Конспекты уроков по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Волкова Дарья Андреевна

Предварительный просмотр:

Структура урока «Открытие нового знания»

Дата: 8.09.2020                                                                                                ФИО учителя: Гарина О.И.

Школа: №98                                                                                                            ФИО студента: Волкова Д.А.

Класс: 3 А                                                                                                        ФИО методиста: Колотухина Я.А.

Кабинет: 24

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Тема: «Солнечная система»

Цели деятельности учителя: формирование представление детей о звёздах; формирование представления о том, отчего происходит смена времён года, смена дня и ночи.

Планируемые результаты:

Предметные: развивать познавательный интерес учащихся, умение наблюдать и анализировать.

Личностные: осознавать полученные знания, прививать интерес к окружающему и интерес к изучаемому предмету.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: учебник по окружающему миру «Школа 21 века» 3 класс, 1 часть.


Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

2-3 мин

Психологический настрой учащихся.

Громко прозвенел звонок,

Начинается – Урок

На меня все посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

Сели правильно, спинки выпрямили.

Глаза смотрят и видят

Уши слушают и слышат

Сначала думаю, а потом говорю

Помню, что в классе я не один

Умею слушать мнения других.

Улыбнулись, правильно сели.

Приветствуют учителя.

П: умение слушать и воспринимать звучащую речь.

II. Актуализация знаний и мотивация

2-3 мин

- Сегодня нам предстоит многое узнать, раскрыть секреты планет Солнечной системы, узнать, отчего на Земле происходит смена дня и ночи, времён года.

- Что нам для этого нам нужно?

- Правильно! знания, ум и смекалка, умение наблюдать и анализировать.

-Вы уже знаете, что про нашу планету Земля говорят «наш космический корабль»?

- А как Земля движется в космосе?

- А когда мы еще об этом говорили?

- Умницы! Все верно! Но сегодня мы отправляемся в новое путешествие. И сейчас я рада приветствовать вас на бору космического корабля «Земля»!

 Ответы детей по поднятой руке.

Дети высказываются, приводя аргументы.

Выслушивают друг друга, дополняют, обобщают. Рекомендуют источники получения информации (библиотека, энциклопедии, интернет)

логическое предположение общеучебн.речев. высказыв. речевая деятельность с целью получения информации.

П: умение понимать заданный вопрос и в соответствие с ним строить ответ в устной форме.

III. Постановка учебной задачи

2-3 мин

Звучит аудиозапись песни «Притяжение Земли»

- Как вы понимаете слова песни?

«…Мы дети галактики, Но самое главное Мы дети твои, дорогая Земля…»

-Откройте учебник на с.18, 16. Фронтальный опрос в рубрике «Вспомни: это ты уже знаешь»

- Назовите времена года

- Какие природные явления характерны для каждого времени года? Фронтальный опрос.

Работа с учебником на с. 16.

-Как представляли люди Солнечную систему, до того, как, было сделано открытие о том, что Земля круглая?

-Молодцы ребята.

- Сейчас трое ребят будут читать нам текст учебника н с. 18, а в это время вы ребята будете соотносить свои предположения с текстом при помощи простого карандаша, т.е. если в тексте прозвучит то, что вы уже знаете, вы ставите (+), если вы услышали что-то новое тогда (-)

Дети отвечают на вопрос

Открывают учебник на с. 18, 16, отвечают на вопросы в рубрике «Вспомни: это ты уже знаешь»

Трое назначенных учителем ребят выходят к доске, выразительно читают каждый по 1-му абзацу. Остальные учащиеся отмечают

(+, -). Самоконтроль

П: умение принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

IV. Открытие нового знания

8-14 мин

На доске 2 группы предметных картинок по теме «Тела живой и неживой природы» смотри приложение 1

- На какие группы можно распределить картинки, которые вы видите на доске? По какому признаку?

Молодцы ребята все верно сказали.

- Сейчас я вызову двух учащихся, и они распределят картинки в группы, а мы проверим как они справятся с заданием.

