в начальной школе позволяет не только повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время и силы учителя.

Таким образом, ИКТ существенно помогают педагогу в его работе. Это и подбор дополнительного текстового и иллюстративного материала, создание карточек с индивидуальными заданиями и дополнительными познавательными текстами, создание электронной базы мониторинга, систематизация и сохранение личных методических наработок, подготовка отчетной документации, оформление учебных стендов и т.д. Все это позволяет при более низких временных затратах получить более высокий результат в обучении детей.

Учащиеся на примере учителя должны знать, что компьютер  предназначен не только для игр. При помощи компьютера можно получать массу интересной информации, создавать книги, газеты, новые учебные пособия.

В чём же своеобразие использования ИКТ на уроках:

  • применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся;
  • использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
  • использование ИКТ обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.
  • обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.

1.2.Виды ИКТ, используемые на уроках окружающего мира

1.2.1.Мультимедийные презентации

       Через что же осуществляется внедрение ИКТ на уроках окружающего мира? Это может быть работа с мультимедийными презентациями, интернет-ресурсами, интерактивной доской, электронными образовательными ресурсами. На уроках окружающего мира мы работаем с такой информацией, которую просто словами не объяснить, а иллюстраций в учебнике бывает недостаточно. ИКТ облегчают процесс запоминания изучаемого материала учащимися, помогают «погрузить» ученика в предмет изучения, создать на уроке иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействовать становлению объёмных и ярких представлений.

Реальный процесс внедрения мультимедийных технологий  носит сегодня спонтанный и стихийный характер. Нередко новые информационные технологии используются в учебном процессе ради самого их использования. Часто на страницах Интернета мы находим большое количество презентаций по той или иной теме. Но, к сожалению, не все презентации бывают хорошего качества и соответсвуют возрастным особенностям учащихся. Да и каждому учителю ход урока видится по-своему. Исходя из этого, я стараюсь создавать свои презентации.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам (особенно к урокам окружающего мира) в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.

Почему же именно презентация? Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.

          Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.

Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

         Уроки с использованием презентаций особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

       Реальный процесс внедрения мультимедийных технологий  носит сегодня спонтанный и стихийный характер. Нередко новые информационные технологии используются в учебном процессе ради самого их использования. Часто на страницах Интернета мы находим большое количество презентаций по той или иной теме. Но, к сожалению, не все презентации бывают хорошего качества и соответсвуют возрастным особенностям учащихся. Да и каждому учителю ход урока видится по-своему. Исходя из этого, я стараюсь создавать свои презентации.

      По предмету «Окружающий мир» я разработала презентации  и с успехом использую их на уроках как ознакомления с новым материалом, на уроках закрепления и обобщения, контроля. 

 (приводятся примеры из опыта работы)

1.2.2. Интернет – ресурсы

     Сегодня уже трудно представить работу школ без доступа в глобальное информационное пространство. Интернет является универсальным средством поиска информации и передачи знаний. Многие учителя осваивают и разрабатывают новые методики обучения, в той или иной степени ориентированные на Интернет. Работа с сетью Интернет развивает уверенность, позволяет чувствовать себя частью большого реального мира, подстегивает любознательность, развивает коммуникативные качества, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке.

    Часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели портрет учёного, исследователя, фотографии прошлого века, народные костюмы и т.д. Это становится ярким наглядным пособием и источником вдохновения на уроках  окружающего мира.

     Какие есть возможности при пользовании Интернетом:

  • расширение видов учебной деятельности учащихся (поиск и обработка информации по предмету из Интернета);
  • предоставление возможности для профессионального творческого общения и оперативного обмена информацией;
  • предоставление возможности для профессионального роста;
  • открытие творческих возможностей для учителя по подбору и использованию дидактического материала;
  • использование на уроке современных технических средств, увлекательных для учащихся.

      В качестве примера можно привести использование материала с сайта «Электронное образование в Республике Татарстан» из раздела Цифровые образовательные ресурсы или использование материала с сайта «Интернетурок.ру» - видеоуроки по основным школьным предметам.

1.2.3. Интерактивный плакат

      Интерактивный плакат – это средство предоставления информации, способное активно и разнообразно реагировать на действия пользователя. Интерактивность обеспечивается за счет использования различных интерактивных элементов: ссылок, кнопок перехода, областей текстового или цифрового ввода и т.д. Такие плакаты содержат гораздо больше учебного материала, чем обычные мультимедийные плакаты и предоставляют его в гораздо более наглядной и эффективной форме.
      Для чего  нужен интерактивный плакат? 
В процессе обучения такой плакат позволяет достичь двух  важных результатов: 
• за счет использования интерактивных элементов вовлечь обучаемого в процесс получения знаний; 
• за счет использования различных мультимедиа и 3D объектов добиться максимальной наглядности информации. 

