"Вода-растворитель" (3 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

урок с проведение опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_okr.mir_.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий  открытого урока по окружающему миру на тему: "Вода-растворитель" (3 класс).

Система учебников (УМК) " Планета Знаний".

Авторы учебника: Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов.  "Окружающий мир."Учебник для 3  класса. М.,АСТ, Астрель, 2013 год.

Тип урока : ОНЗ

Вид урока: урок - исследование

Цель урока: познакомить со свойством воды растворять в себе вещества.

Задачи: 
Дидактические задачи урока:

- опытным путем установить свойство воды растворять вещества, ознакомить с растворимыми и нерастворимыми в воде веществами;

-обучить работе в группе;

-развивать умения наблюдать, делать выводы, получать информацию из различных источников (из таблиц);

-прививать интерес к окружающему миру.

Педагогические задачи урока:

-познакомить учащихся с особенностями процесса научного познания, ступенями исследовательской деятельности;

-научить различать проблемы, формулировать и отбирать вопросы, интерпретировать данные, делать выводы;

-заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью, поиском новых проблем, вопросов.

Форы учебного сотрудничества : групповая (мини-лаборатория)

Предполагаемый контроль: текущий, взаимоконтроль, самоконтроль.

Демонстрационный материал ,оборудование: индивидуальные карточки, презентация , стаканы с водой,  стаканы с различными веществами, воронки, салфетки, словари, флипчарт.

Составила и провела: учитель начальных классов МОУ СОШ №21 Я.В. Адмухамедова

Предметные результаты:

Обучающие научатся: проводить опыты, опытным путем установить свойство воды – растворять вещества, ознакомятся с растворимыми и нерастворимыми в воде веществами.

Метапредметные результаты:

Личностные УУД: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Познавательные УУД: 

Общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации в тексте, логические: устанавливают причинно – следственные связи; осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков, приводят доказательства.

Регулятивные УУД: Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществляют рефлексию своей деятельности на уроке,

Коммуникативные УУД: оформляют диалогическое высказывание, в соответствии с требованиями речевого этикета, учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

время

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемый результат

1 мин.

1. орг. момент (самоопределение)

- посмотрите, на игрушку, что в ней необычного?

- Вот так же и знания человека состоят из маленьких «деталей». И только когда эти «детали» собраны вместе, и не упущена ни одна, тогда знания начинают действовать, и их можно применить в жизни. Каждый наш урок и то, чему мы на нем учимся, являются такими «деталями», частями наших знаний. Желаю вам, чтобы сегодняшний урок принёс вам новые, необходимые для вас  знания.

- не хватает деталей

Личностные:  проявлять интерес к ситуации;

5 мин.

2. Актуализация знаний, мотивация учащихся.

- Отгадайте загадку

Я и туча, и туман,

Я ручей и океан,

Я летаю и бегу,

И стеклянной быть могу.

- Объясните, почему вода может так о себе говорить?

- мы с вами вспомнили три состояния воды

- дома вы повторяли свойства воды, предлагаю проверить домашнее задание в виде теста, отметки за который будут выставлены в журнал

1. Вода текуча

А). да

Б). нет

2. Вода прозрачное вещество

А), да

Б). нет

3. Если в воду добавить сахар, то вода станет солёной

А). да

Б). нет

4. Вода хорошо проводит тепло.

А). да

Б), нет

5. Главное состояние воды.

А). жидкое

Б). твёрдое

В). Газообразное

6. Вода имеет запах

А). да

Б), нет

7. Если в воду добавить апельсиновый сок, то вода станет жёлтой.

А). да

Б). нет

- давайте, проверим и выставим отметки. 5- ни одной ошибки, 1 ошибка 4, 2-3, больше ставите минус

СЛАЙД А А Б Б А Б А

- посмотрите на доску, в этом задании вам нужно соединить воду с её свойствами

- остальные встанут возле парт и если согласны, хлопаем в ладоши

Вода

- бывает в разных состояниях, жидком, твёрдом и газообразном

- без цвета, без запаха, без вкуса, теплоёмкость, растворитель, сохраняет форму

Предметные умения:

- определять состояние воды

и обосновывать свое мнение;

- Регулятивные умения:

- выполнять самопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения:

- оформлять речевое

высказывание, представляя

свою позицию, используя термины, в рамках учебного диалога.