- Какие тела относятся к живой природе?

- Что объединяет неживая природа?

- Какие тела входят в Солнечную систему?

- Что вы можете рассказать о солнце?

- Возможна ли жизнь на Земле без солнечного света и тепла? Почему?

- Как вы думаете, почему систему, в которую входит Земля, называют Солнечной?

Работа с учебником, с.15

- Во втором классе к нам на урок уже «приходили» планеты Солнечной системы. Вспомните, что они о себе рассказывали.

«Живые планеты» (составление модели Солнечной системы). Смотри приложение 2.
– Может быть, вы вспомните названия всех планет Солнечной системы?

– Я буду читать стихотворение о Солнечной системе не из вашего учебника. Смотри приложение 3.

Завершить игру «Живые планеты» можно так:
- На место сядет «планета», которая расположена ближе всех к Солнцу. 
(Меркурий)
- На место сядет «планета», которая расположена между Венерой и Марсом. 
(Земля)
(Здесь уместно обсудить вопрос: когда слово Земля пишется с большой буквы,
а когда с маленькой.)
- На место сядет самая холодная планета Солнечной системы.  
(Плутон)
- А почему Плутон – самая холодная планета?  

Работа с иллюстрацией (с.15).
    - Почему в стихотворении, которое я вам прочитала, употребляется слово «хоровод»? (Планеты вращаются вокруг Солнца, будто водят хоровод.) (я бы напомнила о правописании) – межпредметная связь.
- Может быть, кто-нибудь из вас знает, как называется путь, по которому вращаются планеты? 
(Орбита)
- Найдите орбиты на иллюстрации и покажите друг другу.
- Назовите самую большую планету Солнечной системы. 
(Юпитер)
- Как называется планета с кольцами? 
(Сатурн)
- Как вы думаете, какая планета самая жаркая? Почему?

- Почему названия планет написаны с Заглавной буквы?

Детям раздаются карточки с названием и изображением планет и Солнца, предлагается встать в том порядке, в котором эти планеты расположены в Солнечной системе. (игру можно повторить несколько раз, с разными учащимися)

Дети отвечают, размышляют

Работа детей у доски, самопроверка. Проверка.

Дети слушают, смотрят, соотносят ответы детей работавших у доски, со своим предположением.

Дети становятся так, как каждый знает. (Возможны ошибки, но учитель их не исправляет! Это могут делать только сами учащиеся, которые получили карточку.)

Дети хором вспоминают и проговаривают правило

П: умение устанавливать причинно-следственные связи в изученном круге явлений.

Л: уметь строить свою речь и выражать свои мысли.

V.Первичное закрепление во внешней речи

5-7 мин

- Что бы проверить, как вы запомнили и усвоили тему сегодняшнего урока, я предлагаю вам поработать в рабочей тетради на с. 7, и выполнить № 11, 12*. После выполнения заданий, я попрошу вас поменяться тетрадями и проверить работу друг друга, учитывая правильность и аккуратность.

Работают в рабочей тетради на с. 7. Выполняют самостоятельно № 11, 12*, меняются тетрадями и проверяют, оценивают друг друга.

П: уметь работать группой.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

5-7 мин

- Предлагаю выполнить модель Солнечной системы или нарисовать Солнечную систему.

Сделайте самостоятельно.

Выполняют самостоятельно.

П: умение оценивать совместно с учителем результаты своих действий, построение логической цепочки рассуждений.

VII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

2-3 мин

- Сейчас мы поиграем в игру «Толстые» и «тонкие» вопросы. Вы прежде чем дать ответ обсудите его с соседом по парте, придя к единому мнению, дадите ответ. (работа в парах)
Например
«тонкие» вопросы (вопросы, имеющие однозначный ответ):
1) Верно ли, что Солнце – планета

2) Какую форму имеют планеты?
3) Согласны ли вы с тем, что Солнце – это тело неживой природы?
«Толстые» вопросы (вопросы, не имеющие однозначного ответа):
1) Почему Солнце кажется больше всех остальных звёзд?