      Особенности интерактивного плаката:

• высокая интерактивность – диалог между учителем и учеником посредством данной программы, это ещё один новый метод работы на уроке;
• простота в использовании – интерактивный плакат имеет простой и понятный интерфейс;
• яркие анимации явлений и процессов, фотографии и иллюстрации, что дает преимущество над другими продуктами и средствами обучения;
• групповой и индивидуальный подход - позволяет организовать работу как со всем классом (использование на интерактивной доске), так и с каждым отдельным учеником (работа за персональным компьютером);
• учебный материал программ представлен в виде логически завершенных отдельных фрагментов, что позволяет учителю конструировать уроки в соответствии со своими задачами.

1.2.4.Проектно-исследовательская деятельность

      Особое место на уроках окружающего мира отведено проектно-исследовательской деятельности. Проектная деятельность учащихся способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления; интегрирует знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает школьников к решению конкретных жизненно важных проблем, способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся.

     В качестве примера можно привести выполнение проектно - исследовательской работы по краеведению «Путешествие по улицам уездного Чистополя». В ходе выполнения работы ученица нашла и изучила информацию об улицах уездного города, разработала буклет об истории улиц уездного Чистополя, провела опрос среди жителей города и сделала анализ. Материал, собранный ученицей, был оформлен в виде презентации и продемонстрирован учащимся класса.

      При разработке урока с использованием ИКТ уделяю особое внимание здоровью детей. Обязательно включаю физические и динамические паузы, зарядку для глаз, смену поз.

Для закрепления знаний, развития интереса к школьным предметам тем учащимся, которые уже  владеют компьютером, предлагаю самостоятельные творческие задания, которые могут выражаться:

  • в составлении кроссворда, ребуса по теме;
  • в изготовлении учебного пособия;
  • в подготовке различных творческих сообщений;
  • в изготовлении презентаций.

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:

  • повышает качество знаний
  • продвигает ребенка в общем развитии
  • помогает преодолеть трудности
  • вносит радость в жизнь ребенка
  • позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
  • создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

      Планы на будущее: освоить социальную сеть Глогстер для создания интерактивных плакатов, сеть Презиком для создания интерактивных презентаций, поделиться опытом с коллегами.

       Глогстер (Glogster) - одна из популярных социальных сетей, используемая в образовательных целях многими зарубежными школьниками и учителями, позволяющая пользователям создавать свободные интерактивные плакаты, или glogs. Глоги это интерактивные мультимедийные изображения. Похожи на плакат, но читатели могут взаимодействовать с содержимым. 

     Prezi.com — это веб-сервис, с помощью которого можно создать интерактивные мультимедийные презентации с нелинейной структурой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. 

       Я убедилась, что с применением ИКТ на уроках учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка. Должна заметить, что эффективность использования ИКТ  ощутима. Меня радуют успехи учеников, их желание и готовность учиться, познавать, а это главное в обучении. Им интересно! А интерес – двигатель познания.

       Но не стоит безмерно увлекаться компьютерными ресурсами. Ведь непродуманное применение компьютера влияет на здоровье детей. Надо всегда помнить, что ИКТ – это не цель, а средство обучения. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где она действительно необходима.

   Таким образом, использование информационно – коммуникационных технологий в начальной школе – это не просто новое веяние времени, а необходимость и поиск нового смысла урока. Как учитель, активно внедряющий в своей ежедневной работе мультимедийные уроки, могу сказать, что младшие школьники активные, творческие и целеустремлённые.

     У младших школьников небогатая жизненная практика и поэтому для них многие образы окружающего мира, изучаемые по программе, незнакомы. А при помощи ИКТ мы имеем возможность подобрать богатый иллюстративный материал в качестве дополнения к учебнику.

