Конспект урока оружающий мир 1 класс на тему: "Почему их так назвали?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Шиман Анна Владимировна

Конспект урока оружающий мир 1 класс на тему: "Почему их так назвали?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr._mir_1_klass_pochemu_ih_tak_nazvali.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

1 КЛАСС

Тема: «Почему их так назвали?»

Учитель начальных классов

Шиман А.В.

Тема: Почему их так назвали?

Цель: раскрыть значение природы в жизни человека; укрепить в сознании взаимосвязь между названием и признаками объектов.

Задачи:
Образовательные:

установить взаимосвязь между названиями некоторых растений, животных, грибов и их особенностями.

Развивающие:

расширить кругозор,

обогатить словарный запас учащихся;

воспитать наблюдательность,

умение сравнивать, делать выводы.

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к природе;

формировать умение видеть красоту природы.

Этап урока

Деятельность учителя

Орг момент

Приветствие. Проверка готовности рабочих мест.

Мотивация учебной деятельности

Учитель подходит к любому ребенку и спрашивает:

- Маша, а почему родители так тебя назвали?

Еще к некоторым детям.

Сегодня мы с вами будем говорить об именах, но об именах растений и животных. Ребята, как бы вы назвали этого котенка?

(Учитель показывает детям белого пушистого котика)

- А почему?

- Действительно, придумывая имя котику, вы отталкивались от его внешних особенностей.

Очень часто растения и животные получают свои имена за сходство с кем-то, за необычную окраску, форму листьев или еще что-то, так же как этот котик.

На сегодняшнем уроке мы узнаем о том, почему именно так названы некоторые насекомые и растения.

Работа по теме урока.

- Сейчас мы попробуем предположить, какие имена могут быть у разных растений.
Учитель показывает картинку с изображением копытени.

- Взгляните, как бы вы назвали это растение?

- Посмотрите на листья. На что они похожи?

Учитель разворачивает лист и показывает детям изображение лошадиного копыта.

- Что это?

- Похож ли лист растения на лошадиное копыто?

- Верно. Это растение называется копытень. Обратите внимание на ударение.

Делает запись на доске.

- Кто мне скажет почему?

 Рисунок размещается на доске (крепится магнитами)

Учитель показывает второе изображение – звездчатка.

- Как бы вы назвали это растение?

Учитель разворачивает лист, и предлагает изображение звезды.

- Вот подсказка. Кто догадается, как может называться это растение и почему?

- Это растение звездчатка.

Запись на доске. Рисунок размещается на доске.

Учитель показывает следующее изображение – медуница.

- Как бы вы назвали?

- Это растение получило имя не из-за особенной формы листа или цветка, а из-за того что в цветках много сладкого сока, пчёлки потом из него делают мёд.

Догадаетесь, как оно называется?

- Имя этого растения – медуница.

Записывает на доске. Прикрепляет изображение.

Рассказ о медунице.

Учитель показывает следующее изображение. –Иван-да-Марья.

-  Вы видели когда-нибудь такой цветок?

- Красивый, не правда ли?

- Как бы вы его назвали?

- О происхождении названия этого цветка повествует старинная легенда.

Учитель рассказывает легенду.

- Как же называется цветок?

Цветок носит имя – Иван-да-Марья.

Учитель пишет название на доске и прикрепляет изображение.

Показывает следующую картинку – Недотрога.

- Ну, думаю, это растение видели все. И многие наверняка любят с ним поиграть.

Узнали? Если слегка надавить, а иногда хватает и прикосновения, на созревший плод этого растения, то он будто взрывается и из него летят семена. Вспомнили?

- Как бы вы его назвали?

- На самом деле, именно потому, что до этого растения дотронуться, не потревожив невозможно – его и назвали Недотрога.

Учитель записывает на доске и прикрепляет рисунок.

Физ.минутка.

Учитель показывает упражнение.

- Ребята, вы много работали и наверное устали, поэтому я предлагаю вам немного отдохнуть. Встаньте возле своих парт и повторяйте за мной движения.

Спал цветок и вдруг проснулся (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, влево, вправо.)

Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьётся (Покружиться.)

- Усаживайтесь тихонечко на свои места.

Продолжение изучения нового материала.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Итак, откройте учебники на странице ...

Посмотрите на изображения и соотнесите их с изображениями на доске.

- Есть ли тут растение,  о котором мы не сказали?

- Хорошо.

- Итак, почему эти растения получили такие имена? Просто так?

- Тогда взгляните на страницу ... Вверху страницы вы видите изображения трех растений. Прочитайте названия, рассмотрите внимательно рисунки и объясните, почему они получили такие имена. Не торопитесь! Подумайте хорошо.

- Подорожник. Уже само название растения говорит о том, что оно селится вдоль дорог. Место не самое лучшее, в любой момент кто-нибудь может наступить ногой. Но подорожник не может по-другому. Его маленькие твёрдые семена осенью становятся липкими и на подошвах обуви “переезжают” на новые места. Приклеиваются семена очень прочно, так что могут путешествовать на довольно длительные расстояния. Листья подорожника, приложенные к ранке, снимают боль и помогают заживлению.

- Мы с вами познакомились с интереснейшими растениями, узнали,  откуда родились такие имена. Но вот интересно, только растения получают свои имена по отличительным признакам?

- А интересно узнать,  почему те или иные животные и грибы получили свое имя?

