Конспект урока по окружающему миру во 2 классе "Дикие и домашние животные"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Ивлева Ирина Ивановна

Расширение знаний о диких и домашних животных, их сходствах и различиях, о разнообразии домашних животных, их значении для человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ситьковская муниципальная основная общеобразовательная школа

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе

"Домашние и дикие животные"

Выполнила Ивлева Ирина Ивановна

учитель начальных классов

г. Велиж

2016 г


Цели урока:

Учебные:

Закрепить знакомство детей с домашними и дикими животными.

Дать энциклопедические сведения о домашних и диких животных.

Выявить взаимосвязь между живой и неживой природой.

Развивающие:

Развивать внимание на уроке к художественному и научному тексту.

Развивать речь учащихся.

Активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе.

Воспитывать культуру речи.

Воспитывать интерес учащихся к познавательной деятельности.

Оборудование: персональный компьютер, мультимедиапроектор, презентация.


Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Ребята, посмотрите на солнышко. Скажите, у кого из вас такое же настроение? Каким бы вы хотели видеть наш урок? Повернитесь друг к другу. Положите ладошки. Скажите: «Я желаю тебе сегодня добра. Ты желаешь мне сегодня добра. Если будет трудно, я тебе помогу».

2. Подготовка детей к восприятию материала

Учитель:

Животные — наши друзья.

Об этом, конечно, знаю я.

С ними всегда веселей,

Уютней, теплей и добрей.

К нам на урок они пришли,

Истории и сказки принесли.

Мы живем на прекрасной планете, которая называется Земля, в окружении живой и неживой природы.

- Что мы называем словами «живая природа», что характерно для неё? (Для живой природы характерна жизнь, которая проходит определённые стадии развития от момента рождения и до смерти: рождение, рост, развитие, размножение, увядание.)

- Перечислите предметы живой природы. (Растения, животные, человек.)

- Перечислите предметы неживой природы. (Горы, моря и реки, облака, осадки и т. д.)

- Я назову предметы, а вы мне будете говорить, к какому виду природы они относятся: солнце, берёза, кролик, трактор, снегопад, заморозки, малина, горы, туман, обезьяна. (Ответы детей.)

  • Как вы думаете, может ли существовать отдельно живая и неживая природа? (Высказывания детей.)

3. Единство живой и неживой природы

Учитель:

Живая и неживая природа находится в тесной взаимосвязи. Как влияет неживая природа на живую природу? (Высказывания детей.)

Одним из компонентов живой природы являются растения. На прошлом уроке мы выделили три яруса растительности в лесу. Перечислите их. (Деревья, кустарники, травы.)

- Скажите, чем отличаются деревья от кустарников? (Дерево имеет один толстый вертикальный ствол, от которого отходят ветки с густой кроной. Кустарник имеет несколько тонких стволов, вырастающих прямо из земли.)

- Все растения мы с вами разделили на культурные и дикорастущие. В чем разница между ними? (Ответы детей.)

- Приведите пример культурных и дикорастущих растений. (Ответы детей.)

Учитель:

Жизнь была бы менее яркой, если бы в ней отсутствовали насекомые, птицы и другие животные. Приведите примеры животного мира и попробуйте определить, к какому классу они относятся. (Ответы детей.)

Как вы думаете, дети, по какому принципу можно разделить данных животных на две группы:

ВОЛК, КОШКА, ЛИСА, КОРОВА, ЗАЯЦ, СОБАКА.

 (Ответы детей, которые разделили животных на домашних и диких.)

Приведите примеры домашних животных. (Ответы детей.)

Приведите примеры диких животных. (Ответы детей.)

4. Домашние и дикие животные

Учитель:

Тема нашего урока: «Домашние и дикие животные».

Попробуйте определить существенное различие между домашними и дикими животными.  (Ответы детей.)

Много лет назад человек приручил животных, и они так и живут с ним принося ему пользу.

Наиболее знакомы нам, конечно, собака и кошка, которых мы видим повсеместно. Послушайте сообщение о кошке. (Подготовленный дома рассказ читает ученик.)

Учитель:

У кого дома живет кошка? Что вы можете рассказать о её повадках и особенностях? (Ответы детей.)

Назовите домашних животных и определите, какую пользу они приносят человеку. (Ответы детей.)

Образы животных человек использует в художественных произведениях: сказках, рассказах, повестях, загадках, пословицах и поговорках. Назовите  художественные произведения, героями которых являются животные. (Ответы детей.)