    Таким образом, при активном использовании ИКТ в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются такие знания, как: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

    Использование ИКТ в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Юркина С.В. Использование ИКТ в начальной школе. http://festival.1september.ru/articles/565527/
  2. Смирнова М.А. ИКТ в начальной школе. http://www.nachalka.com/ikt
  3. Карпова О.Е. Использование ИКТ на уроках в начальной школе. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/ispolzovanie-ikt-na-urokakh-v-nachalnoy-shkole-umk-shkola-rossii
  4. Смирнова М.А. ИКТ в начальной школе: издательская деятельность. http://www.nachalka.com/ikt_4
  5. Использование ИКТ в начальной школе. http://www.myshared.ru/slide/438717/
  6. Игушева И.А. ИКТ в современной начальной школе.

http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=27022

  1. Интернет-ресурсы для учителя начальной школы. http://www.irkpedagog.ru/blog/internet_resursy_dlja_uchitelja_nachalnoj_shkoly/2011-12-20-5


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дидактические возможности использования информационно – коммуникационных технологий на уроках окружающего мира Автор работы: Арсеньева Е.В. учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1 » г .Чистополь

Слайд 2

ДОСКА И МЕЛ – ГЛАВНЫЕ ПОМОЩНИКИ УЧИТЕЛЯ хочется чего-то большего …

Слайд 3

Одна из важнейших задач современной школы – научить ученика жить в информационном мире. Наряду с обучением навыкам чтения, письма и счёта важно учить детей использованию цифровой техники.

Слайд 4

УЧИТЕЛЬ ТРАДИЦИОННАЯ СХЕМА УЧЕНИК УЧЕБНИК НОВАЯ СХЕМА УЧИТЕЛЬ УЧЕНИК УЧЕБНИК КОМПЬЮТЕР

Слайд 5

Ц Е Н Т Р Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т И П О М О Щ Н И К Оригинально !

Слайд 6

возможности икт создание и подготовка дидактических материалов (задания, таблицы, памятки, схемы, демонстрационные таблицы и т.д.); создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания; создание текстовых работ; обобщение методического опыта в электронном виде и т.д.

Слайд 7

Применение ИКТ на уроках : усиливает положительную мотивацию обучения ; активизирует познавательную деятельность обучающихся ; способствует повышению качества знаний ; способствует формированию приёмов мыслительной деятельности.

Слайд 8

Информационно-коммуникационные технологии создание презентаций к урокам работа с ресурсами Интернета создание интерактивных плакатов использование готовых обучающих программ

Слайд 9

МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ видео звук текст фото под управлением единого программного обеспечения

Слайд 10

Внедрение ЭОР позволяет: Учителю: представление информации с помощью различных мультимедийных ресурсов; упрощение объяснения с помощью схем, рисунков и другого наглядного материала; высокая плотность, динамичность и мобильность урока; возможность выхода за рамки школьной программы; установление межпредметных связей. Ученику: делает занятия интересными и развивает мотивацию; предоставляет больше возможностей для участия в коллективной деятельности, для развития личности и социальных навыков; учащиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной подачи материала; развивает : самостоятельность, активность, навыки самооценки, Воображение; повышает уровень восприятия.

Слайд 11

Электронное образование в Республике Татарстан. Цифровые образовательные ресурсы. Планеты солнечной системы. Использование цифровых образовательных ресурсов

Слайд 12

Интернетурок.ру Видеоуроки по основным предметам школьной программы. Международная Красная книга. Использование цифровых образовательных ресурсов

Слайд 13

Влияние использования ИКТ на учащихся: повышает качество знаний; продвигает ребёнка в общем развитии; помогает преодолеть трудности; вносит радость в жизнь ребёнка; создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе

Слайд 14

Возможности урока с ИКТ для учителя: ярко и образно проводить урок; использовать разнообразную наглядность, которую трудоёмко использовать обычным путём; повысить качество обучения за счёт живого интереса ребёнка к предмету; подготовить учащихся начального звена к переходу в среднюю школу.

Слайд 15

НЕ НАВРЕДИ ! Уроки, на которых презентация не средство обучения, а сама цель, малоэффективны.

Слайд 16

Применение информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе позволяет решить одну из важных задач обучения - повышение уровня знаний .

Слайд 17

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках окружающего мира

  У каждой новой технологии есть свой принципы:  принцип мастер – класса такой: «Я знаю, как это делать. Я научу вас». Сегодня я выступа...

"Использование ИКТ на уроках окружающего мира в начальной школе"

В статье представлен опыт работы, тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе  с использованием ИКТ....

Использование ИКТ на уроках окружающего мира

Эффективность применения ИКТ на уроках....

Использование ИКТ на уроках окружающего мира в начальных классах как средство развития ключевых компетенций.

Опыт показывает, что усвоение информации именно на уроках окружающего мира вызывает у детей наибольшие затруднения.  Современные информационные и коммуникационные технологии обладают уникаль...

Использование ИКТ на уроках окружающего мира

С данным сообщением выступала на районном МО учителей начальных классов....

статья "Использование ИКТ на уроках окружающего мира"

Используя информационные технологии на уроке можно увеличить объем тренировочных упражнений, активизировать внимание учащихся, их мотивацию к учебной деятельности, к предмету....