Я покажу вам изображения некоторых грибов, каждый из вас предположит, почему именно такое имя у этого грибочка, а дома вы проверите свои догадки и на следующем уроке окружающего мира поделитесь с нами своими находками. Договорились?

Учитель вывешивает на доску изображение гриба – лисичка.

- Ребята, вы знаете как называется этот гриб?

- Подумайте, почему он мог получить такое название?

- Посмотрим еще на 1 гриб.

Учитель вывешивает изображение.

- Вы знаете его имя?

Учитель показывает следующий гриб – подберезовик.

- Вы знаете имя этого гриба?

- А почему его так прозвали?

-

- У нас остался еще один гриб – красавец. Учитель вывешивает изображение мухомора.

- Что это за гриб?

- Как вы считаете, нужен ли этот гриб в природе сейчас, когда существует множество средств, с помощью которых можно уморить мух?

- А чтобы узнать кто прав я прочту вам рассказ “Кому нужен мухомор?”

“Кому нужен мухомор?”

Серёже не везло. Вот уже целый час ходил он по лесу, а нашёл всего несколько сыроежек. У мамы и папы в корзинках было по нескольку белых, а ему ничего не попадалось. И только мухоморы так и высовывались, так и выглядывали - из-за гнилого пня, из-под вороха сухих листьев, из-за зелёного пучка травы... Отовсюду...

Этот мухомор Серёжа увидел шагов с двадцати. "Ну зачем? - подумал мальчик. - Зачем они здесь растут? Кому они нужны, ядовитые мухоморы?"

- Никому ты не нужен! - решительно сказал Серёжа, подходя к грибу. - И нечего здесь краснеть! Вот я тебе наподдам сейчас, сразу разлетишься! И он уже собрался пнуть мухомор ногой.

- А ну-ка, подожди, - сказал кто-то у Серёжи за спиной.

Мальчик оглянулся. Сзади стоял пожилой человек с корзинкой. А в корзинке у него... Тут Серёжа даже зажмурился. В корзинке было полным-полно разных грибов, а больше всего белых!

- Сразу видно, что грибы ты собирать не умеешь, - человек покачал головой. - А почему? Потому что мало о них знаешь! От такого грибника любая сыроежка без труда спрячется... Вот ты хотел сшибить мухомор. Но разве можно? Ведь он в лесу всем нужен: и животным, и растениям, и человеку. Да, он ядовит, опасен для человека. Но его с удовольствием едят слизни, и белки откусывают понемножку, и сороки. А лоси проглатывают целиком, бывает, по пять-шесть штук за один раз. Для лосей мухоморы - лекарство.

Соснам и другим деревьям мухомор помогает расти, срастаясь своей грибницей с их корнями. Отдаёт деревьям часть воды и питательных веществ, которые всасывает из почвы.

А для опытного грибника он - как сигнальная лампочка. Появились в лесу мухоморы - жди белых грибов. Верная примета.

И вот ещё что: ты присмотрись, присмотрись к мухомору - как он радует глаз своим ярким нарядом, как украшает лес! Может быть, природа, посылая тебе мухоморы, хочет поднять твоё настроение? Ты, мол, не огорчайся, что с другими грибами не везёт, полюбуйся лесным украшением. Ведь человеку нужна не только еда, но и красота!

- Мы с вами поговорили о травах и грибах. Но и насекомые могут похвастаться тем, что названия им дали за сходство с кем-то.

- Рассмотрите рисунки в учебнике. Соотнесите жуков и зверей.

Итак, о чем мы сегодня разговаривали?

- Что вам было сложно?

-Что понравилось?

- Что осталось непонятно?

- Дома проверьте, свои догадки о названиях грибов, а так же можете подготовить интересные сообщения о других растениях, животных или грибах, названия которых очень интересны.

- Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Почему звенит звонок?" 1 класс

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Почему звенит звонок?" 1 класс...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Почему радуга разноцветная ?" 1 класс

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Почему радуга разноцветная ?" 1 класс...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Почему радуга разноцветная?"

Конспект урока предназначен для урока в 1 классе по УМК "Школа России" и связан с презентацией...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?" (1 класс, "Школа России", ФГОС)

Данная разработка включает в себя цели урока, планируемые результаты, УУД и подробный сценарий урока....

Конспект урока по окружающему миру на тему "ПОЧЕМУ ЗВЕНИТ ЗВОНОК? ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. ИЗУЧЕНИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЗВУКОВ." (1 класс, "Школа России", ФГОС)

Цели: сформировать первоначальные представления о звуках, их возникновении, распространении; познакомить детей с эхом; показать разнообразие звуков окружающего мира; формировать у детей понятия о том,...

Конспект урока по окружающему миру на тему "ПОЧЕМУ МЫ ЛЮБИМ КОШЕК И СОБАК? ПРОЕКТ «МОИ ДОМАШНИЕ ПИТОМЦЫ»" (1 класс, "Школа России", ФГОС)

Цели: расширить представления о кошках и собаках; познакомить с правилами ухода за кошками и собаками; воспитывать бережное отношение к домашним питомцам и чувства ответственности за них....

Конспект урока по окружающему миру по теме: «Почему мы любим кошек и собак?»

На уроке дети  знакомятся  с условиями жизни домашних животных (кошка, собака) и особенностями ухода за ними, с различными породами собак, кошек и их многообразием; воспитывается  береж...