Учитель:

Вы уже прочли много сказок и вполне можете ответить на разные вопросы.

- А вот и первая наша гостья — Лиса. (Появляется Лиса.) Она является героиней очень многих сказок. А как называют лису в сказках? (Ответы детей: лисичка-сестричка, кумушка, плутовка...)

- Давайте послушаем рассказ К.Д. Ушинского «Лиса Патрикеевна». (Подготовленный дома рассказ читает ученик.)

Учитель:

Как же называл автор лису в этой сказке? (Лиса, кума, кумушка.) На какие повадки лисы обратил внимание автор?

Лиса:

Дети, вы читали сказки и рассказы о животных? Я приготовила для вас викторину по сказкам о животных. Сможете ли вы ответить на мои вопросы? Итак, викторина «Из каких мы сказок?»

  1. «Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога и вон из колодца. Только козёл её и видел. Сидит козёл в колодце. До вечера досидел, не знает, как выбраться...» (Русская народная сказка «Лиса и козёл».)
  2. «Стала Машенька думать, как ей от медведя убежать. Кругом лес, в какую сторону идти — не  знает, спросить не у кого... Думала, думала и придумала...» (Русская народная сказка «Маша и медведь».)
  3. «Долго ли, коротко ли — воротился кот домой и видит: петушка нету, надо из беды выручать...» (Русская народная сказка «Кот, петух и лиса».)
  4. «...Волк побежал что было духу по самой короткой дорожке. А Красная Шапочка пошла по самой длинной...» (Шарль Перро. «Красная Шапочка»)
  5. «Ничего не сказал Заяц и ушёл с поля — еле плёлся от усталости. А ёж с ежихой позвали своих детей и пошли с ними гулять.»

(Братья Гримм. «Заяц и ёж»)

Лиса:

Молодцы, ребята! Хорошо вы запомнили сказки. И меня в сказках узнали.

Учитель:

Домашние животные не только украшают быт человека, но и приносят пользу. А некоторым животным даже поставлен памятник. Каким животным поставлен памятник? (Ответы детей.)

Учитель:

Правильно, под Санкт-Петербургом в научном городке Колтуши стоит памятник собаке.

Учитель:

Животные, которые живут рядом с человеком, нам более известны. Но в наших лесах живёт много диких животных со своими привычками, проблемами, всегда вызывающим огромный интерес у человека.

Учитель:

Дети подготовили рассказы о животных. Послушаем их, ребята.

Учитель:

Поговорку «Волка ноги кормят» можно отнести только к волку? В каких ещё случаях можно так сказать?

К каким животным относится волк? (К хищным.)

Назовите хищных животных. (Ответы детей.)

Учитель:

Животные делятся на группы:

  1. Хищные, или плотоядные, животные.
  2. Растительноядные животные.
  3. Всеядные животные.

Учитель:

Как вы думаете, ребята, к какой группе животных относится заяц? (Растительноядное  животное.)

Про кого эта загадка: В гору бегом, а с горы кувырком? (Ответы детей.)

Почему так говорят про зайца? Какова особенность его лап? (Задние лапы у зайца гораздо длиннее передних. Поэтому когда он бежит в гору, они ему помогают отталкиваться и делать большие прыжки вверх; а когда он бежит вниз, эти же лапы ему мешают — заяц кувыркается и катится вниз кубарем.)

Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками. Это загадка, отгадайте её и узнаете, о ком будет следующий рассказ. (Ответы детей.)

Учитель:

Кто ещё, так же как ёж, спит всю зиму в ледяном домике? (Ответы детей.)

Учитель:

Про медведя говорят «косолапый, неуклюжий». Действительно ли он такой неповоротливый? (Ответ: нет, медведь проворный, может быстро бегать, хорошо лазать по деревьям.)

К какой группе животных относится медведь? (Это всеядное животное.)

Учитель:

Давайте, ребята, немного отдохнём и сделаем зарядку.

5.Физкультминутка

На суку сидит сорока,

Хлопотунья-белобока.

Смотрит снизу воробей:

«Подрасти бы мне скорей!»

Зарядкой буду заниматься,

Бегать, прыгать и купаться.

Я немного подрасту -

Видеть буду за версту.

Учитель:

В лесу можно увидеть цепочки маленьких сушеных грибов на ветках, кто же их туда повесил? Послушаем стихотворение Е.Трутневой.

Белкина кладовая

Почему грибы на ёлке

На сучках висят верхом?

