Урок по окружающему миру на тему: "Дмитрий Донской".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Цель урока: «Познакомить учащихся с личностью Дмитрия Донского и его ролью в русской истории»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник, интерактивная презентация, видеофильм, дополнительная литература.

Формы и методы работы: рассказ учителя, просмотр видеофильма, чтение дополнительной литературы.

Задачи урока:

Образовательные:

  • познакомить обучающихся с личностью князя Дмитрий Донского и его ролью в русской истории.
  • познакомить с историческими событиями, связанными с правлением князя Дмитрий Донского;

Развивающие:

  • развивать познавательную активность, пространственное воображение, словарный запас детей, память, внимание;
  • формировать интерес к изучению истории через знакомство с  историческими личностями историческими событиями;

Воспитательные:

  • воспитывать чувство любви и уважения к Родной стране и городу;
     
  • воспитывать бережное отношение к историческому наследию России;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dmitriy_donskoy.docx19.06 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Содержание урока

Деятельность учащихся

I. Орг. Момент

Приветствие учеников. Проверка рабочего места.

II. Проверка домашнего задания

- Что же получили московские князья в наследство от Ивана Калиты?» Дома вы должны были нарисовать великокняжеский головной убор.

А Шапка Мономаха-это символ чего?
Сдаем рисунки. Проверяем наш «дневник исторических личностей», туда вы должны был занести Ивана Калиту.

-шапку Мономаха

- символ власти

III. Актуализация знаний

-Ребята на прошлом уроке мы с вами познакомились с князем Иваном Калитой.

-Почему Иван Данилович получил прозвище Калита?

-Что построили при Иване Калите?

- А что такое Кремль для Москвы?

IV.  Новая тема

Сегодня на нашем стенде появится новый портрет, мы знакомимся с князем Дмитрием Донским. Наверняка, каждый из вас слышал это имя.

-Во времена правления Дмитрия Ивановича Москва находилась в центре русских княжеств, которые прикрывали её от ударов из вне; в Москву со всех сторон стекались люди, и это увеличивало численность её населения; Москва находилась на пересечение важных торговых путей: водных и сухопутных.

 В те времена Русь боролась с монголо-татарами, более 150 лет русский народ томился под игом монголо-татар. Велико было стремление избавиться от власти татар, и именно князь Дмитрий стал той исторической фигурой, выразившей стремления народа к освобождению.

Дмитрий решительно бросил вызов Орде – прекратил выплату дани.

Как могла отреагировать Орда на решение князя о прекращении выплаты дани?

Сейчас мы с вами посмотрим небольшой видеофильм о Дмитрии Донском.

Князь Дмитрий отчетливо понимал, что к битве с Ордой нужно готовиться, поэтому он приказал перестроить дубовый кремль из белого камня. И стал Кремль при Дмитрии Донском белокаменным.

А как вы думаете, зачем понадобилось перестраивать Кремль?

Мамаю становилось ясно, что русские земли выходят из-под повиновения. Только новый поход на Русь мог укрепить пошатнувшуюся власть монголо-татар над русским народом.

Перед вами отрывок из “Сказания о Мамаевом побоище”.

Прочитав текст, ответьте на вопросы:

На основе текста определите цели похода Мамая на Русь?

Какие строки древнерусского произведения подтверждают уверенность Мамая в победе?

Сделайте вывод о действиях князя Дмитрия в преддверии битвы с Мамаем?

И у толпы притихшей на глазах
Встал Дмитрий пред игуменом на колени
И получил его благословенье:
- Иди!
Да не коснется сердца страх!
Ты вернешься скоро!...
И двух богатырей измерил взором: -
Вот иноки – сподвижники тебе.

-Ребята, игумен – это священник, а инок – это монах.

- Князь Дмитрий формирует большое войско, собирая силы русских княжеств. Как пишет летописец Нестор, ему удалось собрать не бывалую для Руси того времени армию. По сути это было всенародное ополчение, 36 городов принимали участие в собирании рати, готовили снаряжение, ковали мечи.

-ответы детей

-нашествием на Русь

-ответы детей.

-ответы детей

V. Физминутка

VI. Продолжение темы урока

Вот настал час Куликова сражения. И вот великий князь Дмитрий двинул свою рать против непобедимого дотоле врага. Он сам выбрал место для решающей битвы, переправив войско через реку Дон.

Сейчас я зачитаю вам отрывок из летописи, ночь, накануне битвы.

«Тогда всю ночь волки выли страшно. Вороны и орлы день и ночь каркали и клекотали, ожидая грозного, изволенного кровопролитного часа.…От такого страха богатырские сердца людей смелых стали укрепляться и воодушевляться. И страшно им было думать о возможной смерти на утро, но ещё нестерпимее ярилось сердце отвагой при думе о “великой туге” под игом монголо- татар. И вечная жажда свободы одолевала страх, внушала бесстрашие” 

И страшно было видеть, как две великие силы сходились на кровопролитие, на неминуемую смерть: татарское войско, темнеющее во мраке, мрачное, и русская рать в светлых доспехах, как великая река лилась, как море зыбилась, и солнце светило, сияло над ними, испуская на них свои лучи”.

Сейчас вы просмотрите ход Куликовской битвы, а затем мы поработаем с документом.

Анимированная карта “Куликовская битва”. (презентация)

Победа на Куликовом поле, доставшаяся ценой беспримерной стойкости, храбрости. Убежденности в своей правоте и необходимости победы для всей русской земли, эта победа была началом возрождения новой Руси. Сюда на поле Куликово пришли разрозненные полки русских княжеств, а ушла единая Русь.

VII. Подведение итогов

Ребята, какова роль Дмитрия Донского в победе?

Чем вы объясните успех русского войска? Каковы причины победы?

В чем на ваш взгляд, состоит историческое значение победы русских на поле Куликовом?

-ответы детей

VIII.Рефлексия

(у детей заранее подготовленные карточки)

Если для вас все понятно и у вас не осталось не решенных вопросов, то поднимите красный шлем.

Если у вас остались какие-то вопросы, то синий шлем.

Если вам многое осталось непонятным, поднимите серый шлем.

IX.Домашнее задание

Заполните «дневник исторических личностей» и зарисуйте фрагмент куликовской битвы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.

Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о  проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"

Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Структура урока по окружающему миру Тема урока «В мире растений"

Структура урока по окружающему миру Тема урока «В мире растений"Современный урок в рамках ФГОС  призван формировать знания обучающихся по средствам группового или индивидуального ...