2) Почему на планете Земля есть жизнь, а на других планетах её нет?
Вместо приёма «Толстые и тонкие вопросы» на данном этапе урока возможно коллективное составление 
синквейна
Например: 1. Солнце.
2. Большое, раскалённое
3. Светит, греет, радует.
4. Без Солнца невозможна жизнь.
5. Звезда.   

Дети работают в паре, обсуждают, отвечают. Активно участвуют в составлении синквейна


П: сообщать о затруднениях в понимании материала.

К: умение строить свою речь и выражать свои мысли.

Схема структурного самоанализа урока

Тема урока: К. Ушинский «Солнечная система»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Учитель: Гарина О.И.        Класс: 3 А

  1. Этап самоопределения к деятельности (1-2 мин)

Соответствие/

несоответствие

1. Созданы условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

+

2. Исходя из решенных ранее задач, установлены тематические рамки содержания.

+

3. Вместе с обучающимися определена основная цель урока.

+

4. Выдержаны примерные временные рамки.

+

  1. Актуализация знаний и мотивация (12-15мин)

1. Организовано повторение используемых способов действий.

+

2. Способы действий зафиксированы в буквенной или знаковой форме.

+

3. Проведена самостоятельная работа

+

4. В соответствии с уровнем класса для обязательного выполнения предусмотрены необходимые и достаточные задания для проведения самоконтроля по выделенным способам действий.

+

5. Для учащихся, справившихся с обязательным уровнем, предусмотрены дополнительные задания.

+

6. Организована самопроверка учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов (без исправления ошибок).

+

7. Выдержаны примерные временные рамки.

+

  1. Постановка учебной задачи (3 - 4 мин)

Учащиеся, допустившие ошибки:

1. Проанализировали решение, определили место ошибки (где?).

+

2. Указали способы действий, в которых допущены ошибки

+

3. На этой основе учащиеся уточнили цель дальнейшей деятельности.

+

Учащиеся, не допустившие ошибки:

1. Сравнили свое решение с предложенным эталоном.

+

2. Выполняют задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.

+

3. Выдержаны примерные временные рамки.

+

  1. Открытие нового знания (8- 9 мин)

1. Учащиеся, конструируя проект выявления причин и исправления допущенных ошибок (алгоритм исправления ошибок):

+

а) самостоятельно выдвигали и обосновывали гипотезы;

+

б) участвовали в побуждающем к гипотезам диалоге;

+

в) участвовали в подводящем диалоге.

+

2. Учащиеся выявили, в чем именно заключается ошибки в указанных способах действий.

+

3. Причина ошибки зафиксирована знаково.

+

4. Пользуясь алгоритмом исправления ошибок, учащиеся исправили свои ошибки самостоятельно или на основе предложенного эталона.

+

5. Выдержаны примерные временные рамки.

+

  1. Первичное закрепление  во внешней речи (2-3 мин)

I. Организовано обсуждение типовых затруднений.

+

2. Учащиеся проговорили формулировки способов действий, которые вызвали затруднения.

+

3. Выдержаны примерные временные рамки.

+

  1.  Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Учащиеся, допустившие ошибки:

Выполнили самостоятельную работу, выбирая только те задания, в которых были допущены ошибки.

             +

Провели самопроверку своих работ по готовому эталону и зафиксировали знаково результаты.

             +

Учащиеся, не допустившие ошибки:

Выполнили самопроверку заданий творческого уровня по предложенному образцу.

+

Выдержаны примернее временные рамки.

+

  1. Включение в систему знаний и повторение (4 - 5 мин.)

При положительном результате предыдущего этапа:

+

1. Учащиеся выполняли задания, в которых рассматриваются способы действий, связаны с ранее изученными и между собой. Также решались задания на подготовку к изучению следующих тем.

При отрицательном результате предыдущего этапа:

+

1. Учащиеся повторили предыдущий этап для другого варианта.