Не в корзинке, не на полке,

Не во мху, не под листком -

У ствола и среди веток

На сучках они надеты.

Кто устроил их так ловко?

Кто с грибов очистил сор?

Это белкина кладовка,

Это белкин летний сбор.

Вот она по веткам скачет,

Промелькнула над кустом,

Точно бойкий рыжий мячик

С пышной шёрсткой и хвостом.

6. Знатоки природы

Учитель:

Ребята, а теперь ответьте на вопросы.

  1. У какого зверька хвоста и глаз почти не видно, а лапы-то какие: широкие, когтистые, толстые?
  2. Знаете ли вы, какая ягода растёт прямо на мху на торфяных кочках?
  3. Мы все любим белые горошинки на тонком стебельке — это душистые ландыши. А знаете ли вы, что будет, когда цветы отцветут?
  4. Знаете ли вы, что за маленький зверёк, живущий в наших лесах, с пятью черными полосками на спине?
  5. Знаете ли вы, какие животные называются «травоядными»? Приведите примеры «травоядных» животных.
  6. Знаете ли вы, как волки предупреждают друг друга об опасности?
  7. Знаете ли вы, как хвост помогает лисе убежать от охотников?

Учитель:

Я вам предлагаю загадки о животных, а вы отгадайте загадки и скажите — это домашнее или дикое животное. (Ответы детей учитель записывает в таблицу на доске.)

ЖИВОТНЫЕ

ДОМАШНИЕ

ДИКИЕ

Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога.

(Баран)

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

(Белка)

Зверь я горбатый,

А нравлюсь ребятам.

(Верблюд)

На овчарку он похож -

Что ни зуб, то острый нож.

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

(Волк)

На спине — иголки

Длинные и колкие.

А свернётся он в клубок,

Нет ни головы,ни ног.

(Ёжик)

Он высокий и пятнистый

С длинной-длинной шеей,

Кушает он листья

С пребольших деревьев.

(Жираф)

Малыш, а с бородкой,

Хвостик короткий,

Резвые ножки, острые рожки,

Зовёт к себе братца:

«Давай бодаться!»

(Козлик)

Голодная мычит,

Сытая жуёт,

Малым детям

Молочко даёт.

(Корова)

Что за зверь со мной играет?

НЕ мычит, не ржёт, не лает.

Нападает на клубки,

Прячет в лапки коготки.

(Кошка)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый — краса!

А зовут её …

(Лиса)

7. Земля — наш общий дом

Учитель:

Земля — наш общий дом, и всё живое имеет право на достойную жизнь и существование, взаимную помощь и поддержку.

Выставка книг свидетельствует о том, что можно много прочесть о живой и неживой природе, что вы и сделаете к следующему уроку. Каждый подготовит интересный рассказ о домашнем или диком животном.

8. Подведение итогов урока

- Что вам понравилось на уроке?

- Что вызвало особый интерес?

- Чему учит этот урок, как вы думаете? К какому выводу мы должны прийти?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. " Живая природа. Животные."

Урок окружающего мира по системе Л. В. Занкова. Цель: рассказать об основных группах животных....

План-конспект урока по окружающему миру (3класс) на тему:"Разнообразие животных.Кто как приспособлен".

Урок окружающего мира в 3 классе по учебнику А.А.Плешакова. конспект урока и презентация....

План-конспект урока по окружающему миру (3класс) на тему:"Разнообразие животных.Кто как приспособлен".

Урок окружающего мира в 3 классе по учебнику А.А.Плешакова. конспект урока и презентация....

СЦЕНАРИЙ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ. ТЕМА: «ДИКИЕ И ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

В работе представлены методическая разработка к уроку окружающего мира во 2-м классе по теме «Дикие и домашние животные». На уроке учащиеся узнают, каких животных называют дикими, а каких – домашними...

План-конспект урока по окружающему миру 1 класс "Как живут животные"

Представлен план-конспект урока по теме: "Как живут животные". Урок с использованием различных медийных устройств позволит учащимся лучше усвоить и воспринять материал урока....

Конспект урока по «Окружающему миру»1 класс. Тема: «Домашние любимцы и комнатные растения».

Конспект урока по «Окружающему миру»1 класс.Тема: «Домашние любимцы и комнатные растения».Цель урока:-познакомить учеников с ролью и значением домашних животных и культурных растений в жизни человека....

технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"

« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов  по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока -  изучен...