РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету окружающий мир 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Болдина Ольга Николаевна

Окружающий мир 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Санталовская средняя школа» Ясногорского района Тульской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету окружающий мир

3 класс

2019-2020

Аннотация

Наименование дисциплины

Окружающий мир

Краткое описание программы

Рабочая программа по окружающему разработана  в соответствии с ФГОС НОО, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) на основе авторской программы по окружающему миру  А.А. Плешакова М.: Просвещение, 2015г).

В структуру рабочей программы внесены изменения в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г.  №373»

Количество часов определено в соответствии с календарным учебным графиком на 2019-2020 учебный год.

Класс

Кол-во часов

УМК предмета, курса

Общее кол-во часов

Контрольных работ

Практических работ

3

68

7

Окружающий мир 3  А. А Плешаков: Просвещение 2017 «Школа России» Рабочая тетрадь. 3 класс А.А. Плешаков Москва «Просвещение» 2019.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета:

Данная программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.), в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные:

- сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культуры, религии

владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшего школьника) необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин

- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Умения:

- различать расходы и доходы бюджета семьи;

- показывать на карте мира материки, изученные страны мира;

- приводить примеры памятников природы и культуры России, достопримечательностей родного края и административных центров субъекта РФ; народов мира; памятников культуры, являющихся символами стран, в которых они находятся;

- распознавать изученные объекты природы (в том числе почвы, горные породы и минералы, полезные ископаемые; тела и вещества; твердые тела, жидкости и газы; воздух; грибы; природные сообщества (лес, луг, пруд); отдельные органы и системы органов человека) по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;

- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства;

- группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию; сравнивать по заданному количеству признаков;

- использовать знания о взаимосвязях в природе (в том числе о круговороте воды в природе, размножении и развитии растений и животных; особенностях питания и дыхания растений и животных; цепях питания), связи человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека;

- проводить несложные наблюдения в окружающей среде (в том числе выявлять экологические связи в природных сообществах) и ставить опыты по исследованию природных объектов и явлений, используя простейшее лабораторное оборудование и следуя инструкциям и правилам безопасного труда;

- использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы (в том числе о способах изучения природы, мерах охраны почвы, воздуха, воды, гигиене человека);

- создавать по заданному плану собственные развернутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями;

- соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности);

- соблюдать  правила  безопасного  поведения  пешехода,  пассажира наземного транспорта и метро;

- соблюдать правила безопасности при работе с интернет-ресурсами, определять мошеннические действия по их характерным признакам.

- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов, явлений, характерных для природной и социальной действительности.

  1. Содержание учебного предмета

        Как устроен мир?

Природа. Человек. Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. 

Проект «Богатства, отданные людям». Общество. Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества. Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Что такое экология. Природа в опасности! Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы.

        Эта удивительная природа

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Вещество — то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Берегите воду! Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Описание на основе предложенного плана изученных объектов и явлений природы, их существенные признаки и характерные свойства. Как разрушаются камни. Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Группы растений. Солнце, растения и мы с вами. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Размножение и развитие растений. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).

Охрана растений. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Кто что ест. Проект «Разнообразие природы родного края». Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Размножение и развитие животных. Охрана животных. В царстве грибов. Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Великий круговорот жизни. Круговорот веществ. Природные сообщества (лес, луг, пруд). Экологические связи в природных сообществах. Группировка изученных объектов живой и неживой природы, их классификация, сравнение по заданному количеству признаков.

     Мы и наше здоровье

Организм человека. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Отдельные органы и системы органов человека, их описание, рисунки и фотографии. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Органы чувств. Гигиена систем органов. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них. Надежная защита организма. Кожа. Гигиена кожи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Опора тела и движение. Осанка. Наше питание. Проект «Школа кулинаров». Дыхание и кровообращение. Измерение частоты пульса. Умей предупреждать болезни. Закаливание как условие сохранения и укрепления здоровья. Здоровый образ жизни. Ценность здоровья и здорового образа жизни. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Мы и наше здоровье».  Проверка знаний и умений.

Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров». Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

     Наша безопасность

Огонь, вода и газ. Номера телефонов экстренной помощи. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Чтобы путь был счастливым. Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения на дорогах. Дорожные знаки. Правила  безопасного  поведения  пешехода,  пассажира наземного транспорта и метро. Проект «Кто нас защищает». Опасные места. Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте и т. д. Правила безопасного поведения во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности). Природа и наша безопасность. Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасного поведения в лесу, на водоёме в разное время года. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека. Экологическая безопасность. Правила безопасности при работе с интернет-ресурсами, мошеннические действия,их характерные признаки.