2. Выдержаны примерные временные рамки.

+

VIII

Рефлексия деятельности (итог урока) (2-3 мин)

1. Учащиеся проанализировали, где и почему были допущены ошибки, способы их исправления.

+

2.Учащиеся проговорили способы действий, вызвавшие затруднение.

+

3. Зафиксирована степень, соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечены цели последующей деятельности.

+

4. Учащиеся проанализировали и оценили деятельность

всего класса на уроке.

+

5. Учащиеся проанализировали и оценили свою деятельность на уроке.

+

6. Домашнее задание предложено в соответствии с достигнутыми результатами урока.

+

7. Домашнее задание содержит элементы выбора, творчества.

+

8. Выдержаны примерные временные рамки.

+

Общие выводы по уроку, рекомендации: делать домашние задания более творческими.

Условные обозначения

Плюс

+

Деятельность учителя и учеников полностью соответствует требованиям к

Плюс - Минус

±

Требования к этапу выполнены, но есть замечания и рекомендации. Замечания и рекомендации прописаны.

Минус - плюс

+

Требования к этапу не выполнены, но есть верные шаги. Проанализировано соотношение выполненного - выполненного.

Минус

-

Требования к этапу не выполнены




Предварительный просмотр:

Структура урока «Открытие нового знания»

Дата: 3.09.2020                                                                                                ФИО учителя: Гарина О.И.

Школа: №98                                                                                                            ФИО студента: Волкова Д.А.

Класс: 3 А                                                                                                        ФИО методиста: Колотухина Я.А.

Кабинет: 24

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Тема: «Где и когда ты живешь»

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с терминами «тысячелетие», «век», «столетие», с записью римских цифр; уточнить временные и пространственные понятия.

Планируемые результаты:

Предметные: знать понятия «тысячелетие», «век», «столетие»; уметь записывать римские цифры.

Личностные: осознавать полученные знания.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: учебник по окружающему миру «школа 21 века», 3 класс часть 1; карта России, карта полушарий, таблички с надписями новых понятий, иллюстрации, изображающие археологические раскопки.


Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

2-3 мин

- Здравствуйте! Проверьте готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

П: умение слушать и воспринимать звучащую речь.

II. Актуализация знаний и мотивация

2-3 мин

- В третьем классе вы продолжите изучать окружающий мир. Учебник приглашает вас в увлекательное путешествие: вы познакомитесь поближе с прошлым и настоящим нашей Родины, с миром природы и жизнью людей, побываете в старинных русских городах, узнаете о знаменитых событиях, славных делах и подвигах наших предков.

 Слушают учителя.

П: умение понимать заданный вопрос и в соответствие с ним строить ответ в устной форме.

III. Постановка учебной задачи

2-3 мин

-  Прочитайте название I раздела.

– О чем вы узнаете в этом разделе?

– На какие вопросы вы ответите?

Открывают учебники, читают, отвечают на вопросы учителя.

П: умение принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

IV. Открытие нового знания

8-14 мин

 - Давайте поработаем с картой.

Работа по карте.

- Все мы живем на планете, которая называется Земля. Посмотрите на карту. На нашей планете 6 континентов, или 6 материков (показ по карте).

Материк – это огромное пространство земной суши, омываемое морями и океанами.

Мы живем на материке Евразия, в стране с удивительно красивым названием – Россия (показ по карте).

– В каком городе вы живёте? Давайте найдём его на карте.

Дети работают с картой.

П: умение устанавливать причинно-следственные связи в изученном круге явлений.

Л: уметь строить свою речь и выражать свои мысли.

V.Первичное закрепление во внешней речи

5-7 мин

Чтение и анализ текста по учебнику.

– Рассмотрите иллюстрацию на с. 7 учебника, объясните данную схему.

– Каждый человек не только живет в пространстве, но и во времени. Все, кто живет сейчас, находятся в настоящем времени. Что происходит с вами сейчас, в настоящее время?

– Как называется то время, когда люди жили, работали, учились давно?