3-4 мин.

3. Постановка проблемы, формулировка темы и вопросов урока.

- почему вы не отнесли сохраняет форму к свойствам воды?

- А растворитель?

- давайте предположим, что это так.

- как вы думаете,  какова же тема нашего урока?

- какие вопросы  у нас возникают, когда мы слышим тему урока «Вода- ратворитель?»

- это свойство твёрдых тел

- мы не знаем. Так ли это на самом деле

- вода-растворитель.

- является ли вода растворителем?

- какие вещества растворяются в воде?

- какие вещества не растворяются воде?

- что такое растворитель?

Регулятивные:

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные умения:

- оформлять речевое

высказывание, представляя

свою позицию, используя термины, в рамках учебного диалога.

10-12 мин.

4. построение проекта выхода из ситуации затруднения

- для этого мы разделимся с вами на научные группы.

- Групп у нас будет 3.

- - первый вопрос на который нам нужно ответить: что такое растворитель? Где мы можем получить информацию?

 - на первый вопрос ответили

- второй вопрос: является вода растворителем?

-Чтобы ответить на этот вопрос проведём опыт, прочтите правила Работы при проведении опыта

- учитель раздаёт оборудование

1 группа будет работать с сахарным песком

2 группа будет работать с поваренной солью

3 группа - с  гранулированным кофе

-возьмите памятку 1, в ней прописаны правила проведения опыта и  план ответа после проведения наблюдений.

- распределите обязанности: кто будет проводить опыт, кто следить за ТБ, кто выступать с выводом.

Ложкой возьмите немного вещества, добавьте его в стакан с кипяченной водой, хорошо размешайте и сделайте вывод, что произошло с веществом.

План 1

- возьмите немного вещества и добавьте в стакан с кипячёной водой

-перемешайте

 - ответьте на вопросы и сделайте вывод

1. изменился ли цвет?

2. изменился запах?

3. что произошло с веществом?

4. вывод

В словарях

Растворитель- вещество, растворяющее в себе какие-нибудь вещества

Памятка

  1. работать под руководством учителя.
  2. размещать приборы, материалы на рабочем на столе так, чтобы они не упали.
  3. пробовать вещества, нюхать, трогать без разрешения учителя нельзя.
  4. наблюдение, выводы делать совместно.

- проводят опыт, формулируют вывод

Вода с солью цвет не изменила, но изменился вкус, соль растворилась в воде  

Аналогично с кофе и сахором

Предметные :

Проводить опыты; опытным путём устанавливать свойство воды – растворять вещества

Познавательные:

Устанавливать причинно-следственные связи, приводить доказательства; осуществляют поиск необходимой информации в тексте

Личностные:

Применять правила делового сотрудничества, проявлять доброжелательность в споре

Коммуникативные:

оформлять речевое

высказывание, представляя

свою позицию, используя термины, в рамках учебного диалога.

5-7 мин.

3 мин.

6 мин.

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Физминутка слайд

- итак, как же мы ответим на вопрос является ли вода растворителем?

- действительно вода прекрасный растворитель. Учёные считают, что вода в состоянии растворить даже стекло. Но этот процесс происходит очень медленно. Раньше, например, многие люди пили воду с серебряной ложкой . Мельчайшие частицы серебра растворялись в воде и она приобретала целебные свойства. Также целебными свойствами обладает природная минеральная вода.

- приведите примеры, как человек в быту использует свойство воды как растворителя?

-нам с вами предстоит ответить ещё на один вопрос?  Все ли вещества растворяются в воде?

Нам предстоит выяснить какие вещества  растворимые а какие  нерастворимые вещества. Давайте опять объединимся в 3 группы.

Для этого исследования нам потребуются  стаканы с водой, песок, мел, лимонная кислота,  чистый стакан и фильтр.