     Чему учит экономика

Для чего нужна экономика. Экономика и экология. Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей. Природные богатства и труд людей – основа экономики. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств. Какая бывает промышленность. Ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др. Растениеводство и животноводство - отрасли сельского хозяйства. Проект «Экономика родного края». Что такое деньги. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата. Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги. Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики - одно из важнейших задач общества в XXI веке.

     Путешествия по городам и странам

Золотое кольцо России. Города России. Россия – многонациональна страна.

Проект «Музей путешествий». Наши ближайшие соседи. Государства, граничащие с Россией, их столицы. На севере Европы. Страны севера Европы. Что такое Бенилюкс.

В центре Европы. Германия, Австрия, Швейцария, их столицы. По Франции и Великобритании. Франция. По Франции и Великобритании. Великобритания. На юге Европы. По знаменитым местам мира. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествие по городам и странам».  Проверка знаний и умений. Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений. Изученные страны на карте мира. Памятники природы и культуры России, достопримечательностей родного края и административных центров субъекта РФ; народов мира; памятники культуры, являющихся символами стран, в которых они находятся.

  1. Тематическое планирование

    Разделы

Тема

Кол-во

часов

Как устроен

мир?

Природа. Человек. Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Проект «Богатства, отданные людям». Общество. Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества. Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах. Что такое экология.

Природа в опасности! Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы.

10ч

Эта удивительная природа

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Вещество — то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Разнообразие веществ.

Воздух и его охрана. Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Превращения и круговороты воды. Берегите воду! Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Как разрушаются камни.

Что такое почва. Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Группы растений.

Солнце, растения и мы с вами. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Размножение и развитие растений. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Охрана растений. Животные, их разнообразие. Классификация животных. Кто что ест. Проект «Разнообразие природы родного края». Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Размножение и развитие животных. Охрана животных. В царстве грибов. Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Великий круговорот жизни. Круговорот веществ.

18 ч

Мы и наше

здоровье

Организм человека. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Органы чувств. Гигиена систем органов. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них. Надежная защита организма. Кожа. Гигиена кожи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Опора тела и движение. Осанка. Наше питание. Проект «Школа кулинаров». Дыхание и кровообращение. Измерение частоты пульса. Умей предупреждать болезни. Закаливание как условие сохранения и укрепления здоровья. Здоровый образ жизни. Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Мы и наше здоровье».  Проверка знаний и умений. Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров». Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

9 ч

Наша

безопасность

Огонь, вода и газ. Номера телефонов экстренной помощи.

Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Чтобы путь был счастливым. Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения на дорогах.  Дорожные знаки. Проект «Кто нас защищает». Опасные места. Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте и т. д.

Природа и наша безопасность. Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасного поведения в лесу, на водоёме в разное время года. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека. Экологическая безопасность.

7 ч

Чему учит экономика

Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа экономики. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность.  Проект «Экономика родного края». Что такое деньги. Государственный бюджет.

Семейный бюджет. Экономика и экология.

11 ч

Путешествия по городам

и странам

Золотое кольцо России. Города России. Проект «Музей путешествий». Наши ближайшие соседи. Государства, граничащие с Россией, их столицы. На севере Европы. Страны севера Европы. Что такое Бенилюкс. В центре Европы. Германия, Австрия, Швейцария, их столицы.

По Франции и Великобритании. Франция. По Франции и Великобритании. Великобритания. На юге Европы.  По знаменитым местам мира. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествие по городам и странам».  Проверка знаний и умений. Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

13 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс

Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...

Рабочая программа по предмету Окружающий мир для 4 класса составлена на основе авторской программы А.А Плешакова «Окружающий мир»

Рабочая программа по предмету Окружающий мир для 4 А класса составлена на основе авторской программы А.А Плешакова «Окружающий мир»...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 3 класс программа "Планета знаний"

Рабочая программа курса «Окружающий мир» для учащихся  третьего класса  Гридинской основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стан...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 4 класса к учебнику А.А.Плешакова. УМК "Школа России". Автор программы Плешаков А.А.

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 4 класса составлена на основе авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир. 1 - 4". Программа включает в себя пояснительную записку, общую харак...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", "Школа России", учебник А.А. Плешаков "Окружающий мир" - 1 класс

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общег...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 1-4 класс и календарно тематическое планирование с 1 по 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа  по предмету "Окружающий мир" 1-4 класс и календарно тематическое планирование 1,2,3,4 класс  УМК "Школа России"...