– Назовите события, происходившие с вами в прошлом.

– Как назовем время, в котором события только будут происходить?

– Приведите примеры того, что бы вы хотели иметь, увидеть в будущем времени.

– Рассмотрите иллюстрацию на с. 8. Назовите события настоящего, прошедшего и будущего времени.

Работают с учебником, отвечают на вопросы.

П: уметь работать группой.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

5-7 мин

- Давайте разделимся на группы. Каждая группа изобразите в тетради:

«Изобразите действия».

1-й ряд – изображает события настоящего времени;

2-й ряд – события прошедшего времени;

3-й ряд – события будущего времени.

Работа в тетрадях.

П: умение оценивать совместно с учителем результаты своих действий, построение логической цепочки рассуждений.

VII. Включение в систему знаний

2-3 мин

 Обсуждение вопросов: как развивалась жизнь на Земле? Как мы узнаем о прошлом?

– Почти все животные, которые сегодня обитают на Земле, в далеком прошлом не существовали. В то же время большинство прежних обитателей планеты вымерло. Первые растения и животные были крошечными и жили в воде. У первых животных было мягкое тело, как у современных медуз или червей. Потом появились животные с твердыми раковинами, затем рыбы.

Около 400 миллионов лет назад на суше появились растения, из воды на сушу начали выходить некоторые рыбы. Они ползали по земле, опираясь на крепкие короткие плавники. Это были предки земноводных, которые жили на суше, но возвращались в воду, чтобы отложить яйца.

Динозавры обитали на нашей планете 228 миллионов лет назад. Одни из них имели колоссальные размеры и были самыми крупными животными из всех, когда-либо живших на суше. Другие, наоборот, ростом не превышали цыпленка. Все они вымерли примерно 64 миллиона лет назад.

Динозавры прожили на Земле 165 миллионов лет, а затем они исчезли – вымерли навсегда.

После того как вымерли динозавры, самыми крупными распространенными существами на суше стали млекопитающие и птицы.

На Земле долго не было людей. Первые подобные нам люди появились на планете лишь около 100000 лет назад.

– Как мы узнаем о жизни людей в далеком прошлом?

– Рассмотрите форзац учебника и назовите, что помогает людям узнать прошлое.

Знакомство с понятиями «историческое время», «тысячелетие», «век», обозначениями римских цифр.

- Все вы слышали выражение: «Это было давным-давно». Оно обозначает, что какие-то события происходили очень давно, в историческом времени. В истории счет времени часто идет не на месяцы и годы, а на века и тысячелетия.

Тысячелетие – это период времени в 1000 лет.

Век – это промежуток времени в 100 лет.

Мы с вами живем в XXI веке, который начался 1 января 2001 года. Чтобы узнать его окончание, надо к 2000 прибавить 100. XXI век закончится 31 декабря 2100 года.

Когда на уроке математики вы решаете примеры и задачи, вы используете арабские цифры (показ). Они так называются потому, что пришли из арабских стран. Совсем другие цифры были в древнем городе Риме. Они так и называются – римские (показ). Этими цифрами обозначаются века. Посмотрите, как записывается век, в котором нам довелось жить, – XXI в.

Знакомство с памяткой «Как определить по году век?».

Если в четырехзначном числе после первых двух цифр идут нули, то первые цифры будут означать век: 1100 год – 11 (XI) век, 1200 год – 12 (XII) век. Но стоит на месте нулей появиться любой другой цифре, и уже начнется следующий век: 1101 год – 12 (XII) век, 1210 год – 13 (XIII) век.

Иначе определяется век в трехзначном году, например в 988. Эта дата означает, что прошло девять полных веков и 88 лет десятого века, то есть идет 10 (X) век.

Работаем с учебником, все понятия записывают в тетрадь.

П: оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

2-3 мин

– С какими новыми понятиями вы сегодня познакомились? Что они означают?

Домашнее задание: выполнить задание в рабочей тетради № 1 на с. 3.

Ответы детей.