- кто может объяснить значение этого слова?

- обращаемся к словарю

- нам на уроке будет нужен бумажный фильтр

возьмите воронку, вложите в неё салфетку, далее берём план  №2 и работаем с ней.

План 2

  1. добавьте вещество в стакан с водой
  2. перелейте раствор в чистый стакан через фильтр
  3. ответьте на вопрос: задержал ли фильтр вещество или спокойно прошло сквозь него ?
  4. вывод если вещество прошло сквозь фильтр, то оно ……

если вещество осталось на фильтре, то оно……

итак, одни вещества у нас прошли через фильтр, другие остались на фильтре, какой вывод  можно сделать

Вещества растворились в воде

- является

- мыть руки, мыть посуду, варить пищу, готовить тесто

Фильтр- прибор для очищения жидкостей

делают выводы

Которые прошли, они растворимые

Которые остались на фильтре -нерастворимые

Познавательные:

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, приводить доказательства

Коммуникативные:

оформлять речевое

высказывание, представляя

свою позицию, используя термины, в рамках учебного диалога.

Предметные:

ознакомятся с растворимыми и нерастворимыми в воде веществами.

Познавательные:

Устанавливать причинно-следственные связи, приводить доказательства; осуществляют поиск необходимой информации в тексте

Коммуникативные:

учитывать разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

3 мин.

6. Творческое применение знаний в новой ситуации

Скажите ребята, подтвердилось ли наше предположение, что вода растворитель?

- что мы выяснили по этой теме?

- Представьте, что вы пошли в поход по родному краю. Откуда вы будете брать воду для питья и приготовления пищи, как будете ее очищать?

- Во время похода вы нечаянно рассыпали всю соль. Она смешалась с песком. Как быть?

Вода-растворитель, бывают растворимые вещества и нерастворимые, очистить можно при помощи фильтра.

Познавательные

устанавливать причинно – следственные связи; осуществлять  анализ объектов с выделением существенных признаков,

приводить  доказательства.

7. рефлексия, домашнее задание

Итак, сегодня на уроке в наши знания добавилась еще одна маленькая «деталь».

Возьмите листы достижений и оцените трудность выполняемых заданий.

Кто может похвалить себя? За что? Расскажите.

Домашнее задание будет 2-х уровней

Жёлтая карточка, задания, которые не требуют использования дополнительной литературы, а на белых карточках, которые требуют использования дополнительной литературы. Выбирайте себе задание, спасибо за урок.

1 уровень с. 29 №1-5

2 уровень с.29 1,4,5

Доклад  на тему

 «чудо-водица»

«какие бывают фильтры»

« какие вещества называются труднорастворимыми»

Регулятивные:

осуществлять рефлексию своей деятельности на уроке

Коммуникативные:

оформлять речевое

высказывание, представляя

свою позицию, используя термины, в рамках учебного диалога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир, урок "Вода-растворитель", 2 класс

Предмет: Окружающий мирКласс: 2 классТема «Вода - растворитель»Тип урока: Открытие новых знаний (технология деятельностного метода)УМК: «Система развивающего обучения Л.В.Занкова» ...

Тест по окружающему миру "Вода - растворитель". 3 класс

Тест по окружающему миру для 3 класса по УМК "Перспективная начальная школа"....

разработка урока по окружающему миру по теме "Вода-растворитель" 2 класс по системе Занкова

Этот урок формирует исследовательские умения в практической деятельности учащихся определять свойства воды - растворителя...

Конспект урока + презентация по окружающему миру на тему: "Вода-растворитель" 3 класс

Урок окружающего мира, 3 класс. (ВИДЕО МОЖНО НАЙТИ В РАЗДЕЛЕ ВИДЕО "МУП ПОВВ_ Откуда в нашем доме вода" и "ЛАБОРАНТ"....

Воды Земли. Вода – растворитель (Начальная школа 21 века)

Цели урока: создать условия для определения учащимися   свойства воды - растворитель; Планируемые результаты:Предметные:...