П: сообщать о затруднениях в понимании материала.

К: умение строить свою речь и выражать свои мысли.

Схема структурного самоанализа урока

Тема урока: «Где и когда ты живешь»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Учитель: Гарина О.И. Класс: 3 А

  1. Этап самоопределения к деятельности (1-2 мин)

Соответствие/

несоответствие

1. Созданы условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

+

2. Исходя из решенных ранее задач, установлены тематические рамки содержания.

+

3. Вместе с обучающимися определена основная цель урока.

+

4. Выдержаны примерные временные рамки.

+

  1. Актуализация знаний и мотивация (12-15мин)

1. Организовано повторение используемых способов действий.

+

2. Способы действий зафиксированы в буквенной или знаковой форме.

+

3. Проведена самостоятельная работа

+

4. В соответствии с уровнем класса для обязательного выполнения предусмотрены необходимые и достаточные задания для проведения самоконтроля по выделенным способам действий.

+

5. Для учащихся, справившихся с обязательным уровнем, предусмотрены дополнительные задания.

+

6. Организована самопроверка учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов (без исправления ошибок).

+

7. Выдержаны примерные временные рамки.

+

  1. Постановка учебной задачи (3 - 4 мин)

Учащиеся, допустившие ошибки:

1. Проанализировали решение, определили место ошибки (где?).

+

2. Указали способы действий, в которых допущены ошибки

+

3. На этой основе учащиеся уточнили цель дальнейшей деятельности.

+

Учащиеся, не допустившие ошибки:

1. Сравнили свое решение с предложенным эталоном.

+

2. Выполняют задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.

+

3. Выдержаны примерные временные рамки.

             +

  1. Открытие нового знания (8- 9 мин)

1. Учащиеся, конструируя проект выявления причин и исправления допущенных ошибок (алгоритм исправления ошибок):

а) самостоятельно выдвигали и обосновывали гипотезы;

+

б) участвовали в побуждающем к гипотезам диалоге;

+

в) участвовали в подводящем диалоге.

+

2. Учащиеся выявили, в чем именно заключается ошибки в указанных способах действий.

+

3. Причина ошибки зафиксирована знаково.

+

4. Пользуясь алгоритмом исправления ошибок, учащиеся исправили свои ошибки самостоятельно или на основе предложенного эталона.

+

5. Выдержаны примерные временные рамки.

-

  1. Первичное закрепление  во внешней речи (2-3 мин)

I. Организовано обсуждение типовых затруднений.

+

2. Учащиеся проговорили формулировки способов действий, которые вызвали затруднения.

+

3. Выдержаны примерные временные рамки.

+

  1.  Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Учащиеся, допустившие ошибки:

Выполнили самостоятельную работу, выбирая только те задания, в которых были допущены ошибки.

            +

Провели самопроверку своих работ по готовому эталону и зафиксировали знаково результаты.

            +              

Учащиеся, не допустившие ошибки:

+

Выполнили самопроверку заданий творческого уровня по предложенному образцу.

+

Выдержаны примернее временные рамки.

+

  1. Включение в систему знаний и повторение (4 - 5 мин.)

При положительном результате предыдущего этапа:

+

1. Учащиеся выполняли задания, в которых рассматриваются способы действий, связаны с ранее изученными и между собой. Также решались задания на подготовку к изучению следующих тем.

При отрицательном результате предыдущего этапа:

+

1. Учащиеся повторили предыдущий этап для другого варианта.

2. Выдержаны примерные временные рамки.

+

VIII

Рефлексия деятельности (итог урока) (2-3 мин)

1. Учащиеся проанализировали, где и почему были допущены ошибки, способы их исправления.

+

2.Учащиеся проговорили способы действий, вызвавшие затруднение.

+

3. Зафиксирована степень, соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечены цели последующей деятельности.

+

4. Учащиеся проанализировали и оценили деятельность

всего класса на уроке.

+

5. Учащиеся проанализировали и оценили свою деятельность на уроке.

+

6. Домашнее задание предложено в соответствии с достигнутыми результатами урока.

+

7. Домашнее задание содержит элементы выбора, творчества.

+

8. Выдержаны примерные временные рамки.

+

Общие выводы по уроку, рекомендации: работать над владением своим телом (способность контролировать мимику и пантомимику и использовать их для достижения целей обучения), формулировать и ориентироваться на конечную цель.

Условные обозначения

Плюс

+

Деятельность учителя и учеников полностью соответствует требованиям к

Плюс - Минус

±

Требования к этапу выполнены, но есть замечания и рекомендации. Замечания и рекомендации прописаны.

Минус - плюс

+

Требования к этапу не выполнены, но есть верные шаги. Проанализировано соотношение выполненного - выполненного.

Минус

-

Требования к этапу не выполнены




Предварительный просмотр:

Дата урока: 22.02.19                                                                                                                      ФИО учителя: Тыртычко М.А.

Школа: №98                                                                                                                                   ФИО студента: Волкова Д.А.

Класс: 3 А                                                                                                                                       ФИО методиста: Колотухина Я.А.

Кабинет: 24

Тема урока «Полезные ископаемые»

Тип урока: комбинированный урок.

Цель урока: Расширять знания  учащихся о полезных ископаемых, их свойствах и применении

Планируемы результаты: 

  • Предметные: выявить свойства известняка,  гранита, каменного угля  и их использование человеком; представить результаты в таблице; вовлечь обучающихся с помощью постановки опытов в исследовательскую работу.
  • Личностные: формировать позитивное отношение к охране полезных ископаемых, формировать умение общаться, как умение говорить и слушать. 

  • Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

        

Оборудование: Окружающий мир: 3кл.: Учебник: В 2 ч./Плешаков А.А./Учебник, 2006 г. – Ч.2./Программа – Школа России; мультимедиа проектор, экран, компьютер, презентация.

                                   

Этапы урока

Время

Содержание урока

Деятельность учащихся

УУД

Организационный этап

Словесный метод: приветствие

1 мин

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех сегодня видеть на нашем уроке. Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего   настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.

Приветствуют учителя

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Проверка домашнего задания

Наглядный метод: презентация

5 мин

- Посмотрите на слайд. Что вы видите? (планету Земля).

- Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко.  Сегодня вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств.

– Для того чтобы узнать как называется эта профессия, давайте отгадаем загадку  Путь его тяжёл и долог, Ищет залежи...  Правильно! (Геологи).

– И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами. И так, в путь!

– Прежде, чем отправиться за природными богатствами, геологам надо провести предварительные изыскания. На прошлом уроке мы с вами изучили тему три кита экономики.  Проверка домашнего задания.   

 Слушают текст, отвечают на поставленные вопросы.

Тест по теме: «3 кита экономики».

Коммуникативные - умение работать самостоятельно

Познавательные - обобщать и классифицировать по признакам.

 

Коммуникативные - умение работать в паре и в группах.

Регулятивные - развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Открытие знаний

(введение в новую тему)

Словесный метод: беседа, слово учителя

Физкультминутка

Закрепление изученного материала

16 мин

1 мин

5 мин

10 мин

-  Сегодня на уроке мы начнём знакомство с 1 из китов экономики - с полезными ископаемыми. Наша страна очень богата полезными ископаемыми.  

- Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока. (Что такое « Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Где находятся? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые? )

- В мире существует много полезных ископаемых и их залежи безмерно велики. Задавались ли вы вопросом, что такое «полезные ископаемые»?

- Сейчас я предлагаю вам стать исследователями и попробовать сформулировать    понятия «полезные ископаемые »

1. Работа в поисковых системах Яндекс и Google, со словарем С.И.Ожегова:

1 группа - Что называют полезными ископаемыми?

2 группа – Что такое месторождения?   3 группа -  Что называют шахтой, карьером?

2.   Составление кластера со слов учащихся.

 

3.  Прочитайте материал о полезных ископаемых. При чтении делайте пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; «–» – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. В таблицу кратко занесите сведения из текста.  

4.  Дополнение  кластера.

- Молодцы! Вы успешно справились с заданием.  Но вы должны быть не только умными, но и физически закаленными. Сделаем перерыв в нашей исследователь-ской работе и проведем физкультминутку.   Ребята, я желаю вам достигать своей цели и никогда не сдаваться! Мы настоящие геологи.

  Мы узнали, что в мире существует много разных видов полезных ископаемых.  

- Каждое полезное ископаемое обладает  свойством. Сейчас мы займемся изучением свойств полезных ископаемых.

- На столах лежат образцы полезного ископаемого (у каждой группы свой образец) и атлас-определитель  “От Земли до неба”. Результаты исследования будете заносить в бортовой журнал. Я предлагаю вам провести исследовательскую работу с помощью инструктивной карточки.

Название полезного ископаемого________________________

Твёрдое или жидкое _______________

Растворимость ____________________

Цвет _______________________________________________

Плотное или рыхлое (или пластичное)______________ ______

Прозрачное или непрозрачное __________________________

Горючее или негорючее ________________________________

Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов)____________

Обозначение на карте__________________

- У каждой геологической группы свое задание. Начинать свой рассказ, по завершению исследования, будете со слов: “Мы геологи только что вернулись с экспедиции….”  

Приём «Шесть шляп». Каждая группа получает цветные шляпы с надписями. После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей. Белая шляпа. Факты.   Жёлтая. Позитивное мышление.  Черная. Проблема.   Красная. Эмоции.   Зеленая. Творчество.  Синяя. Философия. Обобщают высказывания каждой группы.

Самостоятельно формулируют тему урока («Полезные ископаемые») и его цель.

Отвечают на поставленные вопросы.

Исследуют значение слов «полезные» и «ископаемые».

Наблюдают за ходом составления кластера учителем.

Таблица «Инсерт».

.

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают учителя.

Принимают инструкцию педагога о ходе исследовательской

работы.

Осуществляют исследование по инструкции.

Выполняют самостоятельную работу в группе – исследуют полезное ископаемое с помощью инструктивной карточки и атласа – определителя.

 

Познавательные - обобщать и классифицировать по признакам.

 

Коммуникативные - умение работать в паре и в группах.

Регулятивные - развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Регулятивные - осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные - умение работать самостоятельно

Познавательные - обобщать и классифицировать по признакам.

 

Коммуникативные - умение работать в паре и в группах.

Регулятивные - развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Коммуникативные - умение работать самостоятельно

Познавательные - обобщать и классифицировать по признакам.

 

Коммуникативные - умение работать в паре и в группах.

Итог урока

 

Рефлексия

Домашнее задание

1 мин

1 мин

1 мин

-Ребята, мы открыли  новые знания о полезных ископаемых. Именно они сейчас помогут нам выстроить здание. И это не случайно, ведь именно полезные ископаемые используются в строительстве.

 Здание это необычно. Оно будет состоять из наших знаний. Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы будете отвечать и собирать домик по кирпичику.

(По ходу отгадывания загадок появляется кирпичик, которые по окончанию работы образуют домик).

-Посмотрите, какой прочный у нас получился дом. Не все богатства полностью выявлены. Геологи продолжают поиски и исследования полезных ископаемых. Может кто-нибудь из вас в будущем откроет новое месторождение нужного человеку полезного ископаемого.

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.

Как надо охранять полезные ископаемые?

  •  Экономично использовать
  • Оберегать от пожаров
  • Соблюдать правила перевозки

Заменять по возможности искусственными материалами

 - В завершении нашего урока я предлагаю вам следующее задание:

1 и 2 группе – приготовить сообщение о природном газе;

3 и 4 группе – приготовить сообщение о нефти;

Отвечают отгадывают загадки, выстраивая кирпичный домик.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Записывают д/з.

Регулятивные - анализировать собственную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...